Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Нибур Р.X. Христос и культура
Комментарии
1 См.: Лк. 12:14.
2 Вероятно, имеется в виду Мальвима Хофман (Hoffman, 1887-1966), американский скульптор, ученица Родена. Широко известна ее работа «Человеческие расы», серия из 101 бронзовой фигуры в полный рост, выполненная по заказу Музея естественной истории в Чикаго. Считается, что лучше всего ей удавались портретные бюсты выдающихся людей
3' Своеобразная (лат.).
4' Св. Бенедикт Нурсийский (ок. 480 — ок. 547), родом из Норчи, Италия. Бежав от мира, поселился в пещере вблизи Аньо (названной впоследствии «священный грот»), а ок. 530 основал невдалеке от Неаполя монастырь Монте Кассино. Традиционно считается «патриархом западного монашества», установленные им строгие правила (впрочем, допускавшие занятия наукой) легли в основу устава бенедиктинцев.
5' Society of Friends, полностью Religious Society of Friends. Более известны как квакеры.
6' Естественный для протестантов взгляд на православную и католическую церкви, и та, и другая являются в сущности католическими. Ниже, в разделе «Синтез Христа и культуры» Нибур назовет католической также и англиканскую церковь.
7' Св. Франциск Ассизский (1182 — 1226), итальянский церковный деятель и проповедник, основатель ордена францисканцев.
8 Св. Доминик (собственное имяДоминго Гусман; ок. 1170 — 1221), кастильский проповедник, основатель доминиканского ордена.
9" Св. Бернард Клервоский (1090 — 1153), французский церковный деятель, настоятель монастыря цистерцианцев и преобразователь монашества. Известен красноречием и чудесами, а также тем, что установил правила Ордена тамплиеров и способствовал организации кончившегося неудачей 2-го крестового похода.
'°' Джордж Фоке (Fox, 1624 — 1691), английский религиозный деятель, основатель квакерского движения.
"'Уильям Пени (Репп, 1644— 1718), английский квакер, основатель английской колонии в Филадельфии.
"'Джон Вулман (Woolman, 1720 — 1772), лидер американских квакеров, писатель, реформатор общества, прославившийся своими красноречивыми выступлениями против рабства.
"' См. перевод Л. Н. Толстого «Учение Господа, преподанное народам 12-ю апостолами». Это произведение называют также «Дидахе». Была еще диссертация Карташева «Учение двенадцати апостолов» М., 1896 (имеется текст и перевод).
14' Собрания ортодоксальных квакеров (meetings), устраиваемые раз или два раза в неделю, проходят в безмолвии (сохраняемом до тех пор, пока кто-либо из присутствующих не почувствует потребность его нарушить), без проповедей, музыки и каких-либо предписанных ритуалов. Бывало, что собравшиеся так и расходились, не проронив ни слова. Однако ныне более половины квакеров в США пользуются услугами специальных священнослужителей и проводят встречи по спланированной заранее (полностью или частично) программе.
221
'•'• 1 Им. 1:8.
'6' Монтанизм - раннехристианская секта, возникшая в середине II в. во Фригии, Малая Азия. Названа по имени основателя - Монтана, бывшего языческого жреца. В предвидении скорого конца света монтанисты проповедовали бегство от мира, аскетизм и стремление к мученичеству во имя веры. Неоднократно осужденный церковью, в III в. монтанизм пользовался немалым влиянием в Африке, где его приверженцем был Тертуллиан. Просуществовал приблизительно до VI в.
17' Т. е. учение о наличии в мире двух природ — благой и злой.
"' См. У. Джеймс. Многообразие религиозного опыта, лекции IV и V (есть два переиздания 1993 г. этого вышедшего в 1910 г. русского перевода). Не исключено, что допущена опечатка в инициалах упоминаемого здесь Ньюмена \в оригинале — F. W. Newman); возможно, имеется в виду его брат, известный английский церковный деятель и писатель Джон Генри Ньюмен (1801 — 1890), вначале видный иерарх англиканской церкви, в 1845 перешедший в католичество и сделавшийся кардиналом в 1879.
19' Назореи — в Новом Завете последователи Иисуса Христа (Деян. 24, 5), иногда так называли ранних христиан, особенно иудеи (ср. Апокрифы древних христиан, М., 1989, с. 50 - 54). Впоследствии это название применялось к существовавшей в IV в. секте христиан-иудеев, соблюдавших иудейский ритуал, в т. ч. обрезание, субботу и правила о пище. Они верили в божественность Иисуса Христа и апостольство Павла.
20" Эбиониты (от евр. «бедный») — возможно, таким было другое изначальное название христиан в иудейской среде (ср. «Апокрифы древних христиан», там же). В специальном смысле — название, присвоенное во II и III вв. группе христиан-иудеев, сохранивших много элементов иудаизма. Они отрицали божественность Христа и считали апостола Павла отступником за провозглашение им превосходства христианского учения над законом Моисея. Часть их признавала непорочное зачатие. Упоминаются вплоть до V в.
2Г Популярное в античности учение, привлекавшее в качестве аргумента в том числе и созвучие (по-гречески «тело») — (по-гречески «надгробный памятник», вообще «могила»). См., например, у Платона «Горгий» 493а и «Федр» 250с. Указание других текстов и историю теории см. в подробном примечании А. А. Тахо-Годи к первому из указанных текстов (Платон. Собр. соч. М., 1990, т. 1,с. 806—807. Репринт 1994 г.).
22' От pan — по-гречески «всё» и sophia — мудрость, т. е. пронизанности всего мироздания разумом. 23' «Познай себя» (лат.).
2V Монтичелло — поместье Джефферсона в графстве Альбемарл, штат Вирджиния, устройству которого он отдал много сил начиная с 1770, а после окончания срока своего президентства в 1809 окончательно здесь поселился и жил до смерти, последовавшей в 1826.
25' Фредерик Денисом Морис (Maurice, 1805 — 1872), английский англиканский теолог, деятель образования и социальный реформатор, бывший одним из основателей христианского социализма. Изучал право в Кембридже, в 1834 принял посвящение. Из-за недовольства духовенства отрицанием им вечного ада в «Теологических эссе» (1853) был вынужден оставить должность профессора теологии в Кингз Колледж,
222
Лондон. В 1848 вместе с Чарльзом Кингсли, Джоном Лудлоу и другими основал Христианское социалистическое движение, а шесть лет спустя организовал Колледж для рабочих (Working Men's College) в Лондоне. Автор многих работ, самой известной из которых является, пожалуй, «Царство Христа» (1838).
26' Имеется в виду Иммануил Кант.
27- Уолтер Раушенбуш (Rauschenbusch, 1861 — 1918), американский священник, ставший лидером движения Социального Евангелия (Social Gospel), пытавшегося приложить христианскую этику к решению социальных проблем индустриального общества. В 1893 на него, священника в Нью-Йорке, произвел глубокое впечатление разразившийся кризис. Содействовал основанию Общества Иисуса (впоследствии Братство Царства), публиковал газету для рабочих, сыгравшую роль в основании христианского социалистического движения. Много идей, развитых в рамках движения Социального Евангелия , было претворено в 30-е гг. в рамках рузвельтовского Нового курса. Среди работ — «Christianity and the Social Crisis» (1907), «The Social Principles of Jesus» (1916), «A Theology for the Social Gospel» (1917).
28' В индуизме — земное воплощение божества (см. подробно «Мифологический словарь» М., 1991, с. 9-10).
"•См.Лк. 13,4.
30' Познания (греч.), отсюда и гностицизм.
31' Возможно, в тексте опечатка. Перевод предположительный.
32' В оригинале — grace notes, т.е. мелизмы, небольшие мелодические украшения.
"'Лев XIII (1810 -1903), папа римский с 1878, уделял большое внимание связям церкви с государством и ее роли в социальном вопросе, получил даже прозвище «папа рабочих».
32' Имеется в виду вероятное прочтение этого места: «Тем, кто вас смущает, стоило бы еще и кастрироваться» {?????? ??? ??????????? ?? ???????????? ???).
35' «Литератор» (франц.), здесь скорее в негативном смысле — «писака».
36' Английское слово conscience имеет два основных значения: «совесть» и «сознание» (второе считается теперь устаревающим), что создает большие трудности при переводе, особенно в этом абзаце, где conscience означает, пожалуй, и то, и другое; кроме того, здесь употреблено еще и слово consciousness, что однозначно означает «сознание».
"• Роджер Уильяме (Williams, 1603 — 1683?), американский проповедник и теолог. Родом из Англии, учился в Кембридже, в 1629 стал священником, стоял на позициях кальвинизма. Был близко знаком с лидерами пуритан, в т. ч. О. Кромвелем, Дж. Уинтропом, Т. Хукером. Окончательно разошелся с официальной англиканской церковью. В 1631 эмигрировал в Америку. Либеральными идеями по религиозным вопросам, а также несогласием с практикой захвата индейских земель навлек на себя ненависть колонистов-пуритан, был вынужден бежать к индейцам нарагансет. В 1636 на выкупленных им у индейцев землях основал «Плантацию Провидено» (ныне г. Провиденс) на принципах политической и религиозной свободы. Учредил здесь первую в Амери-
223
ке баптистскую церковь (крестился и сам по баптистскому обряду в 1639), однако впоследствии отошел и от баптизма, объявив себя «искателем» (seeker), т. е. приверженцем христианства, не примыкающим ни к какому определенному исповеданию. Будучи основателем (1644) и президентом (1654 — 1657) колонии Род-Айленд, предоставлял убежище и защиту .преследуемым за веру, в т. ч. квакерам, хотя и был противником их идей. До самой смерти принимал активное участие в жизни колонии. В 1675 возглавлял вооруженный отряд, защищавший Провиденс от нападения восставших индейцев.
м' Греши смело (лат.).
39' Sickness unto death, соответствует английскому переводу названия сочинения С. Кьеркегора 1849 г.
40' Греч. , букв. «приходящий на помощь», «заступник». В Ново;. Завете и церковной традиции — наименование Св. Духа, переводится как «утешитель» (см. Ин. 14:15-17; 15:26).
'"" Вероятно, имеется в видуЛк. 13:49-53.
42' Морис цитирует Евангелие, см. Ин. 17:21.
43' Название этой главы повторяет заглавие цитируемой здесь антигегелевской работы С. Кьеркегора 1846 г.
w Имеется в виду Густав II Адольф (1594 — 1632), король Швеции в 1611-32, прославился как командующий войсками протестантов в Тридцатилетней войне (1618-48).
45' Роберт Эдвард Ли (Lee, 1807 — 1870), генерал армии южан в Гражданской войне в США (1861-65), стал ее главнокомандующим лишь за 2 месяца до капитуляции. В заслугу ему ставится столь долгое противостояние явно неравных по силе сторон.
46' Чарльз Джордж Гордон (Gordon, 1833 — 1885), английский военный деятель и колониальный администратор. Носил прозвища Китайский Гордон и Гордон-паша, поскольку его получившие наибольшую известность миссии имели место в Китае и Египте. В 1863-64 командовал китайской армией, подавившей Тайпинское восстание и вернувшей престол Маньчжурской династии. В 1877-79 и 1884-85 был губернатором Судана, где провел значительные реформы, в частности по борьбе с работорговлей. В 1884-85 организовал оборону Хартума, осажденного войсками Махди и в течение 10 месяцев препятствовал его взятию. Погиб при падении Хартума, происшедшем за 2 дня до подхода экспедиционного английского корпуса. Колоритная, романтизируемая историками фигура времен расцвета Британской империи.
47' Псевдоним Johannes Climacus, избранный здесь любившим необычные, значимые псевдонимы Кьеркегором, — это латинская транскрипция имени Иоанна Лествичника.
48' Необходимом условии (лат.).
49' Имеется в виду Иисус Навин. В оригинале двусмысленность исключена, поскольку по-английски Иисус Навин — Joshua, а Иисус Христос — Jesus.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|
|