Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Маркова Н.Е. Культуринтервенция
Часть III. СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
"То был внезапно обретенный мною секрет счастья, о коем спорили философы множество веков; счастье теперь покупалось за пенни…"
"Исповедь англичанина, любителя опиума".
Томас Квинси
1. МЕТАМОРФОЗЫ
То, что во II-м веке н.э. Светоний клеймил как разврат [1], а в ХIХ-м веке Дюркгейм объяснял а н о м и е й [2], в ХХ-м - получило наименование "Сексуальная революция". Так назвал свой труд ассистент д-ра Фрейда - В. Райх, исследовавший перемены в Советской России 20-30-х годов. Таким образом, явление, с начала 50-х годов охватившее Европу и Америку, вовсе не следствие свободы и прогресса, как нас уверяют на Западе, и начала его просматриваются сквозь две Русские революции начала века.
В декабре 1917 года Ленин подписывает декреты, уравнивающие права женщины и мужчины. Одновременно прекращается преследование гомосексуализма. Женщины получают полную экономическую свободу и самостоятельность, легализован аборт [3]. "Положение женщины сейчас таково, что оно, с точки зрения даже самых развитых стран, может быть названо идеальным", - пишет Ленин. За этими переменами пристально следят на Западе. Придя к власти в России, бывшая революционная эмиграция воплощает в жизнь новейшие социальные идеи, почерпнутые в Европе. В 1926 году д-р Фрейд в частном разговоре выражает надежду на удачный исход революционного "эксперимента" в России.
Здесь мы вынуждены остановиться на этой, ключевой для понимания предмета, фигуре. Большинство современных психологов не считают фрейдовские концепции достаточно доказательными, но как объяснить столь длительное культурное присутствие?
Причину невероятной популярности фрейдизма, снискавшего массы сторонников и "заинтересованных", называет современник Фрейда, русский философ М. Бахтин. Психоанализ не просто скоропреходящая мода, а нечто более устойчивое, выражение "существенных сторон европейской буржуазной действительности", - говорит он. Для большинства поклонников психоанализа, Фрейд был первым и последним психиатром, которого они прочли, а журнал о психоанализе - первым и единственным, который они раскрыли,- замечает Бахтин. Притягательность фрейдизма в его основном идеологическом мотиве, появляющимся в эпохи кризисов и упадка, в которые происходит смена творящих историю социальных групп и классов: "Судьба человека, все содержание его жизни и творчества - следовательно: содержание его искусства, если он художник, его научных теорий, если он ученый, его политических программ и действий, если он политик - всецело определяется судьбами его полового влечения, и только ими одними" (5;15).
Итак: с е к с к а к с о д е р ж а н и е ж и з н и, вот в чем притягательность этого учения. СОДЕРЖАНИЕ ФРЕЙДИЗМА ЯВЛЯЕТСЯ БЕЗУСЛОВНЫМ СЕКСУАЛЬНЫМ СТИМУЛОМ.
Возникновением психоанализа человечество обязано драматической любви и бедности малоизвестного ученого-стажера. Мать невесты поставила условием брака обеспечение благосостояния будущей семьи. При полном сексуальном воздержании, помолвка длилась четыре года. "... Я расскажу тебе, как тосковал и страдал без тебя. Страдал так сильно, что даже не могу окончательно поверить, что ты будешь рядом со мной всегда",- писал Фрейд возлюбленной (64;68).
Подавление любого базового инстинкта ощущается человеком как мучительное физическое страдание. Именно эта изнурительная борьба, в конечном итоге, подтолкнула ученого к открытию либидо и сублимации. В продолжении всей жизни Фрейд остался сосредоточенным на сексуальной подоплеке явлений. Так человек, переживший сильный голод, всегда держит избыточный запас продовольствия.
"Непосредственной предпосылкой всякой революции всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения" - указывает П. Сорокин. Вот разгадка навязчивого "идеологического мотива", предваряющего революционные перемены! Какие же невыполнимые материальные требования предъявляет западноевропейская культура конца XIX века представителю среднего класса, намеревающемуся вступить в брак? Вот что засвидетельствовано Фрейдом:
"О, моя дорогая Мартхен, мы так бедны. Но это - не причина отступать от добрых традиций: мы дожны сообщить всем родственникам и знакомым, что любим друг-друга и хотим жить вместе. Но тогда нас спросят: "А что у вас за душой, какой капитал?" - "Ничего, кроме того, что верно любим друг-друга". - "И больше ничего?"
Что же нам нужно практически? Две или три комнатки, где можно жить, есть, встречать гостей. Печь, в которой всегда пылал бы огонь для приготовления пищи.
А каким должно быть внутреннее убранство жилья? Столы и стулья, кровати, зеркало, напоминающее нам, счастливым, о стремительном беге времени, кресло для приятных размышлений, ковер, помогающий хозяйке содержать пол в чистоте. Белье, изящно перевязанное лентой и уложенное в ящики шкафа; твое платьице нового фасона и шляпы с искусственными цветами, картина на стене, посуда для каждодневного обихода и застолья...
Все это - маленький мир счастья, мир благородной человечности. И это так необходимо каждому". (Фрейд, "Письма к невесте", с. 58).
К 30-м годам нашего века, психоанализ как явление, порожденное подавлением базового инстинкта (невозможностью осуществления половой жизни в соответствии с материально- культурными требованиями данной цивилизации), становится "характерной, неизгладимой чертой Западной Европы" (5;15). Итак, экономическая ситуация в странах Запада в конце первой трети ХХ века не позволяет представителю среднего класса иметь элементарный набор материальных благ, необходимых для создания семьи.
Что касается России, то революция 1917 года, снизив сексуальную напряженность в обществе, и ослабив длительное время складывавшиеся культурные запреты, также не решила всех проблем. Новые экономические условия потребовали выработки новейших социальных норм.
2. 1917 (ПРАКТИКА)
Декреты Советского правительства лишили мужчину права на руководство семьей, декларировали материальное и сексуальное самоопределение женщины, объявили ее право на свободный выбор имени, места жительства, гражданства.
В сфере половой любви Советской сексуальной революцией была провозглашена "идеальная связь свободных людей, любящих друг-друга в условиях независимости". Революционное прекраснодушие никак не подкреплялось экономически.
Гомосексуализм, свобода абортов, молодежные коммуны и коллективное воспитание детей на фоне голода и гражданской войны произвели небывалый социальный хаос, разрушение семьи, массовую беспризорность. "...Надвигается коллосальное бедствие в том смысле, что мы неправильно поняли понятие "свободной любви". В результате получилось так, что от этой свободной любви коммунисты натворили ребятишек... Если война нам дала массу инвалидов, то неправильно понятая свободная любовь наградит нас еще большими уродами". Партработник М. [4]
Из кухонь и детских женщины ринулись к желанной свободе, однако дети оказались брошенными, "общественная жизнь" часто заканчивалась беременностью, а материальное самоопределение требовало квалификации. При этом, законодательно мужчина практически освобождался от участия в воспитании детей (женщина самостоятельна экономически!) Замена роли матери и жены на роль работницы требовала дополнительных усилий и со стороны женщины, и со стороны общества.
К концу 20-х годов с е к с у а л ь н а я р е в о л ю ц и я в России заканчивается. Женщины активно приобретают профессии. Обязанности матери и хозяйки делегированы детским учреждениям, пожилым родственницам или прислуге. Часть женщин продолжает выполнять прежние социальные роли. Государство возвращает родителям ответственность за воспитание детей. Экономические и нравственные интересы членов общества выстраивают новую социально-культурную структуру. "Эксперимент" неконтролируемо изменяет свое направление.
После длительного отсутствия, подхватив специфически западные дурные болезни - Наркоманию и СПИД, в начале 90-х Сексуальная революция возвращается в Россию, где принимается за истребление чересчур доверчивых граждан.
3. РАЗРУШИТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ (ТЕОРИЯ)
В 1929 г. Россию посетил марксист, сторонник сексуальных реформ, ассистент д-ра Фрейда - Вильгельм Райх. С его точки зрения, в России произошло досадное торможение Сексуальной революции. Причины - в отсутствии Теории, на которую можно было бы опереться. Труды по ее созданию тридцатидвухлетний Вильгельм Райх берет на себя.
Публикация "Сексуальной революции" вызвала оглушительные скандалы, не перестававшие преследовать автора всю жизнь. "В моих работах увидели такую же серьезную угрозу для либерализма и демократии, как для диктатуры пролетариата, чести социализма или чести немецкой женщины", - писал Райх.
В кратком изложении Теория такова: После революции социальной, в России, точь в точь по Марксу, произошла революция сексуальная. Принудительная семья распалась. Однако и новая ее форма - молодежная коммуна [5] (экономический сексуальный коллектив) - оказалась неустойчивой. Психическая структура подданого и раба, созданная тысячелетним подавлением сексуальности, мешает полному осуществлению сексуальной революции.
Для достижения счастья человечеству необходимо:
1. Воспитывать положительное отношение к сексуальности с детства (как, например, в советском детском доме под руководством психоаналитика Веры Шмидт, где дети свободно занимаются мастурбацией под присмотром воспитателей).
2. Признать права детей, подростков на любовную сексуальную жизнь и выделить для этого специальные помещения.
В пример Европейской культуре Райх ставит Тробрианское примитивное общество, описанное этнологом Б. Малиновским.
Тробрианский рай не знает насилий, самоубийств [6], сексуальных неврозов и извращений. В нем нет места ревности, а люди живут здоровой любовной жизнью. Дети тробрианцев не ведают о сексуальной тайне и совершают половые манипуляции в соответствии с возрастом. Общество мудро заботится о помещениях для половой жизни детей и подростков.Таким образом, Райх ставит ВОПРОС О КУЛЬТУРЕ вообще. Это вопрос о репресивной роли культуры, о неразрешимом, якобы, противоречии между природой и моралью. "До 1929 г. отношение психоанализа к культуре не обсуждалось. Психоаналитики не только не видели противоречия между своим учением и культурой, но, напротив, представляли Фрейдовскую теорию как содействующую культуре, а вовсе не как критическую по отношению к культуре", - пишет Райх в "Функции оргазма". Публикации его работ ставят под угрозу лояльность психоанализа.
Отношение к этому вопросу самого Фрейда проясняется в ходе дискуссии о культуре (1929). "Очень немногие знают, что Фрейдовская работа "Недовольство культурой" (1931) возникла в ходе упомянутой дискуссии... и была предназначена для того, чтобы дать отпор моей успешно развивавшейся работе и "опасности", которую она порождала", - Райх (56;163). Действительно, в этой работе Фрейд мягко вразумляет своего ученика и весьма определенно отвечает на поставленные им вопросы: "...Что бы мы ни подразумевали под понятием культуры, несомненно одно: все то, чем мы пытаемся защититься от грозящих нам источников страдания, принадлежит именно этой культуре..." Основная мысль работы создателя психоанализа не оставляет сомнений: "Человек обычно идет от "принципа удовольствия" к"принципу реальности". Ему надлежит отказаться от удовольствия и приспосабливаться". [7]
Вильгельм Райх категорически не согласен с формулой Фрейда. Сбывается мрачный прогноз противников психоанализа о его угрозе для культуры. Еще более радикальный фрейдомарксизм оспоривает у фрейдовского учения право на "переворот в культуре", путем изменения существующих в обществе условий воспитания.
Следствием настойчивых публикаций и пламенных выступлений Вильгельма Райха, одержимого маниакальным стремлением сексуально осчастливить человечество, становится: 1933 г. - исключение из коммунистической партии Германии, 1934 г. - исключение из психоаналитического общества и диагноз шизофрения, который ставит ему один из коллег.
Райха запрещают коммунисты, фашисты, полицейские власти, социалисты и буржуазные либералы. Его осуждают или изгоняют из Австрии, Германии, Дании, Швеции - отовсюду, где он пребывает.
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО РЕШИТЕЛЬНО СОПРОТИВЛЯЕТСЯ РАЗРУШЕНИЮ КУЛЬТУРЫ.
4. ЗАБЛУЖДЕНИЯ
Между тем, социальное мышление Райха крайне простодушно. Так, он искренне считает, что все беды и хронические несчастья человечества происходят от нерегулярной половой жизни. При этом надо отдать должное знанию предмета и страстному сочувствию, с которым осуществляется "чисто врачебная защита биологических интересов" пациентов. Положения его теории легко опровергаются:
1. Райх считает сексуальный интерес важнейшим для человечества, однако потребность в половой жизни следует лишь за удовлетворением других базовых потребностей - голод, жажда, сон (Маслоу).
2. Культурный идеал Райха - примитивное общество, где половые потребности удовлетворяются сразу, по мере возникновения, благодаря отсутствию репрессивной патриархальной культуры, однако настоящая причина такой свободы - отсутствие в примитивном обществе знания о зачатии. Как только общество овладевает знанием об оплодотворении семенем, матриархату и свободной сексуальности приходит конец [8]. Экономика выходит на первый план. Появляется раздельное воспитание полов, запрет половой жизни до брака.
3. Более позднее начало половой жизни в европейской культуре связано не с подавлением сексуальности авторитарной психической структурой, как считает Райх, а со временем, необходимым для овладения более сложным уровнем культуры.
4. Предполагая, что немедленное удовлетворение сексуальных потребностей будет способствовать всеобщему счастью, Райх забывает о других физиологических потребностях. Таким образом, причина подменяется следствием. Подавляющее экономическое господство правящих классов существует не потому, что авторитарная психическая структура характера подавляет сексуальность, а сексуальные потребности не могут быть полноценно удовлетворены потому, что их подавляет существующее экономическое господство.
В условиях избыточного потребления с одной стороны и подавления базовых потребностей с другой, секс приобретает свойства товара повседневного спроса для одних, и предмета недоступной роскоши для других. "Постоянный идеологический мотив", оборачивающийся сигналом-стимулом, есть признак явного неблагополучия общества. Целая Индустрия занята оживлением пресыщенной потенции верхних и дешевым удовлетворением сексуальных потребностей нижних классов. Фрейдизм, а за ним и теория Райха, лишь частные проекции общественных отношений.
5. ФЕНИКС
Личность Райха, возникшая в исторической перспективе Австро-Венгерской империи, являет парадоксальное стремление к гармонии через ее разрушение. Авторитарная структура семьи становиться ненавистной после самоубийства матери, вызванного изнуряющим бытовым угнетением в духе Кафки. Личное участие в Первой мировой войне окончательно подрывает все табу и путает нравственные понятия. Кажется, что теперь свобода и счастье могут быть достигнуты лишь тотальным разрушением этой "иррациональной реальности, устраивающей... оргии уничтожения" (56;162).
В 1939 году, упорствующий в своем мессианстве теоретик и автор "Сексуальной революции" достигает берегов Америки, где наконец-то находит понимание и поддержку. "Сегодня, в марте 1949 г., мы в Соединенных Штатах Америки оказались в самом центре трудной борьбы за признание БИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ", - с воодушевлением пишет Райх. Адъюнкт-профессор медицинской психологии Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке, в 1950 г. он основывает Институт Оргона, где занимается самостоятельными изысканиями.
В 1954 году все разлетается в прах. Конфискованы и сожжены публикации об исследовании оргона, запрещены большинство книг, журналов, теории и методы лечения. Сам Вильгельм Райх заключен в федеральную тюрьму по обвинению в неуважении к суду.
В 1957 году он умирает в тюрьме от сердечного приступа.
В том самом году, когда адъюнкт-профессор медицинской психологии Вильгельм Райх был отправлен в тюрьму, на кафедру Брандейского Университета взошел приглашенный професор философии Герберт Маркузе. И уже в 1955 г. на прилавках появился его труд "Эрос и цивилизация", в точности воспроизводящий ключевые положения теории Райха. Вот, например:
Райх пишет о тысячелетнем подавлении сексуальности в интересах авторитарного общества, а Маркузе о подавлении сексуальных инстинктов в интересах "господства".
Райх говорит об авторитарной психической структуре, не позволяющей обрести свободу, а Маркузе называет это явление "психическим термидором".
Райх призывает к сексуальному раскрепощению, а Маркузе к "тотальной революции психической структуры". Как видим, изменена лишь словесная форма, суть одинакова. Идеи "Сексуальной революции" воскресают как сказочный Феникс.
Работы несколько отличались в выводах. Райх предлагал начинать сексуальное раскрепощение постепенно, предварительно подготовив помещения для половой жизни детей, а Маркузе призывает к тотальной революции сейчас же, так как современные производительные силы могут освободить человека от отчужденного труда. В результате, по мнению Маркузе, возникнет "либидонозная мораль", "свобода от вины и страха", "освобождение эроса".
Удивительно, что в качестве идейного путеводителя Герберт Маркузе помещает на титульном листе имя Фрейда (имевшего противоположные взгляды), однако излагает основные положения теории "Сексуальной революции" Райха, впервые опубликованной еще в 30-м году.
Удивительно, поскольку эммигрировавшие в Нью-Йорк Райх и Маркузе не только проживают в одном городе, но и занимаются сходной темой в общей сфере науки [9]. Мог ли Маркузе не знать содержания книги и не слышать о скандалах [10], как всегда, закипающих вокруг имени автора "Сексуальной революции"?
Является ли этот факт случайным совпадением?
6. МАРКСИЗМ И ЦРУ
Чтобы разобраться в этом, обратимся к персоне нового профессора философии Брандейского Университета. Личность Герберта Маркузе имеет одну сторону очевидную, ясную, публичную, а другую - затемненную, слабо обрисованную, едва различимую. Рассмотрим ее ясную сторону.
Маркузе родился в Германии, в Берлине (1898), философ по образованию. После установления фашистской диктатуры эмигрировал в США. В годы второй мировой войны руководил отделом Американской стратегической разведки (разработка психологической войны против рейха), затем служба в Госдепартаменте. В 1954 г. - профессор Брандейского, затем в середине 60-х - Калифорнийского университета.
И вот здесь начинаются чудеса!
Немолодой профессор - а в 1964 году, когда выходит "Одномерный человек", ему шестьдесят шесть лет - внезапно становится революционным теоретиком, идейным руководителем молодежи, приобретает небывалый успех и известность. Газеты называют его "третьим после Маркса и Мао", студенчество претворяет его идеи и лозунги в жизнь. "Первым, кто должен удивляться всему происшедшему с ним, должен быть, бесспорно, сам Маркузе", - констатирует его критик, итальянский философ Л. Коллети.
Затемненную сторону личности неожиданно освещает статья Л. Маттиаса, в годы войны также сотрудничавшего с США. Он рассказывает о том, что после войны Маркузе продолжает трудиться в американской разведке, где становится Начальником центрального европейского филиала Службы разведовательных исследований Государственного департамента США (позже ЦРУ).
Шеф Маркузе - Фрэнк Визнер (ЦРУ), один из главных специалистов по организации "черных операций" (переворот в Гватемале), следовательно и подчиненный трудится на этой ниве. Одно из известных вменяемых профессору деяний - организованная совместно с бывшим нацистским разведчиком Геленом шпионская сеть по всей Германии с центром во Франкфурте-на-Майне.
В своем интервью Маттиас сообщал, что сведения получены им от третьих лиц и он не утверждает, что Маркузе и в настоящее время работает на ЦРУ. Вынужденное опровержение Маркузе было уклончивым и расплывчатым.
Однако поразительными кажутся те свобода и вольность, с которыми профессор пенсионного возраста бесшабашно проповедует с кафедры радикальный марксизм, в то время, как и за гораздо меньшие прогрешения люди, имеющие "левые" взгляды, лишаются работы. Однако странным и удивительным выглядит размах promotion, сопровождающий книги и выступления Маркузе в средствах массовой информации.
Кстати, на кафедру Брандейского университета Маркузе пришел из Русского института Колумбийского университета (где он был одним из главных кремленологов), финансировавшегося Центральным Разведывательным Управлением.
ЦРУ поручило Маркузе организовать революцию?
7. ДУДОЧКА КРЫСОЛОВА
В этой версии нет ничего невероятного. Власть всегда использовала провокаторов для организации зарождающихся революционных движений с целью контроля и возможной их дискредитации. В историю такая тактика вошла под названием "полицейский социализм". Хрестоматийный пример - собрание русских фабрично-заводских рабочих, инициированное подполковником Зубатовым из охранного отделения, поп Гапон и Русская революция 1905 года.
Со времен первой русской революции методика провокаций приобрела научный характер и интеллектуальный блеск. Виновник этому Карл Маркс, указавший путь не только пролетариату, но и истеблишменту. Когда механизм революций так хорошо изучен, правящему классу ничего не остается, как только ежеминутно вставлять палки в колеса Истории, задерживая ее движение.
С 1960 по 1970 г., в забастовках в "развитом индустриальном обществе" приняло участие около 425 млн. рабочих (61;425). Маркузе - участник событий в Калифорнийском университете, а затем идеолог этого движения. Многообещающее десятилетие катилось мощной волной забастовок, студенческих беспорядков, революционных "левых" выступлений и... и рассыпалось в пыль.
Какую роль здесь сыграл Маркузе? Прогрессивного профессора, сочувствующего студенческому движению? Мудрого идеолога, борца против "марксистского догматизма и схоластики"? Организатора зарождающегося движения "новых левых"? Да, если верить громкому шуму (cui bono!) [11] прессы, устроившей ему голливудский promotion.
Но опять явственно видна лишь освещенная, публичная сторона его личности... "Деятельность Маркузе надо оценивать на основе ее конкретных последствий", - рекомендует немецкий философ Р. Штейнгервальд.
Отчаянный тупик "левого" движения, полная дискредитация идей "новых левых" и фрейдомарксизма, моральное и физическое разложение участников движения, их опустошенность и бессилие. Конкретные последствия деятельности Маркузе обескураживающе разрушительны. Они неожиданно обрисовывают его скрытую роль под названием: Крысолов и его дудочка.
Завуалировано, вскользь, говоря отнюдь не о себе, он описывает ее в "Одномерном человеке": "Хитрость разума" работает в интересах существующей власти, ...академический и социальный бихевиоризм соединяются на общей основе - на основе развитого общества, которое превращает научный и технический прогресс в инструмент господства".
Как бывший руководитель стратегической разведки и разработчик идеологической войны, он хорошо осведомлен о способности современного общества "сдерживать качественные социальные перемены". Он знает о том, к а к происходит "сдерживание": "...сознание - объект внушения и манипулирования (вплоть до глубинных инстинктов)...".
Собственно, популярность его книги "Одномерный человек", показавшейся многим смелой и оригинальной, основана на этом, слегка приоткрытом, з н а н и и. Сам автор скользит здесь по поверхности, говоря многое, так ничего и не сказав. Теперь у нас есть все основания утверждать, что деятельность Маркузе и других "хитрых разумом" идеологов была направлена на провоцирование, а затем отвод "левого" движения в безопасное для правящей элиты русло.
Автор "Эроса и цивилизации", позаимствовавший идеи "Сексуальной революции" у арестаната Вильгельма Райха, хорошо знал им цену. Они не годились для достижения человечеством любовного счастья, а сексуальное "освобождение" означало освобождение от защиты культуры. Однако секс в сочетании с марксизмом давал поразительный эффект притяжения! Философия оборачивалась Маркетингом.
8. ДВОЙНОЕ ДНО
Свойство маркетинга исполнять желания было использовано для promotion синтетических идеологий Зазеркалья. Подробности мнений, привычек, возрастных особенностей и желаний будующих потребителей идеологии тщательно изучались и учитывались. Новые идеологии, сообразно вкусу потребителя, имели блестящую обертку с красивой революционной картинкой, подлинный запах свободы и восхитительный вкус секса. Тот, кто пробовал начинку из наркотиков, получал все сразу, но не надолго. До очередной дозы, или до скорой смерти.
Сексуальный стимул в соединении с идеологией становится основой бихевиористской социальной инженерии в западных суб-культурах новейшего времени. Корпорацией-D узурпируются вековые обычаи поиска и выбора брачной пары (от сельских праздников с народными танцами, до балов, дансингов и дискотек).
Cубкультурные гетто, впервые появившиеся в среде молодежи во второй половине 50-х годов (Битники в США, Моды в Англии), и внезапная утрата прекрасно оснащенной теориями западной социологии, способности вразумительно объяснять суть происходящего, ее уход в эмпирику - стороны одного процесса - утекания смысла социальной науки в тайное измерение. Впервые описавший его в "Социологическом воображении" (1959), американский социолог Р. Миллс говорит о "бюрократическом использовании" социальных исследований.
В послевоенные годы конформизм и стремление к личной выгоде создали тип ученого, "ориентирующегося на других". Он исследует и разрешает проблемы, возникающие перед властью, "подчиняя моральный и политический подтекст социологических исследований своему собственному благополучию" (43;84). Социология переходит в руки "интеллектуальных администраторов". "Их научная репутация покоится на их академической власти: они члены комитетов; они члены советов-директоров; они могут предоставить вам работу, командировку, помощь в исследовании. Они - это неизвестный до сих пор тип бюрократа, для которого указание заменяет книгу" (43;103).
Итак, с м ы с л социологии через систему бюрократического трубопровода перетекает в научное Зазеркалье. Собственно, здесь, в тиши научных кабинетов, производятся субкультуры и будущие бури сексуальной революции. Искусственные Западные субкультуры 50-х - 60-х годов выстраивались по тем же законам социальной инженерии, что и современный D-маркетинг:
1. Мода, обозначающая поколение "детей". Отделение от общества посредством стиля "лидеров мнений", активно пропагандируемых в СМИ (рок-музыканты, псевдо-революционеры и пр). Образование неустойчивых групп по внешним признакам (одежда, прическа, жаргон).
2. Отрицание ценностей общества "отцов". Противостояние "Мы и Они", отказ от социальных ролей и жизненных целей.
3. Секс + идеология. Рromotion девиантного секса в соединении с "революционной" идеологией. Объединение групп и огруппление мышления.
4. Рок-музыка - средство коммуникации и пропаганды. Восприятие наркотических мифов о революционном расширении сознания, чудесных полетах, плаваниях, небывалых сексуальных ощущениях и пр.
5. Употребление наркотиков. Замкнутый круг: депрессия - негативное мышление - депрессия. Приобретение наркотической зависимости. Уничтожение личности или мировоззренческая переориентация.
К концу 60-х годов гардероб D-маркетинга (Контркультуры) [12] забит мешаниной из различных субкультур и идеологий (битники, хиппи, мистики, анархисты, дзен-буддисты и пр). "Для пропаганды и внедрения в умы идеала "альтернативного общества", в Лондоне, в 1967 г. на "Смотре интеллектуальных сил контркультуры" сформировался особый комплекс музыкальных, художественных, публицистических средств - так называемых "подземных"... Неоднократно указывалось, что наиболее влиятельные деятели контркультуры не принадлежали к молодому поколению, что контркультура фактически была созданием людей среднего и пожилого возраста, которые внесли ее в среду молодежи..." [13] При ближайшем рассмотрении вскрывается двойное дно контр-культуры, используемое исключительно для выгод истеблишмента:
1. ОТКАЗ ОТ ПРАГМАТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ - забота об имуществе правящего класса.
2. "НЕТ" - ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, "ДА"- РЕВОЛЮЦИИ В СОЗНАНИИ - уничтожение угрозы реальной революции посредством приобщения "революционеров" к наркотикам.
3. СОХРАНЕНИЕ ДУХОВНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ - препятствие социализации, подталкивание к девиантности и выпадению из общества. Контркультура контрабандой протаскивает Абсолютную Безопасность правящей элиты и Убийственные Судьбы для молодежи.
9. ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
Началом сексуальной революции в США принято считать 60-е годы, а причинами - появление противозачаточных таблеток, протест молодежи против ханжества и новый феминизм (41;16). Нелепо было бы думать, что идеи релятивного и рекреативного [14] секса вместе с тревогой о перенаселенности планеты вдруг разом осенили головы простых американцев. Проследим историю распространения этих идей.
Существует некая едва уловимая черта, отделяющая стихийно-разрушительный энтузиазм В. Райха от сознательного, методического использования секс-пропаганды в качестве безусловного стимула в схеме моделированного поведения. Обратимся к датам: 1949 г. - Райх в четвертый раз издает свою скандальную теорию (Нью-Йорк) и оказывается "в самом центре трудной борьбы за признание биологической революции". В 1950 году он благополучно начинает проводить исследования в учрежденном им институте. В 1953 г. в Сан-Франциско битническим журналом "City Lights" (Огни большого города) Ферлингетти открывает выпуск литературы для битников, содержащей мощный гомосексуальный стимул, связанный с идеологией марксизма-анархизма-троцкизма [15] и promotion наркотиков. 1954 г. - Разгром института Райха. Его труды запрещены и сожжены без расследований и объяснений, а сам он препровожден в федеральную тюрьму за оскорбление властей [16]. Началом целенаправленной экспансии секс-пропаганды в США следует считать эти, роковые для Райха, годы (1953-1954). Совпадение не случайно. Разрушитель культуры считал сексуальные отклонения - гомосексуализм и наркоманию - величайшими несчастьями человечества, следствием невозможности полноценного любовного счастья. Не вписавшись в новую идеологию, он выбывает из игры, а затем из жизни.
Гомосексуальная порнография А. Гинзберга, "отказ от прагматических ценностей" Д. Керуака ("На дороге"), и "революция в сознании" У. Берроуза, предлагавшего юнцам наркотики ("Лучший выход это Вход"), стали составляющими одной из первых систем оперантного бихевиоризма, обозначившего "поколение Рок энд Ролла". Цели моделирования - выравнивание классовых и экономических противоречий в послевоенной Америке. Средства - D-маркетинг.
Со стороны казалось, что битники "сами взяли себя за шиворот и выкинули из общества" (Г. Голд). Однако, именно литераторы-битники А. Гинзберг, У. Берроуз положили начало превращению Сан-Франциско из интеллектуальной столицы Калифорнии 50-х в гомосексуальную столицу современной Америки.
"Ужасная аномалия, распространяющаяся в обществе подобно эпидемии" [17] к 1989 г. добивается регистрации браков между геями, объединяет студентов колледжей и университетов США в гомосексуальные группы, печатает объявления о знакомствах и пропагандирует гомосексуальную субкультуру в собственных общенациональных и региональных газетах (41;400). Между тем, результаты исследований показывают очевидную связь сексуальной ориентации с проблемами психического здоровья и суицидом:
JAMA 3/3, май-июнь 2000 г. В ходе эксперимента, из 1007 молодых людей двадцать восемь человек были определены как сексуальное меньшинство (геи, лесбиянки, бисексуалы). Именно в этой группе выявились психические расстройства: "тяжелая форма депрессии, генерализованное тяжелое состояние, расстройства поведения, злоупотребление лекарствами/наркомания. Также были собраны данные по суицидальным планам и суицидальным попыткам". (David M. Fergusson et. al; New Zeland)
Новейшие способы пропаганды гомосексуализма - внезапное открытие для общества "секрета" о нетрадиционных пристрастиях какого-либо кумира; оплачиваемый патронат известных, популярных личностей, выступающих в роли благородных защитников угнетаемых секс-меньшинств; паталогически массовые фестивали-promotion, книги, театральные пьесы, и фильмы на эту тему. Из последних назовем "Бит" Гэри Уилкоу (США, 1999), где вместе с наркоманами и геями фигурирует тот самый, гомосексуально знаменитый писатель Берроуз и "Гоххато" Нагиса Ошимы (Япония, 1999). Автор скандальной "Империи чувств" на этот раз нарушил все национальные табу и снял не менее скандальную историческую драму о гомосексуальном любовном конфликте в самурайском клане.
Так, гомосексуализм, являющийся врожденной аномалией от 1% до 3% населения (по отечественным источникам), получает массовое распространение посредством беспрецедентной пропаганды. Например, английский психиатр М.Хэзлем говорит о 5-10 % совершеннолетнего населения Великобритании, подверженного гомосексуальному поведению, что не удивительно, учитывая почти официальный характер и государственную поддержку этого явления [18].
10. ОСВОБОЖДЕНИЕ ЭРОСА
1954 г. - первый номер журнала "Плейбой". Любая реклама в этом издании становится условным сексуальным стимулом.
1955 г. - "Эрос и цивилизация" Г. Маркузе
1955 г. - "Вопль" А. Гинзберга, манифест битников.
1956 г. - "Лолита" В. Набокова
1957 г. - "На дороге" Д. Керуака
1959 г. - "Обнаженный завтрак" У. Берроуза
По определению Гинзберга: "1955-1962 - слово идет к читателю".
Читатель не заставляет себя долго ждать. Керуак и Гинзберг, Маркузе и Ферлингетти снова определены в духовные пастыри, на сей раз для х и п п и. В 60-годы появляется первая волна D-моды. Ее авторы - Мэри Квант в Англии и Андре Курреж во Франции. Молодежная масса отделяется от общества рваными джинсами, мини-юбками, длинными волосами, бисерными ожерельями и колокольчиками. Обезоруженные мощными сексуальными стимулами-девизами - "All you need is love" и "Make love not war!" [19], дети цветов зачарованно внимают Веаttles, которые становятся носителями хиппи-программы. "Таблетки от жизни" (ЛСД), рекламируемые Beattles в песне "Люси в небесах с алмазами", совершенно бесплатно раздает на своих вечеринках модный писатель Кен Кизи [20].
В Хиппи-движение вовлекаются сотни тысяч молодых людей в странах Европы и Америки - по некоторым данным до 500 000 человек в годы пика (Ю.Н. Давыдов, И.П. Роднянская, с. 63). Они отказываются от материальных благ, стремятся к революции в сознании и духовной независимости. Они одеты в джинсовое тряпье, слушают рок-музыку, называют себя поколением детей цветов, отрицают ценности "Отцов", занимаются свободной любовью и расширяют сознание при помощи наркотиков.
Составляющие D-маркетинга проводят все каналы массовых коммуникаций и средства искусства. Цели моделирования: устранение лишних претендентов с переполненного рынка труда.
Между тем, запущенные в культурное пространство сексуальные стимулы продолжают исправно функционировать. В 60-е годы полуголые официантки становятся привычным украшением бродвейских баров, обнаженное тело - необходимым элементом бродвейских шоу. В 1964 г. известный социолог Парсонс на основании тщательного опроса составляет "портрет" современной молодежи как нравственных, целеустремленных, добропорядочных, представителей нового поколения, в которых Америка найдет достойную опору. Уже в 1965 г. его прогноз опровергают сами студенты, на глазах превращающиеся в исчадия ада.
Они облачаются в потертую военную амуницию и называют себя поколением революционеров. Общество потребления (ценности "отцов") отвергнуты ради высоких идей преобразования мира. Они слушают рок-музыку, совместно занимаются любовью в коммуннах и, духовно освобождаясь, расширяют сознание при помощи наркотиков...
Решающую роль в создании и разложении движения "новых левых" играет D-маркетинг. Бунтующие против войны во Вьетнаме, возмущающиеся засильем монополий, требующие демократии и справедливости о б ъ е к т ы воздействия, заслушавшись "музыкой" профессора Маркузе, попадают в крысоловку с наркотиками. Второй голос дудочки Крысолова всегда наигрывает одну и ту же мелодию - с е к с. "После книги Маркузе "Эрос и цивилизация" (1955) и его докладов о Фрейде (изданных впоследствии отдельной брошюрой под названием "Психоанализ и политика"), рассуждения насчет органической связи между "сексуальным подавлением" и "классовым гнетом", "социальным подавлением" и пр, стали общим местом "новой левой" публицистики" (Давыдов, 20;72). Высказывания профессора философии легитимизируют связь секса с политикой. Нейтральное понятие, соединяясь с безусловным стимулом, становится условным стимулом. Одновременно, с целью сплочения групп и укоренения девиантности, внедряется D-лексика: "Известные "непристойности" в языке черных и белых радикалов следует рассматривать... как систематический подрыв языкового мира истэблишмента", - поучает Маркузе (37;36).
Большинство Американских граждан испытывает шок от разрушения моральных устоев, происходящих на их глазах. Это приписывается проискам коммунистов. "Красная идеология", а значит забастовочное рабочее движение, окончательно дискредитированы связью с секс-девиациями и наркотиками. Поселившись в средствах информации, протолкавшись на экраны, вольно расположившись в литературе, "тотальная революция" разворачивается во всю мочь.
11. СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Панорама западного искусства второй половины ХХ века дает исчерпывающую картину развития D-маркетинга, который с начала 50-х годов выполняет функции социального сдерживания. Революции социальной истеблишмент противопоставляет революцию сексуальную. Новая мифология проникает в литературу, музыку, театр, кино, прессу и на телевидение. Новая идеология меняет поведение и быт людей.
Если в первых американских фильмах для подростков "Дикарь" (1954) и "Бунтовщик без идеала" (1955) сцены секса и насилия еще непривычно пугают зрителя, то в 60-е годы они заполоняют контркультурное кино, окончательно упразднив цензуру. Десятки молодежных фильмов разрабатывают золотые прииски секса. Среди них такие разные, как дешевые поделки о рок-н-ролле на пляжных вечеринках гения коммерции - режиссера Кормана, порно-пособия для начинающих хиппи "Я любопытна в желтом"; "Я любопытна в голубом" (1968) и такие признанные произведения киноискусства как "Полуночный ковбой" (1969). Одновременно выстраивается культ рок-музыки. Популярны мюзиклы с участием Элвиса Пресли и "Битлз", появляется рок-кино ("Вудсток", 1969). D-маркетинг успешно соединяет секс, политику и рок-музыку.
"Уже в 1968 году, познакомившись с опытом "практической реализации" его идей в одной из западноберлинских коммун "здорового оргазма", [Маркузе] был потрясен "принудительным и унылым характером" практиковавшегося там беспорядочного полового общения" (Давыдов, 18;72).
В 70-80-х гг., когда революция скомпрометирована, а контркультура исчерпана, на экраны устремляется прямая порнография. "Релятивный и рекреативный секс" рекламируется вместе с наркотиками [21]. В публикуемых опросах с каждым разом победно увеличивается процент Американцев, практикующих необычные позиции и способы секса. Пресса преподносит это с большой помпой, напоминающей передовицы о битве за урожай в СССР.
D-маркетинг захватывает все более прочные позиции. Рецензию на порнографический бестселлер "Глубокая глотка" печатает образец пристойности - New York Times. Знаками D-маркетинга (гомосексуализм, садо-мазохизм, парафилии, fast love) отмечены фильмы режиссеров мировой величины ("Последнее танго в Париже" Бертолуччи, 1972), а на смену рок-фильмам приходят передачи, видеоклипы и круглосуточные радио- и телевизионные каналы. Взаимопроникновение различных сфер бизнеса, видов искусств и средств информации, привлечение громких имен для "защиты прав секс-меньшинств, свободы слова и плюрализма мнений", шесть тем создают плотную ткань современной западной D-культуры.
Фрейд впервые обнажает жгучую проблему Запада - подавление сексуальных потребностей из-за невозможности выполнения материальных требований культуры. Райх призывает преодолеть ее возвратом к сексуальной практике примитивных обществ. В лице Маркузе Истеблишмент разрешает задачу, инспирируя удовлетворение подавленного рефлекса экономически беззатратными способами, не одобряемыми в западной культуре. Цепочка D-маркетинга предлагает новую идеологию, где секс-пропаганда девиаций соединяется с эрзац-счастьем в виде наркотиков и устраняет угрозы переворотов.
Приобретя черты Западной Сексуальной революции, D-маркетинг совершает массовый promotion мужской и женской гомосексуальности, группового секса, и разнообразных сексуальных отклонений. Он присваивает себе статус релятивного и рекреативного секса, вызванного "тревогой о перенаселенности планеты" (41;7).
Что приносит Сексуальная революция западному обществу? Наркотики становятся атрибутом сексуальной жизни. Новые формы брака - группы, триады, свингерство, и проблемы с ними связанные - чувство вины, отвращение, нарушение половой функции - увеличивают доходы психотерапевтов и наркоторговцев. Пропаганда секса среди подростков дает миллион нежелательных беременностей и 400 000 абортов [22] в год, обеспечивая большой приток клиентов на рынок наркотиков. Усердно насаждаемый гомосексуализм сопровождается постоянным потреблением продукта.
Согласно статистике, более половины англичан и ирландцев в возрасте от 18 до 24 лет употребляли наркотики. То же можно сказать и о трети французов от 15 до 19 лет... Что касается кокаина, то в Англии за 1996-1998 годы его употребление возросло втрое... Для европейцев употребление наркотиков становится как бы нормальным образом жизни. Миллионы жителей Западной Европы делают это в уик-энд. Лица, принимающие подобные препараты, и их адвокаты выступают за то, чтобы создать "культуру безопасного употребления наркотиков"... "За рубежом" [Newsweek] №43, 1999.
Корпорация "D" создает и эксплуатирует человеческие несчастья. "То, чего достигают наркотики в погоне за счастьем и бегством от несчастья, так часто оценивается как благодеяние, что как индивидуумы, так и целые народы отвели им прочное место в своей экономике либидо", - писал Фрейд. Наркотические средства и секс-девиации становятся дешевой заменой полноценной сексуальной жизни, любовного и семейного счастья. Появляются новые формы семьи, происходит уменьшение рождаемости; социологические опросы говорят о множестве людей, остро ощущающих чувство одиночества.
D-маркетинг становится постоянным культурным фоном современного западного общества. В 1981 году вся Америка спотыкается об СПИД. Одновременно разражается эпидемия генитального герпеса, передающегося исключительно половым путем. На сегодняшний день, в США - 2 миллиона ВИЧ-инфицированных, ожидающих летального исхода. Такова цена Сексуальной революции. Она завершается тотальным ужасом, возвращением к прежним ценностям и уверенностью большинства американцев в заслуженной божьей каре за греховную разнузданность. СЕКС-ДЕВИАНТНОСТЬ ПРЕПЯТСТВУЕТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВАЖНЕЙШИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА - ВЫЖИВАНИЮ И ПРОДОЛЖЕНИЮ РОДА. НИКОГДА НЕ УДОВЛЕТВОРЯЯ, ЧАСТО ВНУШАЯ ОТВРАЩЕНИЕ, ОНА ПОСТАВЛЯЕТ НОВЫХ КЛИЕНТОВ НА РЫНОК НАРКОТИКОВ.
Итак, при ответе на поставленный вопрос, нам открылась неприглядная картина социальных разрушений, исчерпывающе объясняющая истинные причины сексуальной революции, как одной из составляющих Западной поведенческой революции. То, что усердно выдавалось за избыток здоровья, оказалось застарелой болезнью, явлением искусственно созданным, вызваным экономической и нравственной несостоятельностью демократического общества.
Усиленно насаждаемые посредством искусства и СМИ, гомосексуализм, секс-девиации и другие упрощенные формы сексуальной жизни, канализировали сексуальную энергию и были вынужденными мерами властвующей элиты, предпринятыми из опасения качественных перемен в обществе для уменьшения прироста населения и предотвращения социальных потрясений, ибо: "Если у большинства населения подавляется половой рефлекс во всех его проявлениях... налицо пятая причина революций" П.А. Сорокин (59;272).
[1] "А собственное тело он (Нерон) столько раз отдавал на разврат, что едва ли хоть один его член оставался неоскверненным" (58;209).
[2] Аномия - (от франц. anomie - буквально: беззаконие, безнормность). Состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о сосуществовании обязывающих их норм, относятся к ним негативно или равнодушно (Дюркгейм). "Причина аномии - расхождение между потребностями и возможностями их удовлетворения обществом. Возникает в переходные эпохи" (15;17).
[3] Для сравнения: Верховный суд США легализовал аборт лишь в 1976 г. Гомосексуализм исключен из перечня психических расстройств Ассоциации Американских Психиатров в 1974 г. (41;17).
[4] Л. Троцкий "Вопросы быта" (55;228).
[5] Складчина, совместное воспитание детей, обмен половыми партнерами.
[6] Райх недостаточно осведомлен. В примечаниях к "Баломе" Малиновский пишет:
"Преп. Е.С. Джонс, глава Методистской Миссии на островах Тробриан, сообщил мне, что иногда ему случалось регистрировать в Каватариа (группе больших деревень, расположенных в непосредственной близости от Миссии) по два самоубийства (отравления) в неделю. Мистер Джонс сказал, что такие самоубийства порой принимают характер эпидемий и что они стимулируются открытием туземцами того факта, что белый человек обладает силой противодействовать яду. Цель самоубийства состоит обычно в том, чтобы наказать живых или некоторых из них" (34;242).
[7] "Развитие исследовательских экспедиций привело нас в соприкосновение с примитивными народами и племенами. Ввиду недостаточного наблюдения за их нравами и обычаями и ввиду неправильного их понимания, многим европейцам показалось, что эти люди ведут простой, непритязательный и счастливый образ жизни, недостижимый для превосходящих их культурно посетителей. Дальнейший опыт внес поправки в некоторые суждения такого рода; во многих случаях известная доля жизненного облегчения была ошибочно приписана отсутствию запутанных требований культуры, в то время, как это объяснилось великодушием богатой природы и легкостью удовлетворения насущных потребностей" Фрейд, "Неудовлетворенность культурой", (63;86).
[8] "Туземцы не имеют представления о физиологии и понятия "отцовство" для них не существует. При свободных нравах островитян, муж женщины заботится о всех детях своей жены, так как "Балома (дух предка) вкладывает вивайя (дух ребенка) в женщину под водой во время купания"(34;207).
[9] Маркузе значился в Институте социальных исследований, Райх - в Новой школе социальных исследований.
[10] Речь идет о IV издании (1949) в Нью-Йорке. По словам автора, книга "встретила положительный отклик" (55;9).
[11] cui bono (лат.) - кому выгодно.
[12] Термин [1969] принадлежит американскому социологу Т. Роззаку (15;140).
[13] Пол Суизи, Пол Гудмен, Люсьен Гольдман, Герберт Маркузе, Франц Фанон, Аллен Гинзберг, Тимоти Лири, Норман Мейлер, Кон-Бедит, Норман Браун, Алан Уотс, Роналд Лэинг, Маршал Маклюэн, Конрад Лоренц (Давыдов Ю.Н., Роднянская И.П. 23;59).
[14] От лат. relativus (относительный) и recreatio (восстановление, отдых).
[15] Связь революции с гомосексуализмом позволила сенатору Маккарти причислить наркотики, гомосексуализм и рок-н-ролл к "красной заразе" и "коммунистической чуме".
[16] В том же 1954 году Маркузе получает кафедру в Брандейском университете, а в 1955 году выходит "Эрос и цивилизация", где идеи Райха уже служат новой идеологии.
[17] Определение гомосексуализма в статье Journal of American Medical Association, 1970 г.
[18] "Существуют общественно-политические организации, дающие консультации и представляющие многие из таких групп, чья позиция в отношении секса отличается от той, что характерна для остального гетеросексуального населения. Людьми этих групп термины "отклонение" или "извращение" воспринимаются как оскорбительные" (67;466).
[19] "Все вы нуждаетесь в любви", и "Делайте любовь, а не войну".
[20] Автор сценария психоделического фильма "Пролетая над гнездом кукушки".
[21] "Наше общество до самого последнего времени рисовало наркотики и спиртное в самом привлекательном, возбуждающем сексуальную активность, виде. Марихуану и кокаин нередко представляли в качестве изощренных возбуждающих средств" (41;228).
[22] По результатам статистических исследований США 1981, 1988, 1989 гг. (41;228).
ХРОНОЛОГИЯ D-МАРКЕТИНГА
Становление Битничества Аллен Гинзберг датирует так:
"...С 1945-го - духовное освобождение".
1946 - В Американской прессе появляется множество статей о детском генитальном самоудовлетворении.
1948 - Зоолог Альфред Кинзи публикует монументальный труд "Сексуальное поведение мужчины" [1]. За 2 месяца продано свыше 100 тысяч экземпляров. Журнал "Лайф" считает книгу "отрицанием моральных принципов и прославлением распущенности" (15) 1949 - В Нью-Йорке выходит IV издание "Сексуальной революции" Вильгельма Райха.
"Сегодня, в 1949 г., в Америке стало предметом оживленных общественных дискуссий как раз то, что в 1920 - 1930 г.г. казалось в Австрии столь чуждым и опасным, - пишет Райх в предисловии. ( С.Р., с.8)
1953 - Публикация второй части работы Кинзи - "Сексуальное поведение женщины". Многие газеты отказались печатать отзывы, так как "эта книга вызовет отвращение у значительной части наших читателей" (15). Выходит №1 журнала Ферлингетти "City Lights".
1954 - Закрытие института, запрещение трудов и арест Райха.
- Г. Маркузе занимает кафедру в Брандейском университете.
- Выходит в свет №1 журнала "Плейбой".
1955 - Открытие магазина битнической литературы Ферлингетти. По определению Гинзберга: "1955 - 1962 - слово идет к читателям".
- "Вопль" А. Гинзберга - запрещенный манифест битников.
- "Эрос и цивилизация" Г. Маркузе
- Набоков пытается продать "Лолиту" американским издательствам, однако требуется клубничка другого свойства. Автору советуют исправить сочинение на гомосексуальный лад (Лолита - двенадцатилетний мальчик, которого тенесийский фермер Гумберт соблазняет в амбаре среди мрачных и чахлых равнин).
1956 - "Ожесточенным и разочарованным" скончался Кинзи.
- Набоков издает "Лолиту" в порно-издательстве "Олимпия-пресс". Скандальный роман, явившийся комерческим предприятием гениального автора, практически, легитимизировал педофилию (и педофилы любить умеют!) и распространялся в миллионах экземпляров. Подлинная причина написания - усталость шестидесятилетнего Набокова и реальная возможность оставить преподавание [2].
1957 - Cмерть находит Вильгельма Райха в федеральной тюрьме.
Как это ни странно, разрушитель культуры считал сексуальные отклонения, гомосексуализм и наркоманию величайшим несчастьем человечества - следствием невозможности полноценного любовного счастья. Эти его идеи в н о в у ю идеологию не вписывались...
- Ферлингетти издает "На дороге" Д. Керуака:
"Нужно, чтобы мир заполнили странники... отказывающиеся подчиняться всеобщему требованию потребления продукции, по которому люди должны работать ради привелегии потреблять все это барахло, которое им на самом деле вовсе не к чему". Распространение этих идей среди хиппи, ведет к массовым перемещениям, и пресловутому "выпадению из общества" [3]. Как глубоко оригинальная, с звучным названием "В е л и к и й О т к а з", эта замусоленная мысль вновь появится у профессора Маркузе, в его нашумевшем произведении "Одномерный человек" (1964), призванном сбить с толку вновь растущее студенческое движение.
1959 - Порнографическое издательство Олимпия-пресс публикует "Обнаженный завтрак" Уильяма Берроуза, недвусмысленно предлагающего в качестве Выхода - Вход, то есть погружение в наркотики.
1960 - Даниел Белл, американский социолог и специалист в области социального прогнозирования своей книгой объявляет.
"КОНЕЦ ИДЕОЛОГИИ"
Отныне, конформисты от социологии говорят о "истощении левых идей и политических тенденций в XX веке". Это программная установка Зазеркалья. Она напоминает столь любимые советскими бюрократами заявления о "Пятилетке в три года".
Желание денежного поощрения превозмогает правдивость. Несколько позже заводы достроются, и зерно в нужном количестве заполнит закрома Родины, но премия, премия за срочность уже получена!
Идеологии поглощает D-маркетинг.
1964 г. - "Одномерный человек" Герберта Маркузе
1965 г. - Хрестоматийный конфуз Парсонса
1967 г. - Студенческие волнения в странах Запада и США
1969 - Затягивание студенческого движения в Контркультуру и дальнейший его распад на религиозные группы, экологические партии и другие образования инспирированные D-маркетингом [4].
[1] I часть в соавторстве с У. Помероем и К. Мартином, II часть - с П. Джебхардом.
[2] О вполне материальных целях работы говорит отсутствие у автора "заветных" материалов и какой-либо информации. В интервью журналу "Плейбой" (№ 48, 99), взятому у Набокова в 1964 г. Элвином Тоффлером, писатель признается, что не будучи знаком ни с одной американкой 12 лет и не зная Америки, должен был сочинить то и другое.
[3] "Большинство хиппи оказалось просто бездомными, нищими, загнанными жертвами "нарастающей девиации", "восходящей спирали отклонения", что находило выражение в отравлении сильнодействующими наркотиками или в отчаянных актах террора" (23; 101).
[4] Их дальнейшее "изучение" проходит по ведомству "Альтернативной социологии".
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|
|