Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Маритен Ж. Ответственность художника
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Маритен энергично и с первых же слов возвращает читателя
от новоевропейского словоупотребления (искусство как отдельная от
творческого индивида сфера производства специфических продуктов, искусство
как часть "культуры") к античному и средневековому словоупотреблению
(искусство - ars, tekhnе как умение, как потенция мастерства, присущая
мастеру).
2 Аристотель разбирает вопрос об искусстве в 4-м параграфе
VI книги "Никомаховой этики"; он усматривает в искусстве "добродетель"
(aretе, собств. "потенцию"), но не этическую, а дианоэтическую, и притом
принадлежащую "практическому разуму" (noys praktikos); согласно его
дефиниции, искусство есть принадлежащая душе и приобретенная потенция
разумного созидания. Фома Аквинский усваивает эту концепцию.
3 Так, мы здесь и далее передаем virtue английского
подлинника, за которым стоит латинский термин схоластов virtus и в конечном
счете Аристотелево понятие retе. Самый обычный ("словарный") перевод этих
латинского и греческого слов - "добродетель"; но он абсолютно неприменим к
словоупотреблению философской традиции, идущей от Аристотеля к томизму и
неотомизму. Здесь это понятие появляется не только в этической сфере, к
которой только и может относиться русское слово "добродетель", но и к
интеллектуальному ("дианоэтическому") и даже физическому миру; просим
читателя вспомнить знаменитую сцену глумления над аристотелианским жаргоном
в "Мнимом больном" Мольера (III интермедия), где усыпляющее действие опиума
предлагается объяснить его virtus dormitiva - "усыпляющей потенцией".
4 Благоразумие (англ. prudence, т. е. латин. prudentia и
греч. sеphrosynе) - совокупность душевных способностей, делающих жизненное
поведение человека осмысленным (ср. VI книгу "Никомаховой этики").
"Благоразумие доставляет правильный план для немедленного действия" (Фома
Аквинский. Сумма теологии, 1-я 2-й, вопр. 57, 4). "Из двух частей разумной
души, одна из которых имеет отношение к знанию, а другая - предположению,
благоразумие усиливает вторую. Ибо мнение касается дел, которые могут иметь
тот или иной исход, и такого же назначения благоразумие" (Фома Аквинский,
Комментарий на VI книгу "Этик"" Аристотеля, лекция 4). "Благоразумие
прилагает общие положения к частным вопросам" (Сумма теологии, 2-я 2-й,
вопр. 47, 6).
5 Отнесение искусства к одному уровню с ремеслом и в то же
время с научным познанием соответствует томистской традиции. Ностальгия по
деловитой прозаичности и строгому в то же время интеллектуализму, которые
характеризовали средневековый подход к искусству, - эмоциональный фон
рассуждений Маритена, стремящегося преодолеть романтический комплекс.
6 Делание (т. е. рациональное продуцирование вещи) и
Действование (т. е. акт этического выбора) - антитеза, восходящая к
Аристотелю (противопоставление poicе и prattе проходит через всю "Никомахову
этику" - в качестве примера можно назвать VI, 4, 1140а).
7 Тождество блага и бытия - аксиома послеплатоновской
метафизики, развития неоплатонизмом и стимулированная в средневековой
философии потребностями теодицеи, а также пониманием Бога как абсолютного
Бытия. "Благо и бытие в реальности тождественны, но слово "благо" выражает
то, что не выражает слово "бытие", а именно качество желательности" (Сумма
теологии, 1, вопр. 5, 1). "Все сущее в качестве сущего благо" (там же, 1,
вопр. 5, 3). С этой точки зрения зло понималось как прореха бытийственности,
как несубстанциальная, чисто негативная ущербленность, неполнота, недостача.
"Зло не может быть познано просто как зло, ибо его суть пуста и не может
быть ни познана, ни определена безотносительно к окружающему благу" (Сумма
теологии, 1, вопр. 14, 10 к 4). "Строго говоря, зло, как таковое, не есть
присутствующая в вещах реальность, но отсутствие некоторого частного блага"
(Диспутации, 2; О Зле, I).
Подобное наполнение понятия бытия, казалось бы, предельно общего и
потому пустого, представляет некоторую (достаточно отдаленную) аналогию
оперированию с понятием бытия у Хайдеггера. Но эмоциональные тона
схоластической онтологии, характеризующиеся единственным в своем роде
оптимизмом, составляют ее специфику.
8 Предельная интеллектуализация этики и вообще концепции
человека - неотъемлемая черта томистской традиции. Как известно, в спорах со
скотистами (приверженцами Дунса Скота) одним из важнейших пунктов полемики
было первенство интеллекта относительно воли и созерцания относительно
любви. Человеческое "блаженство", т. е. высшая реализация человеческих
возможностей, предельная цель жизни, состоят, по формуле Фомы Аквинского, в
акте интеллекта, в который лишь подчиненным образом включается воля. Здесь
мировоззренческий стиль схоластики опять-таки представляет выпуклый контраст
романтической и неоромантической метафизике "воли" и "жизни".
9 Концепция Аристотеля, усвоенная Фомой Аквинским (ср. пятую
книгу "Метафизики" Аристотеля и комментарий к этой книге Фомы), понимает
формальную причинность как линию соотношений эйдосов, т.е. платоновских
идей. В плане формальной причинности причиной вещи является, во-первых, ее
субстанциальная форма и, во-вторых, акциденции ее индивидуального эйдоса.
Вместе с материальной причиной, т. е. наличностью необходимого вещества,
формальная причина образует полноту внутренних возможностей к существованию
вещи. Но для существования, именно постольку, поскольку оно не тождественно
с сущностью, необходимы и внешние причины. Это - "содетельная" причина, т.
е. каузальность и нашем понимании, и целевая причина. Например, для рождения
человека материальной причиной является совокупность вещества, пошедшего на
формирование эмбриона, формальной причиной - родовые свойства понятия
"человек" плюс генетически воспринятые по линии наследственности
особенности, "содетельной" причиной - биологический процесс зачатия, а
целевой причиной то, что принято понимать йод "смыслом" человеческой жизни.
10 Эта рационалистическая и эвдемонистская концепция
(которая после Достоевского и Ницше едва ли может казаться аксиомой)
опять-таки восходит к Аристотелю, определяющему благо как "то, к чему все
стремятся" (Никомахова этика, 1, 1, 1094 а).
11 Идея "неписаного закона" совести очень характерна для
греческой классики. В трагедии Софокла "Антигона" (ст. 450 и слл.) героиня в
таких словах противопоставляет его "писаному" закону, т. е. формальным
распоряжениям власти:
...А твой закон - уж не такую силу
За ним я признавала, чтобы он,
Созданье человека, мог низвергнуть
Неписаный, незыблемый закон
Богов бессмертных. Этот не сегодня
Был ими к жизни призван, не вчера:
Живет он вечно, и никто не знает,
С каких он пор явился меж людей.
(Пер. Ф. Ф. Зелинского.)
Еще более ясно выражено моральное кредо афинской демократии в
знаменитой речи Перикла у Фукидида (История, кн. 2, 37): "Не признавая
излишних стеснений в нашей частной жизни, мы в общественном питаем
величайший страх перед беззаконием; мы повинуемся тем лицам, которым в
каждом данном случае поручили власть, и законам; среди же последних более
всего тем, которые изданы в пользу обижаемых, а также и тем, которые, будучи
неписаными, навлекают на нарушителей всеобщее осуждение".
12 Ср. разделение у Фомы Аквинского: "Право может быть
двояким: либо оно вытекает из самой природы вещей и именуется естественным
правом, либо оно вытекает из соглашения... и именуется положительным правом"
(Сумма теологии, 2-я 2-й, вопр. 57, 2). Естественный закон с точки зрения
томизма укоренен в "вечном законе" абсолютных моральных норм.
13 Готорн, Натаниел (1804 - 1864) - американский писатель, в
40-х годах XIX в., участвовавший в фаланстере фурьеристов, пытавшихся
обеспечить свое существование сельским трудом. Анри Руссо (1844 - 1910) -
французский живописец, стоявший вне художественных течений своего времени и
зарабатывающий себе на жизнь то службой в таможне (отсюда его прозвище Ле
Дуанье - "Таможенник", то музыкой; главный предтеча современного
"примитивизма".
14 Внемузыкальные устремления Вагнера общеизвестны, но
формулировать их именно таким образом достаточно странно (Маритен, как
явствует из рассыпанных по его книгам замечаний, стоит в русле
антивагнеровской реакции, характерной для его поколения).
15 Ср. замечание Фомы Аквинского: "Душа не действует, но
человек действует посредством своей души" (Комментарий на X книгу
Аристотелевой "Этики", лекция 6).
16 В традиционном славянском переводе "Отрыгну сердце мое
слово благо" (Пс. 44, с. 1); "Живи мя, и сохраню словеса Твоя" (Пс. 118, с.
16).
17 Греческое слово экстаз (ex-stasis) в буквальном переводе
означает "выход" за пределы себя (ср. слово "исступление").
18 Тереза де Хесус (Тереза Иисусова, или Тереза Авильская,
1515 - 1582) и Хуан де Йепес-и-Альфарес, часто называемый Хуан де ла Крус
(Иоанн Креста, 1542 - 1591) - великие религиозные писатели Испании,
соединившие старую мистическую традицию самонаблюдения с острым ощущением
личностной жизни человека, присущим Ренессансу.
19 Жан Жак Руссо - для Маритена один из главных врагов
"соборности", виновников новоевропейского разврата мысли. Маритен усматривал
деградацию западной мысли, как она поступательно выражена в деятельности
"трех реформаторов": Лютера, субъективизировавшего понятие веры, Декарта,
произведшего то же самое с понятием мысли, и Руссо, распространившего
настроенческий субъективизм и произвол на самую широкую сферу
жизнеотношения.
20 При всей существенной антихристианской окрашенности
эстетизма Валери мировоззренческий стиль этого поэта обнаруживает немало
сходства с рационалистической деловитостью неотомистов. Для Валери было
желательно возможно "чище" отделить понятие поэзии, осмысленной как
интеллектуальная игра, от всех других функций человеческого духа; и с этим
Маритен совершенно солидарен. Концепция искусства как ремесленнического
"умения" является общей и для классицизма Валери, и для неосхоластики
Маритена. В связи с этим можно вспомнить, что совершенно нерелигиозный
Валери усматривал самый чистый вид драмы в католической литургии, ибо
последняя подчинена самому строгому объективному закону и не допускает ни
произвола, ни смешения с чем-либо чуждым своей внутренней форме.
21 Донн, Джон (1572 - 1631) - великий английский поэт,
родоначальник так называемой метафизической школы поэтов, заново открытый
литературной критикой XX в. Лирическое самоуглубление сложной, затрудненной
поэзии Донна облекается в формы многоярусной религиозно-философской
символики.
22 Характерные для послевоенной эпохи размышления на тему о
причинной связи между, условно выражаясь, "двадцатыми годами" - парадизом
безответственно-раскованного творчества и "тридцатыми годами" - адом
фашизированной Европы. Томист твердо знает из своего Аристотеля, что благо -
всегда середина между двумя порочными крайностями: "...существуют три
душевных расположения, из которых два порочны, одно - в силу недостатка,
другое - в силу избытка, им присущих, и только одно душевное расположение
есть расположение добродетели, а именно то, которое находится в середине"
(Никомахова этика, кн. II, 8, 1108 В). Когда маятник качнулся в сторону
одной крайности - взрыва бесконтрольной творческой энергии, есть основания
думать, что затем он качнется и в противоположную сторону: важно лишь
помнить, что правда в срединной точке.
23 Здесь слово "virtue" переведено как "достоинство". Если в
философско-эстетических рассуждениях Маритена это слово согласно
схоластической традиции переводится как "потенция" (см. примечание 3), то в
этическом контексте IV главы уместно вернуться к обычному словарному
значению этого термина.
24 Томпсон, Фрэнсис (1859 - 1907) - английский католический
поэт-символист, литературный критик и эссеист; автор знаменитой поэмы
"Небесная гончая" (The hound of heaven, 1905 г.), изображающей поиски
божественного человеческой душой. Ему принадлежит также жизнеописание
Игнатия Лойолы (1909).
25 Крейн, Харт (1899 - 1932) - американский поэт-модернист,
покончивший жизнь самоубийством.
26 Пейтер, Уолтер (1839 - 1894) - английский писатель и
критик, близкий к прерафаэлитам. С точки зрения Пейтера, единственный выход
человека из одинокого мира субъективных представлений - в поисках красоты, в
чистом искусстве и приносимом им наслаждении. Хотя под влиянием оксфордского
неокатолицизма Пейтер порой пытался гармонизировать свой эстетизм с
христианской этикой, он остался проповедником культа художественной формы, а
в конце жизни предался пессимистическим размышлениям о гибели искусства в
современной атмосфере пошлости.
27 Кокто, Жан (1889 - 1963) - французский писатель,
художник, театральный деятель, видный представитель модернистского крыла в
искусстве, прошедший через дадаизм и сюрреализм. "Петух и арлекин" (1-е
издание - 1918 г.) - сборник критических афоризмов Кокто-дадаиста. В 1923 г.
Кокто, переживая душевное потрясение в связи со смертью друга, по совету
общих знакомых обратился к Маритену за утешением и духовным руководством;
между ними возникло идейное общение. Кокто, вернувшийся на краткий период к
католической вере своего детства, написал Маритену письмо (Lettre Jacques
Maritain), где выражал готовность целиком посвятить свое искусство Богу. В
своем "Ответе Жану Кокто" Маритен, охлаждая пыл экзальтированного "новичка"
и излагая свою магистральную мысль об автономности искусства, писал: "Бог не
требует "религиозного" или "католического" искусства. Искусство, которого Он
хотел бы для себя, - это искусство как таковое, искусство со всеми своими
зубами (R ponse Jean Cocteau, Р., 1926. Р. 91).
28 Гопкинс, Джерард Мэнли (1844 - 1889) - английский поэт,
почти неизвестный при жизни, предвосхитивший строй современной англоязычной
поэзии. Принял католицизм и вступил в орден иезуитов, после чего семь лет
ничего не писал; первое стихотворение, написанное после этого "искуса",
оказалось исключительно богатым формальными новшествами.
Унсет, Сигрид (1882 - 1949) - норвежская писательница, лауреат
Нобелевской премии по литературе за 1928 г. Идеалы рыцарственности и
духовной цельности Унсет ищет в скандинавском средневековье, что нашло
выражение в се центральном произведении - романе "Кристин, дочь Лавранса". В
1928 г. Унсет приняла католичество.
Ле Форт, Гертруда фон (1876 - 1971) - немецкая лирическая поэтесса и
романистка. Среди поэтического наследия Ле Форт выделяются "Гимны Церкви"
(1924), связанные с ее переходом в католицизм и энергией словесного
выражения, напоминающие Клоделя.
Грин, Жюльен (родился в 1900 г.) - французский католический писатель,
американец по происхождению. В 1938 - 1958 гг. Грин издавал "Дневник",
посвященный самоанализу, в частности в связи с терзавшей писателя проблемой:
вера и творчество.
Жакоб Макс (1876 - 1944) - французский писатель; еврей по
происхождению, обратившийся в католичество; был близок к Г. Аполлинеру. В
книге "Поэтическое искусство" выступал как поборник новых, модернистских
тенденций в поэзии, но в своем художественном творчестве пытался примирить
их с католическим умонастроением.
29 В указанной книге Маритена "Положение в поэзии" две главы
написаны Раисой Маритен, его женой и ближайшей сотрудницей.
30 Здесь аллюзия на евангельское изречение: "Дом,
разделившийся внутри себя, не устоит" (Мф, XVII, 4).
31 Воген Генри (1622-1695) - английский поэт и мистик,
поэзии которого свойственны религиозное воодушевление и визионерство; его
религиозное чувство распространялось на восприятие природы, ее красоты. В
миросозерцании Вогена вера в одушевленность всего творения сочеталась с
неоплатонистским взглядом на космос как на мир вечных образцов.
Герберт Джордж (1593 - 1633) - английский религиозный поэт
"метафизической школы", повлиявший на Г. Вогена.
32 Дюбо Шарль (1882 - 1939) - французский литературный
деятель, эссеист и критик. Главный труд его жизни, "Дневник", выходивший с
1946 по 1955 г., представляет собой яркий документ религиозной психологии и
интроспекции.
Морган Чарльз (1894 - 1968) - плодовитый английский романист и
театральный критик.
33 Дюамель Жорж (1884 - 1966) - французский писатель, поэт и
эссеист, в 10-х годах XX в. примыкавший к унанимизму (литературное
направление, исповедовавшее мистический коллективизм). В качестве врача
участвовал в обеих мировых войнах; в 30-40-е годы болезненно переживал
торжество фашизма в Европе и оккупацию Франции, но вследствие своих
пацифистских убеждений отвергал движение Сопротивления. Главные произведения
Дюамеля - циклы романов "Жизнь и приключения Салавена" (Vie et aventures de
Salavin. 1920 - 1932 гг.) и "Хроника семьи Паскье" (La chronique des
Pasquier. 1933 - 1944 гг.).
34 Здесь имеется в виду евангельское изречение: "Не можете
служить Богу и маммоне" (Мф, VI, 24). Понимаемое обычно под "маммоной"
мирское богатство Маритен толкует в расширительном смысле всякой неправедной
деятельности.
35 Маритен весьма своеобразно прилагает к задачам художника
заповедь христианства: "Возлюби ближнего твоего как самого себя" (Мф, XXII,
39); на месте ближнего здесь фигурирует весь мир, вверенный человеку
универсум.
36 Утрилло Морис (1888 - 1955) - французский художник,
мастер городского пейзажа.
37 Примечательно, что эту же идею о плодотворности для
художника "специфического неведения" относительно своего "продвижения"
находим среди заветных мыслей позднего Б. Пастернака: "Другие по живому
следу /Пройдут твой путь за пядью пядь./ Но пораженья от победы/ Ты сам не
должен отличать".
С. С. Аверинцев (к I - III главам)
Р. А. Гальцева (к IV главе)
* Maritain J. La responsabilit de l'artiste // P.: Librahie Arth me
Fayard , 1961.
** Gide A. Chroniques de l'ermitage // Gide A. Oeuvres completes. Р.,
1933. Р. 385.
*** Gide A. De l'importance du public // Ibid Р. 193.
**** Gide A. Chroniques de l'ermitage // Gide A. Oeuvres completes. Р.
387.
* Bremond H. Pri re et po sie P., 1926 P. 209
** Eliot T.S. The use of poety, and the use of criticism. L., 1933. P.
130-131.
*** Fonseka M.L. de. On the fruth of decorative art. Dialog between an
Oriental and Occidental. L., 925.
* Поэтами рождаются (лат.).
* Blackmur R.P. The artist as hero // Art news. N.Y., 1951 Vol. 50. N 9
P. 20.
** Rivi re J. La crise du concept de litt rature // Nouvelle rev.
fran . P., 1924. N 2. P. 50.
* Thompson F. Essay on Shelley // Works. L., 1913. Vol. 3. P. 16
* Плотин. Эннеады. 1, 6, 4.
** Cocteau J. Le coq d'Arlequin // Cocteau J. Le rappel l'ordre. P.,
1926. P. 43.
* Ср.: Maritain J. Dialogues // Maritain J. Fronti res de la po sie.
P., 1927. P. 82-83.
* Thompson F. Essay on Shelley //Works. Vol. 3. P. 11.
** Jacob M. Art po tique. P., 1922.
* Maritain R. Sens et non - sens en po sie; Maritain R. Magie, po sie
et mystique// Maritain R. Situation de la po sie. P., 1938. P. 38-42.
63-7529.
** No. 1, Y. 19.
* Mauriac F. Le roman. P., 1928. P. 79-80.
** Bloy L. La femmen pauvre. P., 1939. P. 173.
*** Morgan Ch. The liberties of mind. L., 1951.
**** Bloy L. Delluaires et porchers // Page de L on Bloy. P., 1951. P.
118.
* Thompson F. Sister songs // Works. Vol. 1. P. 53.
* Maritain J. Fronti res de la po sie... P. 110.
* Carco F. La l gende et la vie l'Utrillo. P., 1928. P. 29.
* Bloy L. An seuil de l'apocalypse. P., 1921. P. 251.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|
|