Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Маньковская Н.Б. "Париж со змеями" (Введение в эстетику постмодернизма)
ВВЕДЕНИЕ
"Париж со змеями"... Этот образ
принадлежит одному из исследователей
творчества Жака Дерриды, чье имя
прочно вписано в круг ассоциаций,
спонтанно возникающих при
произнесении слова "постмодернизм"1.
Город-символ европейской культуры,
изящества и хорошего вкуса как бы
размыкает свои границы навстречу
пряной экзотике иных культур,
шокирующему кичу, эклектически-
коллажному методу создания артефактов
под знаком иронизма.
Возможно, в кавычки, ставшие одним
из наглядных признаков цитатности
постмодернистского стиля, следовало
бы заключить не только название, но и
подзаголовок этой книги:
постмодернизм в эстетике взрывает
изнутри традиционные представления о
целостности, стройности,
законченности эстетических систем,
подвергает радикальному пересмотру
____________________
1 См.: Mantion J.-R. Jacques Derrida,
vaguement: le passage des
eaux // Critique. 1988. № 490.
P. 234.
4
ряд фундаментальных постулатов
"аристотелевского" цикла2 культуры.
Пристальное внимание к культуре,
эстетике и искусству постмодернизма
возникло в нашей стране во второй
половине 80-х годов, когда его
западные образцы были не просто
импортированы либо пересажены на
местную почву, но оказались эмблемой
уникальной культурной ситуации. В
эстетическое сознание как бы
одновременно ворвалось бесконечное
многообразие художественных идей,
стилей, форм - отложенная литература,
"полочные" фильмы и спектакли,
"другая" живопись, музыка третьего
направления... Искусство трех волн
эмиграции, произведения зарубежных
художников XX века, ранее у нас не
обнародовавшиеся... Новое прочтение
классиков советской литературы, чье
творчество мы в полном объеме лишь
начинаем узнавать... Наконец,
современные произведения,
появляющиеся в нашей и других
странах. Но дело не ограничилось
только художественной сферой.
Трансформации геополитического
____________________
2 См.: Аверинцев С.С. Древнегреческая
поэтика и мировая литера-
тура // Поэтика древнегреческой
литературы. М., 1981. С. 8.
5
пространства, политические решения, в
которые изначально закодирована
множественность интерпретаций, смена
духовных ориентиров, плюралистические
трактовки исторического прошлого,
настоящего и будущего страны создали
атмосферу стихийного постмодернизма
общественной жизни с ее
нестабильностью, непредсказуемостью,
риском обратимости.
Специфика того духовного контекста,
в котором начал у нас свою жизнь
термин "постмодернизм", отдалила его
от канонической западной трактовки.
Если Умберто Эко с сожалением писал о
том, что в наше время к нему
прибегают всякий раз, когда хотят
что-то похвалить, то в отечественной
интерпретации он обременен скорее не-
гативно-ироническим содержанием. Это
связано, возможно, с тем, что сам
термин, ставший в США и Западной
Европе 80-х годов респектабельно-
академическим, оказался у нас
скомпрометированным как в силу при-
вычных "конфронтационных"
эстетических стереотипов, так и
потому, что запоздалая мода на
постмодернизм превратила его в
пародию пародии, запрограммировав на
вторичность. Вместе с тем появление
ряда оригинальных произведений, резко
выделяющихся на фоне массовой
6
постмодернистской продукции, внесло
раскол в ряды критиков, породив
полярные оценки постмодерна - от
"самой живой, самой эстетически
актуальной части современной
культуры" (В. Курицын) до
"эстетического беспредела"
(В.Малухин).3 Неприятие постмодерна
связано с его интерпретацией в
качестве компьютерного вируса
культуры, разрушающего эстетическое
изнутри. Его авторы третируются как
осквернители гробниц; вампиры,
отсасывающие чужую творческую
энергию; несостоятельные графоманы,
живущие на проценты с капитала
культуры, ставящие эстетику вне этики
и устраивающие аморальные "посты во
время чумы", "посты без модернизма" и
т.д. При всей вульгарности и внешнем
характере такого рода критики нельзя
не признать, что ею нащупаны слабые
места доморощенного постмодерна, еще
не успевшего освоить достижения
модернизма и "перескочившего" через
него в ту эстетическую среду, где
лакуны в познаниях культурного опыта
____________________
3 См.: Курицын В. Постмодернизм:
Новая первобытная культура // Нов.
мир. 1992. № 2; Малухин В. Пост без
модернизма // Изв. 1991. 8 мая.
7
прошлого мстят за себя банальным
кичем.
Что же касается позитивных
суждений, высказываемых такими
литературоведами и критиками, как
М. Эпштейн, Б. Гройс, В. Ерофеев,
В. Курицын, А. Якимович, С. Носов,
В. Кулаков, А. Тимофеевский,
М. Айзенберг, А. Зорин и другими, то,
если отвлечься от некоторых
апологетических перехлестов, ими
выявлены некоторые сущностные черты
художественного постмодернизма в
нашей стране, как сближающие, так и
отличающие его от постмодерна как
феномена современной западной
культуры4.
____________________
4 См., например: Айзенберг М.
Некоторые другие... // Театр. 1991.
№ 4; Гройс Б. Новое в
искусстве // Иск. кино. 1992. № 3;
Зорин А. Музы языка и семеро
поэтов // Дружба народов. 1990.
№ 4; Ерофеев В. Поминки по
советской литературе // Лит.
газ. 1990. № 27; Кулаков В. О
пользе практики для теории // Лит.
газ. 1990. № 52; Курицын В. Книга о
постмодернизме. Екатеринбург, 1992;
Липовецкий М. Апофеоз частиц, или
Диалоги с Хаосом. Заметки о
классике, Венедикте Ерофееве, поэме
8
Постмодернистское умонастроение
несет на себе печать разочарования в
идеалах и ценностях Возрождения и
Просвещения с их верой в прогресс,
торжество разума, безграничность
человеческих возможностей. Общим для
различных национальных вариантов по-
стмодернизма можно считать его
отождествление с именем эпохи
"усталой", "энтропийной" культуры,
отмеченной эсхатологическими
настроениями, эстетическими
мутациями, диффузией больших стилей,
_____________________________________
"Москва - Петушки" и русском
постмодернизме // Знамя. 1992. № 8;
Носов С. Литература и игра // Нов.
мир. 1992. № 2; Степанян С. Реализм
как заключительная стадия
постмодернизма // Знамя. 1992. № 9;
Тимофеевский А. В самом нежном
саване // Иск. кино. 1988. № 8;
Эпштейн М. После будущего. О новом
сознании в
литературе // Знамя. 1991. № 1;
Якимович А. Утраченная Аркадия и
разорванный Орфей. Проблемы
постмодернизма // Иностр .лит. 1991
. № 8; Его же: О лучах Просвещения
и других световых явлениях
(культурная парадигма авангарда и
постмодернизма) // Иностр.
лит. 1994. № 1.
9
эклектическим смешением
художественных языков. Авангар-
дистской установке на новизну
противостоит здесь стремление
включить в орбиту современного
искусства весь опыт мировой
художественной культуры путем ее
ироничного цитирования. Рефлексия по
поводу модернистской концепции мира
как хаоса выливается в опыт игрового
освоения этого хаоса, превращения его
в среду обитания человека культуры.
Тоска по истории, выражающаяся в том
числе и в эстетическом отношении к
ней, смещает центр интересов с темы
"эстетика и политика" на проблему
"эстетика и история". Прошлое как бы
просвечивает в постмодернистских
произведениях сквозь наслоившиеся
стереотипы о нем, снять которые
позволяет метаязык, анализирующий и
интерпретирующий язык искусства как
самоценность.
Постмодернизм во многом обязан
своим возникновением развитию
новейших технических средств массовых
коммуникаций - телевидению,
видеотехнике, информатике,
компьютерной технике. Возникнув
прежде всего как культура визуальная,
постмодернизм в архитектуре,
живописи, кинематографе, рекламе
сосредоточился не на отражении, но на
10
моделировании действительности путем
экспериментирования с искусственной
реальностью - видеоклипами,
компьютерными играми, диснеевскими
аттракционами. Эти принципы работы со
"второй действительностью", теми
знаками культуры, которые покрыли мир
панцирем слов, постепенно просочились
и в другие сферы, захватив в свою
орбиту литературу, музыку, балет.
Сочетание ностальгических
настроений с техницистским
прагматизмом породило тот особый
колорит "стоического оптимизма",
иронической веселости, который, в
сочетании с открытой
развлекательностью, занимательностью
многих постмодернистских сюжетов,
способствовал их популярности у
массового зрителя. Популистская
ориентация, отвергающая любые
эстетические табу, способствовала
превращению всей культуры прошлого,
включая авангард, одновременно в
музей и питомник постмодернистской
эстетики.
Обращение к опыту отечественного
постмодерна обнаруживает его близость
к основным постмодернист-ским
постулатам. Многие из них
заимствованы и более или менее
органично привиты на отечественной
почве, другие возникли
11
самопроизвольно в результате того
встречного движения, которое, хотя и
с некоторым сдви-гом во времени,
свидетельствует о естественном харак-
тере этого феномена в разных странах.
Вместе с тем анализ творчества
А. Битова, Т. Толстой, В. Пьецуха,
В. Нарбиковой, И. Холина, Вен. Ерофе
ева, Вик. Ерофеева, М. Берга,
Р. Марсовича, Е. Радова, А. Левкина,
В. Курбатова в прозе, Д. Пригова, И.
Жданова, А. Парщикова, А. Еременко, А
. Драгомощенко, Т. Щербины, А. Парина
, Вс. Некрасова, Т. Кибирова в
поэзии, И. Кабакова, Э. Булатова,
А. Шабурова, В. Захарова,
А. Филиппова в живописи, Р.Виктюка в
театре, С. Соловьева, О. Ковалова в
кинематографе, А. Сигаловой в балете,
С. Курехина, Б. Гребенщикова в
рокмузыке свидетельствует о специфике
искусства постсоцреализма - соцарта,
метареализма, метаметафоризма,
феноменализма,
12
концептуализма, как разновидностей
постмодернизма. Появление такого рода
течений, при всей их условности и
неполноте, а также обращение к опыту
предшественников и "отцов-
основателей" в нашей стране (от
В. Набокова, Г. Газданова, М. Агеева,
обэриутов, О. Мандельштама до
В. Аксенова, И. Бродского,
С. Соколова, В. Комара и А. Меламида)
- признак постепенного укоренения
этого сравнительно нового феномена в
культурной среде, его распространения
вширь.
К отличительным особенностям
отечественного постмодерна можно
отнести его политизированность
(особенно ощутимую в соцарте), столь
несвойственную западному
постмодернизму в целом. Возникнув не
"после модернизма", но "после
соцреализма", он стремится оторваться
от тотально идеологизированной почвы
идеологизированными же - но сугубо
антитоталитарными - методами.
Противовес этой тенденции составляют
антишестидесятнические настроения
"неборьбы", "дзен" - поворота в
искусстве. Постоянные колебания между
мифом и пародией, непреходящим
смыслом и языковой игрой,
архетипическими экзистенциальными
сюжетами и сюрреалистически-абсур-
13
дистским автобиографизмом создают то
особое напряжение между
садомазохистским профанированием офи-
циальных клише и запредельным
сомнамбулизмом умозрительно-
декларативных конструкций, которое
свидетельствует о стремлении
одновременно отвлечь и развлечь
аудиторию путем театрализации
безобразного.
Вместе с тем сеансы одновременной
игры с архетипами высокого искусства
и идеологическими кодами не позволяют
отечественному постмодерну полностью
уйти от герметизма, изотеричности,
свойственных авангардистскому
андерграунду предшествующего периода.
Граница между авангардом и
постмодерном оказывается размытой,
что препятствует тому бурному
сближению с массовой культурой,
обеспечивающему массовый же успех,
которое столь характерно для
современной западной ситуации.
Восприняв поверхностно-чувственное
отношение к предметному миру5, "наш"
____________________
5 См.: Подорога В.А. Мир без сознания
(проблема телесности в философии
Ф. Ницше) // Проблема сознания в
современной западной философии.
Критика некоторых концепций.
М., 1989.
14
постмодерн остановился перед
следующим шагом - стиранием автор-
ского начала. И хотя кризис
оригинальности - общая для
постмодернизма проблема, размытость
авторства, породившая на Западе
дискуссии вокруг проблемы субъекта в
постмодернизме, для нашего искусства
еще не представляется актуальной.
Таким образом, цитатность,
полистилистика и другие внешние
признаки сходства не должны заслонять
своеобразия отечественного
постмодерна, тех различий, которые
связаны не только с особенностями его
возникновения и бытования, но порой и
с эпигонством и дилетантизмом
создателей "новой конъюнктуры" в
искусстве.
Тем больше оснований для
объективного эстетического анализа
постмодернизма как факта современной
мировой художественной жизни.
Изучение его западного оригинала
вызвано стремлением выработать адек-
ватную концепцию его места и роли в
культуре. Бытующее мнение о
периферийности эстетической пробле-
матики постмодернизма, исчерпанности
его художественной практики не
соответствует, по нашему мнению, тому
реальному эстетическому статусу,
которым он обладает в различных
15
странах Запада. Следует учитывать и
то, что подлинной альтернативы
постмодернизму все еще не
просматривается, и его характеристика
как "новейшего" эстетического
феномена пока что не подвергается
сомнению в той обширной теоретической
литературе, которая посвящена ему за
рубежом.
В предлагаемой читателю книге
прослеживаются пути философско-
эстетического генезиса постмодернизма
во французском постструктурализме и
постфрейдизме; расцвет его
художественной практики в США,
оказавшей затем обратное воздействие
на европейское искусство; становление
постмодернистской культуры, в чье
силовое поле попадают
постнеклассическая наука и окружающая
среда.
В чем специфика постмодернизма по
сравнению с модернизмом, авангардом,
неоавангардом? Как он соотносится с
массовой культурой? Какова его связь
с постиндустриальным обществом,
неоконсерватизмом как политическим
течением? Как он сопрягается с новей-
шими научно-техническими
достижениями? Наконец, когда возник
постмодернизм, что послужило философ-
ским импульсом его появления? И что
идет ему на смену? Этими вопросами
16
автор задавался в ходе своего
исследования, не претендуя,
разумеется, на их "закрытие", но
стремясь выработать взвешенную точку
зрения, расчитанную на сотворчество
читателей.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|
|