Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения
РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Глава третья. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ КАНУН ЭСТЕТИКИ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И
ПЕРВЫЕ ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Ченнино Ченнини
К самому концу XIV в. относится трактат итальянского живописца Ченнино
Ченнини (род. ок. 1370), содержащий по преимуществу разного рода технические
указания для живописцев, характерные, вероятно, вообще для позднейшей
средневековой и ранней возрожденческой практики художественных мастерских.
Но вместе с тем в данном трактате уже раздается твердый голос, предвещающий
наступление Ренессанса в собственном смысле слова.
Опираясь в самом начале трактата на христианскую священную историю (с
упоминанием бога, Девы Марии, Иоанна Крестителя, Франциска и всех святых
мужей и жен), Ченнини тут же говорит об индивидуальности художника, о
необходимости для него систематического т руда и выучки, о природном
влечении и любви к искусству у художника. Живопись прямо объявляется
некоторого рода наукой, и даже самой важной. Проповедуется необходимость
фантазии для художника, но на основании лучших образцов живописи, которые
нужно наблюдать и в церкви при подробном рассматривании церковной
иконописи. Рекомендуется предпочитать картины природы. Не отсутствует и
рассуждение о точном количественном каноне отдельных частей человеческого
тела, изображаемого на картине. В качестве образца дл я живописи берется
мужчина, а о женщине не говорится ни слова. Но когда речь заходит конкретно
о живописных приемах, то известная специфика признается и за изображениями
женщин (см. 114).
В результате необходимо сказать, что только слабая разработанность
художественной проблематики мешает нам причислить Ченнини непосредственно к
представителям раннего Ренессанса. Все указанные выше проблемы намечены у
Ченнини в самой общей форме, и ранний Ренессанс будет их только
разрабатывать. Там подробно и выяснится, что такое научность живописи, что
такое природа как образец для живописи, что такое художественная фантазия и
т.д. Творчество Ченнини только канун.
Лоренцо Гиберти, Пьеро делла Франческа, Антонио Аверлино Филарете
Все эти художники и теоретики относятся к периоду раннего Ренессанса и
действуют в конце XIV и первой половине XV в. Их мы не будем излагать
подробно, поскольку такого рода изложение потребовало бы слишком больших
усилий, не входящих в план настоящей раб оты по эстетике Ренессанса.
Известный итальянский скульптор первой половины XV в. Л.Гиберти (ок. 1381
- 1455) мог быть для нас весьма интересен в качестве представителя эстетики
раннего Ренессанса. Дошедшие до нас в плохом состоянии его "Комментарии"
касаются истории античного и итальянского искусства (кстати сказать, с
Джотто во главе) и включают в себя его автобиографию. Что касается чисто
теоретических взглядов Гиберти, составляющих третью книгу его
"Комментариев", то в тексте заметно использование таких средневековых
философов , как Авиценна, Аверроэс, Роджер Бэкон, Витело и другие. Эту часть
"Комментариев" Гиберти трудно читать и трудно переводить. Из Гиберти мы
упомянем только типично ранневозрожденческое учение о перспективе и
пропорциях. Как мы уже видели, для Ренессанса э то ни в каком случае не
является чем-то случайным, а, наоборот, максимально существенным.
Пьеро делла Франческа, крупнейший итальянский живописец, интересен для
истории эстетики своим трактатом "О живописной перспективе" (вторая половина
XV в.). Трактат свидетельствует о чрезвычайной тщательности тогдашних
художников и теоретиков в области пространственных исчислений живописных
фигур16.
Антонио Аверлино Филарете (ок. 1400 - ок. 1469), скульптор и архитектор,
еще не вполне порвавший с готической традицией, написал интереснейший
"Трактат об архитектуре" (1460 - 1463), включающий в себя также и
рассуждения о живописи. Для трактата характер но уже одно такое суждение:
"Число всегда весьма необходимо, и без этого числа нельзя действовать, так
же как без порядка". Можно отметить кропотливые наблюдения этого автора над
функциями перспективы и подробную характеристику цвета для пользования им в
живописи (см. 76, 83 - 92).
Обратно в раздел культурология
|