Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения
РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Глава вторая. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИММАНЕНТНО-СУБЪЕКТИВНОЙ ИНТУИЦИИ.
УЧЕНИЕ О ПЕРСПЕКТИВЕ
В своей книге об эстетике перспективы Т.Ведеполь рассматривает не
техническую, а эстетическую сущность перспективы (см. 201). Почти не
касается он и исторической стороны проблемы. Искусствоведческий разбор
нескольких произведений ренессансной живописи -
вот все, что говорится здесь об эпохе возникновения перспективы в
живописи, причем так, как если бы не было долгой и сложной борьбы за ее
утверждение. Согласно изложению Т.Ведеполя, такие произведения Высокого
Ренессанса, как "Тайная вечеря" Леонардо да
Винчи, "Афинская школа" и "Изгнание Гелиодора" Рафаэля, представляют
собою уже полнейшее и совершенное осуществление принципов современной
перспективы. С другой стороны, сравнивая, например, "Благовещение" Тициана с
работой живописца прошлого века Скарбины "Заход солнца", Ведеполь отмечает
неспособность Тициана воспользоваться косой перспективой, после того как он
отказался от прямой, более простой и примитивной.
Проведенный Ведеполем подробный анализ произведений художников Ренессанса
показывает, что в весьма многочисленных случаях перспектива трактовалась
здесь чрезвычайно сложно, с частыми отступлениями от нормы, например с
несовпадением точки зрения и точки с хождения ортогональных линий, с
несимметричностью вида спереди и т.д.
Ведеполь находит элементы перспективы, правда без единой точки схождения,
еще в античном искусстве. Но даже у Джотто (1266 - 1337), несмотря на
иллюзию перспективы в изображении зданий, еще наблюдается полное отсутствие
единого принципа.
Шаг за шагом перспектива утверждается в эпоху Ренессанса у Лоренцетти
("Благовещение", 1344), Брунеллески (1377 - 1446), Паоло Учелло (1396 -
1475), Мазаччо (1401 - 1428), Мантеньи (1431 - 1506), Пьеро делла Франческа
(1420 - 1492), Фра Филиппо Липпи (14 06 - 1469). Единая точка схождения
распространяется на все пространство картины, хотя художники пользуются пока
еще лишь прямым изображением, а косое построение перспективы им практически
неизвестно. По наблюдению Ведеполя, точка схождения часто используется для
того, чтобы подчеркнуть главную идею картины; так, в "Афинской школе"
Рафаэля она находится между двумя главными фигурами. Однако у того же
Рафаэля есть картины, где точка схождения падает на совершенно незначащее
место картины.
Ведеполь упоминает об упорной борьбе вокруг понятия перспективы в начале
XV в., - борьбе, которая велась с непостижимой для нас теперь горячностью.
Защищались даже такие мнения, что никакой точки схождения вообще не
существует (у Витело). По работам Яна
ван Эйка можно проследить, что к использованию перспективы он пришел не
сразу, да и то с большим трудом. Достаточно прочесть трактаты Леона Баттисты
Альберти, Пьеро делла Франческа и Леонардо да Винчи, чтобы увериться, с
какой серьезностью эти художники
вели научную разработку концепции перспективы, будучи убеждены, что
искусство и наука не исключают друг друга (см. 201, 70).
Свою книгу Ведеполь заключает следующим оптимистическим убеждением
относительно перспективы: "Теория призвана унавозить почву, из которой
вырастает семя чувства. Знание должно высвободить энергию для достижения
высших целей. Выучившийся должен погрузиться в подсознательное, откуда
фантазия извлечет все необходимое для творчества. Рассудок строит подмостки,
на которых разыгрывает свои игры чувство. Лишь закон может освободить нас"
(там же, 81).
"Перспектива - это латинское слово, обозначает просматривание", - пишет
А.Дюрер. Пановский находит это выражение по существу правильным: о
перспективе можно говорить там и только там, где не только отдельные
объекты, например дома и мебель, изображены в
"сокращении", но где цельная картина - если процитировать выражение
другого теоретика Ренессанса, Л.Б.Альберти, - превращается как бы в "окно",
через которое мы должны считать себя глядящими в пространство. Материальная
поверхность изображения отрицается здесь как таковая благодаря "правильному"
геометрическому конструированию очертаний (182, 258 - 330). "Это
"правильная" геометрическая конструкция, - пишет Пановский, - которая была
открыта в Возрождении и, претерпев впоследствии технические
усовершенствования и упрощения, оставалась тем не менее до эпохи Дезарге непонятной в
своих предпосылках и целях, наиболее простым образом поддается пониманию
так: я представляю себе, - согласно приведенному выше образу окна, - картину
в качестве ровного разреза через так называемую "пирамиду зрения", которая
возникает благодаря тому, что я пользуюсь центром зрения как точкой и
связываю его с отдельными характерными пунктами рисуемого пространственного
изображения. Поскольку относительное положение этих "зрительных лучей"
основополагающе для видимого расположения соответствующих пунктов
зрительного образа, то мне требуется нарисовать всю систему лишь в основных
горизонтальных и вертикальных чертах, чтобы установить появляющуюся на
плоскости сечения фигуру: горизонтальная разметка дает мне отрезки в
ширину, вертикальная разметка - отрезки в высоту, и мне приходится лишь
совместить эти отрезки на третьем рисунке, чтобы получить искомую
перспективную проекцию" (там же, 258 - 259).
С точки зрения Э.Пановского, обеспечивая построение вполне рационального,
т.е. бесконечного, постоянного и гомогенного пространства, описанная
"центральная перспектива" молчаливо опирается на две существенные
предпосылки: во-первых, на то, что смотрит од ин, и притом неподвижный,
глаз, и, во-вторых, на то, что плоское сечение через пирамиду зрения должно
считаться адекватной передачей нашего зрительного образа. Обе эти
предпосылки решительным образом абстрагируются от действительности, потому
что психофизиологическое пространство никоим образом не бесконечно, не
постоянно и не гомогенно (см. там же, 260). В пространстве перспективы
отрицается различие между передним и задним, правым и левым, телом и
промежутком между телами, ввиду того что любые части изображаемого
пространства подчиняются одному и тому же закону; происходит отвлечение от
того факта, что мы смотрим не одним, и притом фиксированным, а двумя
постоянно движущимися глазами, благодаря чему "поле зрения" приобретает
сфероидный облик; не учитывается огромная разница между психологически
обусловленным "зрительным образом", в каком зримый мир является нашему
сознанию, и механически обусловленным "образом на сетчатке глаза", который
отпечатляется в нашем физическом органе зрения. Глубокая, необходимая для
взаимодействия между зрением и осязанием "константная тенденция" нашего
сознания приписывает видимым вещам определенную величину и форму, не
зависящую от их физического соотношения на сетчатке глаза. Наконец,
перспектива минует то весьма важное обстоятельство, что даже и на сетчатке
глаза формы проецируются не на ровное, а на вогнутое округлое пространство
(см. там же, 261).
Уже в первой половине XVII в. немецкий филолог и математик В.Шикхардт
упрекал художников в том, что они, рисуя свои перспективные изображения, не
замечают, что любая, даже самая прямая, линия "вовсе не идет прямо перед
зрачком". Подобным же образом Кеплер замечал, что объективно прямой хвост
кометы или путь метеора может быть воспринят как кривая, причем, что
наиболее интересно, Кеплеру было вполне ясно, что именно привычка к
перспективе заставляла его вначале не замечать или отрицать эти искривления
зрения. И именно привычка к перспективе привела к тому, что современные
люди менее всего способны заметить подобные искривления линий ввиду проекции
зрительных изображений не на плоскость, а на шарообразную поверхность
сетчатки (см. 182, 263).
Наоборот, античные оптики, как утверждает Э.Пановский, хорошо знали
феномен искривления и иногда прибегали к сознательной непрямизне некоторых
архитектурных линий как раз для того, чтобы они выглядели прямыми.
Евклид замечает (теоремы 9 и 22), что прямые углы, будучи рассмотрены
издали, кажутся круглыми; о подобной же ошибке зрения говорится в
"Проблемах" Аристотеля (XV 6) и у Диогена Лаэрция (IX 89). Витрувий (III 4,
5) советует "выравнивать" стилобат "так, чтобы у него в середине было
добавление при помощи непарных уступов; ибо, если его выводить по уровню, он
будет казаться глазу вогнутым". "Чем выше поднимается взор, - говорит
Витрувий далее (III 5, 9), - тем труднее проникать ему сквозь толщу воздуха;
от этого, расплываясь в высоте и лишаясь силы, он теряет способность
правильного ощущения модульных отношений. Поэтому всегда надо делать
некоторые добавления к отдельным членам при расчете их соразмерности, чтобы
они казались надлежащих величин, когда здания расположены на возвышенных
местах или сами по себе имеют достаточно колоссальные размеры".
У Витрувия же Пановский находит единственные сохранившиеся свидетельства
того, что античность обладала математически-конструктивной теорией
перспективы: это - I 2, 2 ("скенография есть рисунок фасада и уходящих
вглубь сторон путем сведения всех линий к центру, намеченному циркулем").
"Впервые в Афинах, в то время когда Эсхил ставил трагедию, Агафарх устроил
сцену и оставил ее описание. Побуждаемые этим, Демокрит и Анаксагор написали
по тому же вопросу, каким образом по установлении в определенном месте
центра сведенные к нему линии должны естественно соответствовать взору
глаз и распространению лучей, чтобы определенные образы от определенной вещи
создавали на театральной декорации вид зданий и чтобы то, что изображено на
прямых и плоских фасадах, казалось бы одно уходящим, другое выдающимся"
(VII Prooem.). Однако из этих мест еще трудно вывести, какою же была в
точном смысле слова античная перспектива.
У Гемина определение "скенографии" ориентируется в основном на
несовпадение между действительным и кажущимся (см. 182, 302).
"Скенографический отдел оптики исследует, как надлежит рисовать образы
построек. В самом деле, поскольку вещи не кажутся такими в точности, каковы
они есть, [художники] следят не за тем, чтобы выявить реальные
(hypoceimenoys) сочетания (rhythmous), но должны создавать их такими, какими
они будут казаться. И цель архитектора - создать произведение гармоничное
(eurhythmon) для зрительного впечатления (pros phantasian) и, насколько
возможно, отыскать способы компенсации (alexemata) ошибок зрения, не для
действительного соответствия или гармонии, но в отношении того, что
предстает глазу".
Суть античной перспективы (Пановский основывается здесь на
вышеприведенных текстах) заключалась в гармоничном сочетании друг с другом
изображаемых телесных предметов без учета пространственного единства
изображения. Отсюда специфическая неустойчивость и
непоследовательность изображения пространственных соотношений.
"Промежутки в глубину чувствуются, но их невозможно выразить посредством
определенного "коэффициента"; укороченные прямоугольные линии сходятся, но
они никогда не сходятся в едином горизонте, не говоря уже о едином центре;
размеры по общему правилу уменьшаются к заднему плану, но это уменьшение
никогда не постоянное, и оно всегда прерывается "выпадающими из масштаба"
фигурами. Изменения, которым подвергаются форма и краска тел в зависимости
от дистанции, изображаются со столь виртуозной смелостью, что стиль
подобных рисунков можно рассматривать как предвестие или даже как явление,
параллельное современному импрессионизму" (там же, 269).
Пространство античной живописи Пановский называет агрегатным, а
пространство современной - системным (причем системным он считает также и
пространство современной импрессионистической живописи, потому что в конце
концов оно все же опирается для него на перспективу, несмотря на указанную
античную аналогию). "Античность, в силу отсутствия всеохватывающего
пространственного единства, должна расплачиваться за каждое подчеркивание
пространственности умалением принципа телесности..; мир античного искусства,
поскольку в нем отказываются от передачи межтелесного пространства,
предстает в сравнении с современным как более прочный и гармонический; но
как только мы начинаем включать в изображение пространство, т.е. прежде
всего в ландшафтных изображениях, этот ми р становится странно-нереальным,
противоречивым, сонно-колеблющимся" (там же, 270). Античные живописцы
строили свои изображения, исходя не из некоей внеположной точки схождения,
но вокруг центра проекции, находящегося в самой картине и представляющего
наблюдающий глаз, "в то время как современное построение пространства - из
точки схождения (перспективное), и это огромное достижение, за которое
недаром с такой страстью шла борьба, однозначно изменяет все поперечные,
глубинные и вертикальные промежутки в константном соотношении, обеспечивая
тем самым за каждым предметом неизменные размеры и положение по отношению к
глазу" (там же, 267 - 268).
Можно возразить, что все это - чистая геометрия, не имеющая никакого
отношения к художественным достоинствам произведения. Однако, замечает
Э.Пановский, хотя перспектива никоим образом не является моментом
достоинства произведения, она является моментом
его стиля, и больше того, ее, вслед за Э.Кассирером, можно назвать
"символической формой", посредством которой "некоторое духовное смысловое
содержание привязывается к конкретному чувственному знаку и внутренне
усваивается этому знаку" (там же, 268). И в этом смысле обладает
художественной значимостью не только вопрос о том, имеют ли те или иные
эпохи искусства перспективу, но и вопрос о том, какую перспективу они имеют.
Классическое античное искусство, по выражению Пановского, было чисто
телесным искусством, признававщим в качестве художественной действительности
не только зримую, но и ощутимую, осязаемую, материально-трехмерную, а тем
самым всегда некоторым образом антропологизированную предметность. Элементы
изображения сводились не живописно в пространственное единство, но
тектонически или пластически - в групповую цельность, обладающую не
пространственным единством, но единством изображаемого тела или группы тел.
Целое мира в античности всегда оставалось прерывистым, ориентированным на
телесную оформленность.
Художественно-историческая миссия средневековья, этого промежуточного
времени, эпохи кажущегося возвращения к "примитивным" формам, заключалась в
том, чтобы возвести античную множественность к действительному единству; оно
достигло этой цели парадоксальным образом, путем расчленения данности, т.е.
путем приведения в окостенелость и изолированность отдельных предметов
изображения, которые ранее были объединены телесно-мимической и
пространственно-перспективной связью. Появляется новое и более внутреннее
единство, все сплетается в некую нематериальную, однако сплошную ткань,
единство которой сообщает ритмическое чередование цвета и золота или, в
рельефной пластике, ритмическая смена света и тени. Возникает единый, но
мерцающе-колеблющийся мир, единственным средством закрепить и
систематизировать который оказывается линия. Окончательное созревание
романского стиля в середине XII в. знаменует, наконец, полный отход от
античной перспективы; всякая иллюзия реального пространства изгоняется
теперь из живописи, форму которой сообщает лишь линия и двухмерная
поверхность. В романском стиле "линия есть только лишь линия, т.е. своего
рода графическое выразительное средство, смысл которого в том, чтобы служить
границей и орнаментом для поверхностей; а поверхности со своей стороны суть
только поверхности, которые уже ни в малейшей мере не служат указанием, даже
самым смутным, на нематериальную пространственность, но являются безусловно
двухмерной поверхностью материального носителя картины" (182, 274).
Но именно потому, что романская живопись в равной мере сводит и тела и
пространство до простой поверхности, она утверждает их гомогенность,
превращая оптическое единство в устойчивое и субстанциальное. Отныне тела
навсегда связаны с пространством. "Современная" перспектива начинается при
столкновении нордически-готического чувства пространства с архитектурными и
ландшафтными формами византийской живописи. Этот синтез готического с
византийским осуществляют два великих художника, Джотто и Дуччо, положившие
начало современному перспективистскому восприятию пространства. Происходит
переворот в формальной оценке поверхности изображения: это уже не стена или
доска, на которую наносятся формы отдельных вещей и фигур, а прозрачная
плоскость, сквозь которую мы как бы заглядываем в некое ограниченное
пространство, что несколько противоречиво, потому что в действительности
вещи находятся не внутри пространства картины, а перед ним.
В 1344 г. художник Амброджио Лоренцетти создает "Благовещенье", которое
замечательно тем, что здесь все ортогональные линии, т.е. идущие в глубину
под прямым углом к плоскости картины, с математической точностью сходятся в
одной точке. Эта точка схождения в качестве образа бесконечно удаленной
точки слияния всех линий, ведущих в глубину, есть как бы конкретный символ
самой бесконечности. Фон картины здесь уже не задняя стенка замкнутого
пространства, как у Джотто, а лента пространства, по отстоянию на которой
можно определять расстояния до изображенных на картине отдельных тел (см.
там же, 279). Каменный настил пола в виде шахматной доски, использовавшийся
еще в византийских мозаиках, может теперь служить точным указателем
расстояний, как занятых телам и, так и не занятых ими, причем, считая эти
квадраты, можно с точностью в числах выразить и расстояния; они выступают
здесь как прототип будущей системы координат.
Однако до второй половины XV в. геометрическая перспектива еще неполна:
она соблюдается лишь для ортогональных линий, проходящих в центре картины, и
часто не соблюдается в отношении краевых ортогональных линий. Это означает,
с одной стороны, что понятие
бесконечности находится еще в становлении, а с другой стороны, что, хотя
пространство уже воспринималось как единство, его разметка все же вторична
по сравнению с расположением изображенных тел. Лишь к концу XVI в.
осознается как непреложное правило, что "пространство предшествует
изображенным в этом пространстве телам и поэтому его надлежит размечать на
рисунке в первую очередь" (там же, 281).
Как замечает Э.Пановский, северные художники, хотя и следовали, конечно,
методике итальянского искусства XIV в., достигли "правильного"
конструирования (в смысле перспективы) эмпирически, тогда как итальянское
Возрождение призвало на помощь математическу ю теорию. Создателями ее были
Брунеллески, Мазаччо, Альберти, для которого "картина есть плоское сечение
через пирамиду зрения", и позже - Пьеро делла Франческа в своем трактате
"Перспектива живописи". Ренессансу удалось полностью математически
рационализировать пространство, которому уже ранее было придано единство.
Так завершился великий переход от агрегатного пространства к системному
пространству. Однако это достижение в области перспективы, напоминает
Пановский, явилось лишь конкретным выражением того, что одновременно было
достигнуто в области гносеологии и натурфилософии. Именно в это время
совершился решительный и явный отход от аристотелевского мировоззрения и
вместо представления о замкнутом космосе, устроенном вокруг середины - Земли
как абсолютного центра, возникло понятие о бесконечности, существующей н е
только как божественный первообраз, но и как эмпирически-природная
реальность. Образ Вселенной детеологизируется, пространство Вселенной
становится "непрерывным количеством, состоящим из трех физических измерений,
по природе существующим прежде всех те л и до всех тел, безразлично
приемлющим все" (там же, 286).
Теперь нам странно вспомнить, что Леонардо называл перспективу "кормилом
и уздой живописи" и что художник Паоло Учелло, как об этом сказано у Вазари,
на увещания своей жены ложиться наконец спать отвечал стереотипной фразой:
"Однако сколь сладостна эта перспектива!" Нужно представить себе, говорит
Пановский, что означало в эпоху Ренессанса это достижение. Дело было не
только в том, что живопись возвышалась до статуса науки. "Субъективное
зрительное впечатление было рационализировано настолько, что именно оно
стало основой для построения устойчивого и все же во вполне современном
смысле "бесконечного" мира опыта (функцию ренессансной перспективы можно
было бы сравнить с функцией критицизма, а эллинистически-римской перспективы
- с функцией скептицизма), - был достигнут переход психофизиологического
пространства в математическое, иными словами: объективация субъективного"
(182, 287).
Но как только перспектива перестала быть технически-математической
проблемой, она во все большей мере начала превращаться в художественную
проблему. "По своей природе она - обоюдоострое оружие: она предоставляет
телам место для пластического развертывания и мимического движения - но она
создает также и для света возможность разлиться в пространстве и
художественно растворить тела; она создает дистанцию между человеком и
вещью, но она же и снова снимает эту дистанцию, поскольку в известной мере
включает
в зрение человека предстоящий перед ним в самостоятельном существовании
вещный мир; она предписывает художественному явлению постоянные и, больше
того, математически точные правила, но, с другой стороны, она ставит его в
зависимость от человека, и больше того, от индивидуума, поскольку эти
правила связаны с психофизической обусловленностью зрительного впечатления"
(там же, 287). Поэтому, продолжает Пановский, историю перспективы можно с
одинаковым правом рассматривать и как триумф дистанцирующего и
объективирующего чувства действительности, как упрочение и систематизацию
внешнего мира и как расширение сферы Я.
Перспектива затрагивает, таким образом, столь важные проблемы, как
отношение произвола и нормы, индивидуализма и коллективизма,
иррациональности и рационализма; и ясно, что в разных странах эти проблемы
решались по-разному. Итальянский Ренессанс воспринял перспективу с точки
зрения открывавшегося в ней объективизма, Север интерпретировал ее в
субъективистском смысле. Проблемы "ближнего пространства", "косого
пространства", "пространства в высоту", которые ставились и с успехом
разрешались немецкими художниками, в частности А.Дюрером, и великими
голландцами XVII в., свидетельствуют как раз о восприятии пространственности
художественного изображения как определяющейся субъектом. И как ни
парадоксально, это вполне параллельно совершавшемуся в то время в ф илософии
(у Декарта и, в смысле теории перспективы, у Дезарге) очищению пространства
как мировоззренческого представления от всех субъективистских примесей.
Претензии к перспективистскому восприятию пространства выставляются с
двух противоположных точек зрения. Древний Восток, классическая древность (в
частности, Платон), средневековье и такие несколько архаизирующие живописцы,
как Боттичелли, отвергали перспективу потому, что она вносит в мир,
находящийся вне и выше субъекта, индивидуалистический и случайный момент.
Наоборот современный экспрессионизм избегает ее как раз потому, что она
закрепляет объективность трехмерного пространства, отвергаемого модерн
истской живописью в ее утверждении индивидуальной образотворческой воли. Обе
эти противоположные оценки справедливы; дело в том, что перспектива
математизирует зрительное пространство, но последнее всегда остается
эмпирическим зрительным пространством. П ерспектива есть некий объективный
порядок, но это порядок зрительного феномена.
Благодаря этому своеобразному перенесению художественной предметности в
сферу феноменального, заключает Пановский, перспективизм в религиозном
искусстве исключает сферу магического, где художественное произведение само
по себе чудотворно, и сферу догматически-сммволического, где художественное
произведение свидетельствует о чуде или предвещает его. Но зато перспектива
раскрывает как нечто совершенно новое сферу визионерства, в которой чудо
становится непосредственным переживанием наблюдателя, поскольку
сверхъестественные события как бы врываются в его собственное, кажущееся
естественным зрительное пространство и как раз благодаря этому делают
сверхъестественное в собственном смысле интимным. Перспектива раскрывает
также сферу психологического в самом высоком смысле, внутри которой чудо
существует отныне в душе изображенного в художественном произведении
человека. Перспективное восприятие пространства, превращая oysia (сущность)
в phainomenon (явление), по-видимому, сводит божественное до простого соде
ржания человеческого сознания; но зато, и наоборот, оно расширяет
человеческое сознание до вместилища божественного. "Поэтому не случайно, что
это перспективное восприятие пространства в ходе художественного развития
осуществилось дважды: однажды как знамение конца, когда распадалась
античная теократия, и другой раз как знамение начала, когда возникла
современная антропократия" (182, 291).
Обратно в раздел культурология
|
|