Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (1) Лосев А. История античной эстетики. Ранний эллинизмОГЛАВЛЕНИЕЧасть Третья. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕIV. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА§2. Витрувий и содержание его трактатаСамое, однако, значительное место среди художников-искусствоведов эллинистически-римской эпохи принадлежит римскому архитектору Витрувию Поллиону, написавшему свой знаменитый трактат в десяти книгах "De architectura" (Об архитектуре). Время жизни Витрувия в точности неизвестно, но некоторые косвенные изыскания заставляют относить его к эпохе Августа, то есть ко второй половине I в. до н.э. Несмотря на свои большие размеры, сочинение Витрувия очень легко обозревается благодаря тому, что в начале каждой книги автор дает краткое ее резюме, пересыпая к тому же свою речь разными интересными сообщениями из истории философии, литературы и искусства. Кроме того, уже простой обзор содержания трактата Витрувия дает чрезвычайно много ввиду простоты и тех архитектурных методов, которые он изображает на основе определенной эстетической позиции. Подобно тому как мы давали подробный обзор "Поэтики" Аристотеля и его "Риторики", да будет позволено нам и здесь дать подробный обзор трактата Витрувия, хотя прямое отношение к эстетике имеют здесь только немногие главы. При специальном исследовании трактата Витрувия можно было бы весьма легко выявить эстетическую значимость и всех других, по крайней мере наиболее ответственных, глав Витрувия. Однако согласно плану нашей работы касаться этих подробностей мы здесь не будем. Содержание этого сочинения сводится к следующему: Первая книга. Введение. Об архитектуре вообще (гл. 1-3) и об общих условиях строительства (гл. 4-7). Первая глава. Что такое архитектура и что нужно знать архитектору? О строительных материалах (гл. 3-10) с введением (гл. 1-2). О жилищах первобытных людей и о развитии строительного искусства. Храмы (общее). О строительстве храмов в связи с мерой человеческого тела. Храмы (детали). Ионический, дорический и коринфский стили и их происхождение. Общественные здания, государственные (гл. 1-2), театр (3-8), увеселительные и пр. здания (9-12). О строительстве мест для народных собраний. Форум и базилика. Частные здания. Расположение. Об украшениях построек. Мощение. Водные работы. Средства изыскания воды. Некоторые вспомогательные знания (гл. 1-3) и сведения из гномоники (гл. 4-8). Двенадцать знаков Зодиака и противоположное движение планет. Машины. Определение (1), машины для передвижения тяжестей (гл. 2-3), для поднятия воды (гл. 4-9) и военные (гл. 10-16). 1. Что такое машина? Происхождение ее. При самом строгом подходе только незначительная часть этого огромного материала имеет прямое отношение к истории собственно эстетических идей. Можно сказать, что сюда относятся главным образом только первые три главы первой книги (I 1-3). О них и стоит говорить нам в первую очередь. При этом, однако, отдельных эстетических суждений и даже рассуждений у Витрувия весьма большое количество, и о них тоже ни в каком случае не следует забывать. Еще в 60-х годах прошлого века Л.Шпенгель обратил внимание на зависимость главнейших формальных моментов теории Витрувия от господствовавших в древности риторических учений. Это всемогущество риторики мы смогли проследить и на трактате Горация о поэзии; его можно видеть на лирике такого писателя, как Овидий и т.д. Иоллес464 и Ватцингер465 подтвердили это своими ценными исследованиями. Коснемся вопросов: а) о сущности архитектуры и об архитекторе, б) об архитектурных категориях и в) о разделении архитектурной науки. Комментарии (1)Обратно в раздел культурология |
|