Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Культура и этнос. Учебное пособиеОГЛАВЛЕНИЕТерминологический словарьАБОРИГЕНЫ – коренные обитатели той или иной территории или страны, живущие здесь «изначально»; то же, что «автохтоны». АВТОНОМИЗАЦИЯ – становление самобытности, уникальности этноса. АВТОСТЕРЕОТИПЫ – устойчивые представления этноса о своих качествах. АДАПТАЦИЯ – приспособление строения и функций организмов к условиям существования. АККУЛЬТУРАЦИЯ – процесс усвоения одной этнической группой норм, традиций, культурных ценностей другой этнической группы. Как правило, аккультурация свойственна для малочисленных этнических меньшинств, проживающих в тесном контакте или в одном государстве с крупным этносом. Бывает естественной и насильственной. Следует отличать от ассимиляции. При аккультурации этнический коллектив сохраняет собственную этническую идентичность, этическое самосознание. В процессе аккультурации формируется явление бикультурализма и билингвизма. АККУЛЬТУРАЦИЯ – процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры другого народа, происходящий в результате общения этих народов. АКМАТИЧЕСКАЯ ФАЗА – у Л. Гумилева – вторая фаза этногенеза, в которой пассионарное напряжение достигает максимума, период гражданских войн и смут. АНКЛАВ – территория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон территорией другого государства. АНТРОПОГЕНЕЗ – раздел антропологии – учение о происхождении человека. АНТРОПОЛОГИЯ – биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас. Иногда понимается как совокупность наук о человеке, включая этнографию, культурную и социальную антропологию. АПАРТЕИД – принцип раздельного проживания представителей различных этнорасовых групп. АРЕАЛ – область распространения на земной поверхности какого-либо явления, видов животных, растений, полезных ископаемых и т. п. АРХЕТИП – неосознаваемая базовая схема представлений, общая для всех людей, независимо от их этнической принадлежности, языка, культурных традиций и т. д. АССИМИЛЯЦИЯ – тип этнических процессов, представляющих собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность. Протекает как естественным путем, так и насильственным, в ходе завоевания отдельных стран и территорий. Нередко ассимиляции подвергаются не завоеванные этносы, а завоеватели, рассеиваясь по значительной территории мелкими группами и сливаясь с местным населением. (Так, группы, завоевавшие в IV в. территорию Северного Кавказа и создавшие в V в. мощное объединение типа союза племен, в VI в. исчезают как этнос, ассимилированные местным населением.) Ассимиляция сыграла чрезвычайно важную роль в становлении этнической структуры современного человечества: практически все этносы в той или иной степени участвовали в ассимиляционных процессах. БИКУЛЬТУРАЛИЗМ – своеобразный сплав культур различных этносов, возникающий, как правило, в результате аккультурации, при котором между разнородными этническими элементами возникает своеобразное разделение сфер влияния. БИЛИНГВИЗМ – функционирование двух языков для обслуживания нужд этнического коллектива и его отдельных членов; отличается от простого знания еще одного языка наравне с родным и предполагает возможность пользоваться разными языками в различных жизненных ситуациях. ГЕНЕЗИС – происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления. ГЕНОЦИД – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. ГЕРМЕНЕВТИКА – истолкование культурных текстов, среди которых могут быть не только письменные источники, но и любые предметы и явления культуры. ГЕТЕРОГЕННОСТЬ – неоднородность по составу. ГЕТТО – первоначально часть города, отведенная на поселения евреев; обозначение района города, в котором селятся определенные этнические меньшинства, нередко дискриминируемые или испытывающие социальный дискомфорт в иноэтническом окружении. ГОМЕОСТАЗ (этнический) – этнос, находящийся в равновесии с природой. ГОМОГЕННОСТЬ – однородность по составу. ДЕМОГРАФИЯ – наука о народонаселении, закономерностях его развития, структуре и распределении на определенных территориях. ДЕПОРТАЦИЯ – насильственное переселение групп населения или даже целых народов с их этнической родины или территории длительного проживания. ДЕСЕГРЕГАЦИЯ - отмена, устранение сегрегации, отказ от политики, разделяющей население по расовому признаку. ДЕЭТНИЗАЦИЯ – процесс потери народом или его отдельными представителями своих этнических черт; начинается с потери родного языка, затем – национального самосознания и этнической идентификации. ДИАСПОРА – пребывание значительной части народа (этнической общности) вне страны его происхождения. ДИАХРОНИЯ – эволюция, смена состояний во времени. ДИСКРИМИНАЦИЯ – ограничение или лишение прав определенной категории граждан но признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т. д. ДИФФУЗИОНИЗМ – направление в этнологии, изучающее пространственные характеристики культуры и заимствование культурных элементов. ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ – идеологическая концепция, согласно которой ведущую роль в развитии современной цивилизации и культуры сыграла Европа. ИДЕНТИФИКАЦИЯ – отождествление, перенесение личностных качеств другого человека на себя, стремление выработать в себе те качества, которыми обладает выбранный образец. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство. ИММИГРАЦИЯ - составная часть миграции населения, характеризующаяся въездом в данную страну. ИНДЕАНИЗМ – течение, утверждающее, что индейская раса – самая лучшая и высшая, только чистокровные индейцы имеют право жить на индейской земле. ИНИЦИАЦИИ – посвятительные обряды в первобытном обществе, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. ИНКУЛЬТУРАЦИЯ – процесс вхождения человека в культуру, овладение этнокультурным опытом. ИНТЕГРАЦИЯ – в межкультурном взаимодействии сохранение разными группами присущих им культурных индивидуальностей, но объединение их в одно общество на иных основаниях. ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ – подход к определению этноса и этничности, не интересующийся объективной основой существования этноса, а лишь той ролью, которую он выполняет в культуре. КОГНИТИВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – направление в антропологии, рассматривающее особенности мышления и познания представителями различных этносов и рас в условиях различных культур. КОЛОНИАЛИЗМ – политическое, экономическое и духовное порабощение стран, как правило, менее развитых в социально-экономическом отношении. КОЛОНИЗАЦИЯ – активное навязывание своих норм, ценностей и образцов инонациональной культуре. КОМПЛИМЕНТАРНОСТЬ – взаимная симпатия (антипатия) индивидов, определяющая деление на «своих» и «чужих». КОНВЕРГЕНЦИЯ – схождение, сближение. КОНВИКСИЯ – (у Л. Гумилева) – группа людей с однохарактерным бытом и семейными связями, иногда переходящая в субэтнос. КОНСОЛИДАЦИЯ – упрочение, укрепление, сплачивание отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели. КОНСОРЦИЯ – (у Л. Гумилева) – группа людей, объединенных на короткое время одной исторической судьбой; либо распадается, либо переходит в конвиксию. КОНСТРУКТИВИЗМ – подход к определению этноса и этничности, считающий этничность самой широкой категорией социальной идентичности, ситуативным феноменом, подчеркивает договорной характер границ между этническими категориями. КОРЕННОЙ ЭТНОС – аборигенный народ, ведущий племенной образ жизни. КОСМОПОЛИТИЗМ – отрицание национальной обособленности, ограниченности и замкнутости, стремление к созданию наднациональных обществ, к миру без государственных границ. КСЕНОФОБИЯ – враждебное отношение к иностранцам и ко всему чужому - языку, образу жизни, стилю мышления и т. п. КУЛЬТУРА – специфически человеческий способ жизнедеятельности, заключающийся в реализации таких фундаментальных потребностей, как структурирование и осмысление мира. Это процесс и результат смысло- и целеполагающей деятельности человека. КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ – утверждение равноправия всех типов культур, отказ от выделенных систем культурных ценностей. МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ – обмен между двумя или более этническими общностями, материальными и духовными продуктами их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах. МЕНТАЛИТЕТ – (от франц. «мыслительный») привычки сознания и стереотипы поведения, которые самими людьми не осознаются, но лежат в основе их видения мира. Это глубинная и устойчивая структура любой культуры, включающая в себя коллективное сознание и бессознательное. МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ – перемещение населения, связанное с изменением места жительства. НАРОД – субъект истории; совокупность классов и социальных групп общества; население государства, страны, характеризующийся единством генезиса, языка, религии и художественных традиций. НАРОДНОСТЬ – исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации; возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов. НАЦИОНАЛИЗМ – идеология, общественная психология, политика и общественная практика, сущностью которых являются идеи национальной исключительности, обособленности, пренебрежения и недоверия к другим нациям и народностям. НАЦИЯ – исторический тип этноса, представляющий собой социально- экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе государственности, общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психологического склада и самосознания. НЕГРИТЮД – учение об особой сущности африканской культуры, ее выделение в качестве идеала и образца, эталона для всех других, прежде всего европейских культур. ОБСКУРАЦИЯ – фаза в этногенезе (по Л. Гумилеву) – старость этноса, наступающая после 1100 лет его существования. ОБЫЧАЙ – стереотипизированная форма поведения, связанная с деятельностью, имеющей практическое значение, с регулированием обыденной жизни, нежестко фиксированная программа поведения. ПАССИОНАРИЙ – (термин Л. Н. Гумилева) человек с повышенной тягой к действию. ПАССИОНАРНОСТЬ – (термин Л. Н. Гумилева) повышенная тяга к действию. ПАССИОНАРНЫЙ ТОЛЧОК – (термин Л. Н. Гумилева) мутация, возникающая под действием специфического вида космического излучения и приводящая к появлению пассионарности; может стать спусковым механизмом этногенеза. ПЛЕМЯ – одна из наиболее древних форм этнической общности, состоящая из родов. ПРИМОРДИАЛИЗМ – подход к определению этноса и этничности, стремящийся найти объективную основу существования этноса в природе (наиболее общеупотребительны термины КЛИМАТИЧЕСКИЙ или ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ). ПСИХИЧЕСКИЙ СКЛАД ЭТНОСА – специфический способ восприятия и отражения членами этнической общности различных сторон окружающей действительности. РАСА – исторически сложившаяся группа людей, объединенная общностью происхождения, выражающейся в общности наследственных, передаваемых потомству второстепенных внешних физических особенностей. РАСИЗМ – идеология и общественная психология, сущностью которых являются представления о биологическом превосходстве или, наоборот, неполноценности отдельных расовых групп. РЕЦИПРОКНОСТЬ – взаимность, сотрудничество между отдаленными родственниками или индивидами, не связанными отношениями родства, способствует выживанию общности этих людей. РИТУАЛ – церемонии, действия преимущественно религиозного назначения, носящие символический характер; обеспечивает сплоченность общества, предотвращает конфликты и нейтрализует агрессивность; более строгая форма регуляции поведения, чем обычай . САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ - социально-психологический процесс, представляющий собой осознание социальной группой своей тождественности (единства всех членов на основе каких- либо признаков), а отдельным индивидом — своей принадлежности к определенной группе. САМОСОЗНАНИЕ – индивидуально-психологический и социально-психологический процесс осознания человеком или социальной группой своих свойств, качеств, положения в системе общественных отношений, интересов, идеалов, ценностей. СЕГРЕГАЦИЯ – принудительное разделение групп населения по определенному социальному признаку, чаще всего – расовому и этническому. В обществах с узаконенной сегрегацией создается параллельная система социальных услуг (школы, учреждения культуры, транспортные средства и др.), а в отдельных случаях – и специальные территории (резервации) для проживания некоторых этнических групп. В результате возникает полная изоляция этнорасовых групп друг от друга. СЕПАРАТИЗМ – социально-политические и идеологические устремления к отделению одной части государства от другой. СЕПАРАЦИЯ – отделение, разделение на составные части; в этнологии — отделение от этноса сравнительно небольшой части, превращающейся со временем в самостоятельный этнос. СИНКРЕТИЗМ – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное неразвитое состояние чего- либо (например, первобытной культуры). СТЕРЕОТИП – схематизированные модели, программы поведения; упрощенный образ какого-либо явления, фиксирующий лишь некоторые, иногда несущественные черты. СУБЭТНОС - этническая система, возникающая внутри этноса и отличающаяся своими хозяйственными, бытовыми, культурными и другими особенностями. СУПЕРЭТНОС – этническая система, состоящая из нескольких этносов, возникающих одновременно в одном регионе, связанных идеологически, экономически и политически. ТИТУЛЬНЫЙ ЭТНОС – народ, давший наименование тому или иному национально-государственному образованию. ТОПОНИМ – название местности, которое нередко переносится на ее население независимо от этнической принадлежности. ТОТЕМ – животное, растение, предмет или явление природы, которые у родовых групп служили объектом религиозного почитания. ТОТЕМИЗМ – первичная форма религии, отождествляющая род или племя с животным или растением, верящая в происхождение своего народа от тотема. ТРАДИЦИЯ – способ передачи этнического опыта от одного поколения к другому в виде обычаев, порядков, правил поведения. ТРАНСФЕР – новое истолкование фактов реальности, приписывание им новых значений — защитный механизм, действующий в этнической культуре. ФЕНОТИП – совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. ФУНКЦИОНАЛИЗМ – направление в изучении культур, основанное Б. Малиновским; направлено на изучение и выяснение функций каждого элемента культуры. ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЙ ТИП – определенный комплекс особенностей хозяйства и культуры, складывающийся исторически у разных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных условиях среды. ЭВОЛЮЦИОНИЗМ – направление в изучении культур, первая теория культуры, в основе – эволюционно-прогрессивный характер историко-культурного процесса. ЭГОЦЕНТРИЗМ – воззрение, ставящее в центр всего мироздания индивидуальное Я человека; крайняя форма индивидуализма и эгоизма. ЭМИГРАЦИЯ – выезд в силу тех или иных причин граждан из своего государства. ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ – причисление себя к группе людей определенной национальности. ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ – любая общность, которая складывается на определенной территории среди людей, находящихся между собой в реальных социально-экономических связях, говорящих на взаимопонимаемом языке, сохраняющих на протяжении своего жизненного пути известную культурную специфику и осознание себя отдельной самостоятельной группой. ЭТНИЧЕСКАЯ ПАРЦИАЦИЯ – разделение единого этноса на несколько более или менее равных частей. ЭТНИЧЕСКАЯ ФУЗИЯ – слияние нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре, в единый новый, более крупный этнос. ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ – форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в которой стороны или одна из сторон мобилизуются, действуют и страдают по принципу этнических различий. ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП – упрощенный, схематизированный, эмоционально окрашенный и чрезвычайно устойчивый образ какой-либо этнической группы или общности, легко распространяемый на всех ее представителей (этнический образ); схематизированная программа поведения, типичная для представителей какого-либо этноса. ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР – целостная структура, отражающая специфику исторически сложившихся свойств психики, которые отличают один этнос от другого, внешнее выражение которого наиболее ярко проявляется в особенностях коммуникативного поведения (темп речи, движения, жесты, дистанция и т. п.). ЭТНИЧЕСКОЕ МЕНЬШИНСТВО – часть этноса, отделенная от основного этнического массива и проживающая в иноэтничном окружении; не следует отождествлять с малочисленными народами. ЭТНИЧНОСТЬ – совокупность характерных культурных черт этнической группы; форма социальной организации культурных различий. ЭТНОГЕНЕЗ – происхождение народа. ЭТНОГЕНЕТИЧЕСКАЯ МИКСАЦИЯ – слияние народов, не связанных родством, в новый этнос. ЭТНОГРАФИЯ – часть этнологии, описательный уровень исследований, фиксирующий культурно-бытовые и социальные отличия между народами и, прежде всего, отличия неевропейских народов от европейских. ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ – процесс отождествления индивидом себя с этнической общностью, позволяющий ему усвоить необходимые стереотипы поведения, требования к основным культурным ролям. ЭТНОЛОГИЯ – наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды. ЭТНОНИМ – название этноса – самоназвание и название, которое ему дают другие народы. ЭТНОС – устойчивая совокупность людей, обладающих общими психофизиологическими признаками, общностью территории в момент возникновения и на ранних этапах этногенеза, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме). ЭТНОФОР – индивид как носитель этнического сознания. ЭТНОЦЕНТРИЗМ – представление о превосходстве своего народа над всеми другими, предпочтение интересов своего этноса перед другими. ЭТОС – квинтэссенция культуры, система идеалов, ценностей, доминирующих в каждой конкретной культуре и контролирующих поведение ее членов. ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ – средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям осуществлять коммуникативные связи и ориентироваться в пространстве культуры; универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие смысловые конструкции.Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел культурология
См. также
Библиотека Гумер - Лурье С.В. Историческая этнология Крысько В. Этническая психология электронная библиотека психологии Библиотека Гумер - Социология - Платонов Ю. Народы мира в зеркале геополитики |
|