Комментарии (1)
БЫК
из книги СЛОВАРЬ СИМВОЛОВ Джек Тресиддер
Мощь, власть, мужская плодовитость – многозначный символ божественности,царственности, стихийных сил природы, изменявший свое значение в различныеэпохи в различных культурах. Как воплощение множества ближневосточныхбогов, бык был одним из наиболее важных священных животных. В обрядахи иконографии бык представлял как луну, так и солнце, как землю, так и небо,как дождь, так и засуху, силу, оберегавшую женщин, и мужскую потенцию,матриархат и патриархат, смерть и возрождение. Именно как символ смертии возрождения он являлся центральной фигурой в культе Митры, дозороастрийскойиранской религии, распространенной в значительной части Римской империи,раннего «конкурента» христианства. На ритуальных священных праздниках в честь бога солнца Митрыприносили в жертву быка, чья кровь и семя символизировали источниквесеннего расцвета жизни. В Древнем Риме во время тавроболий, обрядовжертвоприношения быка, посвящаемого обливали бычьей кровью, символизировавшейпоток Жизни. Аналогичный символизм цветения и жизненной силы был приняти в древних индоиранских мифах. Еще в раннем пещерном искусстве бык– второй после лошади образ, применяемый для обозначения жизненнойэнергии. На пространстве от Северной Европы до Индии бык был эмблемойбожественного могущества, особенно связанной с богами луны, солнца,неба и ветра. В этом смысле стоит отметить скандинавских богов Тора иФрейю; греческих Зевса (в римской мифологии Юпитера), Диониса (Бахуса),Посейдона (Нептуна); египетских Ра, Осириса, Пта (в образе священногобыка), Сета; месопотамских Ила (с рогами быка) и Ваала; индийских Индру,Адити, Агни, Рудру и Шиву (сидящего на быке по имени Найди). БиблейскийМоисей, осуждая культ Золотого Тельца, стремился изменить долгую традициюпоклонения семитских народов быку. В Индии главный святой секты аскетовДжайна предстает в образе золотого быка. Рога быка – знак неполнойлуны, его огромное тело – опора мира в исламской и ведической традициях;его обильное семя подпитывается луной в иранской мифологии; его мычание,топанье ногами и трясение рогами повсеместно связывали с громом иземлетрясением, особенно на Крите, родине ужасного человекобыкаМинотавра. Как наиболее опасное из всех домашних животных бык с древнейшихвремен был объектом как поклонения, так и соперничества, его сила быламерилом для многих легендарных героев, таких, как Геракл, и минойскихакробатов, которые совершали сальто с опорой на острые бычьи рога.Тщательно организованный ритуал современной корриды продолжаетдолгую традицию использования быка в качестве партнера в игре со смертью.В этом случае идея откровенной насмешки над смертью, возможно, более основательна,чем морализаторский взгляд Юнга, считавшего, что обставленное церемониямиубийство быка выражает желание придать возвышенный характер низменнымчеловеческим страстям. Сексуальный символизм быка очень силен в греческоймифологии, что подтверждается оргийными обрядами с участием быковв честь Диониса а также тем, что Зевс предстал перед красавицей Европойв» образе смирного белого быка, чтобы похитить ее. Диодор Сицилийскийсообщает, что египетские женщины обнажались перед изображениямисвященного быка Аписа. Однако символизм, связывающий быка со смертьюи возрождением, зародившись в культе Митры, распространился в позднееантичное время весьма широко и отодвинул на второй план символизм сексуальный;это очень заметно в египетской культуре, а также в Северной Азии, где смертьездит на черном быке.
<<назад Содержание дальше >>
Комментарии (1) Обратно в раздел культурология
|