Комментарии (1)
СЕМЬ
из книги СЛОВАРЬ СИМВОЛОВ Джек Тресиддер
Священное, мистическое, волшебное число, особенно у народовЗападной Азии; символизирует космический и духовный порядок и завершениеприродного цикла. Важность числа семь прослеживается начиная с первых попытокастрономических наблюдений – древние могли видеть невооруженнымглазом семь «блуждающих звезд» – Солнце, Луну, Марс, Меркурий, Юпитер,Венеру и Сатурн, которые во многих культурах послужили названиямидля дней недели. Другой причиной такого внимания к этому числу былисемидневные фазы луны, составлявшие 28-дневный лунный календарь. Античныеарифметики позднее обратили внимание, что сумма первых семи цифр равна28. Число семь было основным в Месопотамии, где и небеса и землюделили на семь зон и изображали Древо Жизни с семью ветвями. В Библиисемь дней творения, в течение которых Бог создал мир, сопровождалисьи другими событиями, тесно связанными с этим числом. В иудейской традициисуществует семь религиозных праздников, семь обрядов очищения и семилетнийцикл исчисления человеческой жизни. Также существовало Семь СтолповМудрости, а в других культурах это число связывалось с интеллектуальныммогуществом. В Древнем Египте семь было священным числом бога Осириса(символ бессмертия); в Древней Греции – бога Аполлона (количество струнна его арфе); Митры – персидского бога света (количество ступеней посвященияв его культе); а также Будды (семь символов, обозначающих его ипостаси). В индуизме считается, что Мировая Гора имеет семь граней,а солнце – семь лучей. Седьмой луч – символ центра, могущество Бога. Висламе, где число семь символизирует совершенство, полагают, что Вселеннаясостоит из семи небес, семи земель, семи морей, семь ступеней ведут вад, семь дверей – в рай. Во время ежегодного хаджа в Мекку паломники должнысемь раз обойти вокруг священного камня Каабы. В арабской и других фольклорных традициях числу семь приписываютспособность оберегать от зла; легенды наполнены эпизодами с участиемсемиголовых драконов. Существует история о семи спящих из Эфеса –молодых христианах, замурованных в пещере во времена императораДиоклетиана и возрожденных через двести лет.
<<назад Содержание дальше >>
Комментарии (1) Обратно в раздел культурология
|