Комментарии (1)
СВАСТИКА
из книги СЛОВАРЬ СИМВОЛОВ Джек Тресиддер
Идеограмма, обозначающая движение космоса и созидательнойэнергии, наиболее древний и широко распространенный из всех графическихсимволов. Название происходит от санскритских слов «su» («хорошо») и«asti» («бытие»). Традиционно свастика имела положительную смысловуюнагрузку. Использование этого символа нацистами сделало ее наиболееузнаваемым элементом в XX столетии, с репутацией, прямо противоположнойее древнему значению. Свастика – правильный равносторонний крест, концыкоторого «сломаны» под прямым углом, что создает иллюзию вращения этогознака. Знак свастики, вероятно, изображал солнечное колесо, во многихкультурах его связывали с богами солнца или неба, особенно в индоиранскойтрадиции. Концы свастики могут быть загнуты как по часовой, так и противчасовой стрелки. Свастика, «закрученная» концами влево, – буддийскийсимвол бесконечного цикла существования – иногда, довольно редко,связывалась с мужским началом, а также являлась эмблемой, которую использовалКарл I Великий (742-771). Свастика с концами, загнутыми вправо (такую использовалинемецкие нацисты), в Верхней Месопотамии связывалась с женским порождающимначалом, ее часто изображали внизу живота великой семитской богиниИштар, которую в античной традиции сопоставляли с Артемидой (в римскоймифологии Дианой). В Китае правосторонняя свастика – женский символ«инь». Символизм свастики как знака жизненных сил, солнечной энергии ициклического возрождения часто совпадал с символизмом Создателя,особенной это заметно в традиции джайнизма. Свастика изображалась настопе или груди Будды (неподвижная сердцевина Колеса Становления);она была также эмблемой Христа в раннехристианских катакомбных церквах;символом ведических и индуистских богов (Агни, Брахмы, Сурии, Вишну,Шивы, Ганеши); в Древней Греции – Зевса, Гелиоса, Геры и Артемиды;в скандинавских культурах – Тора, верховного бога грома (его молот иногдаизображали в виде свастики с двумя зигзагообразными молниями). Крылатыйдиск на свастике был символом солнечной энергии в Египте и Вавилоне.Свастика нашла широкое применение во многих регионах. Ее наносилии на священные объекты, и на предметы быта, при этом ее значение моглобыть самым разнообразным. Кроме присущей свастике энергии вращения, использоваласьи другая графическая символика этого знака: загнутые концы образуютквадрат, окружающий статический центр. В символике североамериканскихиндейцев свастика была связана со священным числом четыре, четырьмябогами ветров, четырьмя временами года; в Китае – с четырьмя сторонамисвета, а также являлась символом числа 10 000. В масонской традиции ееиспользовали в качестве символа, отводящего беду и зло. Свастикабыла также секретным знаком гностиков и применялась вместо креста вхристианской секте манихеев. Как эмблема «арийской» расовой чистотысвастика стала использоваться перед Первой мировой войной членамиантисемитских социалистических группировок в Германии и Австрии.Гитлер, великолепно владевший искусством манипуляции массовым сознанием,использовал присущий этому символу динамизм для нужд своей партии ив августе 1920 г. поместил свастику на нацистских знаменах, присвоивтем самым ее призывную силу. «Эффект был как от разорвавшейся бомбы»,– писал Гитлер позднее.
<<назад Содержание дальше >>
Комментарии (1) Обратно в раздел культурология
|