Комментарии (1)
МАТЬ
из книги СЛОВАРЬ СИМВОЛОВ Джек Тресиддер
Природа, земля и ее воды, плодородие, питание, сердечность,забота, защита, преданность, но иногда – образ смертельной любви, трагическойсудьбы, могилы. Палеолитические статуэтки, которым более 300 000лет, изображающие женские фигуры с гипертрофированной грудью, считаютсясамыми ранними символами плодородия. И хотя многие предания о сотворениимира представляют Творца мужчиной или двуполым богом, возможно, чтоим предшествовали верования в богиню-Мать, олицетворяющую саму животворящуюсилу природы. Гесиод (ок. 700 г. до н. э.), поэт, который систематизировалгреческую мифологию, поместил Гею – мать-землю – в самое начало генеалогиибогов как «мать всего сущего, первопричину, самую старшую из всех боговгреческого пантеона». Она родила богов и, согласно мифу об Аттисе,первого человека, Эрихтония. Почитание природы-матери в греко-римскойтрадиции отразилось в культе Деметры и Реи и стало кульминационнымв культе фригийской Великой Матери Кибелы, который конкурировал схристианством в первые века нашей эры. Христианский культ Девы Марииуникален не только потому, что Мария была земной женщиной (от нее произошлочеловеческое в Иисусе Христе), не богиней, но также потому, что этоткульт полностью порвал с вековой традицией почитания природы-матери,которая, в сущности, была традицией поклонения силам природы. Символика всепоглощающей материнской любви включает земноеначало (тьма материнского лона и могилы) и море (первичные воды, символшумерской богини-матери Намми, и бездна страха). Кали, «Мать-тьма» в индуистскоймифологии – наиболее пугающий образ творца-разрушителя. «Ужаснаямать» в психологии – символ эгоистической материнской любви, а такжеопасности инфантилизма и отказа от собственного «я». Символизм матери-ведьмыможет отражать именно такую тиранию, но также и традиционную роль женщиныв домашнем хозяйстве (ведьмы варят свое зелье на чертовой кухне и летаютна метле – все это атрибуты женского домашнего труда). Психологи связываютпонятие матери с эмоциями, инстинктом, чувствами, нежностью, капризностью.В иконографии многоплановость образа матери иногда выражалась тройственнымифигурами (так изображают Гекату, подобные изображения находят в кельтскихпоселениях). Кельтские богини-матери обычно были защитницами, особенноживотных, включая диких. Их атрибутами были лодки, рулевые весла илиболее известные эмблемы плодородия и процветания, такие, как корзиныс плодами, снопы, рог изобилия. Другие символы матери – медведица(особенно в спячке), корова, голубка, гусыня, куропатка, ласточкаи другие животные, дающие большое потомство, и дикие звери, особеннольвицы; фонтан, озеро, океан, река, луна; сад, ворота, дом и корабль, корзинаи кубок, полумесяц; вензель, известный под названием «мать и дитя»; вграфическом изображении – ромб или спираль; «поддерживающие» или «опекающие»объекты (церковь, университет – альма-матер, Родина).
<<назад Содержание дальше >>
Комментарии (1) Обратно в раздел культурология
|