Комментарии (1)
ЛОТОС
из книги СЛОВАРЬ СИМВОЛОВ Джек Тресиддер
Цветок, символизирующий плодовитость, особенно в культуреДревнего Египта, Индии, Китая и Японии. Уникальная значимость лотоса– водяной лилии – основана как на несравненной красоте этого цветка,так и на аналогии между ним и идеализированной формой вульвы как божественногоисточника жизни. Как следствие, лотос стал символом рождения и возрождения,так же как источника космической жизни и богов-создателей мира или боговсолнца. Лотос может символизировать духовный рост человека и способностьдуши к достижению божественного совершенства. В Египте лотос, вырастающий из придонного ила и раскрывающий.свои безупречно чистые лепестки навстречу солнцу, славили, подобнопоявлению самого солнца из первобытного хаоса. В метафорическомизображении сотворения мира лотос стал растением, которым заклиналине только богов солнца или плодородия, но и Верхний Нил, как источник жизни. Голубая лилия, более почитаемая,чем белая, была эмблемой скромности и чистоты в Египте и у буддистовКитая. Венок из лотосов на погребальной церемонии считался символомвоскрешения. Как декоративное траурное украшение, символизирующеевозрождение, лотос также использовался в Древней Греции, Италии и БлижнейАзии. Декоративный узор из лотосов, заимствованный из Египта, стал основойионического порядка капителей в архитектуре. («Поедатели лотосов»в греческой мифологии не имеют никакого отношения к священному цветку:в поэме Гомера, вероятно, упоминается ферментированный сок североафриканскогокустарникового лотоса.) В индуизме священный лотос вырос из пупка Вишну, когда онотдыхал в воде, дав жизнь Брахме (символическое изображение духовногопросвещения). Лотос – символ божественного и бессмертного начала вчеловеке, практически – синоним совершенства. Индийская иконография, как буддийская, так и индуистская,полна изображениями богов (или, в буддизме, бодхисатв), сидящих соскрещенными ногами в центре пламенеющего лотоса. Лотос здесь – атрибутбогов солнца и огня, основной символ Падмы, супруги Вишну. Лотос символизируеттакже реализацию внутренних возможностей человека или, в тантрическойтрадиции и йоге, возможность использовать потоки энергии, протекающиечерез чакры (часто изображаются в виде лотосов) и вырывающиеся,подобно лотосу просветления с тысячью лепестков, из макушки. Подобнаяконцепция существует у даосов Китая («Золотой рассвет»), которые заимствовалиее из буддизма. Они считают лотос символом «духовного развития». Почитание лотоса в одинаковой степени существует в индийском,тибетском, китайском и японском буддизме. Лотос является эмблемой самогоБудды и возвышенным образом расцвета духовных знаний, который можетпривести к состоянию нирваны. Сексуальная образность лотоса, наиболеезаметная в тантрическом буддизме, иногда сочетает стебель (мужскоеначало) и цветок (женское начало) как символ духовного единства и гармонии.Это «сокровище лотоса», заклинаемое в мантре «Ом мане падме хум». Повторяя египетский символизм рождения богов из прекраснойвульвы – лотоса, отец тибетского буддизма Падмасамбхава утверждал,что обнаружил у себя в сердце лотос, когда ему было восемь лет. Китайскийбуддизм, в котором лотос – один из Восьми Добрых Знаков, приписываетему более широкие ассоциации – честность, твердость, решительность,семейная гармония и процветание и, особенно, благословение многодетностью(мальчик с лотосом). Священная и мирская символика смешаны в китайскойтрадиции – куртизанок называли «золотыми лотосами», хотя лотос большесвязан с чистотой и даже девственностью; в Японии он символ целомудрия.Лотос встречается также в рисунках майя, очевидно, в качестве символавозрождения.
<<назад Содержание дальше >>
Комментарии (1) Обратно в раздел культурология
|