Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Комментарии (1)
ЛЕВ
из книги СЛОВАРЬ СИМВОЛОВ Джек Тресиддер
Божественная, солнечная энергия, королевская власть, сила,храбрость, мудрость, справедливость, покровительство, защита, но такжеи жестокость, всепожирающая свирепость и смерть. Лев – образ всех великихи ужасающих сил природы, основная фигура для персонификации самогосолнца. Так как в действительности лев – охотник, который любит сумерки,а еще больше ночь, его символизм, связанный с солнцем, был основан не наего поведении, а на его красоте – великолепной, живописно окрашеннойшкуре, пышной гриве – и исключительных физических качествах. Он считалсякак разрушителем, так и спасителем (сравнимым в этом смысле с двойственнымхарактером некоторых богов), способным представлять как зло, так и борьбусо злом. Этот символизм, сочетающий в себе и агрессивные и оборонительныечерты, использован в стихе Книги пророка Иоиля (3:16): «И возгремитГосподь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; и содрогнутся небо иземля; но Господь будет защитою для народа Своего и обороною для сыновИзраилевых». Тема королевской охоты на львов, широко распространеннаяв изобразительном искусстве Средней Азии, символизирует смерть и возрождение– продолжение жизни обеспечивается убийством богоподобного зверя,связанного как с месопотамским богом Мардуком, так и богиней плодородияИштар. В некоторых резных изделиях лев изображался предлагающим самсебя в жертву, а царь, бесстрашно хватающий льва за лапы, доказываетсвою божественность – архитектурный образ человеческой храбрости,равной храбрости льва. В Египте карающая богиня Секхмет, изображаемая в виде львицы,символизировала испепеляющий жар солнца; лев был также проводникомв загробный мир, которому солнце доверялось в своем подземном путешествиикаждую ночь. Поэтому в Египте находили могильные камни в виде львиныхлап и изображения львов, несущих на своих спинах мумии умерших фараонов.Львы были стражниками смерти в Греции (их связывали с Дионисом, Фебом,Артемидой и Кибелой), а также охранниками дворцов, тронов, склепови ворот вообще, как в Микенах. Грифон, гибрид орла и льва, был еще однимсимволом охраны, особенно там, где лев был известен в основном по рассказамстранников. Львиные маски, дверные ручки в виде львиных морд, с кольцомв пасти (символизирующим вечность), были широко распространеннымукрашением дверей в египетских домах. Из Египта также пошли и фонтаныв виде львиной головы; львиные пасти украшали источники, символизирующиеплодоносный разлив Нила, который происходил, когда солнце проходилозодиакальное созвездие Льва (23 июля – 22 августа). Резьба или печати, на которых лев терзает быка, лошадь иликабана, символизировали единство противоположностей: жизни и смерти,солнца и луны, лета и зимы – тема, распространенная в Африке, Азии ина Среднем Востоке. Победу над смертью символизировало одеяние изльвиной шкуры, как в мифе о Геракле, который победил Немейского льва,или о Самсоне, разорвавшем льву пасть. Однако в иудаизме смерти в львиномлогове Даниил избежал с помощью молитвы. Лев был эмблемой силы Иудыи стал связываться как со спасением, так и со смертью, а следовательно,и с Мессией. Отсюда – интересная фраза в Откровении (5:5-6), где говорится:«И один из старцев сказал мне: вот лев от колена Иудина, корень Давидовпобедил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Здесь имеетсяв виду родословная Иисуса Христа и Агнец Божий сравнивается со львом.– Прим. ред.). Спокойствие Христа перед лицом смерти отразилось в большомколичестве символических историй с участием льва, включая легенду,в которой святой Иероним вытаскивает колючку из львиной лапы. Связьмежду львом и Воскрешением была усилена ранней христианской легендой,согласно которой львята (слепые в течение первой недели) родились мертвымии спустя три дня были возвращены к жизни своим отцом. Лев мог, таким образом,появляться в христианском искусстве и в образе врага, и в образе друга.Святой апостол Марк, чье Евангелие акцентирует внимание на величии Христа,уподобляет его крылатому льву (который стал гербом Венеции). Английскийписатель К. С. Льюис в христианской сказке «Хроники Нарнии» также изображаетБога в образе льва Аслана. Лев по существу однозначный и широко распространенный символкоролевского могущества и суверенитета, военной победы, храбрости,бдительности, стойкости и силы воли, изображаемой в искусстве в видеженщины, вступившей в схватку со львом. Со львом сравнивали зятя МухаммадаАли – «льва Аллаха», символизирующего уничтожение зла в исламе, иРичарда I Львиное Сердце (львы также часто использовались в качестветраурного символа во время похорон погибших крестоносцев). ИмператорыЭфиопии сделали библейский образ льва колена Иудина национальнымсимволом. Лев был эмблемой королевской власти в средневековой Шотландиии Англии и стал основным символом мощи Британской империи в XIX в. Буддуназывали «львом среди людей», так как лев в Индии символизирует отвагуи мудрость, религиозное рвение и защиту порядка. Лев был одним из перевоплощенийВишну, который иногда появлялся в облике полульва, получеловекаи в сопровождении победительницы демонов богини-воительницы Дурды.Лев также был эмблемой великого Ашоки, который объединил Индию вIII в. до н. э. В Китае и Японии лев считался существом, защищающим добро;танцы в масках льва имели намерение отпугнуть злых духов (также как танцыв масках драконов). В азиатском искусстве львы часто представлены с шарами– символами солнца, космического яйца, или космической пустоты.
<<назад Содержание дальше >>
Комментарии (1) Обратно в раздел культурология
|
|