Комментарии (1)
ДЕВСТВЕННОСТЬ
из книги СЛОВАРЬ СИМВОЛОВ Джек Тресиддер
Духовность и чистота, особенно если это осознанно выбранноесостояние. Обет девственности, данный женщинами, вступившими в брачныйвозраст, символизировал их отказ от мирских желаний и посвящение себяслужению божеству. В Риме девственность шести дев, которые охранялисвященный огонь Весты, гарантировала чистоту (и следовательно, безопасность)самого огня. Девственницы, служащие богу Солнца в Перу, подобным образомобеспечивали безупречное внимание к его нуждам. В обоих традицияхнаказание за отказ от веры было очень жестоким. Непорочное зачатие внесло дополнительный оттенок сверхъестественногов этот символ чистоты. Оно предполагало возвращение к первоначальнойпустоте, в которой творение было не ежедневным, а экстраординарнымсобытием. Так, боги, герои или мудрецы были предположительно зачатыбогами и рождены женщинами-девственницами, включая римских близнецовРомула и Рема, выкормленных волчицей после того, как их мать случайнозабеременела от бога войны Марса. Из богинь матерей-девственниц, которыепредшествовали Деве Марии, самой важной была Иштар, персонификацияпланеты Венеры в Вавилоне и Ассирии. Подобно другим богиням-девственницам,включая древнегреческих Афину и Артемиду, Иштар была также богиней-воительницей,что наводит на мысль, что девственность иногда была тесно связана со свободойдействий. Символизм Девы Марии как идеала материнства уникален как посвоей природе, так и по своему высокому уровню. Ее атрибуты в искусствевключают полумесяц (заимствованный у Исиды как царицы небес), коронуиз двенадцати звезд, голубя (воплощение Святого Духа), единорога(целомудрие), лилии или ирисы (чистота), эмблемы прозрачности, такие,как кристалл и окна; лампу, фиолетовую одежду; Древо Жизни, цветущую ветку, мост или лестницу, семь мечей(Дева Семи Скорбей) и отгораживающие от мира образы, такие, как ворота,сад за стеной, запечатанный фонтан или источник. Многие из этих символовзаимствованы из Песни Песней Соломона, после того как Бернард Клервоский(1090-1153) интерпретировал ее как аллегорию отношений между Христоми Его девственной Матерью, особенно в главе 4, стих 12: «Запертый сад сестрамоя, невеста, заключенный колодец, запечатанный источник».
<<назад Содержание дальше >>
Комментарии (1) Обратно в раздел культурология
|