Комментарии (1)
ГОРЫ
из книги СЛОВАРЬ СИМВОЛОВ Джек Тресиддер
Духовная высота и центр мира, место соприкосновения небаи земли, символ превосходства, вечности, чистоты, постоянства, подъема,устремленности, вызова. Вера, что божества обитают на вершинах горили используют их для явления своей сущности, присутствует во всех странах,где горы настолько высоки, что их вершины скрыты облаками. Таким горамстоль же истово поклонялись, как и опасались их, как, например, в Африке.Горы представлялись не только местом обитания богов, их также связывалис героями и святыми пророками. Явление Бога Моисею на горе Синайу иудеев соответствует Нагорной проповеди Христа у христиан. На гореКармел Илия торжествовал свою победу над жрецами Ваала, на горе Хоривон услышал голос Божий, на Масличной горе, по свидетельству евангелистов,Христос вознесся на небо. В средневековых легендах о Граале эликсиржизни хранился в замке на горе Салват. В Китае Гора Мира, Кинлун, считаласьместом истока Желтой реки (Хуанхэ) и была символом порядка и гармонии,местом жительства бессмертных и верховного божества. Фудзияма, чьеизображение часто используют как эмблему Японии, была и остается досих пор священным местом для синтоистов, которые совершают восхожденияна нее для свершения религиозных обрядов. В Центральной Мексике гора Тлалок была священным символомвеликого бога плодородия и дождя Тлалока. С горы Олимп правили древнимигреками их сварливые боги. Священные горы могли быть как реальными,так и фантастическими, как Белая Гора у кельтов, изумрудная Сафа у мусульман,гора Меру, вокруг которой, согласно индуистской космографии, обращаетсялуна, солнце и звезды. В индуистской теории возникновения мира гораМандара была основным местом сотворения мира из космических вод. Высокие горы считались и центром и осью мира, выраставшегоот их вершин подобно большому перевернутому Мировому Древу. Вершинамогла выглядеть и как пуп Земли, и как дыра, и как место, с которого начинаетсяпутешествие в загробный мир. Иногда горы были полыми внутри, и там спалибессмертные. Фантастические горы обычно представлялись ступенчатыми,ступени символизировали последовательные стадии духовного просвещения.(Для неподготовленного индивидуума количество ступеней духовногороста было огромным, сокращаясь по мере его духовного развития.) Храмыв форме горы выражают ту же самую мысль – как, например, грандиозныезиккураты в Месопотамии, или ступенчатые пирамиды в Центральной Америке,или ступы и пагоды Азии. Для психологов подъем в гору символизируетсильное стремление к самопознанию. Гора – самоочевидный символ мужскогоначала, хотя великая мать Кибела была также и богиней гор. В искусствегора с двумя вершинами символизировала удвоенную силу. Другие символыгоры – треугольник, крест, корона, звезда и ступени или лестница. Согласноповерью, Мухаммад использовал неизменность гор как аллегорию необходимостисмирения: когда он приказал горе Сафа двигаться, она не повиновалась,и он сам отправился к ней, чтобы поблагодарить Бога за то, что она осталасьна месте.
<<назад Содержание дальше >>
Комментарии (1) Обратно в раздел культурология
|