Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Есин А.Б. Введение в культурологиюОГЛАВЛЕНИЕВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯВопросы и задания к каждой главе (кроме введения) состоят из двух блоков. Первый — система тестов. На каждый вопрос приведены три варианта ответов. Правильным является только один, остальные могут быть либо совершенно неверными, либо неточными, либо неполными. Ваша задача — с помощью пособия выбрать тот ответ, который вы считаете правильным. Второй блок носит более творческий характер. Его задания подразумевают, что вы приложите знания, полученные из соотвествующей главы, к анализу той или иной конкретной культуры. Так, например, в задании к гл. IV («Общие свойства культур») вы должны установить, является ли культура, предложенная для анализа, стабильной или нестабильной, толерантной или интолерантной, прогрессивной, реакционной или консервативной и т.д. Аналогичным образом выполняются задания к другим главам. Особый тип учебных упражнений — задания второго блока к гл. I. Здесь вам надо написать небольшое сочинение-размышление об общих проблемах культуры, высказать свое мнение о них. Это задание можно выполнять как после освоения материала гл. I, так и в самом конце обучения. Введение 1. Что такое культурология? 1) наука о культурах древнего мира; 2) наука о наиболее общих закономерностях культуры; 3) наука о культуре поведения. 2. Что изучает культурология? 1) универсальные свойства, присущие любой культуре; 2) историю культуры и цивилизации; 3) культурные структуры общества. 3. В чем состоит особенность культурологии по сравнению с другими гуманитарными науками? 1) в том, что она является общественной наукой; 2) в том, что она изучает психологические механизмы культуры; 3) в том, что она изучает культуру системно-целостно. 4. В чем состоит научность культурологии? 1) в способности определять присущие культуре закономерности; 2) в способности выражать результаты своих исследовании в математической форме; 3) в том, что она является гуманитарной дисциплиной. 5. С какими научными дисциплинами связана культурология? 1) с математикой, социологией, художественной литературой; 2) с философией, этнографией, историей; 3) с психологией, общей биологией, религией. Глава I I 1. Какая разница между культурой и цивилизацией? 1) никакой; 2) культура — это приспособление человека к миру, а цивилизация — мира к человеку; 3) наоборот. 2. Какое противоречие лежит в основе как культуры, так и цивилизации? 1) противоречие между отдельными людьми; 2) противоречие между общественными системами; 3) противоречие между человеком и миром. 3. Духовные потребности удовлетворяет: 1) цивилизация; 2) культура; 3) и цивилизация, и культура. 4. Что важнее для культуры? 1) природа; 2) цивилизация; 3) и то, и другое в оптимальном сочетании. 5. Основным субъектом культуры является: 1) личность; 2) общество; 3) этнос. II Напишите небольшое сочинение-рассуждение на одну из предлагаемых тем: 1. Какие достижения человеческой культуры вы считаете наиболее важными и почему? 2. Что нужно человеку, чтобы обрести полный комфорт? 3. Прогресс цивилизации — благо или зло? 4. Человек и природа в культуре и цивилизации XX века. 5. Если существует внеземной разум, то обязательно ли для него наличие цивилизации и культуры? Глава II I 1. Что такое ценность? 1) это дорогая вещь; 2) это моральный и нравственный идеал; 3) это то, без чего культура является ущербной. 2. Какая функция характерна для ценности? 1) эмоционально-ориентирующая; 2) познавательная; 3) воспитательная. 3. Что такое эмоционально-ценностная ориентация? 1) это тип отношения человека к миру; 2) это система взаимодействий личности и общества; 3) это тип идеологического мышления. 4. В чем заключается закон парности эмоционально-ценностных ориентаций? 1) в том, что эмоционально-ценностные ориентации образуют иерархическую систему; 2) в том, что эмоционально-ценностные ориентации независимы друг от друга; 3) в том, что эмоционально-ценностные ориентации компенсируют друг друга. 5. В чем состоит сущность эпико-драматической эмоционально-ценностной ориентации? 1) в полном приятии конфликтного мира; 2) в ощущении абсолютной и бесконфликтной гармонии; 3) в реализации возвышенного идеала. 6. В чем состоит разница между героикой и романтикой? 1) героика утверждает общественные идеалы, а романтика — личные; 2) героика — сфера действия, а романтика — переживания; 3) разницы практически нет. 7. Какая эмоционально-ценностная ориентация является компенсатором сентиментальности? 1) инвектива; 2) цинизм; 2) ирония. 8. В чем состоит сущность иронии? 1) в скрытой насмешке; 2) в утверждении ценностей, противоположных отрицаемым; 3) в скептическом отрицании любой ценности. II Проанализируйте систему конкретных ценностей и определите тип эмоционально-ценностной ориентации (указав характер компенсации) в следующих культурах. 1. Культура революционного пролетариата в России времени Февральской революции, Октябрьского переворота и Гражданской войны. 2. Культура гитлеровской Германии. 3. Культура главных героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (Николай, Наташа и Петя Ростовы, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Анатоль Курагин, Берг, Соня, княжна Марья, старый князь Болконский). 4. Культура «среднего» городского или сельского человека в России второй половины XX века. 5. Ваша собственная культура.
Глава III I 1. «Чем шире объем культуры, тем больше степень ее внутренней неоднородности». Верно ли это? 1) да; 2) нет; 3) на вопрос нельзя дать однозначного ответа. 2. В чем разница между кружком и партией? 1) кружок представляет собой более тесную культурную общность, чем партия; 2) партия — это политическая организация, а кружок -нет; 3) существенной разницы между ними нет. 3. Реально ли понятие «национальная культура»? 1) да; 2) нет; 3) было реальным в прошлом. 4. Что является основным противоречием культуры общества? 1) народная культура — массовая культура; 2) культура кружков — культура партий; 3) культура личности — официальная культура. 5. Что такое культурные операторы? 1) способы самозащиты личности от культурного давления; 2) способы формирования культуры и управления ею; 3) формы существования культурных ценностей. 6. В чем состоит сущность авторитета? 1) во внешней привлекательности; 2) в обладании политической властью; 3) в непогрешимости и непререкаемости. 7. Что является характерным для массовой культуры? 1) доступность практически для любого человека; 2) низкий интеллектуальный уровень; 3) и то и другое. 8. Какие ценности утверждает народная культура? 1) ценности новые; 2) ценности традиционные; 3) и те и другие. 9. Кто создает контркультуру? 1) народ; 2) интеллигенция; 3) правящие структуры. 10. Игнорирование официальной системы ценностей характерно для: 1) конформизма; 2) нонконформизма; 3) индифферентности. II Проанализируйте культурные операторы и способы культурной самозащиты в следующих культурных ситуациях: 1. Александр I — А.С.Пушкин. 2. Дворянство — крестьянство в России XIX века. 3. Правящий режим — «средний человек» в России 1960— 1980-х гг. 4. Официальная культура — культура личности в следующих литературных произведениях (по выбору): М.Е. Салтыков- Щедрин «История одного города». М.А Булгаков «Собачье сердце». А.Т. Твардовский «Теркин на том свете». Я. Гашек «Похождения бравого солдата Швейка». Р .Олдингтон «Смерть героя». А. Камю «Посторонний». 5. Ваши личные взаимоотношения с официальной культурой.
Глава IV I 1. В чем состоит сущность стабильности личностной культуры? 1) в постоянном расширении круга ценностей; 2) в культурной замкнутости; 3) в достижении душевного комфорта. 2. Что обеспечивает стабильность общественной культуры? 1) стабильность составляющих ее личностей; 2) наличие социально-культурного прогресса; 3) наличие диссидентского движения. 3. Что является фактором культурной нестабильности? 1) приобщение к массовой культуре; 2) культурные контакты; 3) декомпенсация эмоционально-ценностной ориентации 4. Какую роль играет толерантность в развитии культуры? 1) в основном положительную; 2) в основном отрицательную; 3) нельзя ответить однозначно. 5. Культуру СССР 30—50-х гг. можно назвать: 1) открытой; 2) замкнутой; 3) нельзя ответить однозначно. 6. Какая культура лучше? 1) демократическая; 2) элитарная; 3) вопрос поставлен некорректно. 7. Что составляет сущность культурного консерватизма? 1) возврат к исторически отжившим ценностям; 2) стремление сохранить ценности современной культуры; 3) стремление осваивать новые ценности. 8. Какое свойство является фактором стабильности для молодых культур? 1) прогрессивность; 2) регрессивность; 3) консервативность. 9. Какое свойство в наибольшей мере способствует культурной стабильности? 1) замкнутость; 2) толерантность, 3) элитарность II Проанализируйте основные свойства перечисленных ниже культур, отметив, какие из них способствуют стабильности, а какие вызывают нестабильность. 1. Культура европейского Возрождения. 2. Культура декабризма в России начала ХТХ века. 3. Культура А.П. Чехова. 4. Культура Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 5. Ваша собственная культура.
Глава V I 1. Какая сфера продуцирования культурных ценностей является исторически первичной? 1) быт; 2) идеология; 3) религия. 2. Какая сфера продуцирования и бытования культурных ценностей является самодостаточной? 1) быт; 2) религия; 3) искусство. 3. Что характеризует идеологию? 1) она опирается на религиозные ценности; 2) она вырабатывается сознательно; 3) она общедоступна. 4. Что является отличительной чертой религии? 1) вера в Спасителя; 2) вера в жертвоприношения; 3) вера в верховное существо и загробную жизнь. 5. Как можно оценить роль религии в культуре? 1) как однозначно положительную; 2) как однозначно отрицательную; 3) как двойственную. 6. Какой тип религии является наиболее толерантным? 1) монотеизм; 2) политеизм; 3) пантеизм. 7. Чем характеризуется атеизм? 1) воинствующей непримиримостью по отношению к религии; 2) отрицанием бога; 3) равнодушием к религии. 8. Верит ли последовательный агностик в Бога и загробную жизнь? 1) да; 2) нет; 3) ни то, ни другое. 9. Каково влияние агностицизма на культуру? 1) в основном положительное; 2) в основном отрицательное; 3) двоякое. 10. Какая функция является важнейшей для искусства? 1) воспитательная; 2) эстетическая; 3) познавательная. 11. Почему возможны различные истолкования произведений искусства? 1) в силу многозначности его образов; 2) в силу расхождения замысла и воплощения; 3) потому что искусство полифункционально. II В перечисленных ниже культурах проанализируйте систему ценностей с точки зрения их происхождения: из быта, идеологии, религии, искусства. 1. Культура европейского и русского романтизма конца XVIII — начала XIX веков. 2. Культура одной из мировых религий (по выбору). 3. Культура двух-трех персонажей романа Ф.М. Достоевского «Бесы» (по выбору). 4. Русская или иная национальная культура (по выбору) на современном этапе. 5. Ваша собственная культура.
Глава VI I 1. В чем особенность формирования картины мира в обыденном сознании? 1) в том, что она складывается стихийно; 2) в том, что обыденное сознание создает законченные концепции мира и человека; 3) и в том и в другом. 2. Из чего следует, что создание концепций мира и человека — это культурологическая потребность? 1) из того, что культуре присуще философское мышление; 2) из того, что оппозиция «мир — человек» является собственно культурологической; 3) из того, что эти концепции создают культурологи. 3. Признание объективных законов мира свойственно: 1) только идеологическому сознанию; 2) только обыденному сознанию; 3) и тому и другому. 4. Для концепций разумности мироздания характерна: 1) идея существования Бога; 2) идея случайности как основы бытия; 3) идея целесообразности. 5. Для этических концепций мироздания характерна: 1) идея борьбы добра со злом; 2) идея мистического объяснения бытия; 3) идея рационализма. 6. Возможны ли в культуре концепции бытия как хаоса? 1) да; 2) нет; 3) возможны только в религиозных системах. 7. Какое представление о человеке в системе мира является наиболее распространенным и наиболее практичным? 1) человек не может познать закономерности бытия и поэтому полностью зависим от случая; 2) человек может постичь закономерности бытия и действовать на основании этого; 3) человек сам предписывает бытию свои законы. 8. Что составляет суть интуитивизма? 1) идея рационального познания мира; 2) идея внелогического, эмоционального познания мира; 3) ни то ни другое. 9. Какое представление о человеке наиболее оправдано с точки зрения культурологии? 1) человек велик; 2) человек ничтожен; 3) человек сочетает в себе и то и другое. II Проанализируйте концепции мира и человека, свойственные следующим культурам. 1. Православие. 2. Марксистско-ленинская философия. 3. Культура А. С. Пушкина. 4. Культура Базарова из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». 5. Ваша собственная культура. Глава VII I 1. Существенным для характеристики образа жизни является: 1) соотношение труда и отдыха; 2) темп жизни; 3) и то и другое. 2. В чем состоит сущность феномена опоздания? 1) в том, что при современном темпе жизни человек не может не опаздывать; 2) в том, что возникает страх опоздания и, как следствие, культурный дискомфорт; 3) в том, что опозданию нет нравственных оправданий. 3. Какая тенденция характерна для плотности населения? 1) возрастание; 2) уменьшение; 3) стабильность. 4. Что такое регламентированное поведение? 1) это поведение, обусловленное требованиями обычая и этикета; 2) это свободное поведение человека в любой ситуации; 3) это поведение человека в общественных местах. 5. В чем состоит культурологическое значение еды? 1) в том, что она поддерживает жизнь человека; 2) в том, что потребление продуктов связано с их производством; 3) в приобщении к определенной культурной традиции. 6. Какая форма коммуникации является в культуре первичной? 1) беседа; 2) книга; 3) переписка. 7. С точки зрения культуры компьютер — это явление: 1) в основном положительное; 2) в основном отрицательное; 3) он вообще не имеет отношения к культуре. II Опишите образ жизни и его важнейшие параметры, характерные для следующих культур. 1. Культура русской деревни 1960-1980-х гг. 2. Культура города N в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». 3. Культура современного «среднего» городского человека. 4. Культура «новых русских». 5. Ваша личная культура. Глава VIII I 1. Промискуитет: 1) обеспечивает продолжение рода; 2) создает собственно культурные ценности; 3) образует семью. 2. Основной тенденцией половых отношений является: 1) полигамия; 2) моногамия; 3) промискуитет. 3. Какие антиценности может порождать моногамия? 1) неуверенность в своей жизненной позиции; 2) неспособность к самостоятельным решениям; 3) ревность. 4. В каком случае общество имеет право контролировать частную жизнь человека? 1) ни в каком; 2) в случае политической угрозы для государства; 3) в случае аморального поведения. 5. Где больше проявляет себя воздействие общества на интимные отношения? 1) в России; 2) в США ; 3) примерно одинаково. 6. Какова роль государства как регулятора интимной жизни? 1) положительная; 2) отрицательная; 3) нельзя сказать однозначно. 7. В какой социальной среде в России второй половины XIX в. наиболее остро стоял вопрос женской эмансипации? 1) в крестьянстве; 2) в дворянстве; 3) в «среднем сословии». 8. Равенство женщины и мужчины — это: 1) благо; 2) зло; 3) пока неясно. 9. Что такое «свободная любовь»? 1) возможность свободно выбирать будущего мужа; 2) право на интимную жизнь без церковного обряда венчания; 3) взаимная независимость мужчины и женщины в половой сфере. II Проанализируйте систему интимных отношений в следующих культурах. 1. Культура, описанная Гончаровым в романе «Обломов». 2. Культура русского дворянства начала XIX века (в качестве вспомогательного фактического материала можно использовать книгу Ю.М. Лотмана «Беседы о русской культуре». — СПб, 1994). 3. Культура развитого социализма в СССР. 4. Культура одной из зарубежных стран (по выбору). 5. Ваша собственная культура или культура вашего окружения.
Глава IX I 1. Каково место «малого социума» в культуре личности? 1) в нем вырабатываются ничем не заменимые интимные ценности; 2) малый социум создает физический комфорт; 3) в малом социуме формируются политические антиценности. 2. Что объединяет людей в семью? 1) физиологические потребности; 2) сходная система ценностей и регулярные контакты членов семьи; 3) экономические интересы. 3. Каким символом можно выразить ту культурологическую ценность, которую дает человеку семья? 1) символ дороги; 2) символ площади; 3) символ дома. 4. Какие культурологические ценности дает человеку Дом? 1) состояние защищенности от внешней среды; 2) уют и комфорт; 3) и те и другие. 5. Какой культурологический смысл в уединении человека и ненаблюдаемости его частной жизни? 1) никакого; 2) эти факторы способствуют душевному комфорту; 3) эти факторы обрекают человека на культурное одиночество. 6. К какой из культурологических ценностей человек приобщается в первую очередь в семье? 1) к сексуальным отношениям; 2) к культурной традиции; 3) к умению зарабатывать и тратить деньги. 7. К каким традициям приобщается человек в семье? 1) к интимно-бытовым; 2) к общественным; 3) и к тем и к другим. 8. Первичное национальное самосознание человек получает: 1) в семье; 2) в школе; 3) в трудовом коллективе. 9. Что является основной культурологической причиной неблагополучия в семье? 1) отсутствие детей; 2) несовместимость системы ценностей; 3) материальные факторы. 10. На чем основывается дружба людей? 1) на сексуальной симпатии; 2) на симпатии без сексуального момента; 3) и на том и на другом. 11. Может ли дружба заменить собой семейные отношения? 1) да; 2) нет; 3) в некоторой степени может. 12. Что такое компания? 1) это общество криминальных элементов; 2) это группа людей, связанных общими интересами в сфере досуга; 3) это форма организации производства. 13. С точки зрения культурологии компания — это явление: 1) в основном отрицательное; 2) в основном положительное; 3) на вопрос нельзя дать однозначный ответ. 14. Что такое коллектив? 1) общность людей, складывающаяся в процессе труда; 2) форма организации досуга; 3) и то и другое. 15. Коллектив является источником: 1) положительных эмоций; 2) отрицательных эмоций; 3) возможно и то, и другое. II 1. Проведите культурологический анализ семейных отношений: 1) в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»; 2) в культуре православия, протестантства, католичества, ислама и других религиозных систем (по выбору); 3) в культуре современной молодежи (18—25 лет) на конкретном примере известной вам семьи или на примере своей собственной. 2. Проведите культурологический анализ дружеских отношений на следующих примерах: 1) дружеские связи Пушкина; 2) Базаров и Аркадий в романе Тургенева «Отцы и дети»; 3) ваши собственные дружеские связи. 3. Проведите культурологический анализ компании: 1) в повести Дж. К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки»; 2) своей собственной или хорошо вам известной. 4. Проведите культурологический анализ коллектива: 1) в одном из произведений отечественной литературы XX века; 2) вашего собственного коллектива.
Глава Х I 1. Что такое воспитание в широком смысле слова? 1) целенаправленное воздействие воспитателя на личность ребенка; 2) выработка определенной ценностной системы под влиянием разных факторов; 3) процесс обучения личности полезным навыкам. 2. Что является решающей областью воспитания? 1) семья; 2) дошкольные учреждения; 3) школа. 3. Какие принципы определяют стратегию воспитания? 1) опека — самостоятельность; 2) все можно — ничего нельзя; 3) обе пары в разных сочетаниях. 4. Можно ли считать систему «кнута и пряника» оптимальной для воспитания? 1) Да; 2) нет; 3) это зависит от личности ребенка. 5. Какое наказание с точки зрения культурологии следует считать наиболее эффективным? 1) физическое; 2) словесный выговор; 3) требование исправить принесенный ребенком вред. 6. Какой механизм регуляции поведения можно считать оптимальным? 1) просьба; 2) приказание и запрет; 3) в зависимости от конкретной ситуации. 7. Усвоение категорий «нельзя» и «надо»: 1) повышает культурную стабильность личности; 2) понижает ее; 2) никак на нее не влияет. 8. Какой возраст следует считать наиболее важным для решения воспитательных задач? 1) детство; 2) отрочество; 3) юность. II Опишите и проанализируйте сущность, результаты и конкретные механизмы воспитания в следующих культурных системах. 1. В автобиографической трилогии Л.Н. Толстого («Детство», «Отрочество», «Юность»), 2. В воспитании Обломова и Штольца (по роману И.А. Гончарова «Обломов»). 3. В колонии им. Горького (на материале «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко). 4. В средней школе, в которой вы сами учились. 5. В собственной семье или в семье, которая вам хорошо известна.
КЛЮЧИ К ТЕСТАМ К введению: 1 - 2, 2 - 1, 3 - 3, 4 - 1, 5 - 2. К гл. I: 1 - 2, 2 - 3, 3 - 2, 4 - 3, 5 - 1. К гл. II: 1 - 3, 2 - 1, 3 - 1, 4 - 3, 5 - 1, 6 - 2, 7 - 2, 8 - 3 К гл. III: 1 - 1, 2 - 1, 3 - 1, 4 - 3, 5 - 2, 6 - 3, 7 - 3, 8 - 2, 9 - 2, 10 - 3. К гл. IV: 1 - 3, 2 - 1, 3 - 3, 4 - 1, 5 - 2, 6 - 3, 7 - 2, 8 - 1, 9 - 2. К гл. V: 1 - 1, 2 - 1, 3 - 2, 4 - 3, 5 - 3, 6 - 3, 7 - 2, 8 - 3, 9 - 1, 10 - 2, 11 - 1. К гл. VI: 1 - 1, 2 - 2, 3 - 3, 4 - 3, 5 - 1, 6 - 1, 7 - 2, 8 - 2, 9 - 3. К гл. VII: 1 - 3, 2 - 2, 3 - 1, 4 - 1, 5 - 3, 6 - 1, 7 - 2. К гл. VIII: 1 - 1, 2 - 2, 3 - 3, 4 - 1, 5 - 3, 6 - 3, 7 - 3, 8 - 3, 9 - 3. К гл. IX: 1 - 1, 2 - 2, 3 - 3, 4 - 3, 5 - 2, 6 - 2, 7 - 3, 8 - 1, 9 - 2, 10 - 2, 11 - 3, 12 - 2, 13 - 3, 14 - 1, 15 - 3. К гл. X : 1 - 2, 2 - 1, 3 - 3, 4 - 2, 5 - 3, 6 - 3, 7 - 1, 8 - 2
Обратно в раздел культурология |
|