Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Синельникова Н. Сакральный смысл эротики
Н.А.Синельникова (Москва)
Научно-практическая конференция "Сексуальная культура и сексуальное здоровье нации". Сборник материалов. Москва 2002 г.
Традиционный взгляд на древние фаллические культы и оргиастические обряды как на магию производительных сил природы нуждается в некотором уточнении.
С глубокой древности у разных народов существовали обрядовые и магические действия, связанные с человеческой сексуальностью. Основное их содержание составлял акт соития, осуществляемый жрицей святилища или хрома, являющейся представительницей богини, и мужчиной, персонифицирующим бога. Причем, далеко не всегда эти действия были направлены на обеспечение производительных сил природы: кок правило, они творили вселенную.
В религиях многих древних народов главное место занимали фаллические божества, нередко выступающие в роли демиурга. В Древнем Египте - Атум и Осирис, в Элладе - Эрот, Дионис и Гермес, в славянской мифологии - Ярило. В этрусской религии - Мутун, в Риме - Либер и Приап и т.д. Персонаж греческой мифологии. Эрос, Эрот - бог любви, одно из космогонических первоначал, наряду с Хаосом. Как архаическая традиция, так и орфический миф творения представляют Эроса в образе космогонической силы, приводящей Вселенную в движение и неудержимо влекущей друг к другу людей и богов. Но представление о сексуальном неистовстве было связано с культом Диониса, известного на Балканах уже с ХШ века до н.э. Главная цель дионисийских мистерий - достижение божественного экстаза, состояния "священного безумия", когда душа непосредственно общается с божеством 1. Сексуальные действия были основой древних вакханалий. Свиту Диониса в основном составляли женщины, наиболее подверженные экстатическим состояниям.
Обожествление оргазма происходило во многих религиях древности. Например, согласно учению "Дао", когда Инь и Янь вступают в половой союз, достижение Высшего Предела (оргазма) приводит к тому, что человек ощущает себя в первозданном единстве со Вселенной. Отсюда распространенность в Древнем
Китае трактатов, посвященных сексу. Аналогичные представления бытовали в индуизме: единение мужчины и женщины воспринималось как главный принцип вселенной, а космическое единство микро- и макрокосмоса достигалось во время полового акта. Согласно индуизму, знание о любви и сексе имеет божественные истоки и состоит из 100 000 источников, разработанных Праджапати - творцом Вселенной. Иллюстрациями служили рельефы индуистских храмов (например, в Кхаджурахо), а в более поздние времена - миниатюра.
В этом контексте становится понятным высокое значение секса в древних культурах. Ощущение оргазма кок "космической сущности, невероятно далекой от столь прагматической задачи, как сбор урожая", было главной целью древнего ритуала. По всей видимости, связь человеческой сексуальности с производительными силами природы появилась значительно позже, уже на ступени земледельческих цивилизаций.
Кроме богов высшего порядка в античности существовали низшие фаллические божества, такие кок Приап, Пан, Сильван, Фавн, сатиры, силены. В большинстве своем они имеют доэллинское, а в отдельных случаях - малоазийское происхождение. Нимфы и менады - это наиболее эротически окрашенные персонажи мифологии. В сакральном мире эллинов сексуальные игры нимф с сатирами беспрерывно творили космически-божественный оргазм. В греческой вазовой живописи сатиры предстают как комические, гротескные образы, воплощающие сексуальное неистовство. В основном это подчеркнуто фаллические фигуры, которые демонстрируют свою эрекцию, мастурбируют, совершают сексуальные акты с нимфами и животными. Козлы, ослы, кони и другие животные нередко выступали партнерами антропоморфных божеств. Эта традиция уходит корнями в религию Древнего Египта с ее зооморфным пантеоном.
Коитольные сцены с участием людей символизировали ритуал перехода от смерти к жизни. Основная масса таких сцен изображена на стенках и донышках ки-ликов. Они использовались как посвятительная жертва богом в контексте погребального культа, что было связано с семантикой воды и чаши в контексте сакральных представлений древних греков. Вода, жидкость - это символ хаоса, начала мира. Полусфера чаши - символ загробного миро. Питье из чаши - мистический акт перехода в Тартар. Партнерши мужчин в таких сценах, музыкантши и танцовщицы, воплощают божественное начало. Сексуальные действия, в которые они вступают, рождают оргазм-экстаз, понимаемый как слияние с божеством. То есть, в подобных сюжетах воплотилась магия погребального ритуала, которая была главным смыслом греческих симпосиев. Количество участников кои-тольных сцен, изображенных на сосудах, варьировалось от отдельных пар до групп в 30 человек.
Древние оргиастические празднества допускали все, что было способно привести к оргазму: сексуальный акт с представителями своего и противоположного поло, фелляция, групповой секс. Искусственные фаллосы ("олисбос"), различные манипуляции, с которыми часто встречаются как в сценах сексуальных оргий, так и вне их, постоянно использовались в рамках культовых обрядов для достижения оргазма и женщинами, и мужчинами, что также прослеживается по сюжетам вазовой живописи.
Аттические и коринфские вазы, чаши, кубки с эротическими сценами часто служили посвятительными жертвами в храмах и святилищах Афродиты
Почитание оргазма делает понятным высокую значимость культов богинь любви - шумерской Инаны, аккадской Иштар, западносемитской Анат, греческой Афродиты, римской Венеры и т.д. Эти богини являлись покровительницами храмовой проституции, культивирующей многообразные и изощренные формы секса в качестве эффективного средства достижения оргазма, понимаемого как священный экстаз. Культовая проституция рассматривалась как служение божеству. Недаром коитальные действия в храмах совершались на алтаре (например, изображение на шумерской печати из Тепе-Гавра). Причем, что важно, эти культы никак не были связаны с задачами производительности природы, в том числе деторождения. Более того, иеродулы в Вавилоне вообще не имели права рожать детей. Не было деторождение задачей и жриц культа Афродиты.
Таким образом, можно констатировать, что смыслом древних культов является сама человеческая сексуальность, а целью - достижение оргазма, понимаемого как священный экстаз.
Сакральные представления древних народов получили блестящее воплощение в различных видах искусства. В Греции танец и песня, поэзия и комедия, скульптура и вазовая живопись воплощали эротику как важнейший аспект кало-кагатии, в которой красота обнаженного тела соединена с высокой духовностью, а сексуальный экстаз священен и прекрасен. Эротика пронизывала как произведения высокого стиля, так и предметы повседневного обихода. В целом же античность стала временем сложения эротики в искусстве, тех художественных приемов, которые давали возможность обогатить красоту тела чувственностью.
В последующие века эротическое искусство, став явлением маргинальным, тем не менее, никогда не исчезало. Лишившись божественного ореола, человеческая сексуальность продолжало оставаться "властительницей дум". Сексом не только всегда занимались. О нем говорили, писали, его изображали во все времена и все народы. Искоренить эротику нельзя. Можно и нужно лишь ставить вопрос о пределах допустимого в рамках того или иного общества, учитывая его нравственные нормы и традиции.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|
|