Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Ирецкий А. Cовременная медицинская мифологияСмыслы мифа: мифология в истории и культуре. Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. Серия «Мыслители». Выпуск №8 - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001. - C. 300. Истинное знание — это знание, К. Ясперс В последние два десятилетия быстрый рост расходов на медицинские технологические исследования и на их применение в практике, получившее обозначение «высокие медицинские технологии», не сопровождался адекватным социальным или демографическим эффектом. Доминирование в медицине высоких технологий в конечном счете ведет к накоплению в популяции хронических больных и инвалидов, нуждающихся в постоянном поддерживающем лечении. В то же время они мало пригодны для массового применения из-за высокой начальной стоимости, и потому мало подходят для реализации в массовой профилактике. По меткому замечанию К. Фукса, «…высокие технологии будто специально созданы, чтобы вконец разорить бедных…». Все это ограничило возможности их широкого применения, особенно в экономически слабых социумах, и переориентировало внимание медицинских теоретиков и практиков на изучение древних и экзотических («палеомедицинских» и «альтернативных») приемов и систем лечения. Зарождение профессиональной медицины в древности было обусловлено появлением и широким распространением в человеческих популяциях «болезней протоцивилизаций» в результате резкой трансформации условий жизни и характера труда на переходе от охотничьего типа хозяйствования к земледелию. «Палеомедицинские системы» избирательно накапливали лишь доступные (дешевые), безопасные (даже при малоквалифицированном исполнении) и универсальные приемы, ориентированные на борьбу с инициальными формами массовой патологии, а также на предупреждение затяжного течения травм и болезней (С. Фулдер, 1987 и др.). Палеомедицинские системы и приемы имеют отчетливые преимущества: экономичность, низкий риск опасных осложнений даже при малой квалификации исполнителей, достаточная эффективность при начальных и легких вариантах многообразных соматических расстройств. Однако попытки прямого заимствования и применения палеомедицинских технологий (известных под благообразным названием «альтернативной медицины») часто ведут к разочарованию по трем общим причинам: Многие важные принципы и правила палеомедицинских технологий осваиваются учениками и применяются на практике без фиксации в рациональных формулах и схемах, то есть по правилу «делай как учитель, а не рассуждай». Одна из наиболее рафинированных палеомедицинских систем — акупунктура — в СССР была легализована в качестве «научно обоснованной» в 1959 году, всего через три года после начала ее изучения и освоения группой советских медиков, посланных для этого в Китайскую народную республику. За такой краткий срок корректные испытания универсальной лечебной системы, естественно, не могли быть проведены. Скоропостижная легализация акупунктуры в СССР (раньше всех в Европе) может рассматриваться как демонстративный жест советской номенклатуры в адрес Китайской Народной Республики, а не как собственно научный факт. Выполнение демонстративных политических жестов сказывается на качестве научной продукции неблагоприятно. Множатся попытки усовершенствования палеомедицинских приемов и систем, выполняемые бессмертным алхимическим способом, что приводит к появлению все новых «технологических химер» с сомнительными достоинствами: «СВЧ-пунктура», «лазеропунктура», «психопунктура» (!) и им подобные. Частыми остаются и попытки применять палеомедицинские приемы и их «усовершенствования» при состояниях, когда они по определению не могут быть эффективными, в частности при тяжелой соматической патологии, в острой фазе сосудистых катастроф, в онкологии. Именно эти попытки подрывают доверие к акупунктуре и тем самым мешают реализовать ее лечебный потенциал. За 40 лет легального развития акупунктуры в СССР до настоящего времени не было получено в рамках одной теоретической модели удовлетворительного решения нескольких «ключевых» проблем: На какое общее звено патогенеза многообразных функциональных расстройств действует акупунктура и ее производные? «Альтернативой» рефлекторной модели стали гипотезы о «биополе», особых «энерго-информационных» структурах и процессах, якобы описанных еще древними. Итогом творческого развития в СССР древних мистических теорий являются следующие утверждения: «Физиологический смысл жизненной точки состоит в том, что она является биологически активной точкой, через которую организм обменивается энергетической информацией с внешней средой, являясь своеобразным «шлюзом» перетекания биологической энергии, и в зависимости от исходного состояния внешней среды и внутреннего органа (системы) происходящий в точке процесс «перетекания» энергии может происходить в разных направлениях, чем можно объяснить использование одних и тех же точек для лечения диаметрально противоположных заболеваний и состояний» [1]. «Энергия ЧИ материальна» [2]. Непредвзятый анализ подобных утверждений сразу обнаруживает, что авторы не овладели европейскими понятиями «энергия» и «информация». Они не понимают, что энергия (как абстрактная мера взаимодействия между объектами) не может быть «материальной». Они также не приняли, что физическое понятие «энергия» имманентно связано с законами сохранения, и что основополагающее отличие понятия «информация» от «энергии» — в том, что «информация» не подчиняется законам сохранения. Практическая и ценность «физиологических» теорий, которые с бoльшим основанием могут называться мифологическими, так как противоречат фундаментальным физическим законам, вызывает серьезные сомнения. Если бы палеомедицинские системы не имели «встроенной защиты от дурака» (официальный термин американских системотехников), теоретическое обоснование такого качество неизбежно привело бы к быстрой дискредитации всего медицинского направления. Примечания[1] А.М. Овечкин, 1991. [2] А.Т. Качан, 1998. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел культурология |
|