Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Гостева С. Художественные памятники Древней Руси как отражение ее истории и традицийЛекции по дисциплине «Художественная культура России»
КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯНДревние славяне были людьми ведической культуры, поэтому древнеславянскую религию правильнее было бы именовать не язычеством, а ведизмом. Слово «веды» - созвучно современному русскому «ведать», «знать». Основными памятниками культуры славянской древности являются народное творчество – это мифы, священные песни, сказания, пословицы, поговорки – своеобразные обобщения жизненного опыта, передававшиеся из поколения в поколение. Большинство ученых считает, что тексты древнеславянских священных песен, мифов погибли после христианизации Руси. В отечественной исторической науке даже то немногое, что осталось – Велесову книгу, написанную новгородскими жрецами не позже IX в., считают подделкой. Велесова книга – памятник сложный и емкий. Подделать его так же трудно, как невозможно заново создавать Библию, Ригведу, Авесту. Велесова книга разрешает давний спор о происхождении славян. По Велесовой книге у древних славян архаическая Троице -Триглава: Сварог – небесный бог, Перун – громовержец, Велес (Волос) – бог разрушитель Вселенной, хотя различные жреческие школы славян неодинаково понимали тайну Троицы. С широким распространением материнских культов связано почитание женских предков. В эпоху патриархата материнские культы трансформируются в женские ипостаси богов и приобретают некую единую функцию – становятся покровительницами дома, очага, огня территории, страны, человека семьи, любви в виде хозяек, бабушек, матерей. Однако в целом женские культы всегда тяготеют к одному из двух своих проявлений: они олицетворяют мир любви либо небесной (славянская Леле), либо (славянская Мать Сыра Земля). Уровень духовной зрелости древних славян, их философские воззрения можно реконструировать по их космогоническим мифам. Термин «космогония» происходит от греческих слов «космос» – мир, Вселенная; «гонеа» - рождение. С именем Сварога связан древний космогонический миф славян о сотворении Земли Прародителем нашим – Родом – Родником Вселенной. Сотворив Землю – матушку, Сварог учредил в ней три подземных царства. « А чтоб в море Земля не ушла опять, Род родил под ней Юту мощного – змея дивного, многосильного. Тяжела его доля – держать ему годы и века землю – матушку. Так была рождена Мать Сыра Земля. Так на змее она успокоилась. Если Юта – Змей пошевелится – Мать Сыра Земля поворотится». В древнеславянских космогонических мифах, так же как и в мифах других древних народов, всегда переплетены предания о происхождении богов (теогония) и людей (антропогония), мир которых вторичен по отношению к рождающим силам космоса, но тесно с ними взаимодействуют. Сын Сварога – Перун, второе лицо славянской Троицы – Триглавы, бог войны и грозы, оживляя явленное, следил за миропорядком, вращая солнечное золотое кольцо. После христианизации Руси культ Перуна был заменен Ильей Пророком, а в фольклорной традиции Ильей Муромцем и Егорием Храбрым. Третья ипостась – Велес (позже Свентовит) – первоначально был богом света у западных славян. Ведическое мировоззрение славян обнаруживает в себе черты древнего диалектического натурфилософского учения. Чернобог и Белобог – два славянских божества – антагониста, олицетворявших в своей борьбе силы света Яви и тьмы Нави. Явь, «белый свет» - это текущее то, что сотворено всеобщим справедливым законом Правью, и что в свою очередь творит человеческую жизнь силой любви. Все, что до нее, после нее и отход от нее, - это Навь, сила темная, пассивная, нетворческая, сохраняющая и прячущая достигнутое, символом «того света». Важная черта образа жизни и мысли древних славян – предоставление о неразрывном единстве – родстве живущих с предками – праотцами и богами, как условии гармонии миров: земного и небесного. Хрупкость такого равновесия ощущалась людьми и олицетворялась ими в битве Правды и Кривды. Согласно Велесовой книге, легендарных братьев Киа, Щека и Хорива – внуков Перуна, правомерно считать не только основателями Киева, но мифическими прародителями русского народа, обучившими его кузнечному мастерству. Кий – древнерусское «молот», «палица». Древние славяне своими родоначальниками считали кузнецов. Непрерывная борьба и поочередная победа Светлых и Темных сил природы наиболее зримо замечательна в представлениях славян о круговороте времен года. Его исходной точкой было наступление нового года – рождение нового солнца в конце декабря. Это празднование получило у славян греко-римское название – «коляда» (лат. Calendae – первый день нового месяца). Полную победу нового громовника над зимой – «смертью» в день весеннего равноденствия справляли обрядом похорон Марены. Был также обычай ходить с маем (символом весны), маленькой елкой, разукрашенной лентами, бумагой, яйцами. Божество Солнца, провожаемого на зиму называли Купала, Ярило, Кострома. Во время праздника соломенное чучело этих божеств или сжигали, или топили в воде. Архаичные народные праздники вроде новогодних гаданий, разгульной масленицы, «русальной недели» сопровождались заключительными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, урожае, избавлении от грозы и града. Для новогоднего гаданья от урожая использовались сосуды – чары. На них часть изображали 12 различных рисунков, составлявших замкнутый круг, - символ 12 месяцев. К моменту принятия христианства славянская религия не успела выработать строгих форм культа и жрецы не выделились в особое сословие. Место жертвоприношения – капище – не превратилось в храм даже тогда, когда на нем стали ставить изображения богово – идолов. При воцарении в Киеве Владимира Красное – Солнышко была проведена своего рода языческая реформа. Стремясь поднять народные верования до уровня государственной религии, он приказал поставить кумиры шести богов: Перуна с серебряной головой и золотыми усами Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргля и Мокоми. Культ главного бога – Перуна был введен в Новгороде Добрыней (воспитатель Владимира). Вокруг идола Перуна горело восемь негасимых костров, а память об этом вечном огне сохранилась у местного населения вплоть до XYII в. Языческая обрядность включала и различные виды искусств. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, обладание которыми, думали славяне, давало власть над силами природы, предохраняло от бед и опасностей (амулеты, обереги). Языческие символы проявлялись в славянском фольклоре (образы березы, сосны, рябины), в зодчестве – на кровлях жилищ вытесывались изображения птиц, конских голов. Славяне строили многокупольные деревянные языческие храмы. Но их храм был скорее местом хранения предметов поклонения. Обряды же сопровождались произнесением заговоров, заклинаний, пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах, элементами театрализованных действий. Ни одна культура духовно развитого народа не может существовать без письменности. По мнению некоторых современных лингвистов и историков, Кирилл (ок. 827- 869 г .г.) и Мефодий (ок. 815- 885 г .г.) были не создателями, а лишь реформаторами уже существовавшей азбуки, основанной на греческом алфавите и использовавшейся при записи Велесовой книги. Кроме того, высказано мнение, что славяне имели и свою оригинальную систему письма: так называемую узелковую письменность. Знаки ее не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. Память о древнем узелковом письме осталась в языке и фольклоре. Мы до сих пор завязываем «узелки на память», говорим и «нити повествования», «хитросплетении сюжета». Период письменной жреческой культуры, возможно, начался у славян задолго до принятия христианства. Сказка о клубке бабы Яги восходит к временам Матриархата. По мнению известного ученого-фольклориста В.Я. Проппа (1895 –1970 гг.), баба Яга – это типичная языческая жрица, хранительница «библиотеки клубков» в берестяных коробках ( не отсюда ли выражение «наврать с три короба»?). В древности узелковая письменность была распространена достаточно широко. Узелковым письмом «кипу» и «вампум» пользовались древние инки и ирокезы. Письмо «цзе –шен» было известно в Древнем Китае. Об узелковой письменности финн, угры, карелы широко упоминается в карело-финском эпосе «Калевала». Православие стало вытеснять древнюю культуру и веру славян не ранее XI в. – много позднее, чем у других европейских народов. До этого она существовала не менее полутора тысячи лет. Ее принято возводить к культуре скифов-сколотов – высокоразвитого земледельческого народа, жившего в Приднепровье в VI – IV вв. до н.э. Культура прославян-сколотов пришла в упадок во время сарматского нашествия в Ш в. до н.э. Дальнейшее ее культурное развитие – в течении ряда веков поступательное – было прервано вторжением гуннов во время Великого переселения народов IV – V вв. н. э. Тем не менее, от легендарного славянско-антского князя Буса (он упоминается в «Слове о полку Игореве» и готским историком Иорданом) и до Владимира славянская культура развивалась почти полтысячелетия. Наследие столь мощного пласта славянской культурной архаики заявляло и продолжает заявлять о себе со всей очевидностью: в образе мышления, стиля и фразеологии речи, мимике и жестах, неосознаваемых движениях души, соприкасающейся с миром родной природы. КИЕВСКАЯ РУСЬДва с половиной века на территории Восточной Европы формировалось и процветало древнерусское государство – Киевская Русь. Начинается процесс собирания восточнославянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы и рождается в Гардарике (скандинавское название Руси, означающее «страна городов») молодое сильное государство. Древнерусская культура, соединившись с христианством и более развитой византийской культурой, породила качественно новый тип цивилизации, просуществовавшей несколько столетий и сохранивший свои важнейшие устои в русской, украинской и белорусской культурах. Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о признании на княжение в Новгород в 862 г . вражеских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем киевского похода легендарного вещего Олега в 882 г . Завершающий период, как правило, княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) иногда, правда, доводят до времени Владимира Мономаха (1113 –1125 гг.). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси – середина IX –н. XII века. На развитие культуры Киевской Руси наибольшее влияние оказали быстрый рост городов, принятие христианства, сохранение языческого влияния, творческое освоение культуры Византии и Болгарии. Летописи насчитывают в IX - X вв. 24 русских города, в XI в. – 88, а в XII уже 119 городов. За этими цифрами просматривается крутой экономический и культурный подъем славянского государства. Важнейшим событие культурной жизни этого периода является принятие Русью христианства. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предшествующей историей Руси. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические и культурные связи Киева и Константинополя. В памятнике «Повесть временных лет» приводится большой рассказ о сомнениях Владимира и его бояр при выборе веры. Византийское богослужение произвело на русских, впервые знакомившихся с христианством, сильное впечатление. Около 988 г . Владимир крестился сам, крестил свою дружину и бояр под страхом наказаний крестил всех русских. Формально Русь стала христианской. Язычество начало свой долгий путь слияния с христианством. Фактором, подготовившем принятие христианства Русью стало создание братьями Кириллом и Мефодием во второй половине IX в. славянской письменности на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Они прибыли из Византии по приглашению князя Ростислава с миссионерскими целями в 863 г . С принятием христианства Русь стала испытывать широкую потребность в освоении религиозных книг. Кирилл и Мефодий положили начало переводу Священного Писания и богослужебных книг с греческого на славянский язык. Один из письменных памятников Киевской Руси «Русская правда» написан подлинно народным, простым, ясным языком. Русская литература родилась в первой половине XI в. в среде господствующего класса. Русская культура в Средневековье была элитарной. В Древней Руси ведущую роль в литературном процессе играла церковь. Наряду со светской, широкое развитие получила литература церковная. Материалом для письма служит пергамент, телячья кожа особой выделки. Бумага вытесняет пергамент в XY – XYI вв. Писали чернилами и киноварью и вплоть до XIX в. используя гусиные перья. Древнерусская книга – это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненной кожей. В XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом и серебром. Таковы Остромирово Евангелие ( XI в.) и Мстиславово Евангелие ( XII в.). Древнерусская литература представлена литературой переводной и оригинальной. Начальный этап переводной древнеславянской письменности определялся наряду со Священным Писанием произведениями раннехристианских отцов церкви IY – YI вв.: Иоанна Златоуста (350-470), Василия Великого (ок. 330-379 гг.), Григория Нисского (ок. 335-ок.394 гг.), Кирилла Иеруса Мелеского. Переводились также произведения массовой литературы: Хроника Ионна Малалы, «Христианская топография» Косьмы Индикоплова, апокрифы, патерики. Наибольшей популярностью пользовалась Псалтырь, богослужебная и толковая. Первые оригинальные сочинения, написанные восточнославянскими авторами, относятся к концу XI – нач. XII вв. Среди них такие выдающиеся памятники, как «Повесть временных лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского». Замечательным произведением является «Слово о законе и благодати», написанное первым митрополитом из русских Илларионом. Он осуждает «Ветхий Завет» за его идею о народе-избраннике и подчеркивает, что одно из преимуществ «Нового Завета» в утверждении равенства народов. Среди жанров древнерусской литературы летопись, развивавшаяся в течении восьми веков ( XI - XYIII вв.)занимает центральное место. Летописи – это сосредоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории – являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. Летописание, по наблюдению отечественных ученых, появилось на Руси вскоре после введения христианства. Первая летопись, возможно, была составлена в конце Х в. она была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой династии Рюриковичей и до правления Владимира с его впечатляющими победами, с введением христианства на Руси. Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром (он заложил храм Святой Софии). Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» в оригинале имеет более пространное название: «Се повести временных лет, откуда есть и пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити». Дошла до нас летопись в рукописных копиях не старше XIY в. Из них наиболее замечательны две: сборник 1377 г ., Лаврентьевской летописью по имени писца-монаха Лаврентия и Ипатьевская летопись по месту хранения – Ипатьевскому монастырю в Костроме. Таким образом, Киев стал местом возникновения первого общерусского летописного свода, повествующего об истории Русской земли в целом. Другой распространенный жанр древнерусской литературы – житие – буквально соответствует греческому «Жизнь» и латинскому « VITA ». Он представляет жизнеописание знаменитых епископов, патриархов, монахов – основателей тех или иных монастырей, реже биографии светских лиц, но только тех/, которые считались церковью святыми. По преданию, Нестору-летописцу принадлежит авторство всех трех дошедших до нас житий – первых христианских князей – братьев Бориса (? – 1015) и Глеба (? - 1015) – «Сказание о Борисе и Глебе и житие игумена Феодосия (? – 1074) – основателя Киевской лавры (Житие Феодосия Печерского»). Речи, называвшиеся в старину «поучениями» и «словами» относятся к жанру красноречия. Все дошедшие до нас памятники церковного и светского красноречия Киевской Руси (в XIY в. исчезает) по содержанию и форме делятся на дидактические и эпидактические, то есть торжественные. Дидактическое красноречие – это область, доступная всем, кто владел пером, оно преследовало практические цели назидания, информации, полемики. Яркий образец – «Поучения Владимира Мономаха». Торжественное красноречие – область творчества, требовавшая не только глубины идейного замысла, но и большого литературного мастерства. Древнейшим памятником этого жанра является «Слово о законе и благодати». В начале XII в. на Руси появляются произведения путешественников – паломников. Наиболее популярным из подобных «хождений» было «Хождение Даниила», которое было написано по впечатлениям от посещения «Святых мест» в Палестине. Национальный дух русской литературы питался во многом фольклором. В XI в. на Руси появились первые библиотеки. Особого развития в Киевской Руси достигли архитектура, живопись, прикладное искусство, ремесло. Рост городов и развитие храмового строительства после принятия христианства предопределило подъем зодчества в X – н. XII веков. Гражданское строительство было преимущественно деревянным. Христианские храмы в Киеве имелись еще до крещения Руси Владимиром. Славились новгородские, псковские, тверские деревянных дел мастера. К сожалению, от деревянного зодчества периода Киевской Руси и времен монголо-татарского ига ничего не сохранилось. После принятия христианства в конце X в. на Руси началось каменное строительство. Первые сооружения такого типа были построены византийскими мастерами. В 989 г . в Киеве была заложена Десятинная церковь Успения богородицы. На ее содержание было отпущена десятая часть доходов князя. В 1037- н.1040 – х. годов в Киеве был построен Софийский собор (София-Премудрость Божия). Это памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Во внутренних помещениях собора сохранились мозаика, мозаичным был и пол. Многие фрески написаны на русские сюжеты. Изображена семья Ярослава Мудрого, бытовые сцены: скоморошья пляска, борьба ряженых, охота на медведя. В 30-е годы XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. В этом, же веке были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Выдубицком и Киево-Печерском монастырях. В Вышгороде под Киевом в честь первых русских святых-князей Бориса и Глеба – возводится грандиозный храм площадью 600 кв. м . Выдающимся произведением зодчества Киевской Руси стал Софийский Собор в Новгороде (1045-1050 гг.) Он строже киевского, имеет пять куполов, расположенных в символическом порядке, гораздо мощнее и суровее, сложенные из местного известняка стены. В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески. В числе храмов времен Киевской Руси нельзя не назвать Борисоглебский собор в Чернигове (1120-1123 гг.) и Троицкую Надвратную церковь Киевско-Печерской Лавры. Оба здания поражают своей оригинальностью и красотой. Архитектурные храмовые памятники Киевской Руси относятся к числу шедевров мировой архитектуры. ВЫ них закладывалась духовная жизнь Киевской Руси и основы общности культур русского, украинского и белорусского народов. К временам Киевской Руси относится зарождение особого отношения в русской культуре к иконе. Для русского народа в ней отражалось видение мира, философия жизни, важнейшие эстетические представления. Широкую панораму иконописи той поры дают мозаичные и фресковые произведения Софийского Собора в Киеве. Все они посвящены важнейшим библейским сюжетам и отображают своеобразное видение православного христианства русскими и византийскими мастерами. На центральном месте, самом светлом и большом из 13 куполов храма изображен Пантократ (Христос-Вседержитель) – поясное изображение Христа, благославляющий правой рукой и в левой руке держащего Евангелие. В алтарной апсиде дано мозаичное изображение Богоматери Оранты (Оранта – один из иконографических образов Богоматери, в переводе с латинского «молящийся»). Высота Оранты 4,5 метра . Она олицетворяет собой Софию (Премудрость), просит о милости за грехи человеческие. К XII веку искусствоведы относят создание иконы Владимирской богоматери – одного из шедевров древности. Богоматерь держит младенца на руках и, склонившись, прижимается к нему щекой. Младенец ласкается к матери, обхватив левой ручкой ее шею сзади и стремясь обхватить правой ручкой спереди. Глаза Богоматери полны печали. Не по-детски серьезен и лик ребенка. Икона была одной из прославленных в Древней Руси. Ее авторство приписывалось евангелисту Луке. В 1169 г . Андрей Боголюбский, перенося столицу из Киева во Владимир, перевез икону в новую столицу. Отсюда ее название – Владимирская. От XI в. сохранилась икона «Петр и Павел», находившаяся в Новгородской Софии. От начала XII в. сохранилась икона, изображающая святого Георгия в рост. Она подвергалась многочисленным обновлениям, как и предыдущая икона. Георгий – воин в правой руке держит копье, в левой держит меч. Величавая, торжественная фигура Георгия, в прекрасной одежде, напоминает о доблести русских воинов, защищавших Древнюю Русь. Интереснейшей страницей древней живописи являются миниатюры, которыми украшают рукописные книги. Первое место занимают Остромирово Евангелие (1056-1057), написанное дьяконом Григорием по заказу Остромира, приближенного сына Ярослава Мудрого – князя Изяслава (правил в Киеве с 1054-1078 гг.) Пергаментная рукопись написана кириллицей и украшена высокохудожественными миниатюрами и искусными орнаментами. Обильно украшен миниатюрами на религиозные темы «Изборник Святослава» (1073), скопированный дьяконом Иоанном с болгарского оригинала Х века. Насыщенно украшались миниатюрами летописи. В Киевской Руси были высоко развиты ремесло, декоративно-прикладное искусство. Древнерусские мастера умели ковать и лить металлы, чеканить, гравировать, чернить, покрывать орнаментом оружие, шлемы воинов, женские украшения, владели резьбой по дереву и металлу. Ювелирная техника русских мастеров была сложной, а изделия Руси пользовались спросом. Многие украшения выполнены в характерной техники зерни: на изделия напаивался узор, состоящий из множества шариков. Применялась также скань – рисунок наносили тонкой проволокой, наполненной на металлическую поверхность, промежутки между сканными перегородками заполняли разноцветной эмалью. Скульптура широко проявлялась в рельефах на различных изделиях из разнообразных материалов. Одним из ярких образцов того времени считается рельеф на красном шифре из Михайловского Златоверхого монастыря, изображающий двух всадников, сражающихся со змеем, как воплощение зла: Георгия Каппадокийского и Федора Стратилата (См.: история русского искусства т.1, илл.8). Киевская Русь превратилась в страну высокоразвитой культуры. Эта культура смогла вобрать в себя самые высокие образцы культуры соседних народов и, особенно, наиболее развитой в тот исторический период византийской материальной и духовной культуры. При этом самобытная русская культура не только сохранила свою самостоятельность и оригинальность, но и, впитав и переработав великие достижения этой культуры, смогла стать чистым и могучим источником культурного развития малых народов, входивших в состав Киевского государства. Вопросы для самопроверки Расскажите об основных духовных составляющих мировоззрения восточных славян по Великой книге. Объясните, почему в древнерусском государстве было принято христианство? Какое это имело значение для Руси? Какие стороны древнейшего языческого сознания претерпели коренное изменение под влиянием христианства, а какие – в меньшей степени и почему? Расскажите, как развивалась культура Киевской Руси. Назовите основные составляющие культуры эпохи Киевской Руси. Расскажите об основных памятниках культуры славянской древности.
КУЛЬТУРА РУСИ ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ В истории России период с конца XII до середины XY века называется периодом феодальной раздробленности, межкняжеских усобиц, экономического и политического ослабления Руси. Монголо-татарское нашествие и века татарского ига (1238-1480 гг.) затормозили развитие русской культуры почти повсюду, кроме Новгорода и Пскова, которые не были должниками Золотой Орды и к тому же успешно отразили натиск западных врагов - ливонских рыцарей. В тоже время 1240 г . на русские земли вторглись шведские завоеватели, которых разгромил на реке Неве новгородский князь Александр Ярославич. Это была его первая крупная победа, за которую он получил титул «Невский». В 1242 г . он дал сражение меченосцам на льду Чудского озера. Эта битва была названа Ледовым побоищем, после которой Александр Невский торжественно вошел Новгород, ведя скованных пленников. Это время, когда Русь оказалась завоеванной, обескровленной, разоренной. Центром объединения и возрождения стала Москва. Основанная в 1147 г ., она уже в 1276 г . стала центром небольшого княжества при младшем сыне Александра Невского Данииле, а в XIY - XY вв. стала центром возрождения русского государства. В домонгольский период русский народ отличался высокой степенью грамотности, являвшейся фундаментом общей культуры. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники XII – н. XIII вв. С разорением Руси монголо-татарами, массовым истреблением населения, разрушения культурных центров грамотность населения и уровень культуры в целом резко упали. Надолго сохранение и развитие образования, грамотности, духовной культуры переместилось в монастыри, религиозные центры. Восстановление прежнего уровня грамотности началось со второй половины XIY века, особенно после победы русского войска под предводительством Дмитрия Донского над татаро-монголами на Куликовом поле (1380). Говоря о героической борьбе Русского народа, в этой битве, которая возвестила приближающее освобождение и вошедшая во многие исторические, культурные памятники Руси, в былины, поэмы, песни, сказания и т.п. Предание гласит, что неподалеку от Москвы, откуда князь вел свои войска против Мамая, ему явилась икона Николая Чудотворца. И князь воскликнул: «Сия все утеша сердце мое!…» (на этом месте и основали Николо-Угрешский монастырь. До наших дней сохранились многие сооружения в монастыре: Спасо-Преображенский собор, Патриаршие палаты, уникальная Иерусалимская стена, стилизованная под иконописный город…) Развитие литературы в XII – сер. XY вв. продолжает тесно переплетаться с подъемом устного народного творчества. Наиболее выдающимся литературным памятником отечественной культуры к XII в является «Слово о полку Игореве». Оно восхищает масштабностью мышления, образностью языка, ярко выраженным патриотизмом, тонким лиризмом. Его центральная идея – призыв единению Руси перед общим врагом. Из других литературных произведений XII – середины XY вв. можно отметить «Моление Даниила Заточника», «Слово о погибели русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщину», Киевско-Печорский патерик. Все эти произведения, написанные в форме летописей, составляют нашу национальную гордость и являются неотъемлемой частью мировой средневековой культуры. Наряду с ними возникли и новые легенды, например «Сказание о граде Китеже » - городе, ушедшем под воду, на дно озера, со всеми защитниками и жителями, не сдавшимися врагам. Создавалось много задушевных, грустных песен, отразивших тоску русских людей по свободе, печаль о судьбе родной земли. Одним из литературных жанров в XIY – XY вв. были жития . Это повести о князьях, митрополитах, основателях монастырей. Талантливые церковные писатели Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописание крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского – основателя Троице-Сергиева монастыря. Особую известность приобрели «Слово о житии князя Дмитрия Ивановича» и «Житие Сергия Радонежского», названного так по местечку Радонеж, недалеко от которого он основал монастырь. «Житие Дмитрия Донского», где рисуется яркий образ мужественного полководца, в нем раскрываются глубокий патриотизм и единство русского народа. Одним из самых распространенных литературных жанров того времени были исторические повести, в которых описывались как «хождения» (путешествия), так и крупные исторические события. Выдающимся памятником русской культуры XY в явилось «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, содержащее много точных и ценных наблюдений об Индии и др. стран. Ценные географические описания других территорий представлены в «хожениях» новгородца Стефана (1348-1349) и Смолянина Игнатия (13489-1405) в Царьград, в дневнике поездки русского посольства на церковный собор в Феррару и Флоренцию (1439). Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Новгороде и Пскове – городах, политически менее зависимых от монгольских ханов. Русские зодчие того времени продолжали традиции архитектуры домонгольского периода. Они использовали кладку из грубо отесанных известняковых плит, валунов и частично кирпича. Такая кладка создавала впечатление силы и мощи. Эту особенность новгородского искусства отметил академик И.Э. Грабарь (1871-1960): «Идеал новгородца – сила, и его красота – красота силы». Результат новых исканий и традиций старого зодчества – церковь Спаса на Ковалеве (1345) и церковь Успения на Волотовом поле (1352). Образцы нового стиля – церковь Федора Стратилата (1360-1361) и церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374) церковь Спаса Преображения, расположенная в торговой части Новгорода, представляет собой типичный крестово-купольный храм в четыре мощных столба и одной главой. Одновременно с храмовым, в Новгороде велось и крупное гражданское строительство. Это Грановитая палата (1433) для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами. В 1302 г . в Новгороде был заложен каменный кремль (до XIY в. назывался детинец), который впоследствии неоднократно перестраивался. Другим крупным хозяйственным и культурным центром в то время был Псков. Город напоминал крепость, архитектура зданий – суровая и лаконичная, почти полностью лишенная декоративных украшений. Длина стен большого кремля составляла почти девять километров. Псковские строители создали особую систему перекрытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, что впоследствии дало возможность освободить храм от столбов. В Москве каменное строительство началось во второй четверти XIY в. К этому времени относится сооружение белокаменной крепости Московского Кремля. Московский Кремль – древнейшая, центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу Москвы. В 1366-1367 гг. были возведены стены и башни из белого камня. В 1365 г . был построен белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, у Юго-восточного крыла был возведен придельный храм Благовещения. В последующее время не территории Московского кремля были построены новые храмовые и гражданские строения. Была сооружена усыпальница московских великих князей – Архангельский собор. В Конце XY в. была построена Грановитая палата, которая являлась частью царского дворца, его бронным залом. Велось строительство и в других городах – Коломне, Серпухове, Звенигороде. Крупнейшей постройкой того времени был Успенский собор в Коломне – шестистолпный городской собор, поднятый на высоком подклете, с галереей. Древнейшие сохранившиеся памятники Московского зодчества – Успенский собор в Звенигороде (ок.1400), собор Саввина Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405) и Троицкий собор Троице-Сергиево монастыря (1422). Новым направлением в московской архитектуре стало стремление к преодолению «кубичности» и создание новой, устремленной вверх композиции здания за счет ступенчатого расположения сводов. История русской живописи XIY - XY вв. так же, как и зодчества стало естественным продолжением истории живописи домонгольского периода. Древнерусская икона – действительно создание гения, коллективного многоликого гения народной традиции. Примерно в XIY в. Иконы начинают объединять в общую композицию иконостаса, помещая их на перегородке, отделяющей алтарь. Иконостас это чисто русское изображение. Византия не знала его. «Житейская» поэзия иконы сливалась воедино с поэзией сказки. В иконе много от русского сказочного фольклора, особенно это ощутимо в ранних иконах новгородской школы с их ярко-красными фонами, простыми цельными силуэтами. Стенную живопись на Руси этого времени относят к «золотому веку». Широкое распространение наряду с иконописью получила фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В XIY в. фресковая живопись оформляется композиционно, пространственно, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения. Особенно проявились эти новшества в знаменитых новгородских фресках церкви Федора Стратилата (1360) и церкви Успения на Волотовом поле (1352). Особое место среди художников XIY - XY вв. занимает гениальный Феофан Грек (ок.1340 – после 1405) произведение Грека – фрески, иконы – отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. В Новгороде Феофан Грек расписал церковь Спаса Преображения на Ильные улице (1378), где воплотил в своих персонажах одухотворенность человека, его внутреннюю силу. В Москве Грек совместно с Симеоном Черным расписывает церковь Рождество Богородицы (1395-1396) с приделом Лазаря. Расписывает также Архангельский собор в кремле (1399), вместе со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым – Благовещенский собор в кремле (1405). Искусство Феофана Грека определило в эти годы развитие московской живописи. Другим известным мастером этого времени был великий русский художник Андрей Рублев (ок.1360/70 – ок.1430) – монах Андроникова монастыря, в котором он умер и похоронен. Его творчество знаменовало подъем русской культуры периода создания централизованного Русского государства и возвышение Москвы. При нем московская школа живописи достигает своего расцвета. Эти произведения отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов, идея согласия и гармонии, совершенство художественной формы. Андрей Рублев участвовал в создании росписи и икон в старом Благовещенском соборе в Московском Кремле ( 1405 г .), Успенском соборе во Владимире ( 1408 г .), Троицком соборе в Троицко-Сергиевой Лавре (1425- 1427 г .), Спасском соборе Андроникова монастыря (1420-е гг.). Наиболее известное его произведение – икона «Троица» (хранится в Государственной Третьяковской галерее) она была написана для иконостаса Троицкого собора в Сергиевском Посаде. Образ Бога в трех лицах представлен в изображении трех ангелов, все три фигуры составляют круговую композицию вокруг чаши. Душевная чистота, ясность, выразительность, золотистый колорит, единый ритм линий с большой силой воплощают идею гармонии. Среди сохранившихся произведений Андрея Рублева фрески на тему «Страшный суд» в Успенском соборе во Владимире ( 1408 г .). Во второй половине XIV в. в Новгороде, Пскове, а затем и в Москве стали распространяться учение так называемых еретиков, выступивших против церкви как очищающего все института. Еретики не удовлетворялись религиозными учениями и объяснениями окружающего мира. Они занимались математикой, астрономией, знали древние языки. К концу XV в. церковники сжигали еретиков живыми. Но это не остановило и не могло остановить развитие свободной мысли. В движении еретиков нельзя не видеть выступлений народа IX в., накануне и в течение долгого времени после крещения, против христианизации и огосударствления веры и религии. В XIV - XV вв. господствовали три течения философско-богословской мысли, выходившие за рамки церкви: традиционное православие, исихаизм (покой, безмолвие, отрешенность) и слабые ростки рационализма (ереси). В 70-е годы XIV в. в среде горожан и низшего духовенства возникла новгородско-псковская ересь стригольников (отряд пострижения в причетники), критиковавших церковь как по проблемам догматики (оспаривали божественное происхождение таинства священства, крещения) так и по организационным вопросам (отвергали церковную иерархию и монастырское землевладение, выступали за «дешевую церковь» и право проповеди мирянам. В конце XV в. ересь XIV в. слилась с новым движением «ересью жидовствующих». Отрицание монашества церковного землевладения еретиками вызывало симпатии государственной власти, видевший в церковных землях источник пополнения земельных фондов казны. Но несмотря на поддержку Ивана III , церковный собор 1490 г . осудил ересь. Идеи еретиков XY в. развили «нестяжатели». Учителя нестяжательства – идеолог русского психаизма Нил Сорокин (1433-1508 гг.) и Вассиан Патрикеев – высказывались за реформу монастырей, отказ монастырей от землевладения и строгий аскетизм, указывали на несоответствие церковной практики принципам христианства. Их идеи нашли поддержку у боярства, служилого дворянства и у великого князя, но со стороны многих церковников, позицию которых сформировал игумен Иосиф Волоцкий (1439-1515), встретили враждебное отношение. Осифляне добились союза с великокняжеской властью. Иосиф развил теорию теократического абсолютизма, что укрепило авторитет светской власти и усилило позиции церкви. Нестяжатели были осуждены как еретики. На развитие культуры XYI в. это отразилось ужесточением канонических требований. С тем, чтобы закончить эпоху в истории Руси, связанную с Монголо-татарским нашествием, что власть в 14652 г . пришла к Ивану III , вошедшему в историю как собирателя земли Русской (1462-1505 гг.). В 1478 г . Иван III полностью отказался выплачивать дань Золотой Орде. Это привело к противостоянию войск хана Ахмата и войск Ивана III на реке Угре в октябре-ноябре 1480 г . и закончилось уходом татар без боя, что ознаменовало собой признание ими полной независимости Руси.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XY – XYI вв. УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДРСТВА РОССИЙСКОГО ( XYI в.)
Для историко-культурного развития русских земель конец XY - XYI вв. был переломным. Продолжалось образование единого русского государства. Иван III недаром получил название собирателя земели Русской, он сумел утвердить позиции московского самодержавия. Свой статус самодержавца Иван III подкрепил и повышением статуса русской церкви. Во многом этому способствовал брак с племянницей последнего византийского императора Зоей (Софьей) Палеолог. В русской культуре усиливаются светские и демократические элементы. В литературе появляются произведения, поддерживающие новую Государственную политику. Теория происхождения Русского государства нашла свое выражение в «Сказаниях о князьях Владимирских». В нем утверждалось, что русские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа и, следовательно, имеют право на все русские земли. Эту идею поддержала церковь, которая к тому же связала ее идеей о Москве как о «третьем Риме». Тезис «Москва – третий Рим» был призван служить обоснованием мирового значения Русского государства, а также исключительного значения церкви. Хозяйственные и политические достижения России стали оказывать заметное влияние на повышение грамотности и просвещения. В школах изучали часо слов (псалмы, молитвы, песнопения) и псалтырь (сборник псалмов, молитвенных песнопений, входящих в Ветхий Завет), а в некоторых начальную грамматику и арифметику. Большую роль в истории культуры России сыграло появление книгопечатания. Началось оно в 1553 г ., до настоящего времени известно семь первых печатных памятников. Руководителем Государственной типографии стал дьякон Кремлевской церкви Иван Федоров. В 1564 г . была выпущена первая печатная книга «Апостол», «Часослов». В 1574 г . Федоров напечатал русскую грамматику и первый печатный славяно-русский букварь. Затем ученики Ивана Федорова и Петра Мстиславца – Никифор Тарасьев, Тимофей Невежа и его сын Андроник Тимофеев Невежа продолжили в Москве книгопечатание. Всего до конца XYI в. было издано около 20 книг церковью религиозного содержания. Среди памятников того времени – огромный 10-томный свод церковной литературы «Четьи-Минеи» ( чтения Ежемесячные0 Это написанное митрополитом Макарием жизнеописания русских святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования каждого святого. Создаются обобщающие летописные произведения, например, Лицевой Летописный свод – своеобразная всемирная история от сотворения мира до середины XYI в. Памятником русской исторической литературы является «Степенная книга», составленная в 1590-1563 гг. духовником царя Ивана IY (Грозного) Андреем. В ней излагается русская история от Владимира I (Святославича) до Ивана IY . А также законодательные памятники – «Судебник» и «Сто глав». Свод житейских правил и наставлений, возникших в среде новгородского боярства и купечества, содержит «Домострой» попа Сильвестра (духовника Иоанна IV ). Он защищал патриархальный уклад в семье. Архитектура конца XY - XYI вв. отразила возрастание международной роли русского государства.Самые фундаментальные изменения в искусстве, архитектуре, равно как и в других областях культуры связано с Москвой – молодой столицей, крепнущей державы. Еще при великом князе Василий III в первой трети XYI века Псковский монах Филофей создал теорию третьего Рима, утверждающую право московских государей руководить всем православным миром. Он утверждал, что первая мировая держава – Рим пала из-за ересей, вторая держава Византия – второй Рим пала из-за унии с католической церковью, т.е. нарушения чистоты православия. Носителем незапятнанности православия стала Москва – третий Рим. Два Рима пали, отмечал Филофей, третий стоит, четвертому не бывать. Идея третьего Рима, возвеличивание Москвы как столицы государства и всего православного мира, руководила церковными и светскими властями в храмовом и светском строительстве в Москве. В конце XY и в течение всего XYI веков ведется огромное строительство храмов, палат боярской и дворянской знати, перестраивается Кремль. В это время стали использовать кирпич и терракоту (неглазированные керамические изделия). Кирпичная кладка вытесняла традиционную белокаменную. В 1485-1495 гг. белокаменные стены Московского Кремля были заменены кирпичными. В 1475-1479 гг. был сооружен новый Успенский собор. Его возводил итальянский зодчий Аристотель Фиораванти. Храм поражает красотой пропорций, лаконизмом художественных средств. Русские летописи писали об Успенском соборе, что он «чуден величеством и высотою и светлостью и звонностью и пространством». В 1484-1489 гг. псковскими мастерами был построен Благовещенский собор - домовая церковь Великих князей. В 1505-1508 гг. были возведены Архангельский собор итальянским архитектором Алевизом Новым и храм – колокольня Ивана Великого, архитектором Бон Фрезин. Архангельский собор возводили как усыпальницу московских государей, начиная с Ивана Калиты, здесь хоронили всех Великих московских князей, а затем – царей до Петра I . В его внешнем виде ярко выразился светский стиль архитектуры. Основная конструкция – традиционная: крестово-купольный пятиглавый храм с шестью столпами. Однако в наружном оформлении были использованы богатые архитектурные украшения (декор) итальянского Ренессанса и храм прекрасно вписывается общий облик Кремля. В XYI веке наблюдается широкое отступление от крестово-купольной основы храма. Яркий пример этому – церковь Покрова на Рву или более известная как собор Василия Блаженного на Красной площади. Собор был построен в 1555 –1560 гг. русскими зодчими Бармой и Постником в честь взятия Казани Иваном Грохным. Центральный храм увенчан большим шатром вокруг которого расположились купола восьми приделов. Все они имеют форму «восьмерика», идущего от традиций русского деревянного зодчества. Весь храм изящен и красив. Наивысшим достижением русской архитектуры стало строительство храма шатрового типа, в котором наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русских традиций, основанных на деревянном зодчестве. Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (1532) стала первым на Руси новым типом строения и по форме, и по высоте. По типу шатрового был построен и собор Спаса-Андроникова Монастыря, динамично устремленный вверх. В Московском Кремле возводились и светские постройки, в том числе и Княжеский дворец, состоящий из отдельных построек, связанных между собой переходами, крыльцами, сенями. От этого дворца сохранилась Грановитая палата (1485-1491 гг.), построенная итальянскими архитекторами Антонио Солари и Марко Руффо. Грановитая палата, называется так потому, что снаружи выложена большими гранеными камнями, предназначалась для торжественных дворцовых церемоний и приемов иноземных послов, служила в качестве тронного зала. Это просторное квадратное помещение с мощным столбом посередине, на который опираются четыре крестовых свода. Архитектурным центром Московского Кремля стала столпообразная церковь – колокольня Ивана Лествичника («Иван Великий», 1505-1508 гг., надстроена в 1600). Позже были построены Теремный дворец (1635-1636 гг.) Патриарший дворец (1653-1655 гг.) и ряд небольших храмов: в 1776-1787 гг. – здание Сената, в 1839-1849 гг. – Большой Кремлевский дворец, в 1844-1851 гг. Оружейная палата. В XYII в башни Московского Кремля получили существующие ныне ярусные и шатровые завершения. Среди башен наиболее значительная – Спасская, на ней – Кремлевские куранты (часы с боем). На территории Кремля хранятся памятники русского литейного искусства и Царь – пушка» ( XYI в.) и «Царь – колокол» ( XYIII в.). В законченном живописном ансамбле Московского Кремля воплотились идеи величие и силы единого русского государства. В XYI в. огромный размах получило и строительство крепостей, так называемое «крепостное строительство». Были построены Кремли в нижнем Новгороде (1508-1511 гг.), Туле ( 1514 г ), Коломне (1525-1531 гг.), Зарайске ( 1534 г .), Серпухове ( 1566 г .) и др. русских городах. В Москве в 1535-1538 гг. была возведена вторая линия укреплений, которая опоясала торгово0ремесленную часть столицы – Китай-город. В 1585-1593 гг. была воздвигнута третья линия каменных укреплений Москвы – Белый город. Работами этими руководил известный мастер Федор Конь. В 1595-1596 гг. он построил Смоленский Кремль, в архитектуре, которого сочеталось техническое совершенство и изящество оформления. Мощные стены и башни были выстроены и во многих монастырях, ставших укреплениями. В окрестностях Москвы такими были монастыри: Новодевичий, Троице-Сергиев, Иосифо-Волоколамский, Пафнутьево-Боровской, на Севере – Кирилла Белозерский, Соловецкий и др. Со времени появления еще в Киевской Руси первых христианских храмов и во все последующие времена храмового строительства не прекращалось сооружение деревянных церковных строений. Из-за пожаров, войн, всевозможных разрушений из ранних деревянных церковных строений ничего не сохранилось. Лишь по отдельным сохранившимся зданиям XYI - XYII вв. можно судить о том, что представляло собой деревянное зодчество средневековой Руси. И, прежде всего, они наглядно свидетельствуют о том, каких высот мастерства достигли русские зодчие и что памятники русской деревенской архитектуры являются подлинными шедеврами мирового деревянного зодчества. По особенностям архитектуры деревянные церкви можно подразделить на несколько типов. Наиболее распространенными и архитектурно упрощенными были клетские храмы, как правило, сооружаемые в церковных приходах сел и мелких городов. В основе их квадратный или прямоугольный сруб – клеть, покрытый двускатной крышей, на которую поставлена маковка с крестом. Из сохранившихся из них можно назвать церковью из села Спас-Вежи и Никольскую церковь из села Тухоля в Новгородской области, построенные в 30-е и 70-е годы XYII века. Деревянные храмы с шатровым завершением. Они были величественными и получили широкое распространение в центральной и северной Руси. Примерами таких сооружений можно назвать церковь села Панилова близ Архангельска ( 1600 г .), Георгиевскую церковь Поцкого погоста ( 1700 г .) и Троицкую церковь и погоста Ненокса ( 1727 г .) в Архангельской области, церковь Богородицы села Гимрека ( 1695 г .) Церкви, имеющие луковичное завершение, поставленное на высокие стены. Такие церкви производят впечатление многоэтажного сооружения за счет того, что строились из поставленных друг на друга четверика и восьмерика, или даже нескольких срубов. Маковки церкви могли быть достаточно крупными, так как ставились на верхнюю клеть и имели мощную опору. Это церковь Ильи Пророка ( 1690 г .) в Белозерске и церковь Иоанна Богослова на Ишне (1687-1689 гг.) в Ростове Великом. Церкви с многоглавием. Как правило, это высокие здания, составленные из нескольких срубов (клетей), поставленных друг на друга. Немногие сохранившиеся такого рода сооружения являются подлинными шедеврами мирового деревянного зодчества. Всемирно известными являются церковные здания в Кижах (церковь Преображения) и других районах Прионежья (церковь Вознесения села Кушерка). К этому же типу относятся построенные позже церковь Богоявления в селе Ледины в Каргополье и церковь Покрова в Кижах. Выдающимся памятником деревянного зодчества был не сохранившийся до нашего времени дворец в селе Коломенском. По красоте и архитектуре поэтому его называли «восьмым чудом света». Дворец состоял из живописно скомпонованных высоких срубов, связанных крытыми переходами и сенями, был богато украшен резьбой и внутренней росписью (См.: История русского искусства. Т.1 Илл.82). В живописи XY - XYI вв. наблюдаются те же черты, что и в архитектуре; прославление церкви, русского централизованного государства; постепенное проникновение светских мотивов. Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XY века считается Дионисий. В 1482 г . им была написана икона «Одигитрия», ставшая на долгие времена образцом, каноном для всех русских иконописцев. Летопись сообщает, что икона была написана на обгоревшей во время пожара доске византийской иконы «Богоматери». Его «Одигитрия» сочетает в себе торжественность, монументальность, тепло человеческих отношений матери и ребенка (См.: Смирнова Э.С. Московская икона. Илл.134). Изображение Одигитрии в русской иконописи связано с тем, что Московское государство делает именно ее своей заступницей. Этим еще раз подчеркивалось, что Москва – наследница Византии и Рима, т.к. Одигитрия прежде считалась защитницей ромейской (Византийской) империи. В 70-е гг. XY в. Дионисий создал росписи и иконы в соборе Пафнутьево-Боровского монастыря под Москвой. Совместно с группой мастеров он расписывал Успенский собор в Московском Кремле. Эти росписи сохранились фрагментарно. Их сюжет – образы мучеников, погибших за веру, отражают идею защиты Отечества. В 1502-1503 гг. Дионисий с двумя сыновьями и артелью художников исполнил роспись собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (ныне Вологодская область). В его творчестве воспроизводился идеальный высший мир, видимый «духовными очами». Его работы – иконы, фрески отмечены утонченностью рисунка, изысканностью колорита, пышной декоративностью, нарядностью, светлой радостью. При великом князе Василий III и затем Иване IY (Грозном) в русской иконе усиливается регламентация, абсолютизируется авторитет догмы. Тема внутреннего мира человека заглушается. Эта зарегламентированность отразилась в деисусном чине Корнильева Комельского монастыря и в иконе «Богоматерь Одигитрия» из Димитрова. Обе иконы имеют хороший рисунок, но в них нет той поэтичности, духовности, которая звучала у мастеров живописи XY века. (См.: Смирнова Э.С. Московская икона. Илл.165-170). При Иване IY (Грозном) после постановления Стоглавого собора ( 1551 г .) регламентация в иконописи становится еще более жесткой. В ней формируется идеология верноподанничества по отношению не только к богу, но и к государю как наместнику бога на земле. Так в иконе «Церковь воинствующая» (другое название «Благословенно воинство небесного царя) дается аллегорическое прославление победы Ивана Грозного над Казанским ханством. Ряды воинов с копьями и хоругвями направляются от побежденного Казанского ханства, изображенного справа, к небесному Иерусалиму. Навстречу им летят ангелы с победными венцами в протянутых руках. Младенец Иисус, сидящий на коленях Богоматери, вручает ангелам венцы. Войско возглавляет покровитель воинов – архангел Михаил. За ним следует юный всадник со знаменем в руках. В нем современники видели Ивана IY , покорившего Казань. В средней группе, в окружении исхотинцев на коне едет византийский император Константин. За ним – русские князья, святые мученики Борис и Глеб. Самим подбором персонажей подчеркивается идея величия Москвы (и ее царя) как «Третьего Рима», хранящего «чистоту веры» (См.: Смирнова Э.С. Московкая икона. Илл.175-179). В конце XYI века в живописи намечается стремление возродить традиции Дионисия. Эта своеобразная «неоклассика» получила название «годуновской школы». Она проявилась в ряде произведений, связанных с именем Бориса Годунова, в том числе в росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря (вотчина Годуновых), в росписи кремлевских Грановитой и Патриаршей палат. В то же время возникает новое художественное направление – так называемая «строгановская школа», Она получила название по имени купцов- солепромышленников Строгановых, активно привлекавших живописцев к выполнению различных работ в своих имениях. Наиболее яркими представителями этой школы были Прокопий Чирин и Никифор Савин. О стиле этих художников можно судить по иконе Прокопия Чирина «Никита – воин», которую отличают тонкость миниатюрного письма и условность основного изображения. Никита – воин, в отличии от других известных изображений, например Дмитрия Солунского, полностью лишен энергии, силы, властности. Его фигура хрупка, слаба. Его слабость подчеркивается прижатостью к краю иконы, подогнутостью коленей , темным фоном самой иконы. Рисунок тонок, прекрасно проработан. Икона свидетельствует, что рамки старых традиций иконописи в конце XYI века для художников стали тесными. Шел активный поиск нового. (См.: История русского искусства. Т.1 Илл.74: Смирнова Э.С. Московская икона. Илл 190). Постепенно расширяется круг тем живописи, возрастает интерес к нецерковным сюжетам, особенно историческим. Развился жанр исторического портрета, хотя изображение реальных лиц носит все еще условный характер. Интересна в этом плане роспись галереи Благовещенского собора (1563-1564 гг.) В живописи с середины и второй половине XYI в. образ человека – святого теряет черты возвышенного величия, становится более конкретным, земным и обыденным. В XYI в. Россия перешла от феодальной раздробленности к централизованной феодальной монархии. В XIY - XII вв. сложилась культура великорусской народности, закрепившая соответствующий этнический процесс. Именно с XYI в. начинается история культуры России, русского народа в собственном смысле слова (так же, как и культура белорусского и украинского народов).
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XYII в. В истории России в XYII в. завершается период Средневековья. Передовые страны Европы вступали уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной. Окончательно оформилось крепостное право ( 1649 г .), что привело к резкому обострению классовой борьбы крестьянским волнением. Недаром XYII в. назывался «бунташным». Начало нового периода в русской истории было и новым этапом в истории русской культуры. Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Рост связей между отдельными областями России через торговлю, отходной промысел, переселение, участие в войнах и т.п. способствуют взаимопроникновению различных диалектов, складывается единый русский язык. В основе русского национального языка – диалект Москвы и примыкавших к ней с юга земель. Создание единого русского языка еще более способствовало росту самосознания людей как единой русской нации. Происходит так называемое «обмирщение» культуры, т.е. отход культуры от церковных традиций и придание ей светского, гражданского характера ( секуляризация – процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под влияния религии и церкви). Этот процесс сказался на развитии образования и книгопечатания. В 1634 г . был издан первый Букварь Василия Бурцева. Этот Букварь потом переиздавался неоднократно и продавался по доступным ценам. В 1648 г . вышла Грамматика М. Смотрицкого, а в 1687 г . – «Считание удобное» - таблица умножения. Широкое распространение получили и рукописные азбуковники, прописи и пособие по арифметике. Распространение грамотности способствовало росту спроса на книги. В XYII в. Печатный двор в Москве напечатал 483 книги, в том числе светские. Продолжали выходить рукописные книги. Издавались и переводные книги, которые с 70-х гг. XYII в. переводились в Посольском приказе. Школьное образование в XYII веке было начальным. Обучение грамоте велось «мастерами» из лиц духовного звания, начиная с 6 лет. После усвоения букваря переходили к заучиванию часослова и псалтыря. Дети знати обучались зачастую иностранцами. Стали устраиваться школы в основном при монастырях. В 1680 г . в Москве при Печатном дворе на Никольской улице было открыто училище с двумя классами: в одном изучали славянские языки, в другом – греческий. Крупнейшим событием в развитии образования стало основание в 1687 г . в Москве Славяно-греко-латинской академии. В нее перевели старших учеников из училища при печатном дворе, которое стало подготовительным отделением Академии. Окончившие Академию получали служебные чины. В литературе XYII в. также происходило «Отмирщение» появляется реалистическая бытовая и историческая повесть, где постепенно утрачивают церковные элементы. Героями становятся не святые, а обычные люди, описываются реальные события. Многие произведения повествовали о «служебном времени»: «Сказания» Авраама Палицина, «Новая повесть о преславном Российском государстве» и др. В них рассуждалось о причинах «великой разрухи» и в то же время показывалось величие русского народа, его патриотизм. К XYII в. относятся первые записи фольклора, произведений народного творчества. Это оказало влияние на письменную литературу, происходит взаимное сближение литературного и народного языков. Основными литературными жанрами остаются, как и прежде, - летописи, сказания, жития, но они наполняются новым содержанием. Появились исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др. Жанр «жития» приобретает характер автобиографии. Наиболее талантливым из них является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», которое можно назвать первым в русской литературе мемуарным произведением. Протопоп Аввакум (1620-1682) – один из крупнейших деятелей периода раскола русской церкви, был и выдающимся писателем, - написал более 80 произведений. Большинство его произведений написано в последние 15 лет жизни, когда он сидел в остроге в ожидании смерти (сожжен в 1682 г ). Появляются и новые литературные жанры особенно во второй половине XYII в. – сатирические произведения, стихотворный жанр. Эта литература формировала новое сознание русских людей, свободное от всеподавляющей власти религии и церкви в нравственной, эстетический культуре народа. Высмеивались также произвол чиновников, взяточничество судей, невежество помещиков. Наиболее популярными и интересными произведениями этого жанра являются «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Сказания о куре и лисице», «Повесть о бражнике», «Одиаконове поминке и кутии» (См.: Памятники литературы Древней Руси XYII в. Книга вторая. М.: 1989). Получила распространение и переводная литература, которая проникала в Россию в основном через Польшу, а также Чехию. Переводные произведения издавались в сборниках «Великое зерцало» и «Римские деяния», куда входили поучительные повести, рассказы. Попадали в Россию и рыцарские романы, героями которых были короли, графы – высшая знать. Переводилась также бытовая и плутовская новелла, юмористические рассказы и анекдоты. Зачастую под влиянием русского фольклора они претерпевали изменения, и сами становились достоянием устного народного творчества. Примером может служить «Повесть о Бове королевиче», истоком которой послужил французский рыцарский роман. В зодчестве XYII в., особенно во второй половине века, отражается также переходный характер эпохи. Русские храмы XYII в. отличаются богатым внешним обликом и внутренним убранством. Постепенно усиливаются светские мотивы, снижаются различия между храмовым и гражданским строительством. Выдающимся памятником зодчества этого времени является московская церковь Рождества в Путинках (строительство окончено в 1652 г .). Сооружение церкви обошлось в 500 руб., по тем временам – огромная сумма. В композиции церкви сказалось то новое, что вошло в это время в каменную архитектуру Руси. Между основным храмом и приделом была выстроена колокольня – самая высокая часть среди отдельных построек, составляющих храм, и как бы объединяющая их. Церковь в Путинках – последний из шатровых храмов в Москве. В 1652 г . на патриарший престол вступил Никон (1656-1694 гг.), который запретил строительство шатровых храмов, поставив за образец традиционное пятиглавие. Однако шатровые храмы продолжали строиться вдали от столицы – Ярославле, Костроме и др. городах. В традиционном стиле построен комплекс Новоиерусалимского монастыря – загородной резиденции патриарха Никона. Архитектура второй половины XYII в. отличается большей декоративностью, используются различные украшения, яркая раскраска, фигурный кирпич, цветные изразцы как снаружи, так и внутри зданий. Эта пышная архитектура получила название московского барокко. Характерные черты этого стиля – четкость и симметричность композиции, много- ярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов, цветные изразцы и подчеркнутая устремленность здания вверх. Образцом московского барокко стала церковь Покрова в Филях (1690-1693 гг.), построенная братом царицы – Л.К. Нарышкиным, а также трапезная Троице-Сергиевого монастыря, многоярусная колокольня Новодевичьего монастыря. Черты это стиля проявились в здании Печатного двора (1679) и в Сухаревой башне (1692-1701 гг.). Примером светского строительства было сооружение теремного дворца в Московском Кремле ( 1637 г .) во главе с Баженом Огурцовым. Своими храмовыми постройками по заказу богатых купцов славился Ярославль. Большинство ярославских церквей по размерам и убранству превосходило Московские: церковь Ильи Пророка (1647-1656 гг.), церковь Иоана Златоуста (1649-1654 гг.) Вершина Ярославского зодчества – церковь Иоана Предтечи в Толчкове (1671-1687 гг.). Ее характеризует монументальность, гармоничное сочетание золотых 15 глав с красным кирпичом стен, украшенных голубыми изразцами. Развивается гражданское строительство: богатые дворяне и купцы строят для себя каменные жилые дома. В них наблюдается богато декоративное оформление фасадов. Такие дома строятся как в Москве, так и в Ярославле, Калуге, Нижнем Новгороде и др. городах. В Москве памятники архитектуры того времени – палаты думного дьяка Кириллова на Берсеневской набережной и дом дьяка Ивана Волкова в Харитоньевском переулке. В живописи XYII века заметное место начинает занимать портрет (парсуна), бытовой жанр. Новое направление возглавил Симон Федорович Ушаков (1626 – 1686 гг.) – русский живописец и гравер. В 80-90-е гг. XYII в. русские художники создают значительные парсуны. Портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного царевича Петра, лучшие парсуны написаны в конце века (портреты стольника В.Ф. Люткина, дяди и матери Петра I – Л.К. и Н.К. Нарышкиных). В них уже наметились черты русского портрета грядущего столетия – внимание к внутреннему миру портретируемого, поэтизация образца, тонкий колорит. Произведения Симона Ушакова – парсуны, миниатюры сочетают в себе традиционные приемы живописи и новаторские искания. Самое известное художественное произведение Симона Ушакова -- «Спас Нерукотворный», в котором художник с помощью светотени передает объемность, изображает не абстрактного святого, а реального человека. В 1617 он создал икону «Троица», в которой, в отличие от одноименной иконы А. Рублева, передает не духовную красоту, а красоту земную, изобразив ангелов цветущими, полными здоровья. До XYII в. на Руси не было театра. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы «Артаксерксово действо» (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 г . Кроме придворного, в России в XYII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам. В пьесах использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Писались они в стихах на основе монологов. Кроме реальных лиц, вводились и аллегорические персонажи. Фреска XYII в., переживает последний взлет, лишь условно может быть отнесена к монументальной живописи. В ней почти отсутствует соотнесение живописных поверхностей с архитектурными, житейные композиции приобрели характер жанровых картин, изобилующих фольклорными элементами (фрески ярославских церквей Ильи Пророка, 1681, работы Г. Никитина и С. Савина с артелью, Иоанна Предтечи в Толчкове, работы Д. Пнеханова с артелью). Большое распространение и высокое художественное развитие получила резьба по дереву, проникавшая всюду – от царских теремов до крестьянских и посадских изб и домашней утвари. Резные наличники, карнизы, крыльца, своеобразие приемов резьбы в разных местностях – одна из характерных черт художественной культуры XYII века. Искусные косторезы были в холмогорах, и среди них мастера оп изготовлению шахмат. «Русские превосходно играют в шахматы, - писал французский автор хроники, - наши игроки перед ними школьники». С конца XYII века в русской культуре начинается процесс, который принято называть ускоренным развитие, процесс быстрого усвоения достижений европейской культуры и переработки ее применительно к русским условиям. Именно на рубеже XYII - XYIII вв. происходит полная переориентировка господствующей системы взглядов, полный переворот в культуре, который по своей значимости близок к ренессансному в истории других национальных культур, а главное – он подготовил основы для реформ Петра I . Вопросы для самопроверки Какое отражение в письменных памятниках и искусства получила борьба русского народа против монголо-татарского Ига? Какие отличительные черты присущи русскому зодчеству и живописи периода XIY - XY вв.? Назовите виднейших представителей искусства этой эпохи. Как проявился процесс образования единого русского государства в развитии культурной жизни страны в XY - XYI вв. (грамотности, просвещении, книгопечатании)? Какие новшества проявились в искусстве? В чем проявились новые черты в российской культуре XYII в., как отразились в искусстве, литературе, образовании процессы разрушения религиозного мировоззрения и обмирщения культуры? РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV - XVII
ЛИТЕРАТУРА Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. – М.: Наука, 1982. Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга – М.: Наука и религия, 1982. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. Т.1 – М.: Наука и религия, 1992. Древнерусская литература. Книга для чтения. – М.: Школа – Пресс, 1993. Культурология. История мировой культуры – М.: ЮНИТИ, 1995. Т.С. Георгиева История русской культуры – М.: Юрайт, 1998. Культурология. Учебное пособие для студентов, колледжей и лицеев. – Р.: «Знание», 1994. Культурология. Учебное пособие. М.: Центр, 1996. Хрестоматия по истории России. В 4-х т. Т1 – М.: МИРОС, 1984. Всемирная история. В 13 т. М., 1955-1983. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. – Тверь, 1983. Зенина М.Р., Кошман А.В., Шульгин В.С. История русской культуры для студентов вузов – М.: Высшая школа, 1990. Т.С. Георгиева. История русской культуры /учебное пособие/ История и современность. М.: Юрайт, 1998. Популярная художественная энциклопедия. В 2-х т. – М.: Советская энциклопедия, 1986. Очерки русской культуры XVI в. Ч. 1-2. – М.: МГУ, 1977. Очерки русской культуры XVII в. Ч.1-2 – М: МГУ, 1979. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел культурология |
|