Ваш комментарий о книге
Пятая заповедь для детских писателей – повышенная музыкальность
поэтической речи.
Замечательно, что киники всегда музыкальны. Их музыкальность
достигается раньше всего необыкновенной плавностью, текучестью звуков.
Дети в своих стихах никогда не допускают того скопления согласных,
которое так часто уродует наши «взрослые» стихи для детей. Ни в одном
стишке, сочиненном детьми, я никогда не встречал таких жестких, шершавых
звукосочетаний, какие встречаются в некоторых книжных стихах. Вот
характерная строка из одной поэмы для детей:
Пупс взбешен…
Попробуйте произнести это вслух! Псвзб – пять согласных подряд!
И взрослому не выговорить подобной строки, не то что пятилетнему ребенку.
Еще шершавее такая строка некоего ленинградского автора:
Вдруг взгрустнулось…
Это варварское вдругвзгр – непосильная работа для детской гортани.
И больно читать ту свирепую строку, которую сочинила одна
поэтесса в Москве:
Ах, почаще б с шоколадом…
Щебсш! Нужно ненавидеть ребят, чтобы предлагать им такие языколомные
«щебсши». Не мешало бы сочинителям подобных стихов поучиться у тех
малышей, которым они царапают горло своими корявыми щебсшами. Стоит
только сравнить два стиха: один, сочиненный ребенком, – «Половина утюга»,
и другой, сочиненный взрослым, – «Ах, почаще б с шоколадом», чтобы увидеть
колоссальное превосходство трехлетних. В «Половине утюга» на семь слогов
приходится всего шесть согласных, а в стишке о шоколаде на восемь слогов
целых двенадцать согласных.
Конечно, создавая столь благозвучные строки, ребенок заботился
не об их красоте, а только о том, чтобы ему было легче выкрикивать их,
но именно благодаря этому они так мелодичны и плавны.
Любопытна в этом отношении та переработка стихов, которую
незаметно для себя производит ребенок. Она вся направлена к тому, чтобы
придать «шершавому» стиху максимальную плавность. Мой знакомый двухлетний
мальчик очень любил почему-то стихотворение Пушкина «Черногорцы? что
такое?» – и декламировал это стихотворение так:
Тетеготи? то такое? –
то есть устранял все согласные, тормозящие плавное течение
стиха. Конечно, и тут сказалась не эстетика, а неразвитая гортань, но
ведь именно для этой гортани мы и должны писать свои стихи.
Вы только вслушайтесь в ту благозвучнейшую хореическую песню,
которую пела, танцуя, девочка Витя Раммо, еще не достигшая двухлетнего
возраста:
Коси мине, коси кой,
Леба куси, леба кой,
Коси баба, коси кой,
Куси паки, куси мой.
Йока куку, шибка кой,
Леба кусяй, шибка кой,
Кока кусяй, шибка кой.
Говорила она в то время отлично, свободно произнося любые
сочетания звуков, но, когда дело дошло до стихов, предпочла распределять
свои согласные так, чтобы они возможно реже встречались друг с дружкой.
За исключением слова «шибка», все остальные слова построены у нее таким
образом, что между двумя согласными непременно поставлены гласные.
Вообще в речи ребенка мы нередко замечаем борьбу с согласными,
преодоление согласных. Трехлетний Адик Павлов, вместо того чтобы сказать
«солнце красно», говорил соне касно (то есть выбрасывал л, ц, р). У Ади
Рыбникова слово «дрова» превратилось в дова, слово «смотри» в соти,
слово «другой» – в дугой. Нина Златковская говорила пазник, потивный,
касивый. Левик Гаврилов говорил пиезжай, а «гром» выговаривал гом168.
Замечательны меры, которые принимала двухлетняя Алена
Полежаева, для того чтобы этого скопления не было. Ее мать сообщает
о ней: когда рядом в слове встречаются две согласные, Аленушка ставит
между ними гласную:
– Птичка – патичка, кто – кито, где – гиде169.
Точно такой же прием «разукрупнения» согласных при помощи
добавочных гласных подметила у своей дочери Майки ленинградская жительница
Инна Борисова: «Я сикушила кашику», «я гуляю си бабушкой».
При помощи такого приема Майя (одного года десяти месяцев)
избегала неудобных для нее звукосочетаний: ск, шк, сб.
Сочиняя детские стихи, я старался, насколько у меня хватало
умения, считаться с этим отчетливо выраженным требованием малых ребят.
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге
|