Ваш комментарий о книгеВосьмилетний октябренок сказал:
– Аня, я десять раз смотрел «Чапаева», и все он утопает. Может
быть, пойти с папой?
Ему хочется думать, что гибель Чапаева – киноошибка и что
эту грустную киноошибку он может исправить, добившись, чтобы Чапаев
остался в живых. В понимании ребенка счастье – это норма бытия, и оттого
трагический конец фильма о любимом герое показался ему противоестественным.
Тем персонажам, которые милы ребенку, все на свете должно
удаваться, и никоим образом нельзя допускать, чтобы они умирали, так
как, повторяю, с ними он чаще всего отождествляет себя.
Замечательны в этом отношении поправки, которые в разное
время внесли два трехлетних мальчугуна в рассказанную им «Красную Шапочку».
Один из них, Андрейка, тотчас же нарисовал иллюстрацию к сказке
в виде какой-то бесформенной глыбы и объяснил окружающим:
– Это камень, за ним спряталась бабушка. Волк не нашел ее и не
съел.
Второй мальчуган, Никита (по-домашнему – Китя), обеспечил
себе такую же уверенность в полном благополучии мира, выбросив из сказки
все то, что казалось ему грустным и пугающим. Правда, сказка вышла чересчур
уж короткая, но зато вполне утешительная. Китя рассказал ее так:
– Жила-была девочка-шапочка и пошла и открыла дверь. Все.
Я больше не знаю!
– А волк?
– А волка не надо. Я его боюсь.
«Волка не надо!» Спрашивается: может ли такой оптимист, не
приемлющий ни малейших упоминаний о страхах и горестях жизни, ввести
в свое сознание трагическую мысль о смерти – чьей бы то ни было, но говоря
уже о собственной?
Если вы вздумаете рассказать ребенку всю правду о смерти,
он, из вечного детского стремления к счастью, немедленно примет все меры,
чтобы заменить эту правду соответственным мифом.
Вася Катанян, четырех лет, недоверчиво спросил свою мать:
– Мама, все люди умирают?
– Да.
– А мы?
– Мы тоже умрем.
– Это неправда. Скажи, что ты шутишь.
Он плакал так энергично и жалостно, что мать, испугавшись,
стала уверять его, что она пошутила.
Он успокоился сразу:
– Конечно, пошутила. Я же знал. Сначала мы будем старенькие,
а потом опять станем молоденькими.
Таким образом, он почти насильно вернул себе необходимый
ему оптимизм.
А.Шаров в своей интересной статье «Языки окружающего мира»
приводит следующий рассказ педагога о трехлетнем Коле:
– Когда мы первый раз выезжали на дачу и воспитательница
повела малышовую группу на прогулку, Коля шел позади. Потом вдруг остановился
и склонился к траве. Воспитательница подошла и поторопила: «Идем,
идем!» Он показал на мертвую синичку и спросил.
– Почему она не летит?
– Птица дохлая, – сказала воспитательница и прикрикнула:
– Да иди же ты!
Всю прогулку мальчик был молчалив, задумчив. Утром проснулся
раньше всех. Босиком побежал к опушке леса. Синички там не оказалось.
Он бегом вернулся и, дождавшись воспитательницы, задыхающимся, немыслимо
счастливым голосом воскликнул:
– Тетя Маша! Все-таки она улетела!..
Мальчик так и не принял смерти. Так и утвердил вечность жизни66.
Вспоминается Егорушка из чеховской «Степи»:
«Вообразил он мертвыми мамашу, о.Христофора, графиню Драницкую,
Соломона. Но, как он ни старался вообразить себя самого в темной могиле,
вдали от дома, брошенным, беспомощным и мертвым, это не удавалось ему:
лично для себя он не допускал возможности умереть и чувствовал, что никогда
не умрет…» (гл. VI).
Оптимизм нужен ребенку, как воздух. Казалось бы, мысли о смерти
должны нанести этому оптимизму сильнейший удар. Но, как мы только что
видели, ребенок чудесно забронирован от подобных скорбей. В его душевном
арсенале есть достаточно средств для защиты необходимого ему оптимизма.
Едва только, на исходе четвертого года, ребенок убеждается в неотвратимости
смерти для всего существующего, он торопится тотчас же уверить себя,
что сам он вовеки пребудет бессмертен.
В автобусе круглоглазый мальчишка лет четырех с половиною
глядит на похоронную процессию и говорит с удовольствием:
– Все умрут, а я останусь.
Великолепно выражена эта детская жажда бессмертия в той
же повести Веры Пановой «Сережа»:
«– Мы, что ли, все умрем? – спросил у взрослых шестилетний малыш.
Они смутились так, будто он спросил что-то неприличное. А он
смотрел и ждал ответа.
Коростелев ответил:
– Нет. Мы не умрем. Тетя Тося как себе хочет, а мы не умрем,
и, в частности, ты, я тебе гарантирую.
– Никогда не умру? – спросил Сережа.
– Никогда! – твердо и торжественно пообещал Коростелев.
И Сереже сразу стало легко и прекрасна. От счастья он покраснел
– покраснел пунцово – и стал смеяться. Он вдруг ощутил нестерпимую жажду:
ведь ему еще когда хотелось пить, а он забыл. И он выпил много воды, пил
и стонал, наслаждаясь. Ни малейшего сомнения не было у него в том, что
Коростелев сказал правду: как бы он жил, зная, что умрет? И мог ли не поверить
тому, кто сказал: ты не умрешь!»
– Мама, – говорит четырехлетняя Анка, – все люди умрут. Так
должен же будет кто-нибудь вазочку (урну) последнего человека на место
поставить. Пусть это буду я, ладно?
Замечательны те многообразные и хитроумные способы, при
помощи которых ребенок отгоняет от себя мысль о смерти.
Самообслуживание оптимизмом – могучий закон детской жизни.
Таточка Харитон услыхала от няни песню:
И никто не узнает,
Где могилка моя.
И стала петь ее так:
И никто не узнает,
Где могилка твоя.
Няня говорит:
– Ты неверно поешь. Нужно петь: «Где могилка моя».
– Я так и пою: «Где могилка твоя»67.
Бабушка умерла. Ее сейчас закопают. Но трехлетняя Нина не
слишком-то предается печали:
– Ничего! Она из этой ямки переляжет в другую, полежит-полежит
и выздоровеет!
Мертвые для маленьких бессмертны.
Л.М.Николаенко повела трехлетнюю Марину на кладбище и посадила
на могиле ее бабушки клен. Вернувшись, девочка сказала с удовольствием:
– Наконец-то я увидела бабушку Лиду!
– Что ты, Мароша! Ты видела только ее могилку.
– Нет, я видела, как она сама выглядывала в ту ямку, в которую
вы сажали деревце.
Девочка пяти лет пришла с мамой на кладбище и вдруг увидела
пьяного, который шел, шатаясь, за кустами.
– А этот дядя уже выкопался из могилки?
У Вересаева записан такой разговор:
«– Знаешь, мама, я думаю, люди всегда одни и те же: живут, живут,
потом умрут. Их закопают в землю. А потом они опять родятся.
– Какие ты, Глебочка, говоришь глупости. Подумай, как это
может быть? Закопают человека большого, а родится маленький.
– Ну что ж! Все равно как горох! Вот такой большой. Даже выше
меня. А потом посадят в землю – начинает расти и опять станет большой».
Прошло много лет, и мне сообщили о такой же гипотезе, снова
выдвинутой трехлетним ребенком.
– Хоронят старых людей, – это их в землю сеют, а из них маленькие
вырастают, как цветы.
Младшим дошкольникам смерть представляется сплошным удовольствием.
Волик спрашивал о каком-то покойнике:
– А на чем он ехал хорониться?
– Ты ведь видел, как хоронят.
– Это когда в ящике катают на лошадке? Да?
Жалеть умирающих – не детское дело.
– Я умру, – говорит мать. – Меня сожгут.
– А как же твои туфли? – ужасается дочь (двух с половиною лет).
Фелик вбегает в комнату:
– Мама, я хочу быть курсантом: их хоронят с музыкой, – и шапка
на гробу!
Похороны без музыки вообще никуда не годятся.
– Почему умер не играет? Я хочу, чтобы умер играл!
Зато, когда «умер играет», можно встать у окна и хвастать:
– Скоро и моего папу так повезут!
– Наташа, кого хоронят?
– Не поймешь: их много, и все шевелятся.
Скончался дядя Шура. Сегодня хоронят.
– А пойдет за ним музыка?
– Нет, он не военный.
– А ты военный?
– Нет.
– А дядя Гога военный?
– Нет. А что?
– Музыку охота послушать.
– Из нашего дома вынесли лодку, а потом еще лодку, в ней умертый
дядя, положили его на грузовик, закрыли другой лодкой и увезли.
– Моя бабушка никогда не умрет. Дедушка умер – и хватит.
В соседнем дворе умерла старуха.
– Нет, старик! Я сам видел, что старик! Впереди несут гроб, а
старика ведут под руки, а он плачет, не хочет хорониться.
Хоронят женщину. Над нею плачет осиротелая дочь. Сироту уговаривают,
чтобы она перестала, но она продолжает рыдать.
– Какая непослушная! – возмущается Юрик и, желая, чтобы его
похвалили, спешит заявить своей матери:
– Вот когда ты умрешь, я ни за что плакать не буду.
– Мама! Поехал покойник, а за ним идет большая очередь.
Мать моей правнучки Машеньки пишет:
«Вот примерная эволюция ее представлений о смерти. Сперва
девочка, потом – тетя, потом – бабушка, а потом – снова девочка (в два
с половиною года). Тут пришлось объяснить, что очень старенькие бабушки
и дедушки умирают, их закапывают в землю.
После чего она спросила у бабеньки:
– А почему вас еще в земельку не закопали?
Одновременно с этим возникла боязнь смерти (в три с половиною
года):
– Я не умру! Не хочу лежать в гробике!
– Мама, ты не будешь умирать, мне без тебя скучно будет! (И слезы.)
Однако к четырем годам примирилась и с этим».
Когда дети становятся старше, эгоистическая забота о личном
бессмертии и о бессмертии ближайших родных начинает сменяться у них
бескорыстной мечтой о бессмертии всего человечества. Украинский ученый
Н.Н.Гришко сообщил мне о таком разговоре:
– Мама, я тоже умру? – спросила девятилетняя Галка.
– Непременно.
– А скоро?
– Лет через сто.
Галка заплакала.
– Не хочу, мамочка, умирать, хочу жить тысячу лет.
Пауза.
– Я, знаешь, мама, буду учиться на «отлично», потом буду докторшей
и выдумаю такое лекарство, чтобы люди никогда не умирали.
– Это тебе не удастся.
– Ну тогда, чтобы люди жили не меньше ста лет. Я буду обязательно
такое лекарство выдумывать.
Этот разговор замечателен тем, что в нем детский эгоцентризм
сменяется (буквально у нас на глазах) горячей заботой обо всем человечестве.
Ляля Цвейберг пяти лет говорит:
– Вот ведь большие дяди и тети, а чем занимаются – хоронением!
Я, конечно, не боюсь, нет, но ведь жалко – хороняют и хороняют, ведь людей
хороняют. Пойдем и заявим в милицию – ведь жалко людей-то!
Буквально такое же не-личное чувство прорвалось у пятилетней
Сашеньки:
– Зачем люди умирают?.. Мне жалко. Мне всех людей жалко, и чужих
жалко: зачем они умирают? (Дневник Ф.Вигдоровой.)
Е.Калашникова пишет мне про пятилетнего Мишу, который,
услышав о смерти знакомого, сообщил одному из гостей:
– Дядя, а ведь, знаете, умереть – это очень плохо. Ведь это на
всю жизнь!
Двое ребят:
– Не ешь зеленых вишен, умрешь.
– Нет, не умру.
– Видел: вчера хоронили дедушку? Когда был маленький, он
ел зеленые вишни – вот и умер.
О своей внучке Аленушке художник В.М.Конашевич пишет:
«Уговаривает нас с бабушкой не умирать, пока она не вырастет:
она изобретет лекарство от старости и от смерти. Потому что смерти не
должно быть».
Пятилетняя Лена обещает отцу:
– Я всегда буду тебя помнить – даже когда ты умрешь.
И тотчас перебивает себя:
– Нет, лучше мы вместе умрем. А то мне будет очень жаль, если
ты умрешь скорей меня.
Отражая в своем сознании реальную действительность, ребенок
по самому существу – материалист. Иначе и быть не может: таким формирует
ребенка его жизненная, повседневная практика. Факты, приведенные на
предыдущих страницах, свидетельствуют, до какой степени чужда ему всякая
мистика.
Трезвость суждений ребенка способна поставить в тупик даже
взрослых. Сидит, например, трехлетняя девочка, и на лице у нее трудная
дума.
– Наташа, о чем ты задумалась?
– Кто будет хоронить последнего человека?
Вопрос деловой, практический: кто похоронит покойника,
когда и похоронщики будут в могиле?
У Елизаветы Шабад, в ее книжке «Живое детское слово», приводится
такой разговор маленького здравомысла с отцом:
– Папа, если в прошлом году будет война, тебя застреляют?
– Может быть.
– И от тебя ничего не останется?
– Нет.
– Даже точки?
– Да. А ты меня будешь жалеть?
– Чего же жалеть, если ничего не останется!68
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге
|