Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (1) Мелло де Э. Когда Бог смеетсяПРОСВЕТЛЕНИЕДавным-давно жил один каменотес. Каждый день он уходил в горы тесать камни. Во время работы он пел песни. Он был человеком небогатым, но с радостью довольствовался тем, что имел, и ничто его не беспокоило. Однажды его пригласили поработать в особняке одного богача. Увидев роскошь дворца, каменотес впервые в жизни испытал острое желание обладать и сказал себе со вздохом: "Эх, если бы я был богатым! Тогда мне не пришлось бы зарабатывать на хлеб таким тяжким трудом, как сейчас". Представьте его удивление, когда он услышал голос: -- Твоя мечта сбылась. С сегодняшнего дня любое твое желание будет исполнено. Эти слова он всерьез не воспринял, но когда вечером пришел к своей лачуге, увидел на ее месте шикарный особняк, не уступавший в роскоши тому, в котором он трудился. Каменотес бросил свое ремесло и начал наслаждаться жизнью богача. Однажды жарким влажным днем он случайно высунулся из окна и увидел короля, проезжавшего мимо с длинным кортежем дворян и прислуги. Он подумал: "Как мне хочется быть королем и сидеть в прохладе королевской кареты!" Его желание было немедленно исполнено, и вот он уже полулежит в удобной королевской карете." Однако в карете оказалось не так прохладно, как ему вначале показалось. Он высунулся из кареты и стал восхищаться могуществом солнца, чей жар способен проникнуть даже через толстые стены королевской кареты. "Хочу быть солнцем", -- сказал он себе. И вновь его желание было исполнено, и он стал испускать жаркие лучи во все стороны вселенной. Некоторое время все шло прекрасно. Но однажды в дождливую погоду он попробовал пробиться через плотные тучи и не смог. Поэтому он принял решение превратиться в тучу и гордился тем, что в состоянии противостоять самому солнцу... пока не превратился в дождь и не обнаружил на своем пути -- к огромному раздражению -- высокую гору. Гора преградила ему путь, и пришлось течь вокруг нее. -- Что? -- вскричал он. -- Простая гора сильнее меня? Хочу стать горой. Теперь он возвышался громадиной в гористой местности. Не успел он толком порадоваться своим могучим формам, как услышал где-то в ногах какие-то резкие звуки. Он посмотрел вниз и ужаснулся: какой-то крошечный человечек сидел у него в ногах и выбивал куски камня. -- Что? - заорал он. -- Такое ничтожное создание сильнее гигантской горы? Хочу быть человеком! И вновь он превратился в каменотеса, потом зарабатывающего себе на хлеб в горах. Но теперь в его сердце поселилась песня, потому что он вновь обрел счастье быть самим собой и довольствоваться тем, что имел. Ничто не хорошо настолько, как это кажется, пока мы не получили желаемое. Каждый месяц ученик добросовестно высылал своему учителю отчет о своем духовном прогрессе. В первый месяц он написал: "Чувствую расширение сознания и единение со всем остальным миром". Мастер взглянул на запись и швырнул ее в урну. Во второй месяц ученик написал: "Наконец я обнаружил божественное во всей окружающей природе". Мастер был разочарован. В третьем письме ученик с энтузиазмом объяснял: "Тайна Одного и всех предстала моему изумленному взору". Мастер зевнул. В следующем письме была новая мысль: "Никто не рождается, никто не умирает, ибо эго не существует". В отчаянии мастер развел руками. После этого письма прошел один месяц, потом два, потом пять, потом целый год. Учитель решил напомнить своему ученику о том, что уже пора сообщить о духовном прогрессе. Ученик ответил: "Да кому это нужно?" После этих строк на лице мастера появилось удовольствие. -- Слава Богу, -- сказал он, -- наконец-то до него дошло! Даже стремление к свободе является ограничением. Ты будешь истинно свободным лишь тогда, когда уже не имеет значения -- свободен ты или нет. Свободным может быть только тот, кто удовлетворен. Один великий и глупый король однажды рассердился, что жесткая земля ранит его ноги, и приказал всю страну -- словно ковром -- покрыть воловьей кожей. Королевский шут рассмеялся, когда король рассказал ему о своем решении. -- Какая сумасшедшая идея, Ваше величество, -- воскликнул он. -- К чему все эти бесполезные затраты? Нужно просто вырезать две небольшие подушечки для защиты ваших ног! Король последовал его совету. Так родилась идея шить обувь. Просветленные знают: чтобы избавить мир от страданий; нужно изменить свое сердце, а не мир. В одной деревне близ храма мастера Седзю появились волки. В течение целой недели мастер ходил на деревенское кладбище и сидел там в медитации. После этого ночные набеги хищников прекратились. Радости жителей деревни не было конца. Они стали упрашивать его поделиться с ними тайными ритуалами, чтобы воспользоваться ими в будущем. Седзю ответил им: -- Никаких тайных ритуалов я не совершал. Пока я находился в состоянии медитации, вокруг меня собирались волки. Они лизали кончик моего носа и фыркали мне в лицо. Меня не загрызли лишь потому, что я находился в правильном состоянии ума. Однажды, когда Махараджа вышел в море, начался сильный шторм. Один из рабов стал плакать и визжать от страха -- человек никогда ранее не бывал на море. Его завывания были столь продолжительными и громкими, что все стали злиться на беднягу, и Махараджа был уже готов вышвырнуть его за борт. Однако его главный советник был мудрым человеком. Он сказал: -- Позволь мне поговорить с ним. Думаю, мне удастся успокоить его. С этими словами он приказал морякам выбросить бедолагу за борт. В воде бедный раб завопил от ужаса и стал молотить руками по воде. Несколькими секундами позже мудрец приказал вытащить его на борт. Очутившись на борту, раб сел в угол и погрузился в полное молчание. Когда Махараджа попросил мудреца объяснить его действия, тот ответил: -- Мы никогда не осознаем, насколько мы счастливы, пока не попадем в беду.Во время Второй мировой войны человек двадцать один день провел на плоту в открытом море, пока его не спасли. У него поинтересовались, научил ли его чему-нибудь этот случай. Он ответил: -- Да, научил. Если бы у меня было вдоволь еды и питья, я был бы безумно счастлив до конца моих дней. Старик сказал, что жаловался только один раз за всю свою жизнь: когда у него были босые ноги и не было денег, чтобы купить обувь. И вдруг он увидел одного счастливого человека, у которого вовсе не было ног. После этого он никогда больше не жаловался. Настоящий момент всегда будет прекрасен, если проживать его полностью. Невыносимо иметь здесь тело в десять утра, а ум в шесть, иметь тело в Бомбее, а ум в Сан-Франциско. Часовщик уже собирался чинить маятник часов, когда с удивлением услышал, как маятник заговорил. -- Пожалуйста, сэр, оставьте меня в покое, -- умолял его маятник. -- Этим вы окажете мне большую услугу. Подумайте, сколько раз мне днем и ночью придется отмерять время. Сколько раз в минуту... шестьдесят минут в час, двадцать четыре часа в день, триста шестьдесят пять дней в году. Год за годом... миллионы движений. Я с этим никогда не справлюсь. Но часовой мастер мудро ответил: -- Не думай о будущем. Тикай раз за разом и будешь получать от тиканья удовольствие всю свою жизнь. Именно так и решил действовать маятник. И сегодня он продолжает весело тикать.Эту притчу Господь Будда рассказал своим ученикам. Однажды в поле человек встретился с тигром. Тигр погнался за ним, и человек бросился наутек. Он подбежал к обрыву, споткнулся и стал падать. Совершенно случайно он зацепился за небольшой ягодный куст, что рос на краю обрыва. Так и висел человек на волосок от смерти между голодным тигром сверху и пастью пропасти внизу, стремившейся поглотить его. Неожиданно он заметил ароматную ягоду, растущую на кусте. Держась за куст одной рукой, он сорвал ягоду другой и кинул себе в рот. Никогда в жизни он не испытывал подобного наслаждения! Осознание смерти придает аромат жизни просветленного. Один робкий турист страшился близко подходить к обрыву. -- А что мне делать, -- обратился он к гиду, -- если я упаду? -- В этом случае, сэр, -- с энтузиазмом ответил гид, -- не забудьте посмотреть направо. Вид там просто потрясающий! Конечно, если только вы тоже просветленный. В приемной врача толпились люди. Один пожилой джентльмен встал и подошел к администратору. -- Мадам, -- вежливо сказал он, -- мне назначили встречу на десять утра, а сейчас уже почти одиннадцать. Я больше не могу ждать. Не могли бы вы записать меня на другой день? Одна женщина, стоявшая в очереди, наклонилась к соседке и прошептала: -- Ему по меньшей мере лет восемьдесят. Какие у него могут быть срочные дела, что ему некогда даже по дождать? Мужчина услышал это недоумение. Он повернулся к леди, поклонился и ответил: -- Мне восемьдесят семь лет, леди. Именно по этой причине я не могу позволить себе растрачивать ни единой минуты своего драгоценного времени. Просветленные люди не теряют ни минуты, ибо они осознали относительную незначительность всего, чем занимаются. Сократ ожидал казни в тюрьме. Однажды он услышал, как другой заключенный цитировал сложное стихотворение, написанное поэтом Стесихоросом. Сократ стал упрашивать человека научить его этому стихотворению. Зачем тебе это? -- спросил тот. Чтобы перед смертью знать на одну вещь больше, -- ответил великий человек. Ученик: "Зачем учиться чему-либо новому за неделю до смерти?" Мастер: "Именно по той же причине, по которой ты учишь что-то новое за пятьдесят лет до смерти". Тадзима-но Ками обучал Сегуна мастерству фехтования. Однажды к нему пришел один из телохранителей Сегуна и попросил обучить его обращаться с саблей. -- Я за тобой внимательно наблюдал, -- ответил Тадзима-но Ками, -- и думаю, что ты сам мастер фехтования. Перед тем как взять тебя к себе в ученики, я прошу тебя сказать, у какого мастера ты обучался этому искусству. Телохранитель ответил: Я ни у кого не обучался. Ты меня не обманешь, -- ответил учитель. -- У меня острый взгляд, и он никогда меня не подводит. Не хочу перечить вашему превосходительству, -- ответил телохранитель, -- но я действительно ничего не знаю о фехтовании. Несколько минут учитель фехтовал с телохранителем, затем остановился и сказал: Так ты говоришь, что никогда не учился фехтовать? Я верю тебе на слово. Но чувствую, что ты все же мастер. Расскажи мне о себе. Ну хорошо. Когда я был ребенком, один самурай сказал мне, что мужчина никогда не должен бояться смерти. Я боролся со страхом смерти до тех пор, пока этот вопрос перестал меня интересовать. -- Вот в чем дело! -- воскликнул Тадэима-но Ка ми. -- Главный секрет мастерства -- в освобождении от страха смерти! Такому человеку тренироваться не нужно. Ты уже мастер. Непросветленный человек всегда полон беспокойства. Он похож на того, кто барахтается в воде, не умея плавать. Он пугается. Поэтому тонет. Он старается держаться на плаву. Поэтому тонет еще глубже. Если бы он отбросил свой страх и позволил себе тонуть, то его тело само всплыло бы на поверхность. Однажды человек упал в реку в тот момент, когда его хватил эпилептический удар. Придя в себя, он с удивлением обнаружил, что лежит на берегу реки. Удар, отбросивший его в реку, также спас ему жизнь, ибо освободил от страха утонуть... это и есть просветление. Кендзи был японским пилотом-камикадзе. Он готовился отдать свою жизнь за Родину, но война окончилась раньше, чем он предполагал, и у него не оказалось возможности достойно умереть. Поэтому пилота охватила депрессия, у него пропал всяческий интерес к жизни. Он бесцельно бродил по городу, не зная толком, чем себя занять. Однажды он услышал, что преступник захватил в заложники пожилую женщину в ее квартире на втором этаже. Полиция не решалась ворваться в квартиру, потому что преступник был вооружен и очень опасен. Кендзи ворвался в жилище и потребовал, чтобы преступник освободил женщину. Завязалась драка, в которой Кендзи удалось убить преступника, но сам он при этом получил смертельные ранения. Некоторое время спустя он умер в больнице; на его лице играла удовлетворенная улыбка. Исполнилась его мечта о достойной смерти. Только тот может творить добро, кто перестал бояться смерти. Жил-был один дракон в Китае. Он ходил от деревни к деревне и безжалостно убивал домашний скот и птицу, собак и детей. Жители деревень обратились к одному магу за помощью. Волшебник сказал: -- Я не могу убить дракона. Хоть я и волшебник, но я очень боюсь. Однако я найду для вас того, кто справится с этим. С этими словами он превратился в дракона и перегородил собой мост. Люди не могли знать, что это переодетый волшебник и в ужасе убегали прочь. Но однажды некий путешественник подошел к мосту, спокойно перебрался через дракона и продолжил свое путешествие. Волшебник тут же принял облик человека и позвал незнакомца. -- Вернись, дружище! Я ожидал тебя здесь на протяжении нескольких недель! Просветленные люди знают, что страх -- это способ смотреть на мир. а не сам мир. Однажды король встретил на своем пути дервиша и, согласно традициям Востока, сказал то, что короли говорят, встречая подданных: -- Проси милости. Дервиш ответил: Недостойно просить милости у одного из моих рабов. Как ты смеешь говорить так дерзко с королем? -- крикнул один из телохранителей. -- Постарайся объяс нить свое поведение, иначе ты умрешь. Дервиш ответил: У меня есть раб, который является хозяином твоего короля. Кто же это? Страх, -- последовал ответ. Жизнь прекращается вместе с гибелью тела... Отсюда и пошел неправильный вывод о том, что жизнь -- это поддержание жизнедеятельности тела. Войдите туда, где вам не причинит вреда пуля убийцы; но где и продление жизни не ведет к росту бытия. Рассказывают, что, когда греческий философ Диоген был пойман и доставлен на рынок рабов для продажи, он взобрался на аукционную трибуну и закричал: -- Продается хозяин. Найдется ли среди вас какой- нибудь раб, который захочет его купить? Невозможно поработить просветленного человека, ибо он одинаково свободно чувствует себя как в рабстве, так и на свободе. Один багдадский купец послал за покупками на базар своего слугу. Тот вернулся назад, дрожа от страха. -- Хозяин, -- произнес он, -- на базаре я столкнулся с каким-то незнакомцем. Взглянув ему в лицо, я увидел, что это была Смерть. Она сделала в мою сторону угрожающее движение и ушла прочь. Я очень испугался. Прошу тебя, хозяин, дай мне лошадь, и я сразу поеду в Самарру, уеду как можно дальше от этого места, подальше от Смерти. Обеспокоенный купец дал ему самого быстрого скакуна. Слуга вскочил на него и пулей умчался прочь. Вечером того же дня купец сам пошел на базар и увидел Смерть, бесцельно слонявшуюся в толпе. Купец подошел к Смерти и сказал: Ты сделала угрожающее движение в сторону моего слуги сегодня утром. Что это означает? Это было не угрожающее движение, сэр, -- ответила Смерть. -- Я просто удивилась, увидев его здесь, в Багдаде. Почему же ему не быть в Багдаде? Здесь он жил. -- Но ведь мы должны с ним встретиться сегодня вечером в Самарре! Большинство людей так боятся смерти, что в стремлении избежать ее никогда толком не живут. Жил-был один святой, постоянно живший в восторженном состоянии. Окружающие считали его выжившим из ума. Однажды он выпросил еду в деревне и присел поесть у дороги. Но тут к нему подошла собака и посмотрела на него голодными глазами. Святой решил покормить собаку. Он откусывал немного и затем давал укусить псу, как будто они были старыми друзьями. Некоторое время спустя вокруг них начали собираться люди, чтобы посмотреть на диковинную ситуацию. Кто-то в толпе стал насмехаться над святым, обратившись к окружающим: -- Что можно ожидать от сумасшедшего, не способного отличить человека от собаки? Святой ответил ему: -- Почему ты смеешься? Ты что, не видишь, что Вишну сидит рядом с Вишну? Вишну ест и Вишну кормит. Так почему же ты смеешься, а, Вишну?Бог Кришна сказал Арджуне: -- Ты говоришь со мной как с воплощением Божиим. Однако сегодня я хочу показать тебе нечто особенное. Следуй за мной. Арджуна пошел вслед за Кришной. Кришна показал на дерево и сказал: -- Что ты видишь? Арджуна ответил: -- Виноградную лозу со свисающими гроздьями винограда. Бог сказал: -- Это не виноград. Подойди ближе и посмотри внимательно. Когда Арджуна подошел ближе, он не мог поверить своим глазам: перед ним пучками свисали маленькие Кришны. Ученики попросили учителя рассказать им о смерти. На что она похожа? Представьте, что вы разрезаете покров и удивленно говорите: "Так это все была Ты!" Когда-то жил один индийский король, у которого был слон. Этот слон как-то взбесился. Он шел от деревни к деревне и все крушил на своем пути. Никто не смел напасть на слона, ведь он принадлежал королю. Однажды глупый аскет уже собирался покинуть деревню, но все жители стали уговаривать его остаться, потому что на дороге появился слон, нападавший на прохожих. Человек обрадовался случаю продемонстрировать свою высшую мудрость -- он только что вернулся с проповеди своего гуру, который учил его во всем видеть Раму. -- О вы, бедные необразованные дураки! -- крикнул он. -- Вы что, полностью закрыты для духовного роста? Разве вам никогда не говорили о том, что нам нужно видеть Раму в каждом человеке и предмете? Разве вам не говорили, что в таком случае Рама будет покровительствовать каждому из нас? Пустите меня. Я совсем не боюсь слона. Люди подумали, что человек обладает той же святостью, что и бешеный слон. Они знали, что нет смысла спорить со святым человеком и разрешили ему уйти. Не успел он выйти на дорогу, как слон подбежал к нему, обхватил его хоботом и швырнул на дерево. Человек застонал от боли. Ему повезло: в этот самый момент появилась королевская гвардия; охрана схватила слона и увела его прочь, иначе он прикончил бы этого заносчивого аскета. Прошло немало месяцев, прежде чем наш герой вновь отправился путешествовать. Он пошел прямо к гуру и сказал ему: -- Твое учение оказалось фальшивым. Ты учил меня видеть во всем Раму. Именно так я и поступал, и, посмотри, что со мной случилось. И ответил ему гуру: -- Как глупо ты себя повел! Как же ты не смог увидеть Раму в жителях деревни, которые предупреждали тебя, что слон опасен?Жил-был кондитер, который делал леденцы в виде животных и птиц разных цветов и размеров. Дети покупали у него леденцы и начинали спорить друг с другом: Мой кролик больше твоего тигра... Моя белка, может быть, и меньше твоего слона, но зато вкуснее... А кондитер подумал о взрослых и улыбнулся. Они были не менее невежественны, чем дети, считая, что один человек может быть лучше другого. Просветленный человек знает, что нас разделяет именно наша культура и предрассудки, а не наша истинная природа. Пастух кормил своих овец, когда мимо него проходил незнакомец. -- Какие у вас красивые овцы, -- сказал прохожий. -- Можно мне спросить вас о них? Конечно, -- ответил пастух. Сколько миль, по вашему мнению, ежедневно про ходят ваши овцы? Какие, черные или белые? Белые. Белые овцы проходят около четырех миль в день. А черные? Столько же. А сколько, по вашему, они съедают травы в день? Какие, черные или белые? Белые. Белые овцы съедают около четырех фунтов травы в день. А черные? Столько же. А сколько, по вашему, они дают шерсти ежегодно? Какие, черные или белые? Белые. . Белые овцы дают шерсти порядка шести фунтов в год, когда мы их стрижем. А черные? -- Столько же. Прохожий был заинтригован. Скажите, почему вы таким странным образом разделяете своих овец на белых и черных, отвечая на мои вопросы? Понимаете, -- ответил пастух, -- это вполне естественно. Белые овцы принадлежат мне. Ага! А черные? Тоже мне. Человеческий ум делает глупые разделения там. где Любовь видит Одно. Плутарх рассказал историю об Александре Македонском, увидевшем, как Диоген внимательно рассматривает гору человеческих останков. Что ты там ищешь? -- спросил Александр. То, что не могу найти, -- ответил философ. И что же это? Разницу между костями твоего отца и костями его рабов. Невозможно отличить кости католика от костей протестанта, кости индуса от костей мусульманина. Невозможно отличить кости араба от костей иудея, кости русского от костей американца. Просветленный человек не видит разницы, даже когда кости облачены плотью! В одной индийской деревеньке жил ткач. Он был очень набожным человеком. Весь день напролет он произносил имя Господа, и люди ему всецело верили. Когда продукции накапливалось достаточное количество, он шел на базар продавать ее. Когда его спрашивали о стоимости товара, он обычно отвечал: "По воле Рамы, цена пряжи 35 центов; труд оценивается в 10 центов; по воле Рамы, прибыль составит 4 цента. Поэтому цена за полотно, по воле Рамы, составляет 49 центов". Люди так доверяли ткачу, что никогда не торговались с ним; они просто платили цену, которую он называл, и забирали товар. По обыкновению ночью ткач ходил в деревенскую церковь, чтобы помолиться Богу и восславить Его имя. Однажды ночью, когда он молился в церкви, туда ворвалась банда грабителей. Им нужен был человек, который нес бы для них награбленное. -- Пойдем с нами, -- сказали они ему. Ткач покорно последовал за ними с тюком вещей на голове. Некоторое время спустя появилась полиция, и грабители бросились бежать. Ткач побежал вместе с ними. Но он был постарше, поэтому полиция поймала его, обнаружила украденные вещи, арестовала и бросила в тюрьму. На следующее утро он предстал перед судьей с обвинениями в краже имущества. -- Подсудимый, хотите ли вы заявить что-нибудь суду? -- спросил его судья. -- Ваша честь, по воле Рамы, я вчера вечером поужинал и, по воле Рамы, отправился прославлять имя Божье в церковь. Тут, по воле Рамы, в церковь ворвалась группа грабителей и, по воле Рамы, пригласила меня понести для них вещи. Они так сильно нагрузили меня, что, когда, по воле Рамы, появилась полиция, меня легко поймали. Затем, по воле Рамы, меня арестовали и посадили в тюрьму. И сегодня утром я стою здесь перед вами, по воле Рамы. Судья повернулся к полицейскому: -- Отпустите его. Похоже человек спятил. Дома его стали спрашивать о том, что произошло. Ткач ответил: -- По воле Рамы меня арестовали и доставили в суд. По воле Рамы меня оправдали. В одной деревне в степной зоне России жил некий раввин. Каждое утро в течение двадцати лет он пересекал деревенскую площадь, чтобы помолиться в синагоге, и каждое утро за ним внимательно наблюдал полицейский, ненавидевший евреев. И вот однажды полицейский подошел к раввину и спросил, куда тот направляется. Не знаю, -- ответил раввин. Что это значит -- "Не знаю"? Двадцать лет я наблюдаю, как ты ходишь через площадь в синагогу, а сейчас ты заявляешь, что не знаешь, куда идешь? Ничего, я преподам тебе сейчас урок! С этими словами он схватил старика за бороду и потащил его в тюрьму. Когда полицейский вставил ключ в камеру, раввин посмотрел на него с блеском в глазах и произнес: -- Теперь понимаете, что я имел в виду, когда говорил, что не знаю!Путешественник: Какая сегодня будет погода? Пастух: Такая, какая мне нравится. Откуда вы знаете, что погода будет именно такая, какая вам нравится? Осознав, что невозможно всегда получать то, что тебе нравится, сэр, я научился любить то, что будет. Поэтому я абсолютно уверен, что будет та погода, какая мне нравится. Счастье и несчастье зависят от того, как мы реагируем на происходящее, а не от самой сущности явлений. Пожилая монахиня, примерявшая новый костюм монашенки, обсуждала свои похороны с настоятельницей. Хочу, чтобы меня похоронили в старом платье, -- сказала она. Конечно, -- ответила настоятельница, -- если тебе будет в нем удобнее! Когда эго нет, человек умирает, и -- подобно трупу -- ему будет хорошо во всем. В конце концов, тот, кто решил утопиться, не будет стремиться надеть сухую одежду, чтобы топиться было приятнее. Хасидская история: Однажды раввин Исаак увидел сон о том, что ему нужно отправиться в далекую Прагу и выкопать сокровище под мостом, ведущим к дворцу короля. Он не воспринял сон всерьез, но, когда сон повторился пять-шесть раз, он все же решил отправиться на поиски сокровища. Подойдя к мосту, раввин к своему ужасу обнаружил, что тот тщательно и круглосуточно охраняется солдатами. Он мог любоваться мостом только издалека. Поскольку каждое утро раввин появлялся в одном и том же месте, однажды к нему подошел капитан охраны и спросил, что он тут делает. Раввину Исааку нелегко было рассказывать свой сон постороннему, но все же он рассказал его капитану, так как тот ему понравился. Капитал громко расхохотался: -- Боже мой! Раввин -- и серьезно верит всяким снам! Если бы я во всем следовал своим снам, то бродил бы где-то в Польше сегодня. Расскажу вам сон, который в последнее время мне часто снится: голос сказал мне поехать в Краков и выкопать сокровище в углу кухни какого-то Исаака, сына Эзешеля! Ну скажите, разве не безумием было бы рыскать по всему Кракову в поисках одного человека по имени Исаак, а другого по имени Эзешель, в то время когда половина мужского населения имеет такое же имя, а другая половина -- другое! Раввин чуть не потерял сознание. Он поблагодарил капитана за его совет, поспешил домой и выкопал на кухне сокровище, обеспечившее ему безбедное существование до самых последних дней. Духовное искание -- это путешествие без расстояния. Ты путешествуешь оттуда, где находишься сейчас, туда, где всегда был. От невежества к признанию, ибо впервые замечаешь то, на что всегда смотрел. Кто-либо слышал о пути, приводящем тебя к самому себе, или о методе, превращающем тебя в того, кем ты всегда был? В конце концов, духовность -- это лишь возврат человека к тому, кем он в действительности является. Одним молодым человеком владела страсть к поиску Истины; она была настолько сильной, что он бросил свою семью и друзей и отправился на ее поиски. Он посетил немало стран, переплыл немало морей, забирался в горы, прошел через многие испытания и страдания. Однажды он проснулся с мыслью, что ему исполнилось семьдесят пять лет, а он все еще не нашел истину, которую искал. В отчаянии он решил прекратить поиски и вернуться домой. Так как он был уже не молод, то дорога домой заняла у него долгие месяцы. Придя домой, он открыл дверь своего дома и обнаружил там Истину, ожидавшую его все эти годы. Вопрос: "Помогли ли ему путешествия найти Истину?" Ответ: "Нет, но они помогли ему распознать ее". Одна западная туристка с восхищением рассматривала ожерелье местной жительницы. Из чего оно сделано? -- спросила туристка. Из зубов крокодила, мадам, -- последовал ответ. А, понятно. Думаю, для вас оно представляет такую же ценность, как жемчуг для нас. -- Не совсем. Любой человек может открыть раковину. Просветленный человек понимает, что бриллиант остается камнем до тех пор, пока человеческим ум не наделит его ценностью. Подобным образом события могут быть значительными или нет -- по выбору ума. Один молодой американец получил работу клерка в Белом доме и участвовал на приеме, который президент проводил в честь служащих администрации. Он подумал, что его мать будет в восторге, если он позвонит ей через телефонного оператора Белого дома. -- Мама, -- гордо сказал он, -- сегодня для меня большой день. Знаешь, откуда я звоню? Из Белого дома! Однако реакция с другого конца оказалась не такой восторженной, как он предполагал. К концу разговора мать сказала: Знаешь, сынок, сегодня для меня тоже большой день. В самом деле? Что случилось? Я наконец-то навела порядок на чердаке. Непросветленный человек не видит, что он сам является причиной своих горестей. Обеденный перерыв на заводе. Один рабочий уныло открыл свой пакет с обедом. -- О нет, -- сказал он вслух, -- опять сэндвичи с сыром! Так происходило несколько дней подряд. Другому рабочему надоели эти причитания, и он не выдержал: -- Если ты так ненавидишь эти сэндвичи с сыром, то почему не скажешь своей жене, чтобы приготовила что-то другое? -- Потому что я холост. Эти сэндвичи я готовлю себе сам.Поздним вечером Джон и Мэри шли по улице. Я ужасно боюсь, Джон, -- сказала Мэри. Чего же ты боишься? Боюсь, что ты захочешь поцеловать меня. А как я могу поцеловать тебя, когда у меня в каждой руке по ведру, а под мышками по курице. Я боюсь, что ты можешь поставить ведра, на них положить кур и затем поцеловать меня. Чаще, чем вы думаете, люди поступают с вами так, как вы сами их просите! Как-то два солдата из Северной Индии возвращались домой на рикше. Они увидели впереди другого рикшу, который вез двух моряков. Несколько мгновений спустя между рикшами началось соревнование, вылившееся в настоящую гонку. Победу в ней одержал рикша, который вез солдат. Солдаты уже приготовились праздновать свой успех, когда, к своему изумлению, увидели, как мимо них пулей промчались соперники. Они еще больше удивились, когда увидели в пассажирском кресле рикшу. Тот весело подгонял одного из моряков, игравшего теперь роль рикши. Просветленному человеку важнее испытывать чувство радости, чем победы. Два дуэлянта собирались начать дуэль. Для этого в пабе им расчистили место. Один из них был маленьким щуплым человеком, профессиональным бойцом. Другой, высокий и грузный, вдруг запротестовал: -- Минутку! Это нечестно. Его мишень намного крупнее моей. Маленький быстро предложил свой вариант. Повернувшись к хозяину паба, он сказал: -- Нарисуйте мелом фигуру человека с мой рост на теле оппонента. Любая пуля, не попавшая в эту цель, засчитана не будет. Просветленного человека больше интересует сама жизнь, а не победы. Непросвещенный человек ради победы готов продать свою душу! Перед тем как идти вечером по своим делам, я поспорил с женой на десять долларов, что к полуночи вернусь. Ну и как? Я позволил ей выиграть. Просветленный человек заботится о самой жизни, а не о победе. Непременное качество просветленного человека: ею больше не интересует, что люди говорят и думают. Мебельная компания направила одному из своих клиентов письмо следующего содержания: "Уважаемый господин Джоунз, Что подумают ваши соседи, если мы пошлем к вам грузовик и заберем мебель, которую вы до сих пор не оплатили?" Они получили следующий ответ: "Дорогой сэр, Я обсудил данный вопрос с моими соседями на предмет того, что они подумают. Так вот, они подумают, что это грязный трюк отвратительной, убогой компании. Как-то один человек принял решение, что впредь он во всем будет выбирать только самое лучшее. Это решение помогло ему добиться больших успехов, стать богатым и иметь достаточно денег, чтобы получить это. Случилось так, что его поразил тяжелый приступ тонзиллита. С этим достаточно простым заболеванием смог бы справиться любой квалифицированный врач страны. Переполненный огромным чувством собственной важности и подталкиваемый желанием обеспечить себя наилучшим медицинским сервисом в мире, человек стал переезжать из одного города в другой, из одной страны в другую в поисках наилучшего специалиста. Каждый раз, когда ему рекомендовали хорошего врача, он опасался, что, возможно, есть еще более квалифицированный профессионал. Однажды его самочувствие стало настолько плохим, горло так распухло, что для спасения жизни ему потребовалась немедленная операция. Однако в этот момент наш герой находился в полукоматозном состоянии в Богом забытой деревне, и единственным человеком, кто знал, как разрезать тело, был деревенский мясник. Он был хорошим мясником и с пониманием взялся за дело, но, дойдя до гланд богача, растерялся и не знал, что с ними делать. И пока он советовался с теми, кто знал не больше его, бедный пациент, которого мог удовлетворить только высочайший медицинский сервис, умер, истекая кровью.Один лев попал в плен и был брошен в концентрационный лагерь. К своему удивлению, он обнаружил там немало других львов, годами томящихся в застенках. Кое-кто из них жил там всегда, ибо родился там. Некоторое время спустя он ознакомился с социальными условиями львиного лагеря. Львы были разбиты на группировки. Одна группа состояла из общественных деятелей; другая объединяла предпринимателей, третья -- представителей культуры, ибо ставила своей целью тщательное следование традициям, обычаям, культуре того времени, когда львы были свободными. Некоторые группы были религиозными -- они собирались прежде всего для того, чтобы спеть трогательные песни о будущем джунглей, когда нигде не будет заборов. Другие группы привлекали прирожденных литераторов и артистов. Были и революционные группировки -- они собирались, чтобы обсудить детали восстания против захватчиков или других группировок. То и дело вспыхивали мятежи, одна группировка уничтожала другую; иногда погибали все охранники, и им на смену приходили другие. Оглянувшись по сторонам, вновь прибывший заметил одного льва, сидевшего в полной задумчивости. Это был одинокий лев, он не принадлежал никакой группе и держался от других подальше. Его манеры вызывали у всех восхищение, но одновременно и враждебность, ибо его присутствие вызывало страх и сомнения в собственных силах. Лев сказал новичку: Не присоединяйся ни к какой группировке. Эти идиота заняты чем угодно, только не стоящим делом. Что ты имеешь в виду? -- спросил новичок. Я имею в виду изучение структуры забора. Ничто -- абсолютно ничто -- больше не имеет значения! Состояние человека прекрасно иллюстрирует случай, когда пьяный поздно ночью стоит в парке, колотит кулаками в забор и вопит: -- Выпустите меня отсюда! Лишь твои иллюзии мешают тебе увидеть, что ты есть -- и всегда был -- свободным. Главный компонент в достижении свободы: несчастья, приносящие осознанность. Однажды путешественник заблудился в пустыне и отчаялся когда-либо найти воду. Он взбирался на один холм, затем на другой, затем на третий, пытаясь высмотреть воду. Он смотрел во все стороны, но тщетно. Человек поплелся дальше, но зацепился ногой за сухой куст и свалился на землю. Он лежал там, не имея сил подняться, не желая больше продолжать борьбу, не надеясь, что живым выберется из этого сурового испытания. Продолжая лежать без сил, без надежды, он неожиданно услышал тишину пустыни. Повсюду царило волшебное безмолвие, не нарушаемое ни единым звуком. И тут путешественник поднял голову. Он что-то услышал. Он услышал что-то очень тихое и далекое, что мог бы различить самый острый слух в полнейшей тишине: звук бегущей воды. Окрыленный надеждой найти воду, он поднялся и продолжал идти, пока не пришел к свежей, прохладной воде. Нет другого мира, кроме этого. Но есть два взгляда на него. В Древней Индии жил-был король. Звали его Джанака. Он был мудрецом. Однажды Джанака вздремнул на своей украшенной цветами постели; слуги обмахивали его веерами, а солдаты несли охрану снаружи. Ему приснился сон, будто соседний король победил его в войне, взял в плен и предал пыткам. Как только начались пытки, Джанака испуганно проснулся и увидел, что лежит на кровати, украшенной цветами, слуги обмахивают его веерами, а солдаты несут охрану снаружи. Некоторое время спустя он вновь заснул и увидел тот же сон. И опять он проснулся и увидел, что находится в целости и безопасности в своем уютном дворце. Джанаку стала тревожить одна мысль: во сне мир его грез казался очень реальным. Сейчас, когда он бодрствовал, реальным ему казался мир ощущений. Он хотел знать, какой же из этих миров является реальным. Никто не мог ему дать ответ на этот вопрос: ни философы, ни ученые, ни пророки. Многие годы тщетно он искал ответ, когда однажды человек по имени Аштавакра не постучал в дверь дворца. "Аштавакра" означает "полностью деформированный", "сгорбленный". Он получил это имя именно потому, что таким и был с детства. Вначале король не хотел воспринимать этого человека всерьез. Как можешь ты, урод, быть носителем мудрости, отказавшей моим пророкам и ученым? -- спросил король. С самого детства все дороги для меня были закрыты, поэтому я жадно искал истину, -- ответил Аштавакра. -- Ну ладно, говори, -- сказал король. Аштавакра рассказал следующее: О король, ни состояние бодрствования, ни состояние сна не являются реальными. Когда ты бодрствуешь, мир снов не существует, а когда ты спишь, не существует мира чувств. Следовательно, ни то, ни другое не является реальным. Если и то, и другое нереально, то тогда что же реально? -- спросил король. Есть еще одно состояние помимо этих двух. Найди его, ибо только оно и является реальным. Непросветленный человек считает себя пробужденным, поэтому неразумно называет одних людей хорошими, а других плохими; некоторые события веселыми, а некоторые -- печальными. Просветленный же человек более не находится в милости у жизни и смерти, развития и распада, успеха и провала, нищеты и богатства, чести и позора. Ему даже голод, жажда, жара и холод, которые он считает мимолетными в реке жизни, не причиняют никаких неудобств. Такой человек осознал, что нет никакой необходимости менять то, что он видит: нужно менять лишь то, как он видит. Поэтому он обретает качество воды, такой мягкой и податливой, но непобедимой в своей силе; она пассивна, но приносит пользу всем. Благодаря его бескорыстным поступкам другие люди проходят через трансформацию; благодаря отсутствию у него привязанностей весь мир начинает процветать; благодаря отсутствию у него желаний другие остаются неиспорченными. Для орошения полей воду берут у реки. Воде все равно, где ей быть, в реке или на полях. Вот почему просветленные люди действуют и живут гармонично и энергично, как предназначено их судьбами. Такие люди становятся главными врагами общества, ненавидящего свободу, стремящегося к муштре, порядку, рутине, консерватизму, подчинению. Мамия в конце концов стал хорошо известным мастером дзэн. Но обучение дзэн давалось ему нелегко. Когда он был учеником, учитель попросил его изобразить звук хлопка одной ладони. Мамия очень старался, он постился и почти не спал, чтобы только найти правильный ответ. Но мастер никогда не был доволен. Однажды он даже сказал: -- Ты недостаточно трудишься. Ты слишком любишь комфорт, слишком привязан ко всему хорошему в жизни, ты даже слишком привязан к тому, чтобы найти ответ как можно скорее. Лучше бы ты умер. В следующий раз Мамия совершил перед мастером драматический поступок. Когда его попросили изобразить звук хлопка одной ладони, он упал на пол и притворился мертвым. -- Ну хорошо, -- сказал мастер, -- ты умер. Но как насчет хлопка одной ладони? Открыв глаза, Мамия ответил: -- Я не смог найти ответ на этот вопрос. Услышав это, мастер заорал от гнева: -- Идиот! Мертвые не разговаривают. Убирайся от сюда! Ты можешь быть непросветленным, но будь хотя бы последовательным! Ананд был самым преданным учеником Будды. По прошествии нескольких лет после смерти Будды было решено созвать Великий Съезд Просветленных людей. Один из учеников рассказал об этом Ананду. В то время Ананд еще не был просветленным, хотя на протяжении многих лет усердно стремился к этому. Потому его не пригласили на съезд. Накануне созыва съезда Ананд все еще оставался непросветленным и принял решение энергично практиковать всю ночь и не останавливаться до тех пор, пока не добьется поставленной цели. Но он добился лишь одного -- полностью выбился из сил. Несмотря на все усилия, он не продвинулся вперед ни на йоту. Ближе к рассвету Ананд решил сдаться и отдохнуть немного. В этом состоянии, когда он полностью потерял всякое желание, даже желание просветления, он положил голову на подушку. И неожиданно стал просветленным! Однажды река сказала искателю истины: Неужели действительно нужно мучить себя стремлением к просветлению? Не важно, куда я поверну, я всегда возвращаюсь домой. Комментарии (1) |
|