Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Соболев А. Загробный мир по древнерусским представлениямОГЛАВЛЕНИЕМЕСТОПРЕБЫВАНИЕ ДУШИ ПО СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА (МОГИЛА)Кроме обряда сожжения умерших, у наших пред ков-язычников мы встречаем и обряд погребения умер ших в земле. Этот обычай погребать умерших в земле вообще нужно считать древнейшим, ибо человечество долго жило, пока не овладело великим оружием — огнем, чтобы предавать сожжению своих мертвецов. «Он появился, — говорит Котляревский, — в первобытную эпоху у человека-младенца из подражания природному явлению — заходу или смерти в земле великого светила, лучезарного владыки и отца древних людей — солнца» [91, 179 — 180]. На Руси обряд погребения существовал наравне с сожжением. Это доказывается как показания ми арабских писателей, так и сказаниями летописца. Так, арабский писатель Ибн-Фоцлан говорит о сожжении, почти в то же время другой арабский писатель Ибн-Дос- та, напротив, упоминает о погребении 96 . Летописец, го воря о славянских племенах, упоминает о сожжении умерших у радомичей, вятичей и кривичей; он же гово рит и о погребении во времена язычества предка. Так, под 882 годом читаем: «и оубиша Аскольда и Дира, несо- ша на гору, и погребоша и на горе» [143, 10]. Находим сказание о погребении и под 912 г .: «Умре Олег, — чита ем здесь, — и плакашася по нем вси людие плачем вели ким, -
и несоша и, погребоша на горе, еже глаголеться Щековица; есть же могила его до сего дни, словеть могы- ла Олегова». Под 945 г ., говоря о смерти Игоря, летопи сец прибавляет, что древляне, убив Игоря, «погребли его» [143, 16, 23]. Родственные нам славянские народы тоже употребляли погребение наравне с сожжением и «даже, — говорит Гильфердинг, — можно было бы усумниться в существовании сожжения, если бы за него не говорило непреложное свидетельство урн с пеплом» [49, 192]. Вот как описывает арабский писатель Ибн-Доста в своей «Книге драгоценных драгоценностей» древнерусский обряд погребения: «Когда, — пишет он, — у рус ских умирает кто-либо знатный, то выкапывают ему мо гилу в виде большого дома 97 , кладут его туда и вместе с тем кладут в ту же могилу как одежду его, так и брасле ты золотые, которые он носил; далее опускаю! 1 туда мно жество съестных припасов, сосуды с напитками и дру гие неодушевленные предметы ценности. Наконец, кла дут туда, в могилу, живую и любимую жену покойника. Затем отверстие могилы закладывается, и жена умира ет в заключении» [45, 270; 91, 55; 209, 675]. Это сказа ние арабского писателя вполне подтверждается, как мы уже ранее видели, раскопками и былиной о Потыке Ми- хайле Ивановиче. Остановив внимание на обряде погребения, мы ви дим, что предок снабжает умершего всем необходимым и любимым им при жизни и даже женой. Он также все внимание сосредоточивает на том, чтобы земля не стес няла умершего — делает могилу «в виде большого дома», говорит Ибн-Доста, а раскопки указывают, что края мо гил нередко обкладывались камнями и имели каменный или деревянный потолок и были просторны [4]. Такие действия предка указывают, что он считал возможным жизнь души умершего в земле, около своего тела, раз
устраивает такое прочное и большое жилище, ставит к умершему туда различные припасы, необходимые для существования, и даже не разлучает его с женой. Что у древнерусского человека действительно было представление о жизни души умершего в земле около своего тела, на это могут указывать сохранившиеся на Руси поверья, по которым и поныне душа представляется живущей во гробе. Так, простой народ по сие вре мя верит, что души некрещеных младенцев живут в могиле и оттуда жалобно взывают по ночам к людям, прося их окрестить 9 8 . Некоторые же рассказывают, что они хорошо слышали на Светлое Христово Воскресение вой мертвецов в раскольничьих могилах 09 . Душа ведь мы и колдуна, по народному поверью, тоже живет в своем гробе, а посему тела колдунов и ведьм не гниют, а только принимают ужасную форму. Они делаются гор батыми, синими, покрываются чешуей. Глаза вырастают с коровьи, волосы седеют, а на ногах и руках отрастают длинные острые когти. Днем ведьмы и колдуны спят, а ночью выходят из могил, пугают путников, про никают даже в дома и здесь у спящих высасывают кровь; чаще же всего они дерутся между собою, произнося при этом страшные проклятия, и ругаются крепкими рус скими словами. Народ верит, что если ночью прийти с иконами и святой водой к могиле колдуна или ведьмы и разрыть ее, то трупа там не найдешь, а вблизи услы шишь страшный вой. Если же могилу раскопать днем, то там снова можно найти труп на месте, а на лице у него можно увидеть красные подтеки, ссадины и капли свежей крови — знаки ночной драки 100 .
"Слышано в г. Меленках, Владимирской губ. Некоторые крес тьяне даже до сего времени ходят в означенное время на раскольни ческое кладбище, желая услышать вой покойников. 100 Слышано автором в Покровском уезде, Владимирской губ. О ноч ных похождениях колдунов и ведьм смотри также [11, 12, 13]. Следы древнего верования в жизнь души по смерти в земле при своем теле находим и в похоронной приче-ти. Здесь смерть человека считается только переходом в новую хату, домовину, хороминку, каковыми именами обыкновенно обозначается гроб 101 . Так, дочь умершего или умершей, обращаясь к соседям или дальним род ственникам с просьбой сделать гроб или вырыть моги лу, обыкновенно говорит: «Прийдить, будьте ласковы, до нас, та поможете построить моему батькови (чи там матери) нову хату; не схотив у старий жить» [201, 706]. Умерший, однако, не только переходит в новую хату, но и живет в ней. Так, жена, представляя себе бедствия, ждущие ее саму и ее детей после смерти мужа, высказывает желание удалиться из этого мира вместе с по койником и просит его взять с собой: «Ой, пийжи-ж мене до себе У сыру аемлю!» [201, 706] Еще яснее высказывается то же воззрение в словах дочери, оплакивающей мать. Спросив мать-покойницу: «Куды ж ты идешь, — дочь как бы в ответ продолжает: «Яма глубока: туды витер не завие, солнце не пригрие» [27 J . Особенно же ярко говорит об этом представлении северная похоронная причеть. На сегодняшний Господень Божий денечек Тебя ждет в гости любимое гостибище. Твоя милая надежная головушка, — вопит вдова по муже, — у него Там построено хоромное строенъицо — Прорублены решетчаты окошечка, Врезаны стекольчаты околенка, Складены кирпичны теплы печеньки,
Гробы вы, гробы, колоды дубовыя' Всем нам есте домы предвечные Насланы полы да там дубовый, Перекладинки положены кленовыя, Штобы шла да ты, горюша, не качалася, Штаб дубовая мостинка не сгииалася; Пора вставлены там столики точеный, Пора.юсланы там скатерти все браныя, И положены там кушанья сахарныя, И поставлены там питьица медвяныя, Круг стола да ведь етулъицо кленовое, У хором стоит крылечко с переходами; Сожидает тебя надежная головушка [18, 27]. Обращаясь к родственным нам народам, мы и у них встречаем подобное представление. Так, Ведийские гим ны, говоря о погребении умерших, называют могилу « mrmmajo grihas » — земляной дом и указывают на за боту родичей об умершем — на их награждение умер шего в могиле всем необходимым, а также и на заботу устроить могилу так, чтобы земля не стесняла мертве ца, «а это, — говорит Котляревский, — указывает на верование индейцев, что покойник продолжает жить в могиле» [91]. Итак, душа кроме неведомой страны, по представ лению предка, могла жить и в земле около своего тела 102 . Указав на место жительства души в загробном мире, постараемся показать, как предок-язычник представлял себе ее дальнейшую жизнь. 102 Характерными для нас являются слова одного причитанья, ко торые показывают, что русский народ могилу считает местом жительства души, но в то же время полагал и еще два места ее житель ства: неведомую «чужую страну» и «ад». На путь иду долгий, -- так говорит душа в этом причитанье, — По немуже николиже ходих, И во странц иду чужюю, Ид(же никтоже знает мя, Отопюдуже никтоже прииде; И в землю, и в землю иду темную, Идеже не всм, ч по срящет мм; И во aд иду глубок, Отнюдуже ни един возвратисл [22, 63]. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел Религиоведение |
|