Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Яблоков И. Основы религиоведения

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел второй
ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ

Глава VII
НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

§ 8. Иудаизм

Термин "иудаизм" (на иврите "яаадут") происходит от названия
еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библей-
скому повествованию самым многочисленным среди всех 12 еврейских
колен (Числа 1:27). Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конец
XI в. до н. э. - ок. 977 г. до н. э.), при котором Израильско-Иудейское
царство в конце XI в. до н. э. достигло наивысшего могущества. Это
обстоятельство обусловило привилегированное положение иудейского
рода в древнеевропейском государстве, а также тот факт, что термин
"иудей" стал часто использоваться как эквивалентный слову "еврей".
В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая
на рубеже II - I тысячелетий до н. э. среди еврейских племен. В более
широком смысле иудаизм - это комплекс правовых, морально-
этических, философских, в том числе и религиозных, представлении,
определявших на протяжении около четырех тысячелетий уклад жизни
евреев.
Возникновение Будучи продуктом религиозных традиций
и формирование Танах древних цивилизаций Ближнего Востока -
Месопотамии, Египта и Ханаана, иудаизм,
отстаивая на протяжении веков свою самобытность и оригинальность,
вместе с тем никогда не был обособлен от внешних влияний. Пос-
тоянная необходимость адаптации в процессе исторического развития,
сопровождавшаяся упразднением или модернизацией тех или иных
доктрин иудаизма, порождала многочисленные противоречивые тол-
кования при оценке основных его принципов. Так, теософская школа
рабби Симлая (III в. н. э.) полагала, что иудаизм насчитывает 613
догматов. В средние века чрезвычайно популярным было учение
раввина из Египта М. Маймонида (1135 или 1138 - 1204), разрабо-
тавшего 13 принципов веры еврейской религии. Наряду с этим су-
ществовали философские течения, утверждавшие, что в иудаизме
вообще нет догматики. '
Еще на ранней стадии своего становления иудаизм перешагнул за
рамки духовной сферы и активно вторгся в общественно-политическую
практику. Уже тоща его структура приняла достаточно разветвленный
характер и включила в себя по меньшей мере семь основных элемен-
тов: 1) учение о Боге, сущности вселенной и человеке; 2) концепцию
богоизбранности народа Израиля; 3) Священное Писание; 4) свод
религиозных законов, охватывающих также область светского права;

107

5) порядок религиозного ритуала; 6) систему религиозных институтов;
7) кодекс морально-нравственных отношений.
Священное Писание иудаистов (Сфарим) известно также в древ-
нееврейской аббревиатуре как Танах; в него входят Тора (Учение),
или Пятикнижие, авторство которого приписывается пророку Моисею;
Нэвиим (Пророки) - 21 книга религиозно-политического и историко-
хронологического характера; Кэтувим (Писания) - 13 книг разнооб-
разного религиозного жанра. Самая древняя часть Ветхого Завета
датируется X в. до н. э. Работа по составлению канонизированного
. варианта Танаха была завершена в III - II вв. до н. э.
Центральная доктрина иудаизма - вера в единого Бога1, который
бессмертен, вечен, всемогущ, вездесущ и безграничен. Иудаизм про-
поведует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием
чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии
с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через
молитву" а божья воля открывается человеку через Танах.
Хотя иудаизм поставил своей целью признание Бога всем чело-
вечеством, он всегда осуждал и противостоял ассимиляции евреев,
оставаясь мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с народом Из-
раиля. Еще в 444 г. до н. э. иудаистское духовенство настояло на
принятии обязательного закона, запрещавшего евреям вступать в род-
ство с представителями других народов. Уже тогда этот запрет привел
к отделению иудеев от самаритян - так стали называть приверженцев
иудаизма, ассимилировавшихся в годы вавилонского пленения (586 -
538 до н.э.). Ортодоксальные равнины до сих пор не признают за-
конности брака евреев с неевреями. С одной стороны, очертив круг
своих потенциальных сторонников представителями одного народа и
установив крайне жесткие требования для прозелитов, иудаизм не мог
рассчитывать на широкое признание. За длительную историю суще-
ствования еврейской религии лишь Химьяритское царство в Южной
Аравии в 517 - 525 гг. и Хазарский каганат в VIII в., население ко-
торых не было еврейским, провозгласили иудаизм своей государствен-
ной религией. С другой стороны, этническая замкнутость иудаизма
безусловно явилась важным фактором его жизнестойкости, поскольку
он не просто призывал евреев к монотеизму, но и выделял их из всех
других народов, определял евреев как Богом избранный народ, как
народ-мессию, призванный осуществить цивилизаторскую миссию на
земле с целью установления царства мира и справедливости.
Приблизительно во второй половине II тысячелетия до н. э. наряду
с процессом разложения родового строя у части еврейских племен на
смену широко распространенной среди народов Древнего Востока кос-
могонической мифологии приходит идея сотворения мира единым
Творцом. Возможно, не мифические, а вполне реальные библейские
патриархи (Авраам, Исаак, Иаков) начали вести борьбу с

108

политеизмом, а к моменту вторжения еврейских племен в Ханаан и
появления у них первых государственных институтов (II в. до н. э.)
соотношение между мифологизированным язычеством и новой моно-
теистической верой явно склоняется в пользу последней. Племенной
союз (завет) с Богом Яхве нашел свое выражение в "десяти заповедях",
дарованных, согласно библейской традиции, пророку Моисею на
Синайской горе. "Десять заповедей" обязывали евреев соблюдать весь-
ма простые и доходчивые правовые и морально-этические нормы (да
не будет у тебя других богов перед ликом Моим, не убивай, не кради,
не прелюбодействуй, почитай отца твоего и мать твою и т.п.).
Первоначально Яхве не имел храмов, для него возводился шатер
(скиния), где размещался ковчег завета, символизировавший земное
местонахождение Бога. Лишь с образованием централизованного Из-
раильско-Иудейского государства при царе Давиде в 1004 г. до н. э.
ковчег завета был перенесен в Иерусалим, а в 945 г. до н. э. сыном
Давида царем Соломоном (царь 965 - 928 до н. э.) были возведены
царский дворец и храм в честь Яхве. Храм обслуживался сословием
священников (коханим) и их помощников (левитов), которые вместе
с царской знатью составили господствующую верхушку утвердивше-
гося в Ханаане рабовладельческого строя. После отделения в конце
X в. до н. э. от Иудейского царства с культовым центром в Иерусалиме
Израильского (северного) царства появляются новые места отправ-
ления культа Яхве. Однако многобожие у евреев просуществовало еще
несколько столетий, о чем свидетельствует указ царя Иосии (ок. 639
- 608 до н. э.) от 622 г. до н. э. об отмене культов всех других богов,
кроме культа Яхве.
После захвата в 586 г. до н. э. Иудеи (еще раньше Самарии) вой-
сками Навуходоносора (царь Вавилонии в 605 - 562 до н. э.) начина-
ется рассеивание евреев по другим странам, где возникают еврейские
колонии (диаспора). Самая крупная диаспора находилась в Вавилонии,
где в результате соприкосновения евреев с зороастрийской культурой
в иудаизм были привнесены вера в мифы об ангелах и сатане, в за-
гробное царство, бессмертие души. В то же время в годы вавилонского
пленения усилилось стремление к освобождению, и иудаизм стал идей-
ной мотивацией к восстановлению государственной самостоятельности,
принявшей форму движения к возврату на землю библейских предков
с целью воссоздания иерусалимского храма. Во главе "собирания" евре-
ев вокруг иерусалимской святыни находилось жреческое сословие. В
восстановленном в V в. до н. э. иудейском теократическом государстве
Тора была обязательным законом.
Эллинистическое влияние, особенно усилившееся после захвата
Палестины в 322 г. до н. э. Александром Македонским (356 - 326 до
н.э.), привело к тому, что большая часть евреев, расселившихся в
странах Восточного Средиземноморья, не знала иврита - языка Торы.
Это побудило служителей культа иудейской религии перевести Танах

109

на греческий язык. Окончательный вариант перевода, по преданию,
был осуществлен семьюдесятью учеными Египта и получил название
Септуагинта. Полностью процесс канонизации Танаха в Иудее и в
диаспоре был завершен около 100 г. н.э.
Завоевание Иудеи Римской империей сопровождалось разрушением
многих палестинскик городов, в том числе и второго иерусалимского
храма (70 н. э.), массовыми гонениями на евреев. В этих условиях
борьба против римского господства принимает религиозные формы, а
в самом иудаизме возникло несколько религиозно-политических те-
чений, наиболее крупными из которых были фарисеи, саддукеи и
ессеи, что явилось отражением расслоения еврейского общества Иудеи
на различные имущественные и сословные категории. Освободительная
борьба евреев против Рима дала толчок распространению идей
иудаизма среди других народов.
Талмуд Поражение евреев в Иудейской войне 66 -
73 гг. н. э., а также подавление антиримского
восстания Бар-Кохбы в 135 г. обусловили массовую депортацию иудеев
из Палестины и расширение географической зоны их расселения. Важ-
ным общественно-религиозным фактором диаспоры была синагога,
ставшая не только молельным домом, но и местом проведения народ-
ных собраний, на которых решались важные политические и граж-
данско-правовые вопросы. Примечательно, что в эти годы жреческое
сословие утрачивает господствующее положение, и руководство сина-
гогами и еврейскими общинами переходит к законоучителям Торы -
раввинам. Институт раввината с самого начала не имел иерархии, и
приобретение звания раввина зависело от личных способностей,
знания Торы и умения ее истолковывать.
В конце II - начале III в; самым авторитетным раввином Па-
лестины Иегудой га-Наси (вторая половина II в. - начало III в.) на
основе многочисленных комментариев таннаев (законоучителей) к
Торе был составлен сборник правовых норм, получивший название
Мишна (Повторение). В Мишну вошли свод нормативных актов Галаха
(Закон) и Агада (Предание) - собрание рассказов и притч, поясня-
ющих фрагменты из Танаха и Галахи. В IV - V вв. аммораи (тол-
кователи) добавили к Мишне новые законодательные положения. Этот
труд был назван "Гемара" (Завершение). Гемара вместе с Мишной
составили Талмуд (Учение). Различают Талмуд иерусалимский, со-
ставленный в Палестине, и Талмуд вавилонский, созданный в диас-
поре. Талмуд стал основой законодательства, судопроизводства и
морально-этическим кодексом для верующих евреев. Однако очень
скоро большинство его предписаний перестало действовать либо по
причине их архаичности (например, закон о жертвоприношениях),
либо в силу того, что они были вытеснены законодательными актами
тех стран, где жили евреи. Начиная со средних веков и вплоть до

110

наших дней большинство евреев соблюдают лишь один из разделов
талмудического права, касающийся религиозных праздников (Моэд).
Самые значительные из них: шаббат (суббота) - время отдыха и за-
прета на любую деятельность; йом - киппур (день всепрощения) -
суточный пост, символизирующий покаяние; песах (пасха) -
праздник, знаменующий начало весны; суккот и швуот - праздники,
посвященные сбору урожая; симхат Тора (радость Торы) - праздну-
ется по случаю завершения цикла чтения Торы в синагоге. Многие
евреи соблюдают также обряды инициации - обрезание мальчиков на
восьмой день после рождения и церемонии бар-мицва и бат-мицва,
освящающие вступление в совершеннолетие мальчиков и девочек. Все
же многочисленные и обременительные ограничения, ритуалы, пище-
вые запреты и другие предписания Торы и Талмуда соблюдаются толь-
ко немногими ортодоксально настроенными верующими евреями.
Основные направления Сразу после канонизации Талмуда в
иудаизме обозначились два основных направ-
ления: 1) консервативное, отвергающее институт раввината, а зача-
стую и сам Талмуд, и прочие комментарии к Торе (к этому
направлению относятся, например, караимы), и 2) модернистское,
представители которого выдвинули свои варианты приспособления
иудаизма к конкретно-историческим условиям места и времени. Так,
в странах Арабского Халифата в X - XIII вв. под влиянием исламской
и неоплатонической философии широкое хождение получили идеи
рационалистического толкования иудаизма [Саадия Гаон, (892 -
942), Моше Маймонид, Шломо ибн Габирол (1021 - ок. 1050), Иегуда
га-Леви (ок. 1075 - 1141) и др.]. Наряду с рационалистической шко-
лой развивались мистические направления - Мэркава (Божья Ко-
лесница) и Сфирот (магия ивритских чисел и букв). Попытка
дешифровать буквенную символику Торы в целях раскрытия истинно-
го смысла божественного откровения нашла свое наиболее полное вы-
ражение в философии Каббалы и ашкеназийского хасидизма в
средневековой Европе в эпоху крестовых походов и разгула
инквизиции.
В XII - XIII вв. среди еврейских религиозных мыслителей пре-
обладающим мировоззрением становится система философских взгля-
дов Каббалы, она быстро распространилась в странах Европы, особенно
в Испании, а также среди евреев Палестины. Священная книга каб-
балистов - "Зохар" ("Сияние"). Каббалисты исходили из того, что в
Торе в завуалированной форме скрыты ответы на философские воп-
росы о сотворении мироздания и человека; на протяжении столетий
они занимались постижением взаимосвязи и взаимоотношения Бога
и человека, вели умозрительные поиски форм эманации божественного
в материальном мире. Наряду с Каббалой, основанной на принципах
философской логики, возникает Каббала практическая. Ее сторонники

111

уходили от реальностей жизни и в уединении предавались мистиче-
скому созерцанию. Каббалисты этого направления после интенсивных,
специально разработанных тренировок могли вводить себя в состояние
экстатического транса, которое в их представлении символизировало
приобщение человека к божественному откровению. Хотя сторонники
традиционного толкования Торы и каббалисты всегда уживались друг
с другом, мистицизм Каббалы зачастую осуждался и предавался ана-
феме. Так, на редкость привлекательные в XVII - XVIII вв. идеи каб-
балиста Саббатая Цви (1625- 1676), объявившего себя мессией,
вызвали крайне неодобрительную реакцию со стороны большинства
раввинов, а последователи Саббатая Цви были отлучены от общины
иудаистов.
Каббала оказала влияние на возрождение хасидизма2 в XVIII -
XIX вв., который в это время становится доминирующим течением •
еврейской общественной мысли, особенно в Восточной Европе. Соглас-
но хасидскому учению, каждый, кто соблюдает мицвот (заповеди
Торы), при жизни способен стать цадиком - хранителем божествен-
ных тайн. Бааль Шем-Тов (рабби Бешт - ум. 1760) был первым, кто
начал проповедовать среди простого еврейского люда доходчивым язы-
ком идеи хасидизма с его эсхатологическими представлениями о мире,
элементами каббалистической мистики и призывами к аскетизму.
Официальный раввинат первоначально противился влиянию хасидизма
и даже возглавил так называемое движение "митнагдим" ("противо-
стоящие"), которое ставило своей целью отлучение хасидов от
иудаизма. Однако хасидские цадики приобрели столь высокий ав-
торитет в широких народных массах, что оба течения скоро смирились
друг с другом и сосуществуют вот уже около двух столетий.
С середины XIX в. среди евреев Западной Европы и США на фоне
социально-политических и духовных перемен, связанных с
эмансипацией и усилением ассимиляционных тенденций, зарождается
движение за упрощение или отмену наиболее архаичных предписаний
иудаизма. Разнообразные философские и религиозно-политические
ответвления этого движения получили собирательное название -
реформизм. Возникает также и консервативный иудаизм, представля-
ющий собой промежуточное звено между ортодоксальным и
реформистским направлениями в иудаизме. С конца прошлого - на-
чала нынешнего столетия приобретает влияние сионизм - явление
еврейской общественной мысли, представляющей собой политизацию
иудаизма. В основе сионизма лежит идея еврейского государства.
Иудаисты не имеют единого координационного центра, однако с обра-
зованием Израиля это государство становится центром притяжения для
верующих-иудаистов всех направлений и течений.
Своеобразие ориентации отдельных групп в иудаизме связано и
с наличием различных этнических общин в еврейской среде. Начиная

112

со средних веков евреи селились в Палестине и жили автономными
общинами в четырех городах: Иерусалиме, Хевроне, Тверии и Цфате.
Еврейское население этого времени состояло в основном из сефардов
- выходцев из стран Ближнего Востока, Северной Африки и Бал-
канских стран, В позднее средневековье, новое ж особенно новейшее
время наблюдается устойчивый рост ашкеназийской общины - выход-
цев из Европы, Америки, Австралии и ЮАР. В период османского вла-
дычества в Палестине (1517 - 1917) обе общины существовали за счет
халуки (средства, собиравшиеся среди верующих диаспоры и посту-
павшие в Палестину для поддержания еврейских богомольцев на свя-
той земле). Сефардская община была признана турецкими властями,
в то время как ашкеназы считались иностранными подданными, одна-
ко, как и сефарды, обладали своими раввинатскими судами,
религиозными школами, синагогами. С началом британского ко-
лониального управления в Палестине в 1921 г. был избран Верховный
раввинатский совет, возглавляемый двумя главными раввинами- аш-
кеназийским и сефардским. Традиция общинного двоевластия в Вер-
ховном раввинате сохраняется до наших дней. Отправление культа у
сефардов, образ их жизни, многие обычаи и традиции, в том числе
и язык" несколько отличаются от ашкеназийских. Собственных
общинно-религиозных традиций придерживаются йеменские и не-
мецкие евреи, общины самаритян и караимов.
Хотя иудаизм так и не получил в Израиле законодательно офор-
мленного статуса государственной религии, его институты
финансируются из государственного бюджета. Верховный раввинат не
только контролирует религиозные учреждения, но и активно вторга-
ется в светские области. Главной религиозно-политической партией,
представляющей интересы раввината в парламенте (кнессете) и в
правительстве, является Мафдал (национально-религиозная партия).
В городах и поселках Израиля действуют 200 религиозных советов
(моацот датиот); 450 раввинов, находящихся на государственной служ-
бе, ведают оформлением актов гражданского состояния, осуществляют
контроль над кашрутом (система религиозных правил хранения,
приготовления ж употребления пищи), ведут соответствующую работу
в армии. В десяти городах страны: действуют 24 раввинатских суда.
Особенно сильные позиции Верховный раввинат удерживает в
системе образования Израиля. Хотя религиозные школы (ешибот) со-
ставляют 17% от числа всех среднеобразовательных учебных заве-
дений страны, четвертая часть учебного времени во всех израильских
школах отводится на изучение религиозных дисциплин.
Квалифицированные кадры для религиозных институтов готовятся в
основном в религиозном университете им. Бар-Илана, а также на
факультетах иудаистики в Еврейском университете Иерусалима.

 

 


Обратно в раздел Религиоведение










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.