Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Философия. Конспект лекций
ОГЛАВЛЕНИЕ Автор-составитель: Якушев А. В. Вопрос 54. Познание (гносеология)
1. Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности
в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия,
исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также
субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, то есть
самого себя.
174
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо
познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом,
с помощью материальных носителей информации — книг, рисунков, объектов
материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг
Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и
всего человечества.)
В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:
• познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо
для себя, либо для человечества);
• познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других
поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам
материальной или духовной культуры).
2. В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:
• гностицизм;
• агностицизм.
Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на
настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает
потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать
мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность
познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была
выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:
• сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря
ограниченным познавательным возможностям разума);
• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю
сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных
предметов и явлений — "вещей в себе".
Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию
материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:
• идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;
• материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через
свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя.
175
3. Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и
базируется на следующих принципах:
• диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки
зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории,
принципы диалектики;
• историзма — рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического
возникновения и становления;
• практики — признавать главным способом познания практику — деятельность
человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;
• познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;
• объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений
независимо от воли и сознания;
• активности творческого отображения действительности;
• конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в
конкретных условиях.
4. Познающим субъектом является человек — существо, наделенное разумом и
освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.
Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной
и духовной культуры — носителей результатов познания, также является
познавательным субъектом.
Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках
общества.
Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а
именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес
субъекта.
Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.
Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей
действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат
познания называется заблуждением.
Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности,
опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.
Основной формой познания и критерием истины при познании является практика.
Практика — конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и
самого человека.
Главные виды практики:
• материальное производство;
176
• управленческая деятельность;
• научный эксперимент.
Функции практики — то, что она является:
• критерием истины;
• основой познания;
• целью познания;
• результатом познания.
В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание,
логика, интуиция.
Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих
действительность, и логике.
Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.
Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина
самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.
Вопрос 55. Философия истории
1. В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:
• те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный
логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты);
• те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным,
закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов.
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу
особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны):
• формационный подход;
• цивилизационный подход;
• культурологический подход. Имеются также и иные подходы.
2. Формационный подход был предложен основоположниками марксизма — К. Марксом и
Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.
Ключевое понятие, используемое при формационном подходе -
общественно-экономическая формация.
Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность
производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных
связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
177
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены
общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах
предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией.
Каждая формация является более высоким типом организации общества.
Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.
В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и
надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются
производительные силы и производственные отношения. Надстройка — государство,
политические, общественные институты. К переходу от одной
общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом
базисе.
Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а
производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие
между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными
отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят
изменения в экономическом базисе — производственные отношения либо постепенно,
либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым
уровнем производительных сил.
Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки
(либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами
истории) — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне
общественно-экономическая формация.
В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:
• первобытнообщинная;
• рабовладельческая;
• феодальная;
• капиталистическая;
• коммунистическая (социалистическая).
Также им было указано на особый политико-экономический тип общества (фактически
— шестую формацию) — "азиатский способ производства".
Первобытнообщинная формация характеризуется:
• примитивными формами организации труда (редкое применение механизмов, в
основном - ручной индивидуальный труд, изредка — коллективный (охота,
земледелие);
• отсутствием частной собственности — общей собственностью на средства и
результаты труда;
178
• равенством и личной свободой;
• отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти;
• слабой общественной организацией — отсутствием государств, объединением в
племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений.
"Азиатский способ производства" был распространен в древних обществах Востока
(Египте, Китае, Месопотамии), расположенных в долинах крупных рек. Азиатский
способ производства включал в себя:
• ирригационное земледелие как основу экономики;
• отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю,
ирригационные сооружения);
• государственную собственность на землю и средства производства;
• массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем
государства (бюрократии);
• наличие сильной, централизованной, деспотической власти. Коренным образом
отличается от них рабовладельческая общественно-экономическая формация:
• возникла частная собственность на средства производства, в том числе "живые",
"говорящие" — рабов;
• социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение;
• государство и публичная власть.
Феодальная общественно-экономическая формация основывалась на:
• крупной земельной собственности особого класса землевладельцев — феодалов;
• труде свободных, но зависимых экономически (редко — политически) от феодалов
крестьян;
• особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах — городах.
При капиталистической общественно-экономической формации:
• основную роль в экономике начинает играть промышленность;
• усложняются средства производства — механизация, объединение труда;
• промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии;
• основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически
зависимые от буржуазии.
Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу,
Энгельсу, Ленину, будет отличаться:
• отсутствием частной собственности на средства производства;
179
• государственной (общественной) собственностью на средства производства;
• трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны
частных собственников;
• справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта
между всеми членами общества;
• высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда.
Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в
социалистических и постсоциалистических странах. Он имеет как свои достоинства,
так и недостатки. Достоинства — понимание истории как закономерного
объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития,
реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки — неучет
других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность,
оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение
практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической
формации, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический
крах коммунистической (социалистической) формации). 3. Цивилизационный подход
был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975).
Центральное понятие, используемое его сторонниками, — цивилизация.
Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными
традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных
друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.
Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные
цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют
(особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило,
замыкаются в национальных рамках.
К основным цивилизациям относятся (относились):
• шумерская;
• вавилонская;
• минойская;
• эллинская (греческая);
• китайская;
180
• индусская;
• исламская;
• христианская;
• некоторые другие цивилизации.
Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих
внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30
(американская, германская, русская и т. д.).
Движущими силами истории согласно Тойнби являются:
• вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение,
отставание от других цивилизаций, военная агрессия);
• ответ цивилизации в целом на вызов;
• деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).
Развитие всей истории строится по схеме "вызов — ответ". По своей внутренней
структуре цивилизация состоит из:
• творческого меньшинства;
• инертного большинства.
Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на
вызовы, брошенные цивилизации.
Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство
склонно "тушить" энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие
прекращается, начинается застой.
Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются,
растут, живут и умирают.
Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:
• зарождение;
• рост;
• надлом;
• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
4. Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом
Шпенглером (1880 — 1936).
Центральное понятие данного подхода — культура.
Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни.
Культура — автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность.
Культура зарождается, живет и умирает.
Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако
"цивилизация" у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в
рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры,
завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
181
Всего Шпенглером было выделено восемь культур:
• индийская;
• китайская;
• вавилонская;
• египетская;
• античная;
• арабская;
• русская;
• западноевропейская.
Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине XX
в.
5. Помимо формационного, цивилизационного, культурологического, существуют и
иные философские подходы, рассматривающие историю как объективный и
закономерный процесс. Среди них можно выделить подход Гегеля и позитивистский
подход.
Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу,
рассматривал историю как целенаправленный и закономерный процесс освобождения
человека и выделил в нем три этапа:
• восточный (Китай, Египет и др.) — осознает себя и свободен только один человек
— правитель, все остальные — его рабы;
• античный (Греция, Рим, средневековье) - осознает себя и
свободна лишь одна группа, прослойка людей — "верхушка";
все остальные служат ей и зависят от нее;
• германский — осознают себя и свободны все.
Позитивистский подход в несколько измененном виде получил в настоящее время
широкое распространение.
Позитивисты (Огюст Конт) выделяли следующие стадии развития общества:
• традиционную;
• доиндустриальную;
• индустриальную.
На базе данной классификации получила широкое распространение среди современных
западных философов точка зрения о том, что человечество в своем историческом
развитии прошло стадии:
• традиционного;
• доиндустриального (аграрного);
• индустриального;
• постиндустриального общества.
182
Вопрос 56. Будущее
1. Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл
и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно
будущего.
2. На протяжении истории в философии активно дискутировался вопрос: возможно ли
вообще какое-либо достоверное прогнозирование, видение будущего.
Современная философия на данный вопрос дает утвердительный ответ: возможно. В
обосновании возможности предсказания будущего выделяются такие аспекты:
• антологический;
• гносеологический;
• логический;
• нейрофизиологический;
• социальный.
Онтологический аспект заключается в том, что предвидение возможно из самой
сущности бытия — его объективных законов, причинно-следственных связей. Исходя
из диалектики, механизм развития до каждого качественного скачка остается
неизменным, и поэтому можно "проследить" будущее.
Гносеологический аспект основывается на том, что поскольку возможности познания
безграничны (согласно отечественной философской традиции), а прогнозирование —
также вид познания, то само прогнозирование возможно.
Логический аспект — на том, что законы логики всегда остаются неизменны, как в
настоящем, так и в будущем.
Нейрофизиологический аспект основывается на возможностях сознания и мозга к
опережающему отражению действительности.
Социальный аспект заключается в том, что человечество стремится исходя из
собственного опыта развития моделировать будущее.
В философии существуют и точки зрения, согласно которым прогнозирование
невозможно, однако они не пользуются широкой популярностью.
3. В современной западной науке выделяется особая дисциплина — футурология. Ее
создателем считается немецкий ученый Флехтхайм (40-е годы XX в.), который и
предложил термин.
К всемирно известным современным ученым и философам, которые занимаются
проблемами прогнозирования будущего, относятся Г. Парсонс, Е. Ханке, И.
Бестужев-Лада, Г. Шахназаров и другие.
4. В 1968 г. была создана специальная организация "Римский клуб", одним из
направлений деятельности которой является прогнозирование уровня развития
человечества.
183
Особым видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое
занимается предвидением процессов, происходящих в обществе.
Среди них процессы в области:
• производственных отношений;
• науки и техники;
• образования;
• здравоохранения;
• литературы, искусства, моды;
• строительства;
• освоения космоса;
• международных отношений.
Данное направление получило название прогностики и отличается от футурологии
большей конкретностью (изучает социальные процессы, их будущее, а не будущее
вообще).
Вопрос 57. Общая характеристика русской философии
1. Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность
заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно,
самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась
под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма,
рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина,
всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой
непонятных для Запада.
Характерными чертами русской философии являются:
• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
• специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество,
литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется
политической несвободой и жесткой цензурой);
• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной
проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
• большая роль проблем морали и нравственности;
• конкретность;
• широкое распространение в массах, понятность простому народу.
184
Основы предмета русской философии составляли:
• проблема человека;
• космизм (восприятие космоса как единого целостного организма);
• проблемы морали и нравственности;
• проблемы выбора исторического пути развития России -между Востоком и Западом
(сугубо специфическая проблема русской философии);
• проблема власти;
• проблема государства;
• проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный
пласт русской философии);
• проблема идеального общества;
• проблема будущего.
Можно выделить следующие основные этапы русской философии:
• период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;
• философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития
централизованного русского государства (Московской Руси и России);
• философия XVIII в.;
• философия XIX в.;
• русская и советская философия XX в.
2. Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси
относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского
государства - Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и
монголо-татарского завоевания).
Основными темами ранней русской философии были:
• моральные и нравственные ценности;
• объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством;
• государство;
• право;
• природа.
Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются:
• Иларион (основное произведение - "Слове о Законе и Благодати", в котором
популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем
Руси);
• Владимир Мономах (основное произведение — "Поучение", своеобразный философский
морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются
проблемы
185
добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие
морально-нравственные вопросы);
• Климент Смолятич (основное произведение — "Послание пресвитеру Фоме", главная
тема философии — проблемы разума, познания);
• Филипп Пустынник (основное произведение — "Плач", затрагивающее проблемы
взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).
3. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и
развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории,
так и в философии приходится на XIII - XVII вв.
Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:
• сохранение русской духовности;
• христианство;
• борьба за освобождение;
• устройство государства;
• познание.
Среди видных философов данного периода:
• Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основными идеалами которого
были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства;
консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига;
• Философий (XVI в.) — также занимался вопросами христианского богословия,
отстаивал идею преемственности христианства ("Москва - Третий Рим") по линии
Рим - Константинополь — Москва;
• Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности,
выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти,
главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;
• Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозиционной
социально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской
власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную
полемику с Иваном Грозным;
• Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение
церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами
так называемого движения "нестяжателей" (боролись против "иосифлян" —
сторонников сохранения прежних церковных устоев);
• Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом
смысле; Никон — за реформу обрядов и
186
возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной,
Аввакум — за сохранение старых обрядов;
• Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распространения в
русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания);
во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве
первопричины всего сущего видел Бога.
4. Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии.
• философию эпохи петровских реформ;
• материалистическую философию середины и второй половины XVIII в.
К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана
Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.
Основной направленностью их философии была социально-политическая:
• вопросы устройства монархии;
• императорской власти, ее божественности и нерушимости;
• прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);
• войны и мира.
Также философы данного направления занимались и иными вопросами — познания,
нравственных ценностей и др.
Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов,
АН. Радищев.
М.В. Ломоносов (1711 - 1765) в философии был сторонником механистического
материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии.
Также Ломоносовым была выдвинута атомическая ("корпускулярная") теория строения
вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из
мельчайших частиц ("корпускул", то есть атомов) — материальных монад.
Отношение М.В. Ломоносова к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал
наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной
силой и возможностями.
В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали,
нравственности.
На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749 — 1802).
Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев
уделил социально-политической философии. Ее кредо — борьба против самодержавия,
за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.
187
5. Русская философия XIX в. включала в себя ряд направлений:
• декабристское;
• монархическое;
• западническое и славянофильское;
• революционно-демократическое;
• атеистическое;
• теологическое;
• философию космизма.
Более подробно данные направления рассматриваются в вопросе 58.
6. Русская (и советская) философия XX в. представлена, главным образом:
• философией марксизма-ленинизма;
• философией космизма;
• естественно-научной философией;
• философией "русского зарубежья".
Более подробно русская философия XX в. рассматривается в вопросе 59.
Вопрос 58. Русская философия XIX в.
1. Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:
• декабристская философия;
• философия западников и славянофилов;
• философия Чаадаева;
• консервативная религиозная и монархическая философия;
• философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;
• революционно-демократическая философия;
• либеральная философия.
2. Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н.
Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбеккера и других.
Основная направленность философии декабристов — социально-политическая. Ее
опорными идеями были:
• приоритет естественного права;
• необходимость для России правового строя;
• отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;
• личная свобода человека;
• ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его
республикой.
188
3. Историческая философия была представлена творчеством П.Я. Чаадаева (1794 -
1856).
Основными направлениями его философий были:
• философия человека;
• философия истории.
Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной субстанций. Жизнь
человека возможна только в коллективе. Находясь с рождения и до самой смерти в
коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как личность.
Коллективное (общественное) сознание полностью определяет индивидуальное,
субъективное. Жизнь в коллективе — основной фактор, отличающий человека от
животных. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления
частных, узкокорыстных интересов общественным.
Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божественное
Провидение. Воплощение Божественной юли - христианство.
Христианство - стержень, двигатель истории.
Что касается истории России, то, по мнению Чаадаева, Россия "выпала" из
мирового исторического процесса. Будущее России, по Чаадаеву, — вернуться в
мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей
сложившейся столетиями уникальности выполнить историческую миссию в рамках
общечеловеческой цивилизации.
Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств и народов, по
мнению философа, является географический. Главными причинами, вызвавшими
деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, Чаадаев
считал необъятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.
4. Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались
представители философских направлений "западников" и славянофилов.
Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д.
Кавелин, В.Г. Белинский.
Западники хорошо усвоили философские традиции современной им западной философии
(материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию.
По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, "уникального"
исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и
законсервировалась сама в себе.
Благо для России — освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной
страной.
189
Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков,
И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья КС. и И.С. Аксаковы.
Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и
общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему
менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм,
взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).
По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные
традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.
5. В противовес философии декабристов и другим направлениям философии, не
согласующимся с официальной идеологией, возникла так называемая
ортодоксально-монархическая философия. Ее цели — отстоять существующий
общественно-политический и нравственный порядок, нейтрализовать оппозиционную
философию. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: "Православие,
самодержавие, народность". Важную роль в ортодоксально-монархической философии
играло религиозное направление. Его видными представителями были Н.В. Федоров,
К.Н. Леонтьев.
Н.В. Федоров (1828 — 1903) сделал основными темами своей философии:
• единство мира;
• проблему жизни и смерти;
• проблему морали и правильного (морального) образа жизни. Согласно Федорову мир
един. Природа (окружающий мир),
Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном
между ними являются воля и разум. Бог, человек и природа взаимовлияют друг на
друга, взаимодополняют и постоянно обмениваются энергией, имеют в своей основе
единый мировой разум.
"Моментом истины" человеческой жизни Федоров считал ее конечность, а самым
большим злом — смерть. Человечество должно отбросить все распри и объединиться
для решения самой главной задачи — победы над смертью.
Философ верил в такую перспективу. По мнению Федорова, победа над смертью
возможна в будущем, по мере развития науки и техники, но она произойдет не
путем искоренения смерти как явления (так как это невозможно), а путем
нахождения способов воспроизводства жизни, оживления.
По Федорову, надежду на возможность оживления дал Иисус Христос.
Философия Федорова призывает к отказу от вражды, грубости, конфронтации между
людьми и к признанию всеми высших
190
образов морали. Моральная жизнь всех без исключения людей, по Федорову, — путь к
решению всех проблем и всемирному счастью. Согласно философу, в поведении
человека недопустимы как крайний эгоизм, так и альтруизм. Необходимо жить "с
каждым и для каждого".
Другим представителем религиозного направления русской философии был К.Н.
Леонтьев (1831 - 1891).
Одно из основных направлений философии Леонтьева — критика негативных явлений
русской жизни. В центре данной критики был развивающийся капитализм. По мнению
Леонтьева, капитализм — царство "хамства и подлости", путь к вырождению
народа, гибели России. Спасение для России — отказ от капитализма, изоляция от
Западной Европы и превращение ее в замкнутый православно-христианский центр (по
образу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать помимо
православия самодержавие, общинность, строгое сословное деление.
Исторический процесс Леонтьев сравнивал с жизнью человека. Как и жизнь
человека, история каждого народа, государства зарождается, достигает зрелости и
затухает.
Если государство не стремится к своему сохранению, оно погибает. Залог
сохранения государства — внутренне деспотическое единство. Цель сохранения
государства оправдывает насилие, несправедливость, рабство.
Согласно Леонтьеву неравенство между людьми — желание Бога и поэтому оно
естественно и оправдано. 6. Представителями философского религиозного
направления также были известные русские писатели — Ф.М. Достоевский и Л.Н.
Толстой, оставившие, кроме литературного, большое философское наследие.
Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в
социализме, а в опоре на русскую "национальную почву" — обычаи, традиции.
Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека,
должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она
есть "панцирь", оберегающий человека от грехов и зла.
Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его
литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено
два варианта жизненного пути, по которому может идти человек:
• путь человекобожества;
• путь богочеловека.
Путь человекобожества — путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает
всякие авторитеты, в том числе Бога, счи-
191
тает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается
стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как
для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.
Второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремление к нему во всех
своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным,
праведным и спасительным для человека.
7. Другой известный русский писатель, Л.Н. Толстой (1828 - 1910), создал особую
религиозно-философскую доктрину - толстовство. Суть толстовства в следующем:
• многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и
пышный церемониал, культы, иерархия;
• религия должна стать простой и доступной для народа;
• Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть;
• смысл жизни — самосовершенствование;
• главное зло на Земле - смерть и насилие;
• необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;
• в основе поведения человека должно быть непротивление злу;
• государство — отживающий институт и, поскольку оно — аппарат насилия, не
имеет права на существование;
• всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его
— не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.
За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут
анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.
8. Представителями революционно-демократического направления русской философии
XIX в. были:
• Н.Г. Чернышевский;
• народники - Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, ПН. Ткачев;
• анархист П. Кропоткин;
• марксист Г.В. Плеханов.
Общая черта данных направлений - социально-политическая направленность. Все
представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический
и экономический строй, будущее видели по-разному.
Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в
"возвращении к земле" (к идее аграрности России), личной свободе и общинном
укладе жизни.
Народники ратовали за непосредственный переход к социализму, минуя капитализм и
опираясь на самобытность русского
192
народа. По их мнению, для свержения существующего строя и перехода к социализму
возможны все средства, наиболее эффективным из которых является террор.
В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении
государства и считали государство (механизм подавления) источником всех бед.
Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса
социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.
9. Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление.
Наиболее ярким его представителем являлся русский философ B.C. Соловьев (1853 -
1900).
Основными идеалами его философии были:
• идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной,
духовной и др.);
• идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень
нравственности — право, высший — любовь);
• идея прогресса — как всеобщей связи поколений;
• идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых
(телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество;
• идея Бога как выражения добра;
• идея "богочеловека" — жизненного пути личности, который основан на следовании
Богу, добре, нравственности;
• идея Софии — всеобщей Божественной мудрости;
• русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: "Святой Руси" (Москва —
Третий Рим), "Великой Руси" (реформы Петра I) и "Свободной Руси" (дух
декабристов и Пушкина).
Вопрос 59. Русская философия ХХ в.
1. Основными направлениями русской философии конца XIX — ХХ вв. были:
• философия "золотого века" (религиозная философия, космизм);
• естественно-научная философия;
• советская философия;
• философия русского зарубежья.
Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее
основополагающие черты:
• сильное влияние советской традиции (например, материализм, формационный
подход к истории);
193
• обновление, объединение ее различных направлений (советской, зарубежной и
др.), освобождение от догм, приближение к мировой философии.
2. "Золотым веком" духовной жизни России называется период 90-х годов XIX в. —
10-х годов ХХ в. На это время пришелся новый расцвет (ренессанс) русской
литературы, искусства, философии.
Видными представителями религиозного направления того периода были CH.
Булгаков, братья Трубецкие, П.А. Флоренский, СЛ. Франк и другие.
CH. Булгаков (1871 - 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в
единую христианскую "экуменическую" Церковь.
Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе — это
разделение на экономическую, политическую, духовную сферы и разобщенность
внутри них.
В религии — разобщенность христианских церквей (православие, католичество,
протестантизм). Выход из создавшегося положения Булгаков видел в объединении
всех в едином, абсолютном и всемогущем Боге и единой христианской Церкви.
Булгаков выступал сторонником идеи Божественного предопределения судьбы
человека и ответственности человека перед Богом после смерти.
Крупным представителем религиозного направления также был философ и священник
П.А. Флоренский (1882 — дата смерти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в
заключении).
Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. По Флоренскому,
целостный мир антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и
логичность мира, единство и прочность Бога и т. д.).
Знание открывается разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в
будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое
понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство
времени и пространства.
Идеи Флоренского подтвердились благодаря открытиям в области квантовой
механики, теории относительности Эйнштейна и др. физико-математическим
открытиям.
Философское творчество П. Флоренского многогранно. Помимо указанных направлений
его изыскания затрагивают все сферы философии.
3. Космизм — направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий
мир (природу), человека как единое взаи-
194
мосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного направления были
Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.
В.И. Вернадский (1863 — 1945) — крупный русский и советский ученый и
философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы.
По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей
природы. Появляется ноосфера — сфера разума, жизни человека, его материальной и
духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другое области
бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу.
По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в
космос.
К.Э. Циолковский (1857 — 1935) был сторонником идеи вечности, несотворимости,
неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы -
атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие
материальных тел.
Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем — оно распадается на атомы, из
которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот
атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму.
Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни
во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь — неотъемлемая
черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры,
разумные цивилизации.
Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в
общении межпланетных цивилизаций в будущем.
Н.В. Бугаев (1837 — 1902) построил философскую систему космических монад.
Согласно данной теории, весь космос состоит из бесчисленного множества духовных
единиц — монад. Монады концентрируют в себе энергию, знания, "воспоминания
прошлого". Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как
земная, так и вселенская цивилизация.
А.Л. Чижевский (1897 — 1964) создал уникальную и оригинальную философскую
систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле
(биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится
под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на
Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности
Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы —
войны, революции.
195
Свои идеи Чижевский старался выразить не научными понятиями с помощью языка
науки, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе
была признана оригинальной, но имеющей под собой научную почву. В СССР его
"солнцепоклонническая" философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ
подвергался гонениям. 4. Естественно-научная философия была представлена в
творчестве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М.
Ковалевского, К.А. Тимирязева и других.
Основными направлениями естественно-научной философии были:
• материалистическое;
• социально-политическое.
Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев)
рассматривали бытие с точки зрения естественных наук — биологии, химии, физики,
медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и
различие веществ в зависимости от внутреннего строения атома и конфигурации
атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали
возможность познания, изучали его механизм, были сторонниками
материалистического понимания сознания.
Социально-политическое направление было представлено, главным образом,
творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как
единое целое, имеющее многофакторную природу, изучали факторы, воздействующие
на общество (географические, климатические, экономические и т. д.). Развитие
общества, по их мнению, происходит по объективным законам. 5. Начиная с 20-х гг.
ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия (как и
философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская
философия.
В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и
развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и
исторического материализма), что делало ее несколько догматической.
Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И.
Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и
приспособить его к условиям России.
Можно выделить три этапа развития советской философии:
• 1917 — 30-е гг. — время продолжающихся дискуссий при сильном давлении
официального марксизма-ленинизма;
• 30-е — 50-е гг. — период полной идеологизации философии, превращения ее в
служанку официальной власти; сильное,
196
определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских
вопросов;
• 50-е — 80-е гг. — время возрождения самостоятельности советской философии.
К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х — 80-х
гг., можно отнести следующие:
• проблема ценностей;
• проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к "истинному
Марксу", "истинному Ленину";
• проблема гносеологии;
• проблема сознания;
• проблема идеальности;
• проблема культуры;
• проблема философских методов.
Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии:
• Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);
• А. Богданов (теория систем — "тектология");
• А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);
• A.M. Деборин (творческое понимание материализма);
• Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);
• М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);
• В. Асмус (широкий круг исследований);
• Ю. Лотман (общество, философия, история).
6. Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и
философских изысканий в СССР после установления советской власти.
По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло
особое философское направление, получившее название "философия русского
зарубежья". Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А.
Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.
П. С. Мережковский (1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека
и Бога.
По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа:
• языческий;
• приобщения к христианству;
• полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством.
197
Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гармоничная и
добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном
безгосударственном объединении.
Философия Л. Шестова (1866 — 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной
темой был человек, его жизнь, его поступки, его права.
Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека
независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться
реализации своих прав и интересов, "герой" же имеет право открыто
противопоставлять себя обществу.
Философия Н.А. Бердяева (1874 — 1948) носит многоаспектный характер, однако в
ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить
следующие основные положения философии Бердяева:
• высшей ценностью в окружающем мире является свобода;
• свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют основу существования
человека;
• свобода человека подвергается угрозе извне;
• данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые
являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления;
общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его
индивидуальность; задача человека — сохранить свою самобытность, не дать
обществу и государству ассимилировать себя;
• ключевую роль в жизни человека играет также религия;
• Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;
• отношения между Богом и человеком должны быть "на равных"; Бог не должен
выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба;
• человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.
В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль
проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в
СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере
(общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости,
коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она
должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию.
Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество,
основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.
Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает "конец
света" в будущем).
198
Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма —
учения о человеке и его жизни.
Питирим Сорокин (1889 - 1968) - русский философ, живший и работавший в США,
сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества.
Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории:
• стратификации;
• социальной мобильности.
Стратификация — разделение общества на многочисленные социальные группы (по
уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) — страты.
Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная
мобильность населения — возможность перехода из одной страты в другую.
История, по Сорокину, — процесс смены ценностей. Согласно мнению философа
большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост
бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.
Обратно в раздел философия
|
|