Комментарии (1)
УЧЕНИЕ О БОГЕ И ХРИСТОЛОГИЯ
из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ
Идея Бога в трудах мужей апостольских является библейской,
построенной на ветхозаветном понятии о Боге. Бог всемогущ, Он
сотворил мир, явил человеку Свою волю, праведность и благодать.
«Веруй прежде всего, что Бог един, Он сотворил и устроил все и
дал всему бытие из ничего», — сказано в Книге Пастырь Ерма.
Подчеркивается вера в единого истинного Бога («uovcx; akr\Qivoc,
Qeoq»). Какого-то учения о Троице в более позднем смысле еще
не сформулировано, но тринитарная формула встречается,
например, при крещении, и вера в Троицу явно присутствует.
Однако сформулированные представления о том, как три Ипостаси
Божества соотносятся между собой, принадлежат более позднему
времени.
В трудах мужей апостольских многократно подчеркивается бо-
жественность Христа. Христиане «поют песни Христу как Богу»,
говорит Плиний Младший в известных словах из письма импера-
тору Траяну. Христос есть предсуществущий Сын Божий, дей-
ствующий при сотворении мира; Он скрытым образом господству-
ет на небесах и явится как судья живых и мертвых. Наименование
«Бог» относится непосредственно ко Христу, особенно в посланиях
Игнатия. «Ибо Бог наш, Иисус Христос, по устроению Бо-жию
зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого»
(Ефес. XVIII, 2).1
Христос присутствует в Церкви как ее Господь, и христиане
соединены с Ним, причастны Его смерти и воскресению. Это
единство со Христом явно подчеркивается в трудах Игнатия. Хри-
стианам в Смирне он говорит: «Я узнал, что вы
непоколебимо
1 Цит. по: «Писания мужей апостольских», Рига, 1994, с. 315. — Прим. перев.
11
тверды в вере, как будто пригвождены ко кресту Господа Иисуса
Христа и плотию и духом, утверждены в любви кровию Христовой;
и преисполнены веры в Господа нашего, Который истинно из рода
Давидова по плоти, но Сын Божий по воле и силе Божественной»
(Смирн. I).2
В трудах Игнатия есть несколько высказываний, направленных
против христиан-гностиков иудейского происхождения или свя-
занных с ними. В них он говорит о человеческой природе Христа.
Действительная земная жизнь Христа подчеркивается в про-
тивовес тем, кто утверждал, что Христос лишь казался принявшим
человеческий облик, лишь кажущимся образом пострадал и после
воскресения перешел к бестелесному духовному существованию.
Этот взгляд называется докетизм (от «SOKEIV»; например, «не
так, как говорят некоторые неверующие, будто он пострадал
призрачно» [«то SoKeiv awrav TiejiovBevai»] (Смирн. II).3 Борьба с
докетиз-мом очевидно занимает важное место в теологии первой
церкви, поскольку упомянутое учение противоречит основному
содержанию апостольской проповеди о вере в то, что Христос
воистину умер и воскрес. Спасение основывается на историческом
событии, свидетелями которого были апостолы. Когда докетизм
отвергает смерть и воскресение, это связано с тем, что спасение
для приверженцев этого учения связано с абстрактным учением, а
не с деянием Божиим во Христе. Докетизм выступает в нескольких
формах: он или полностью отрицает человеческую природу Христа
через теорию о призрачном теле, или выбирает определенную
часть земной жизни Христа как очевидные факты, отвергая при
этом остальное в евангельском повествовании. Уже в Новом
Завете ведется борьба с Керинфом, гностиком, выступавшим в
Малой Азии, который считал, например, что Иисус лишь при
крещении соединился со Христом, Сыном Божиим, и что Христос
покинул земного Иисуса перед смертью на кресте. То, что Христос
пострадал и умер, считалось несовместимым с божественностью
Христа. Другая докетическая теория (Василид) исходит из того,
что произошла замена и вместо Христа был распят Симон
Кирения-нин, при том, что Иисус избежал смерти на кресте.
По словам Иринея, Евангелие от Иоанна среди прочего имело
целью опровергнуть учение вышеупомянутого гностика Керин-фа.
Для его взглядов было характерно строгое разделение между
человеком Иисусом и небесным духовным существом Христом,
который лишь в течение некоторого времени обитал в Иисусе.
2 Там же, с. 340. — Прим. перев.
3 Там же, с. 341. — Прим. перев.
12
В противоположность этому, Евангелие от Иоанна учит, что «Слово
стало плотью», а таьоке Первое Послание Иоанна говорит о том,
что Иисус идентичен «Христу, пришедшему во плоти» (2:22; 4:2 и
далее).
Подобное противостояние мы видим и в борьбе Игнатия с доке-
тизмом. В противовес тем, кто считает, что Христос пострадал
лишь призрачным образом, он высказывает свое убеждение в том,
что Христос воистину родился от Марии, воистину был распят и
воистину воскресил Самого Себя. Даже после воскресения Христос
остается «во плоти», а не является «бестелесным духом» (Смир-
нянам I-III; Траллийцам X; Поликарпу 111:2; Ефесянам VII:2).
<<назад Содержание дальше >>
Комментарии (1) Обратно в раздел история Церкви
|