Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Одиссей. Человек в истории. 1990г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

А. К. Гаврилов. ТРАДИЦИОННЫЕ ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ НОВИЗНЫ

1. Соотношение понятий «личность» и «индивидуальность» зависит, разумеется, от того, что в них вкладывать. Психолог Б. Г. Ананьев различал их так: индивидуальность дается человеку от природы, личность выражает меру причастности индивида к социальному опыту. Пример Б. Г. Ананьева: Маяковский ярче как индивидуальность, Блок крупнее как личность. Если вкладывать в разбираемые понятия такой смысл, на первый план выступает соотношение природы и культуры в отдельном человеке.

•  Представляется, что само существование историко-филологического знания возможно лишь благодаря тому, что культуры сопоставимы и что каждая из них в принципе способна с помощью дисциплинированного усилия постигать другие, причем важно не соотношение культур во времени, а состояние соответствующих источников. Несмотря на разительное внешнее несходство, в различных культурах обнаруживаются те же элементы и ситуации, всякий раз по-новому связанные друг с другом. Это похоже на смену картинок в калейдоскопе: картинки разнятся, а элементы те же. Различие и родство множества химических соединений — другой аналог.

•  Выражения «античная личность», «средневековая личность» смешны уже в языковом отношении. Полагаю, что этого достаточно для их оценки.

•  Не умею отказаться от представления, что великие произведения выражают эпоху и даже самое главное в ней, хотя по раздумье видно, как это спорно. Значительный художник как будто бы и выражает полнее других свою эпоху, и менее всех от нее зависит. Если где права диалектика, то здесь.

•  Безусловно результативными считаю те приемы, которые давно открыты и тысячекратно использованы в новоевропейской традиции. Отвлекаясь от полезных технических усовершенствований, скажем, что и возможность, и самая желательность новых приемов сомнительны. Что касается убедительной новизны, то она не только возможна, но и неизбежна при соблюдении традиционных научных процедур; это происходит за счет пополнения материала, неустанных усилий мысли и двойной новизны опыта — исторического вообще, а также того, что создается текущим моментом в пределах конкретной науки.

Таково соотношение старого и нового, когда определенный уровень развития науки либо уже достигнут, либо еще не утерян. Потеря уровня разительнее всего сказывается в том, что даже в научных кругах ослабевает способность отличать подлинные достижения и продуктивные приемы от того, что не является таковым. Если ложные познавательные идеалы получают преобладание, упадок традиции происходит в обстановке зловещего ликования.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история
Список тегов:
научная новизна 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.