Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (1) Содержание книгиСТАДИЯ ЗЕРКАЛАиз книги Ж.ЛАПЛАНШ, Ж.-Б.ПОНТАЛИС СЛОВАРЬ ПО ПСИХОАНАЛИЗУНем.: Spiegelstufe. — Франц.: stade de miroir. —Англ.: mirror stage. — Исп.: fase del espejo. — Итал.: stadio dello specchio. — Португ.: fase do espelho. • По Лакану, этап становления человеческого существа между 6 и 18 месяцами (а ); беспомощный младенец, не способный к координации движений, предвосхищает в своем воображении целостное восприятие своего тела и овладение им. Этот единый образ достигается посредством отождествления с образом себе подобного как целостной формой; конкретный опыт такого построения единого образа — восприятие ребенком своего отражения в зеркале. Стадия зеркала представляет собой матрицу и набросок будущего Я. • Концепция стадии зеркала — одно из ранних открытий Ж. Лакана, представленное в 1936 г. на конгрессе в Мариенбаде (la). Эта концепция опирается на ряд экспериментальных данных: 1) на данные детской и сравнительной психологии относительно поведения ребенка перед своим отражением в зеркале (2). Лакан подчеркивал "восторженное приятие [ребенком] своего образа, сопровождающееся ликующей мимикой и игрой в самотождественность собственного образа, и контроль за ним" (За); 2) данные этологии животных о некоторых следствиях зрительного, восприятия себе подобного (Зb) на биологическое созревание и структурирование организма. Значение стадии зеркала связано, по Лакану, с незрелостью новорожденного ( ? ), объективно обусловленной анатомической незрелостью пирамидной системы и отсутствием двигательной координации в первые месяцы жизни ( у ). * 1) Стадия зеркала — это важнейший момент в формировании структуры субъекта, первый набросок Я. Фактически младенец видит в образе себе подобного или же в собственном зеркальном отражении форму (Gestalt), предвосхищающую то телесное единство, которого ему объективно недостает: он ликует, отождествляя себя с этим отражением. Этот первичный опыт становится основой воображаемого характера Я, предстающего в качестве "Я идеального" и "начала всех вторичных отождествлений" (1Ь). Как мы видим, с этой точки зрения, субъект несводим к Я — к той воображаемой инстанции, в которой он себя отчуждает. 2) По Лакану, межличностное отношение, отмеченное воздействием стадии зеркала,— это отношение воображаемое, дуальное, агрессивно напряженное, представляющее Я как другого, а другого — как alter ego (см.: Воображаемое). 3) Эта концепция сходна с фрейдовской трактовкой перехода ОТ автоэротизма* (предшествующего построению Я) к нарциссизму* в собственном смысле слова: то, что Лакан называл "расщепленным телом", относится тогда к первому этапу, а стадия зеркала —к этапу возникновения первичного нарциссизма. -Однако здесь есть и важное различие: у Лакана именно стадия зеркала ретроспективно порождает фантазм расщепленного тела. Это диалектическое отношение проявляется в ходе психоаналитического лечения: иногда страх по поводу расщепления тела порождается нарциссическим самоотождествлением, а иногда все происходит прямо противоположным образом. |
|