Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Интеллигенция - Власть - Народ. АнтологияОГЛАВЛЕНИЕПРИМЕЧАНИЯГЕРЦЕН Александр Иванович (1812-1870), русский революционный демократ, писатель и публицист, оригинальный философ-мыслитель. Основоположник "русского социализма". Формирование его мировоззрения происходило под влиянием учений Шеллинга, Кузена, СенСимона, Прудона, Фейербаха. В развернувшейся в 40-х годах полемике со славянофилами Герцен занимал "западническую" позицию. В 1847 г. эмигрировал за границу. Был свидетелем Революции 1848 г. во Франции и ее поражения, пережил острое разочарование в ценностях буржуазной цивилизации ("С того берега", 1847-1850; "Концы и начала", 18621863). В это время формируется его концепция "русского социализма", основой которого должна стать крестьянская община как альтернатива буржуазному ("мещанскому") развитию европейского общества ("Россия", 1894). Поселившись в Лондоне, Герцен посвятил себя издательско-пропагандистской деятельности. Его издания - альманах "Полярная звезда" и газета "Колокол" оказали огромное влияние на формирование русского демократического общественного мнения. В философии Герцен под влиянием трудов Фейербаха развивал идеи антропологизма, настаивая на необходимости укрепления связи между философией и естествознанием, негативно относился к религии и идее персонифицированного бога. По определению В.И.Ленина, Герцен "вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед историческим материализмом". Однако сам Герцен критически относился к "материалистической метафизике", допускал существование объективного разума в основании природы ("Письма об изучении природы", 1845-1846). Но главным в философии Герцена были все же социально-политические идеи. В конце жизни в статье, написанной в 304 форме писем "К старому товарищу" (М.Бакунину), Герцен сомневается в истинности революционного пути и обращается к идеям социального реформизма. Антологию открывают статьи-письма Герцена, адресованные И.С.Тургеневу, впервые опубликованные в соответствии с замыслом под общим названием - "Концы и начала" в "Колоколе" за 1862-1863 гг. Характеристика в них европейского "мещанства" может быть рассмотрена в качестве исходного пункта истолкования определения интеллигенции как "анти-мещанства". Письма (1, 2, 5) из работы "Концы и начала", печатаются по тексту: Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1959. Т.16. С.129149, 167-172. 1. Герцен имеет в виду польское восстание 1863 г. 2. Имеется в виду эпизод из "Божественной комедии" ("Ад") Данте, в котором воры в драке чудесным образом превращаются друг в друга. 3. Говоря о волне национализма, охватившей русское общество в период польского восстания, Герцен упоминает ноты министра иностранных дел кн. А.М.Горчакова. 4. Имеется в виду генерал-губернатор Северо-Западного края М.Н.Муравьев, прозванный за проявленную жестокость при подавлении польского восстания 1863 г. "вешателем". 5. Хотя адресатом писем "Концов и начал" был И.С.Тургенев, Герцен обращается к обобщенному образу русского западника-идеалиста. 6. Имеется в виду цикл стихов Гёте "Западно-восточный Диван". 7. "Кампо Санто" - знаменитое кладбище на соборной площади в Пизе с многочисленными скульптурными украшениями мастеров школы Джотто. 305 8. В скульптурном памятнике Роберт Пиль, премьер-министр Великобритании, изображен облаченным в римскую тогу. 9. Генриху IV приписывают высказывание, что он хотел бы видеть по воскресеньям курицу на столе каждого француза. Позднее в русском варианте - "курица во щах" - это афористическое пожелание было повторено Екатериной II. 10. Речь идет об освобождении французских крестьян от личной зависимости без земли и введении частной собственности на землю, что, по мнению Герцена, привело к пауперизации значительной части нации и обогащению "малого числа избранных". В этом он усматривает корни мещанства. 11. Приведена фраза из псалма М.Лютера ("Бог - наша твердыня"), служившего в качестве гимна протестантов во время Реформации. 12. Имеется в виду художник А.А.Иванов (1806-1856). 13. Лев св.Марка - эмблема Венецианской республики, которая стремилась освободиться от власти австрийцев, государственным символом которых был черно-желтый флаг. 14. Герцен имеет в виду политику Кавура, способствовавшего повороту Италии на путь буржуазного ("мещанского" в понимании Герцена) конституционализма, образцом которого считалась тогда Бельгия. Этому пониманию служит и библейская метафора. 15. В русской общественной мысли образ Китая часто использовался в качестве символа социально-политического застоя и уравнительного утилитаризма. 16. Герцен отдает здесь явное предпочтение героям революции 1789 г. с их несбыточными мечтаниями (тип дон-Кихота) перед их преуспевающими внуками ("разбогатевшими французскими мещанами"). 17. См. "Былое и думы". ч.5. "Рассказ о семейной драме". 306 ЛАВРОВ Петр Лаврович (псевдонимы: П.Миртов, С.С.Арнольди) (1823-1900), русский философ, социолог, общественный деятель, публицист. Философские и идейно-политические взгляды Лаврова сформировались в атмосфере сороковых годов, ознаменовавшихся критическим переосмыслением немецкой идеалистической философии и распространением философии Фейербаха и позитивизма. В общественно-политическом плане это был период распространения под влиянием Н.Г.Чернышевского и А.И.Герцена революционно-демократических идей и позднее их консолидации в политические программы народничества. Лавров был связан с тайным обществом "Земля и воля". После неудачного покушения Д.В.Каракозова в 1866 г. на Александра II он был арестован и сослан под надзор полиции. В ссылке им были написаны "Исторические письма 1868-1869 гг.", воспринятые демократической молодежью как нравственное кредо интеллигенции в борьбе за освобождение народа. В 1870 г. Лавров бежал за границу, участвовал в Парижской коммуне, примкнул к Интернационалу, не отказываясь, однако, от своих народнических взглядов. Активно работал в заграничной секции "Народной воли", издавал газету "Вперед", пропагандировавшую идеи крестьянской социалистической революции. В философско-теоретическом плане Лавров по праву может считаться основоположником русской школы культурной антропологии. Он развивает субъективный метод антропологии, настаивая на цельности, самостоятельности человеческой личности, активность которой снимает не только дуализм природного вещества и души, но действительности и идеала. Определение идеала общественного прогресса требует критического отношения к 307 действительности, что является задачей критически мыслящих личностей; переход от идеала к действительности требует поддержки масс. К основным трудам Лаврова по антропологии, кроме "Исторических писем", относятся "Антропологические этюды", "Антропология в Европе", "Цивилизация и дикие племена". Заслуживают внимания и труды Лаврова по философии истории. Основной проблемой, решение которой Лавров ищет в истории человеческой мысли и в общественном движении, является становление критически мыслящих личностей и пути их сближения с народом. "Исторические письма" были впервые опубликованы в 1868-1869 гг. в еженедельнике "Неделя" под псевдонимом П.Миртов. Отдельной книгой письма вышли нелегально в 1870 г. без указания автора. В антологии представлены письма пятое и шестое, которые печатаются по тексту: Лавров П.Л. Философия и социология. Избр. произв.: В 2 т. М., 1965. Т.2. С.87110. 1. В четвертом письме "Цена прогресса" Лавров развивает тезис, что "за прогресс едва заметного меньшинства заплачено миллиардами жизней, океанами крови, несчетными страданиями и неисходным трудом поколений" (С.80-81). 2. См. русский перевод книги Луи Блана "История французской революции". СПб. 1902. Т.1. 3. Лавров сталкивает здесь две противоположные идеи: Луи Блана о примате общества, построенного по принципам живого организма со строгой субординацией отдельных органов, и индивидуализм физиократов с их принципом laissez faire, laissez passer (позволить событиям развиваться естественным путем), полагая, что его концепция позволяет преодолеть обе крайности, подчинив их другу другу. 308 4. Имеется в виду закон постоянства состава химических соединений, открытие которого приписывается французскому химику Ж.Прусту. ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (18311891), русский религиозный философ. Врач по образованию, дипломат по профессии, консерватор по убеждениям, мистический эстет по мировосприятию, религиозный (православный) аскет по призванию - Леонтьев является камнем преткновения при определении его места в истории русской философской мысли. Одни относят его к реакционерам, ставя знак равенства между реакцией и консерватизмом, другие видят в нем пророка русской самобытности, третьи характеризуют учение Леонтьева как разложение славянофильства, хотя он тяготел более к Герцену. Его обличают за то, за что превозносят Ницше, и превозносят за то, за что обличают как реакционера М.Н.Каткова. В философском мировоззрении Леонтьева можно выделить три переходящих друг в друга и вступающих в противоречие потока: эстетизм, историософия, антропологизм. Если через эстетизм в его творчество проникают гуманистические тенденции, то в антропологии, развиваемой на основе строгой православной ортодоксии, он приходит к выводу, что "наивный, покорный авторитетам человек" "ближе к истине", чем свободомыслящий либерал. В этом ключе выдержана публикуемая в книге статья "Как надо понимать сближение с народом?". В историософии Леонтьеву принадлежит идея "триединства исторического процесса", которую пронизывает глубокий "исторический фатализм". Леонтьев не создал философской системы. Среди его публикаций следует выделить: "Византизм и славянство" (1875). 309 Статья "Как надо понимать сближение с народом?" была впервые опубликована в 1880 г., печается по тексту издания: Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство. М., 1885. Т.2. С.159-171. 1. См.: О граде Божием // Творения Блаженного Августина Епископа иппонийского. Киев, 1906. Ч. 3 и 4, кн.10-13. 2. В статье Леонтьев развивает идеи этического пессимизма Эдуарда Гартмана. Этому служат и цитаты из книги последнего "Религия будущего" (франц.). 3. Имеется в виду теория прогресса, как она представлена у Бокля. ИВАНОВ-РАЗУМНИК (Иванов Разумник Васильевич) (1878-1946), литературовед и социолог. Родился в дворянской семье в Тифлисе, окончил математический факультет Петербургского университета. Печататься начал в 1904 г. в "Русской мысли" (статья о Н.К.Михайловском), затем публиковался в "Русском богатстве", "Русских ведомостях" писал о И.А.Бунине, А.И.Герцене, В.Г.Белинском, Л.Н.Толстом, Андрее Белом, А.Блоке. Основная работа - "История русской общественной мысли" в двух томах, вышла в 1906 г. и пользовалась большой популярностью. В книге история общественной мысли России представлена как история русской интеллигенции, содержанием которой является борьба интеллигенции с мещанством. Иванов-Разумник был составителем и редактором ряда собраний сочинений и воспоминаний. После Октября 1917 г. примыкал к левым эсерам, работал в их литературных изданиях, в частности в издательстве "Скифы", где поместил свои статьи о Есенине, Орешине, Клюеве. В период с 1921 по 1941 г. неоднократно арестовывался, сидел в тюрьмах ГУЛАГа, 310 отбывал ссылку. В октябре 1941 г. оказался на оккупированной гитлеровцами территории (г.Пушкин), откуда был вывезен в г.Кониц, где до лета 1943 г. сидел в фашистском концентрационном лагере. За годы пребывания в Германии много писал, однако большая часть из написанного погибла. Несколько очерков литературно-критического характера вошли в книгу "Писательские судьбы", вышедшую на русском языке в США в 1951 г., там же в 1953 г. была опубликована рукопись автора "Тюрьмы и ссылки". Скончался Иванов-Разумник в августе 1946 г. в Мюнхене. Статья "Что такое интеллигенция?" была впервые опубликована в двухтомном труде "История русской общественной мысли" в 1907 г. Печатается по тексту 4-го издания (СПб., 1914). С.3-20. 1. Имеется в виду направление в социологии XIX-XX вв. (в России П.Ф.Лилиенфельд), пытавшееся объяснить социальную жизнь биологическими законами на том основании, что ее, как и жизнедеятельность всякого организма, характеризует целесообразность, специализация органов и т.д. В начале XX в. концепция органической школы утратила популярность. 2. Истоки интеллигенции Иванов-Разумник усматривает в идейной борьбе двух церковных партий XV-XVI вв. нестяжателей и "осифлян", представленных Нилом Сорским и Иосифом Волоцким. 3. Речь идет о кружке единомышленников Максима Грека, приглашенного в 1518 г. в Россию Василием III для исправления переводов церковных книг и поддержавшего партию нестяжателей в православии. 4. Речь идет о штяхетско-польской ориентации группы русских феодалов начала XVII в., во главе которой стоял Салтыков 311 Михаил Глебович, руководивший в 1601-1602 гг. русским посольством в Польше. 5. Имеется в виду просветительская деятельность религиозно-национальной организации православного монашества ("Братства"), созданной в Киеве ок. 1615 г. Киевское "Братство" открывало школы и типографии, вокруг которых собирались культурные силы общества, а позже (1631) на их основе митрополитом Петром Могилой была основана Киево-Могилянская коллегия, первое у нас высшее учебное заведение. 6. Имеется в виду кружок образованных людей высшего сословия, собиравшийся по инициативе историка В.Н.Татищева, изложившего позднее свои взгляды на образование в "Разговоре о пользе наук и училищ". 7. См. нашу публикацию "Исторических писем" Лаврова в книге (письма пятое и шестое). 8. См.: Арнольди С.С. (Лавров). Кому принадлежит будущее? Из рукописей 90-х годов. М., 1905. С.230. 9. См.: Исторические письма. Письмо девятое. МЕРЕЖКОВСКИЙ Дмитрий Сергеевич (18661941). В конце 80-х - начале 90-х годов XIX в. получил признание как один из ведущих поэтов-символистов, религиозный писатель и философ. Известен как автор философскоисторической трилогии "Христос и Антихрист", исследования "Л.Толстой и Достоевский". В 1902 г. выступил одним из инициаторов СанктПетербургских религиозно-философских собраний, был одним из наиболее активных их участников, а позже - создателем СанктПетербургского религиозно-философского общества. Уже в первом десятилетии нашего века Мережковский выдвинулся в число лидеров религиозно-философского ренессанса, стал одним из самых печатаемых в России и за 312 рубежом писателей. В то же время он являлся объектом нападок со стороны критиков, обвинявших его в рационализме и тенденциозности литературных произведений. В результате происшедшего после революции размежевания в среде интеллигенции Мережковский оказался среди наиболее непримиримых противников "Вех", столь же резко он выступил и против П.Б.Струве в полемике, развернувшейся вокруг статьи последнего "Великая Россия". В этот же период он активно печатается как публицист, находящийся по своим политическим воззрениям между кадетами и эсерами. Мережковский встретил резко отрицательно приход к власти большевиков и в 1921 г. эмигрировал. В эмиграции продолжал активно публиковаться, но принципиально нового с философской точки зрения ничего не создал. После прихода немцев во Францию занял коллаборационистскую позицию. Статья "Грядущий хам" - самое известное его произведение по вопросам социальной философии и политики, впервые была опубликована в 1906 г. Печатается по тексту: Мережковский Д.С. Полн.собр.соч. М., 1919. Т.14. С.5-39. 1. Здесь и далее Д.С.Мережковский несколько вольно цитирует статью А.И.Герцена "Концы и начала". См. нашу публикацию в книге (письма первое, второе и пятое). Ссылки на письма, не вошедшие в книгу, отмечены особо. 2. См.: Герцен А.И. Концы и начала. Письмо седьмое. 3. Имеется в виду работа М.А.Бакунина "Бог и государство", которая на русском языке появилась в 1906 г. 4. См.: Письма М.А.Бакунина к А.И.Герцену и Н.П.Огареву. СПб., 1906. С.283-284. 313 5. См.: Герцен А.И. Концы и начала. Письмо шестое. 6. Бакунин М.А. Бог и государство. М., 1906. С.19. 7. Речь идет об анархистской организации Международный альянс социалистической демократии, образованной Бакуниным в 1868 г. в составе Интернационала. В 1869 г. в результате идеологической борьбы с марксистским ядром последнего Альянс формально был распущен, но практически продолжал свою деятельность. 8. Под "тремя основами" Мережковский подразумевает пресловутую формулу министра просвещения С.С.Уварова "православие, самодержавие, народность", положенную в основу политики "официальной народности". 9. Дрезденская революция - восстание в Дрездене во время прокатившихся в 1848-1849 гг. по Европе революций. ТРОЦКИЙ (Бронштейн) Лев Давидович (1879-1940). Начинал свою политическую деятельность как народник, но затем примкнул к социал-демократам. С 1902 г. становится одним из ведущих политических деятелей социал-демократического направления и публицистом. Характерной чертой деятельности Троцкого являлся последовательный и принципиальный левый радикализм. В 1912 г. он был исключен из РСДРП. Но в 1917 г. вступил в нее снова с группой так называемых "межрайонцев" и стал членом ЦК партии большевиков, будучи одновременно председателем Петросовета. После октябрьского восстания стал Председателем Реввоенсовета и наркомом по военным и морским делам. Троцкий занимал этот пост до января 1925 г. В указанный период он стал настолько крупной фигурой, что по популярности и влиянию с ним мог сравниться только Ленин. Тогда же начинает выходить 314 первое издание его собрания сочинений, в котором представлены главным образом статьи на злободневные политические темы. В 1927 г. на XV съезде ВКП(б) Троцкого исключают из партии. Затем он подвергается ссылке в АлмаАту, откуда в 1929 г. высылается за пределы СССР. В 1938 г. он основал IV Интернационал, существующий и поныне. Убит в своем доме в Мексике агентом ГПУ. Статья "Об интеллигенции" впервые была опубликована в 1912 г. в "Киевской мысли". Печатается по тексту сборника: Троцкий Л. Литература и революция. 2-ое доп. изд. М., 1924. С.280-295. 1. Статья, датируемая автором 1912 г., начинается с характеристики "скверных лет реакции", наступивших после поражения революции 1905 г. Отсутствие в ней какой бы то ни было авторской реакции на "Вехи", вызвавшее большой ажиотаж общественной мысли, позволяет предположить, что она была написана не позже 1909 г. 2. Имеется в виду М.Е.Салтыков-Щедрин. 3."Речь" - влиятельнейшая кадетская газета, редактируемая П.Н.Милюковым. 4. Имеется в виду двухтомный труд Иванова-Разумника "История русской общественной мысли", методология которого изложена автором во вводной статье "Что такое интеллигенция?". См.: нашу публикацию в книге. 5. Имеется в виду работа Мережковского "Грядущий хам". См. нашу публикацию в книге. 6. Разгоном II Государственной Думы 3 июня 1907 г. датируется обычно начало периода реакции, наступившего после революции 1905 г. 7. Имеются в виду изыскания народовольца Н.А.Морозова, проведенные во время его заключения в Шлиссельбургской крепости, направленные на выведение 315 математического алгоритма исторического процесса. БЕРДЯЕВ Николай Александрович (18741948). Родился в Киеве. В начале своего творческого пути прошел через увлечение марксизмом, даже отбыл ссылку за участие в революционном студенческом движении. В своей первой книге "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии", снабженной обширным предисловием П.Б.Струве (1901), он выступил с критикой взглядов лидера народничества Н.К.Михайловского с позиций марксизма, хотя и не ортодоксального, за что книга получила резко отрицательную оценку Г.В.Плеханова. Это послужило определенной вехой отмежевания близкой Бердяеву группы мыслителей от марксизма. Выражением этого процесса стал сборник "Проблемы идеализма". В дальнейших работах Бердяева явно наметился переход к религиозной философии, о чем свидетельствуют книга "Новое религиозное сознание и общественность" (1907) и сборник "Sub specie aeternitatis" (1908). Этот процесс завершился участием в программном сборнике "Вехи", появившемся в период политической реакции (1909) и вызвавшем обширнейшую полемику в философской и общественнополитической литературе. "Вехи" открывает статья Бердяева "Философская истина и интеллигентская правда". Работы, посвященные социальным проблемам этого периода, собраны в книге "Духовный кризис интеллигенции" (1910). Окончательно мировоззрение Бердяева складывается к первой мировой войне, что отражает его первая концептуальная работа "Смысл творчества" (1916). После Октября Бердяев был избран профессором Московского университета, основал Вольную академию духовной культуры. Работы по социальным вопросам этого периода собраны в книге "Судьба России" (1918). Его 316 негативное отношение к революции нашло отражение в статье "Духи русской революции" в сборнике "Из глубины" (1918), в котором приняли участие и другие авторы "Вех". В 1922 г. с большой группой других философов и ученых Бердяев был выслан из Советской России. Дальнейшая его научная деятельность развернулась в Париже. Там им опубликованы основные философские труды, принесшие ему мировую известность: "Философия неравенства", "Смысл истории", "Новое средневековье", "Русская идея", "Опыт эсхатологической метафизики", "Самопознание". Одновременно Бердяев ведет большую общественно-просветительскую деятельность в среде русской эмиграции, издает журнал "Путь". К концу жизни Бердяев эволюционирует в сторону христианскодемократического мировоззрения. Об этом свидетельствуют такие его работы, как "Христианство и классовая борьба", "Истоки и смысл русского коммунизма", "О назначении человека", "О рабстве и свободе человека" и самая последняя его работа "Царство духа и царство кесаря". Статья "Бунт и покорность в психологии масс" печается по тексту: Бердяев Н.А. "Духовный кризис интеллигенции". СПб., 1910. С.73-83. Статья "Философская истина и интеллигентская правда" была впервые опубликована в сб. "Вехи", печатается по тексту его 2-го издания. С.1-22. Статья "Кризис интеллекта и миссия интеллигенции" печатается по тексту: Новый град. Париж. 1938. №13. С.5-11. КИСТЯКОВСКИЙ Богдан Александрович (1869-1920), видный правовед, философ, социолог. Член партии кадетов. Сын известного правоведа А.Ф.Кистяковского. Развивал концепцию естественного права с его 317 утверждением неотчуждаемых исконных прав человека, их независимости от государства: закон выше политической и экономической власти, его задача - подчинение политики и экономики либеральным целям, защите жизни отдельного человека. Либерализм и демократический социализм считал двумя стадиями современного правового государства. Жизненную силу права и его нераздельность с человеческой свободой доказывал, обращаясь к междисциплинарному материалу - историкокультурным, экономическим, социальнополитическим и юридическим реалиям. Отстаивал ценность частных методов социальных наук. Наиболее известные работы в этой области - "Проблемы и задачи социальнонаучного познания", "Социальные науки и право". Кистяковский был великолепным знатоком русского права, это послужило причиной того, что Макс Вебер выбрал его своим консультантом при написании работы о политических партиях в России. В философских воззрениях основывался на идеях трансцендентального идеализма, автор книг "Категория необходимости и справедливости", "Категория возможности". Статья "В защиту права (интеллигенция и правосознание)" впервые была опубликована в 1909 г. в сборнике "Вехи", печатается по тексту 2-го издания этого сборника. С.125155. ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950). Пережив довольно краткий период увлечения марксизмом, Франк в первой же своей книге "Теория ценности Маркса и ее значение" (1900) выступил как его критик. Был достаточно известным публицистом-философом ("Философия и жизнь", 1910). Активно участвовал в веховском движении. После этого полностью ушел в академическую философскую работу и к политическим вопросам почти не 318 возвращался. В 1915 г. вышла его первая крупная работа "Предмет знания", где Франк развил оригинальный вариант интуитивизма. На его философскую концепцию особенно сильное влияние оказал Вл.Соловьев с его идеей всеединства. Эти темы были продолжены в книге "Душа человека" (1917), серии лекций "Очерки методологии общественных наук" (1922), статьях, собранных в книгу "Живое знание" (1923). Занимал кафедру философии в Саратове, а с 1922 г. - в Москве. Франк отрицательно относился к захвату власти большевиками, принял участие в сборнике "Из глубины" (1918 г.). В 1922 г. в числе других деятелей культуры был выслан из России. В эмиграции написал ряд работ, завершающих его философскую систему: "Духовные основы общества" (1930), "Непостижимое" (1939), "Свет во тьме" (1941, изд. 1949), "С нами Бог" (1941, изд. 1964), "Реальность и человек" (1949, изд. 1956). В то же время Франк писал и популярные философские работы на социальные и культурологические темы: "Крушение кумиров" (1924), "Смысл жизни" (1925), "Основы марксизма" (1926). Автор первой биографии П.Б.Струве Статья "Этика нигилизма (к характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции)" была впервые опубликована в сборнике "Вехи", печатается по его 2-му изданию. С.175-210. 1. "Санинство" - по фамилии главного героя романа М.П.Арцыбашева "Санин" как синоним аморализма и сексуальной распущенности. 2. Речь идет о знаменитом произведении М.Штирнера, теоретика анархизма, "Единственный и его собственность", в котором гипостазирование "Я" дошло до такой степени, что все, что не укладывалось в рамки "Я" и его интересов, объявлялось ненужным. 319 3. "Мистические анархисты" - течение в среде русской литературной богемы, возникшее в начале XX в., хронологически предшествовавшее появлению богоискательства. Характерной чертой этого течения было участие в нем многих деятелей литературы и искусства, придерживавшихся социалдемократической или эсеровской ориентации. 4. Под индивидуалистическим рационализмом следует понимать модель человека, разработанную в философии и социальных науках Нового времени. 5. Под философией реакционной романтики автор понимает то направление в общественнополитической мысли, которое выступило с критикой данной модели человека и вытекавшего из нее политического устройства общества. Как правило, критика велась под знаком возвращения к докапиталистической эпохе. СТРУВЕ Петр Бернгардович (1870-1944). В молодости стал одним из духовных лидеров русского легального марксизма, приобрел известность как талантливый экономист. Его первая книга "Критические заметки. К вопросу об экономическом развитии России" (1894) сыграла важную роль в становлении русской социал-демократии как интеллектуальнополитического течения и в ее борьбе с народниками. Крупные заслуги он имеет и как историк-экономист ("Крепостное хозяйство", 1913). Магистерская диссертация "Хозяйство и цена" (Ч.1, вв.1-2, 1915-1916) поставила Струве в число ведущих теоретиковэкономистов. Струве медленно эволюционировал от социал-демократии к леволиберальному мировоззрению. Будучи автором первых программных документов РСДРП, он через несколько лет начал издавать журнал "Освобождение", собравший вокруг себя многих будущих лидеров кадетов. Вся его эволюция до 320 1902 г. нашла отражение в сборнике статей "На разные темы" (1902). В период революции 1905-1907 гг. он был одним из виднейших деятелей партии кадетов и издателем журнала "Полярная звезда". После революции интеллектуальное развитие Струве вступает в новую фазу либерализма, концептуально оформившуюся в сб. "Вехи", одним из авторов которого был Струве. Это мировоззрение получило название "веховство". Представленные в настоящем издании работы относятся именно к этому периоду его творчества; позднее он принял участие в сборнике "Из глубины" (1918 г.). Враждебно встретив приход к власти большевиков, Струве принял участие в Белом движении, эмигрировал вместе с армией Врангеля. За границей занимал одну из наиболее непримиримых позиций по отношению к большевикам ("Размышления о русской революции", 1921). Редактировал газету "Возрождение" в первый год ее издания. В начале 30-х годов влияние Струве на политическую и интеллектуальную жизнь эмиграции ослабло. В последние годы он работал над обобщающим трудом по философии, социальной и экономической истории России. Статья "Интеллигенция и революция" впервые была опубликована в сб. "Вехи", печатается по тексту его 2-го издания. С.156-174. Статья "Интеллигенция и народное хозяйство" была впервые опубликована в газете "Слово" от 16 ноября 1908 г., печатается по тексту: Струве П. Patriotica. Политика, культура, религия: Сб. статей за пять лет - 1905-1910. СПб., 1911. С.362-369. 1. Под до-октябрьским прошлым имеется в виду время до манифеста 17 октября 1905 г. 2. "Критические заметки" - полное название: "Критические заметки. К вопросу об экономическом развитии России" (1894), первая книга Струве, сыгравшая огромную роль в 321 обосновании идеи развития капитализма в России. ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ Михаил Иванович (1865-1919). Выдвинулся в число ведущих русских экономистов своей магистерской диссертацией "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь" (1894). Эта работа явилась существенным вкладом в теорию кризисов и принесла автору также международное признание. В 1895-1899 гг. - приват-доцент Петербургского университета по кафедре политической экономии. В это время он пишет одну из лучших своих работ - "Русская фабрика в прошлом и настоящем", первый том которой вышел в 1898 г. Туган-Барановский активно участвовал в дискуссии о капитализме в России, доказывая, что последний неизбежен. В период революции 1905-1907 гг. вступил в партию кадетов, участвовал как публицист в их изданиях, в частности в "Полярной звезде" П.Б.Струве. Тогда же опубликовал работы "Теоретические основы марксизма" (1905) и "Основы политической экономии" (1909). После них ТуганБарановский становится признанным лидером русской экономической науки. В последние годы своей деятельности занимался теорией и практикой кооперативного движения ("Социальные основы кооперации", 1916). В 1917-1918 г. был министром финансов Центральной Рады в Киеве. Публикуемая в данном сборнике работа отражает социально-политическую позицию Туган-Барановского в период первого десятилетия XX в., когда он активно выступал в различных журналах с леволиберальных позиций. "Интеллигенция и социализм" была впервые опубликована в сб. "Интеллигенция в России". СПб., 1910. Печатается по тексту этого сборника. 322 1. Приводится высказывание А.И.Герцена из его работы "Концы и начала". 2. Вехи. М. 1909. С.205. 3. Там же. С. 25. 4. Там же. С.171. 5. Там же. 6. Там же. С.172. 7. Там же. С.173. 8. Там же. С. 85, 87. 9. См.:Каутский К. Интеллигенция и социал-демократия. Пер. с нем. СПб., 1906. 10. См.:Каутский К. Социальная революция. Пер. с нем. Женева, 1903. 11. См.:Мауренбрехер М. Интеллигенция и социал-демократия. Пер. с нем. СПб., 1906. 12. Вехи. С.174. НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович (1886-1924), русский философ и юрист, окончил юридический факультет Московского университета, продолжал образование в Берлине и Париже. С 1896 г. приват-доцент Московского университета, читает лекции по истории и философии права; состоял в партии кадетов с момента ее образования, был членом I Государственной Думы, после ее роспуска директор Московского коммерческого института. В 1917 г. эмигрировал из России. Философская основа правовых воззрений Новгородцева - трансцендентальный идеализм. Являлся редактором сборника "Проблемы идеализма", ознаменовавшего в начале века отход русской общественной мысли от легального марксизма к философскому идеализму. Известность Новгородцеву принесла докторская диссертация "Кант и Гегель в их учении о праве и государстве" (1901) и работа "Об общественном идеале" (1917). Из многочисленных статей, помещенных в разных изданиях, следует отметить программную статью "Нравственный идеализм в философии 323 права" в сборнике "Проблемы идеализма" (1903) и статью "Право и государство", помещенную в журнале "Вопросы философии и психологии" (кн.74-75). Статья "О путях и задачах русской интеллигенции" была впервые опубликована в 1918 г. в сборнике "Из глубины", печатается по тексту сборника, переизданного в 1967 г. в Париже. С.251-268. ПОТРЕСОВ (Старовер) Александр Николаевич (1864-1934), видный деятель и теоретик русской социал-демократии. Родился в дворянской, военной семье. Окончил естественный факультет Петербургского университета и два курса юридического факультета. С начала 90-х годов участвует в марксистских кружках. В 1896 г. входит в "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В 1899-90 гг., находясь за границей, вместе с В.И.Лениным участвует в создании первой общерусской марксистской (нелегальной) газеты "Искра", а также научно-популярного журнала марксистской ориентации "Заря". На II съезде РСДРП вместе с Мартовым и Троцким возглавил меньшевистскую фракцию. Играл руководящую роль в ряде меньшевистских изданий, в том числе журналов "Возрождение", "Наша заря", в которых вел идейную борьбу против сепаратизма и "кружковщины" большевистской фракции русской социал-демократии. Видный теоретик европейской социал-демократии. Статья Потресова "О кружковом марксизме и об интеллигентской социал-демократии" печатается по книге: Потресов (Старовер) А.Н. Этюды о русской интеллигенции. СПб., 1906. С.266-313. 1. Противопоставление народнической и народовольческой политики и тактики имеет в виду раскол народнического движения. В 1876 324 г. революционное народничество объединилось в общество "Земля и воля", продолжая идейные традиции народников 70-х годов и их тактику. В 1879 г. в результате разногласий между сторонниками старой тактики (во главе с Г.В.Плехановым) и сторонниками тактики террора (А.И.Желябов и др.) общество раскололось: первые образовали группу "Черный передел", эволюционировавшую позднее марксизму, вторые - тайную террористическую организацию "Народная воля". Разделяя идеи крестьянского утопического социализма, народовольцы в качестве предварительного условия выдвигали требование политической свободы. Исходя из теории "героев" и "толпы", они надеялись добиться свободы народа без его непосредственного участия, путем террора и самопожертвования. 2. "Чигиринская царская грамота" имеется в виду фальшивый документ, составленный в 1876 г. народником Стефановичем с целью расширения и "легитимации" крестьянского восстания в Чигиринском уезде Киевской губернии. 3. "Рабочая мысль" - газета, орган "экономистов", выходила с 1897 по 1902 г., всего вышло 16 номеров. 4. Книга "Что делать?" вышла в Штутгарте в 1902 г. под псевдонимом Н.Ленин. Все выдержки из книги, цитируемые Потресовым по этому изданию, переведены нами на: Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.6. 5. "Искра" - первая общерусская нелегальная марксистская газета. В ее редакцию входили В.И.Ленин, Г.В.Плеханов. А.Н.Потресов, Ю.О.Мартов и др. "Искра" сыграла большую роль в объединении русских социал-демократов. После раскола на II съезде РСДРП (1903 г.) "Искра" некоторое время выходила под редакцией Ленина и Плеханова. С №52 она становится органом меньшевистской фракции РСДРП. 325 6. Группа "Освобождение труда" - первая русская марксистская организация, основанная в 1883 г. Г.В.Плехановым в Швейцарии. Группа проделала большую работу по пропаганде марксизма в России. На II съезде РСДРП в 1903 г. она заявила о прекращении своего существования. 7. "Рабочее дело" - журнал "экономической" ориентации, орган "Союза русских социал-демократов за границей". Выходил в Женеве с 1899 по 1902 г. Всего вышло 12 номеров. 8. "...в минувшие дни свободы". Имеется в виду подъем революции 1905 г., кульминацией которой стал "Манифест 17 октября". ИЛЬИН Иван Александрович (1883-1954), русский религиозный философ, ученыйгосударствовед, публицист, эссеист. Закончил юридический факультет Московского университета, где учился у П.И.Новгородцева и Е.Н.Трубецкого, под влиянием которого увлекся философией. Формирование его философских взглядов происходило под влиянием Гуссерля, Когена, отчасти Липпса. Собственные философские взгляды Ильина могут быть отнесены к идеалистическому реализму. После защиты магистерского и одновременно докторского диплома "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" был оставлен профессором Московского университета. После Октябрьской революции Ильин сознательно остается в стране и становится после Л.М.Лопатина председателем Московского психологического общества. В сентябре 1921 г. он был арестован и приговорен к смертной казни за "непризнание Советской власти", замененной высылкой вместе с другими русскими учеными и литераторами из страны. В Берлине, будучи профессором Русского научного института, 326 много занимается публицистикой: участвует в парижских изданиях "Возрождения", "Русского инвалида", "Нового времени" и др., сам издает журнал "Русский колокол", в котором помещает много своих статей. В эмиграции выходит ряд его крупных философских работ: "Религиозный смысл философии" (1924), "О сопротивлении злу силою" (1925), "Путь духовного обновления" (1935), "Основы художества. О совершенном в искусстве" (1937). Ильин рано распознал воинствующий антигуманизм нацизма. Его позиция не осталась незамеченной, все его труды были арестованы гестапо, а ему была запрещена педагогическая деятельность и выступления в печати. В 1938 г. ему удалось эмигрировать в Швейцарию, где он и прожил всю оставшуюся жизнь. Последней его работой стала незавершенная книга "О монархии" Статья "О русской интеллигенции" печатается по тексту журнала "Русский колокол" (1927. №2. С.1-11). СТЕПУН Фёдор Августович (1884-1965), русский философ, историк и писатель, родился в семье директора большой писчебумажной фабрики в Калужской губернии. В продолжение семи лет изучал в Гейдельбергском университете философию, историю, политическую экономию, государственное право, историю искусств. В 1910 г. вернулся в Россию, принимал активное участие в русском издании журнала "Логос". Участвовал в первой мировой войне, был ранен. После 1917 г. по рекомендации А.В.Луначарского исполнял обязанности режиссера и заведующего репертуаром "Показательного театра Революции", но после постановки "Царя Эдипа" Софокла был снят с этой должности. В 1922 г. был выслан за пределы России и с этого времени до 1965 г. постоянно жил в Мюнхене. Был одним из основателей и редактором 327 журнала "Новый град". В 1937 г. был наложен запрет на печатные и устные выступления Степуна. С 1947 г. он заведовал созданной для него кафедрой истории русской культуры. В эмиграции им были опубликованы книги "Жизнь и творчество" (1923), "Основные проблемы театра" (1923), "Бывшее и несбывшееся" в 2-х томах (1956), "Встречи" (1962). Постоянно публиковался в "Современных записках", последнее время в "Новом журнале". Статья "Пролетарская революция и революционный орден русской интеллигенции" была впервые опубликована в 1959 г. в журнале "Мосты",№3; печатается по тексту этого журнала. С.171-188
Ваш комментарий о книге |
|