Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Бокщанин А., Кузищин В. История Древнего Рима

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава вторая. Природа и население древней Италии

ПРИРОДА АПЕННИНСКОГО ПОЛУОСТРОВА
В ДРЕВНОСТИ

Природные условия Апеннинского полуострова более благопри-
ятны для развития человеческого общества, чем многие из соседних
областей Средиземноморья. Еще в глубокой древности греки стали
называть его Италией. Первоначально под Италией понимался лишь
юг полуострова, изобилующий богатыми пастбищами. Это название
возникло от слова <Vitulus> - теленок, бычок. Отсюда название
Vitalia, или Jtalia, - дословно <страна телят>. В III в. до н.э.
это греческое название было распространено на весь Апеннинский
полуостров, а в 1 в. до н.э. в понятие <Италия> была включена
н северная часть современной Италии до Альпийских гор.

Естественная северная граница Италии - Альпийские горы -
отделяет ее от остальной Европы. С востока Италия омывается Ад-
риатическим, с юга - Ионическим, а с запада - Тирренским и Лигу-
рийским морями,

Береговая линия на востоке либо круто обрывается в море, либо
изобилует отмелями. Она мало изрезана, но на Тирренском и
Ионийском побережье достаточно глубоких бухт, что способство-
вало развитию здесь мореплавания.
Площадь Италии составляет свыше 300000 км^. Геологическое
продолжение Италии - остров Сицилия отделен от нее узким Мес-
синским проливом. К северу от Сицилии расположены группы мел-
ких Липарских и Эгатских островов, большие острова - Сардиния
и Корсика, небольшие-Капрея (совр. Капри) и Ильва (совр.
Эльба).

В первой половине 1 тысячелетия до н.э. климат Италии был
более влажным и прохладным, чем в настоящее время. Северные рай-
оны находились в зоне умеренного климата. Остальная часть Ита-
лии, лежащая в субтропиках, обладала теплым и мягким климатом.
На засушливом теперь юге выпадали осадки. Ненастье было редко-
стью, небо почти всегда было голубым и ясным, а море - теплым.

Италийский рельеф довольно разнообразен. На севере высятся
Альпийские горы, достигающие 4800 м. Под ними расположена об-
ширная низменность долины реки Падус (совр. По). На северо-за-
паде от Альп ответвляются невысокие Апеннинские горы, тянущиеся
к югу вдоль всего полуострова. Их западные склоны мягко перехо-
дят в холмистые равнины Этрурии, Лация и Кампании, прорезан-
ные речными долинами. Апеннины - молодые горы с до сих пор
действующими вулканами (Везувием, Этной в Сицилии).

Древняя Италия обладала значительными водными ресурсами.
Крупнейшей водной артерией была р. Падус, имевшая ряд судо-
ходных притоков: Большая и Малая Дурия, Тицин-слева, а спра-
ва Требия и Парма. Падус впадает в Адриатическое море, разветв-
ляясь на рукава. В Адриатику несли свои воды и другие реки
восточного побережья-Рубикон, Метавр, Ауфид. На запад, впадая
в Тирренское море, текли Арно, Тибр, Лирис и Вольтурн. При тая-
нии снегов в горах даже небольшие речки широко разливались,
заболачивая местность. Тосканские (близ устья Арно) и Помптин-
ские болота в низовье Тибра в древности считались непроходи-
мыми.

В Северной и Средней Италии много озер: в Альпах - Вербан
(совр. Лаго Маджоре), Бенак (Гарда), в Этрурии-Тразименское,
в Лации - Регильское, Альбанское, в Самнии - Фуцинское.

Большинство областей Апеннинского полуострова не отличаются
естественным плодородием. Исключение составляют лищь Этрурия
с ее красноземами, Кампания с рыхлой вулканической почвой и
Апулия с черноземами. Удобна для земледелия равнина Лация,
хранящая следы вулканической деятельности, и бассейн Падуса.
Однако по сравнению с Грецией годных для земледелия областей в
Италии значительно больше.

Полезных ископаемых в древней Италии было известно немного:
в Альпах - медь и золото, в Этрурии - железо, медь и олово, на
о. Ильва - железо, в Бруттии - железо, медь и серебро, в Апенни-
нах - строительный камень и мрамор. Богатством была соль, ко-
торая издревле добывалась в устье Тибра. В разных местах име-
лась глина, особенно высокого качества в Кампании.

разнообразно и богато была представлена растительность в древне-
ней Италии. Крутые Альпийские горы на высоте до 1700 м покры-
вали хвойные деревья - сосна, пихта, ель. Ниже их сменяли широ-
колиственные породы- бук, дуб, благородный каштан. В Сред-
неб Италии они смешивались с вечнозелеными кипарисами, пиниями,
олеандрами, а на склонах Апеннин росли мирты и лавры. Для Юж-
ной Италии характерна вечнозеленая растительность. С глубокой
древности в Италии произрастали яблони, грушевые деревья, вино-
град; в средней и южной части полуострова щедро плодоносили
оливковые и гранатовые деревья, миндаль. Из злаков культивиро-
вали ячмень, пшеницу, полбу, просо. Древние римляне сеяли лен,
выращивали бобовые и огородные культуры.

В густых лесах водились хищники - волки, медведи, кабаны,
грызуны - белки, зайцы, в горах - газели, серны. Много было прес-
мыкающихся и птиц. В древней Италии были приручены свиньи,
козы, крупный рогатый скот, овцы, лошади, ослы и мулы. Моря,
омывающие Италию, богаты рыбой, а также моллюсками. Из рако-
вин, находимых в Тарентинском заливе, добывали пурпур.

НАСЕЛЕНИЕ АПЕННИНСКОГО ПОЛУОСТРОВА
В ДРЕВНОСТИ

В разных частях Апеннинского полуострова обнаружены следы
палеолита: в Южной Италии в гроте Романелли найден набор ору-
дий из камня - топоры, кремневые наконечники стрел, скребла; в
Лации - каменные скребла и лезвия, а также черепа неандерталь-
ского типа; в горах Лигурии - пещеры с живописью древнекамен-
ного века. Основным занятием человека в то время были собира-
тельство, охота и рыболовство.

Повсеместно в Италии и на островах сохранились памятники
неолита, свидетельствующие о том, что люди с течением времени
покинули пещеры, переходя к жизни в хижинах и занятию ското-
водством. Начальный период неолитической культуры датируется
IV тысячелетием до н.э.

С III тысячелетия до н.э. в Италии известна медь, которая при-
менялась наряду с камнем. Этот период халколита, или энеолита,
характеризуется значительным развитием скотоводства и связями
с центрами Эгейской Греции и Испанией.

Во II тысячелетии до н.э. в Италии началось распространение
бронзы. На севере бронзовые предметы находят в остатках окружен-
ных частоколами поселений, так называемых террамар. Обитатели
этих поселений жили в хижинах, иногда поставленных на сваях в
заводях рек и озер. На месте этих поселений сохранились холмы
с остатками пищи, утвари и орудий труда.

Жители террамар пользовались бронзовыми топорами, шильями
и копьями, разводили рогатый скот и свиней. Находки зереи пше-

ницы и бобов, а также изображения плуга, обнаруженные на аль-
пийских скалах, свидетельствуют о возникновении здесь земледелия.

Для культуры террамар характерен погребальный обряд сож-
жения. Пепел умерших хоронили в глиняных урнах. Некрополи на-
ходились рядом с поселениями. Характерно однообразие захороне-
ний с бедным заупокойным инвентарем, что соответствует имущест-
венному и социальному равенству эпохи родового строя.

В Средней и Южной Италии одновременно с культурой терра-
мар развилась другая культура бронзового века, так называемая
Апеннинская, тесно связанная с Эгеидой. Влияние Эгейского мира
прослеживается в Лации, где обнаружены осушительные сооруже-
ния и циклопические постройки, и в других районах, богатых
остатками расписной керамики, подобной микенской. У носителей
Апеннинской культуры преобладал обряд трупоположения.

С конца II - начала 1 тысячелетия до н.э. Италия вступает
в железный век. Раньше всего были открыты могильники этой эпохи
(в середине XIX в.) около местечка Вилланова близь Болоньи, от-
куда культура раннего железа в Италии получила название куль-
туры Виллановы. По мнению некоторых ученых, производство же-
лезных изделий было заимствовано жителями Северной Италии и
Лация из Этрурии.

Археологический материал, найденный в Вилланова, позволяет
представить последовательное развитие железного века: и раннюю
его стадию (1000-700 гг. до н.э.) и более позднюю (700-500 гг.
до н.э.). Для культуры Виллановы характерны погребальные
урны биконической формы и в виде хижин, бронзовая утварь и
украшения, железные орудия труда и оружие, остатки конской
сбруи.

Аналогичные памятники найдены во многих частях Италии и
на островах. На северо-западе Италии разновидностью культуры же-
леза является так называемая культура Голасекки; на северо-восто-
ке, в области венетов,-культура Эсте (совр. Атесте); на юге-
в Бруттии - культура Toppe Галли.

Несмотря на распространение железа по всему Апеннинскому
полуострову в начале 1 тысячелетия до н.э., интенсивность его
применения в разных районах Италии была различной. Быстрее
развивались те области, которые находились близ месторождений
железа (Этрурия, Умбрия, Бруттии).

Ученые XIX в. считали, что знакомству с железом Италия обя-
зана пришлым племенам - италикам; современные археологи скло-
няются к тому, что с железом Италию познакомили греческие
и финикийские торговцы, а также этруски.

Распространение железных орудий имело громадное значение.
Плуг с железным лемехом позволил расширить пашню и увеличить
площадь лугов, что способствовало развитию не только земледелия,
но и скотоводства. Рост производства обусловил расширение обмена.
В Этрурии и Умбрии найдены изделия из прибалтийского янтаря.

Родовое поселение II тысячелетия до н.э.
Реконструкция

Южная Италия и Сицилия были связаны со странами Восточного
Средиземноморья. Об этом свидетельствуют остатки привозной и
местной керамики, подражающей микенским образцам, граффити
на сосудах, найденных в Таренте, похожие на знаки критского ли-
нейного письма А, скарабеи из Навкратиса.

Поселения эпохи железного века постепенно превращаются в
города. Их население уже разделено имущественными рамками. На
это указывают погребения с богатым и бедным инвентарем. Услож-
няется социальная жизнь. Рвутся родовые связи. В некрополях Бо-
лоньи, Вей, Цере, Эсте, Тарента обнаружены ритуальные захороне-
ния рабов; в Эсте найдена бронзовая ситула ^ с изображением вои-
нов и пленников со связанными руками. Это - самое древнее в
Италии изображение рабов.

Какие же племена были носителями последовательно сменяю-
щихся культур эпохи камня и металла? Точно на этот вопрос наука
пока ответить не может.

Известно, что древнейшим населением Апеннинского полуост-
рова были лигуры, или лигии, занимавшие некогда территорию Юж-
ной Франции и Пиренейского полуострова. Остатки лигурийского
языка незначительны. Одни ученые относят лигуров, так же как
ЗАЙМОВ и сиканов, живших в Сицилии, сардов - в Сардинии и кор-
сов - на Корсике, к так называемым <средиземноморцам>, считая
их языки неиндоевропейскими, в то время как другие исследователи
находят возможным говорить о близости лигурийского языка к ин-
доевропейской языковой семье.
Во всяком случае, полагают, что культура неолита в Италии
была создана лигурамя. В эпоху железа их оттеснили другие пле-
мена в северо-западную часть Италии, где они сохранили свою само-
бытность и примитивные формы жизни до 1 в. до н.э.

Основную массу населения Италии в 1 тысячелетии до н. э>
составляли различные племена, говорившие на индоевропейских
языках. Среди них можно выделить группу италиков, распадавшую- ^
ся на две подгруппы: латино-сикульскую и умбро-сабелльскую.

Итальянские ученые 20-30-х годов нашего века настаивали на
автохтонности италиков. Но большинство современных историков
видит в италиках пришлый народ. Однако о путях и времени их ^
проникновения в Италию единого мнения нет.

В конце XIX - начале XX в. некоторые ученые выдвинули тео-
рию, согласно которой италики пришли с севера из-за Альп. Позд-
нее утвердилось мнение о приходе их двумя волнами: в начале '
II тысячелетия на полуостров вторглись протолатинские племена,
принесшие культуру бронзы (террамара), а в начале 1 тысячеле-
тия-оскско-умбрская ветвь-носители культуры железа (вил-
ланова). Поскольку была подмечена близость культ}? металла, осо-
бенно раннего железа, у племен Дунайского бассейна, южнорус-
ских степей, Балканского и Апеннинского полуостровов, сделан пы"
вод, что италики пришли из придунайских областей.

В последнее время итальянские ученые склоняются к гипотезе,
по которой италики пришли на Апеннинский полуостров морем из-
за Адриатики и не были первыми носителями культуры метадла.

Кроме италиков, в начале 1 тысячелетия до н.э. на территории
Италии расселились и другие индоевропейские народы - иллирийцы
и греки.

Греки впервые проникли в Италию, видимо, еще во II тысячеле- ^
тии до н.э. К VIII в. до н. э' относится массовое поселение грече- ,
ских колонистов. Потеснив племена япигов и италиков, греки осно- ^
вали колонии в Кампании, Южной Италии и Восточной Сицилии. '

В середине 1 тысячелетия до н.э. в Паданской равнине обосно- ':
вались кельты, или галлы, пришедшие в Италию через горные про- *
ходы Альп из долины верхнего Дуная.

С IX в. до н.э. финикийцы стали проникать на о. Сардинию.
В VI в. до н.э. западная часть Сицилии подверглась финикийской
колонизации; фактории карфагенян стали появляться на Тиррен-
ском побережье Италии.

ЭТРУСКИ

Почти одновременно с греками на Апеннинском полуострове
расселяются этруски. Название этого народа, принятое в историче-
ской науке, взято у римских авторов. Латинские писатели называли
эту народность этрусками или тусками, греческие - тирренами или
тирсенами; но сами себя этруски звали расенами.

От этрусков сохранилось много памятников материальной куль-
туры: некрополи, остатки городов, строений, утвари, произведений
изобразительного искусства, а также около 10 000 надписей. Они
довольно легко читаются, так как этрусский алфавит сходен с гре-
ческим. Тем не менее, происхождение, язык и история этрусков до
сих пор недостаточно известны науке и составляют суть так называ-
емой этрусской проблемы. Над дешифровкой этрусских текстов
работают как зарубежные, так и советские ученые. Принадлежность
этого языка к какой-либо из языковых семей определяется по-раз-
ному. Некоторые этрускологи считают язык этрусков остатком до-
индоевропейских языков древнейшего населения Средиземноморья.
Но все большее число ученых начинают относить этрусский язык
к индоевропейским языкам. Трудность заключается в том, что эт-
русские тексты в большинстве своем кратки и однообразны по со-
держанию.

Начиная с XVII в., в науке господствовало мнение о восточном
происхождении этрусков. Среди русских ученых конца XIX - на-
чала XX вв. восточную теорию защищал В.И. Модестов. Ученые
этого направления основывались на сообщениях Геродота и Та-
цита о приходе тирренов из Лидии, а также на восточных чертах
в их материальной и духовной культуре. Но в XVIII в. некоторые
германские исследователи, отождествляя названия расенов и ретов,
обитавших в Альпах, заложили основы ретийской теории, согласно
которой этруски считались северными пришельцами. Эта теория
нашла энергичную поддержку в XIX в. в Германии, где Нибур,
Моммзен и другие историки из националистических соображений
стали придавать особое значение переселениям нордических, т.е.
северных народов. В новейшее время эти взгляды разделяли пре-
имущественно реакционные немецкие авторы.

Основываясь на утверждении Дионисия Галикарнасского, италь-
янские националистические исследователи выдвигали в XIX и начале
XX вв. теорию автохтонности этрусков. Но в связи с новыми рас-
копками, в частности с открытием греко-этрусского города Спины
в устье Падуса, в науке все более утверждаются взгляды, согласно
которым этруски считаются выходцами не только из ряда областей
Малой АЗИИ. Болгарский лингвист В. Георгиев видит в этрусках
троянцев, вынужденных покинуть родину в результате Троянской
войны. Высказано мнение и об иллирийском происхождении эт-
русков. t

Проблема происхождения этрусков в современных исследованиях
отступает на задний план перед проблемой формирования этрус-
ской народности на почве Италии. В советской науке признается
сложность этрусского этногенеза. В нем, видимо, приняли участие
и местные элементы и пришлые, прибывшие морем с Востока, воз-
можно из Малой АЗИИ.

Этническая карта Италии середины 1 тысячелетия до н.э. чрез-
вычайно пестра, но к этому времени уже обозначились племенные
территории. На крайнем северо-западе обитали лигуры, в долине
По с V в. до н.э. обосновались кельты, которых римляне называли
галлами; этот район получил название Галлии Цизальпинской.
В Средней Италии выделилась область этрусков - Этрурия, умбры
занимали Умбрию, пицены - Пицен; Лаций был заселен патинами;
его окружали земли сабинов, эквов, герников и вольсков, говорив-
ших на италийских языках. Самний заселяли самниты и близкие
им сабелльские племена марсов, марруцинов, население Кампании
произошло от смешения осков с остатками родственных латинам
авзонов. В Южной Италии - Лукании и Бруттии - кроме греков,
жили племена оскского корня, в Апулии и Калабрии - япиги, род-
ственные иллирийцам.

Племена древней Италии стояли на разных уровнях социально-
экономического, политического и культурного развития (от прими-
тивных лигуров до этрусков и греков, живших в условиях классо-
вого рабовладельческого общества).

Племена и народности, давшие свое имя той или иной области,
смешивались с местными, жившими там до их прихода обитателями,
что сказывалось на их языке и культуре. К 1 в. до н.э. в резуль-
тате завоевания Италии Римом и ее романизации из всех разнород-
ных компонентов сложилась единая италийская народность. Господ-

ствуюшим языком сделался латинский, вытеснивший все другие
языки и диалекты настолько, что этрусский и лигурийский языки
были забыты полностью.

КОЛОНИЗАЦИЯ ИТАЛИИ
И СИЦИЛИИ ГРЕКАМИ (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.)

Побережье Италии н Сицилии было в основном колонизовано
ахейскими н дорийскими переселенцами. Особенно известна осно-
ванная в середине VIII в. до н.э. колония Кимы (лат. Кумы). Бе-
зопасное положение, наличие плодородных земель, близость к морю
способствовали развитию торговли и земледелия Ким. Важное зна-
чение имели возникшие позже города Регий (южная оконеч-
ность Италии) и Занкла (северо-восточный мыс Сицилии), обес-
печивавшие безопасность греческой торговли в Мессинском
проливе.

Крупнейшими колониями Ахейских полисов Греции были Сиба-
рис (осн. в 721 г. до н.э.). Кротон (716 г. до н.э.), Метапонт и др.
Сибарис, расположенный в плодородной равнине, прославился своим
богатством и роскошью так, что слово сибарит стало нарицатель-
ным. Сибарит - это человек, ведущий праздную и роскошную
жизнь. Жителям Сибариса удалось распространить свое влияние на
ближайшие местные племена. В этом районе выращивалась прекрас-
ная пшеница, процветало виноградарство, разводился крупный рога-
тый скот и лошади. Однако Сибарис, не имевший удобной гавани
я своего флота, в торговых сделках пользовался посредничеством
этрусских и малоазийских греческих мореходов. Ввозил Сибарис
ремесленные изделия, украшения, оружие, керамику, которые удов-
летворяли не только нужды горожан, но и окружавших город ита-
лийских племен. Государство поощряло торговлю; торговцы, наряду
с некоторыми ремесленниками, освобождались от уплаты налогов.
Сибарис и Кротон вывели собственные колонии: первый - Посейдо-
вию (Пестум) в устье р. Силарис, второй - Каулонию.

В конце VIII в. до н.э. спартанцы основали свою колонию -
Тарент, обладавшую удобной гаванью, что способствовало быстрому
развитию торговли и экономики города. Жители Тарента занима-
лись рыболовством и ловлей моллюсков-багрянок, дающих пурпур
лля окрашивания тканей.

Древнейшей греческой колонией в Сицилии был Наксос, основан-
нный в 735 г. до н.э. С течением времени Наксос стал крупным
торговым центром и вывел новые греческие колонии, основав города
Лвовтины и Катану.

Наиболее многолюдным и богатейшим городом Сицилии были
Сиракузы. Первоначально поселение колони-
стов находилось на небольшом прибрежном островке Ортигии
в 734 г. до н.э.), но вскоре колонисты переселились и на по-
бережье Сицилии. К V в. до н.э. город достиг больших разме-
ров.

Экономика и политический строй греческих полисов были раз-
личными. Ахейские колонии в Италии - Метапонт, Сибарис, Посей-
дония, Кротон, Каулония и др. - в раннее время представляли неко-
торое единство в экономическом и культурном отношениях. Сохра-
нились надписи о торговых соглашениях между рядом этих городов
и союзные монеты, чеканенные от имени двух или трех городов.
Эти города, в основном, были торгово-земледельческимн полисами

и отличались примитивностью общественной жизни. Они рано захва-
тили большие территории плодородных земель у местного населе-
ния что дало возможность их гражданам развивать земледелие.
В этих полисах установился аристократический строй. Но уже к
VI в. до н. э> в них обострилась социальная борьба. В Кротоне воз-
никли аристократические пифагорейские союзы, вызывавшие нена-
висть беднейшего населения. Торговая конкуренция между этими
городами нередко приводила к военным столкновениям.

Другой характер имели города Кимы и Тарент, быстро ставшие
преимуш^ственно торговыми центрами и обладавшие сравнительно
небольшой сельскохозяйственной территорией. Тарент с его прекрас-
ной гаванью стал центром всей южноиталийской торговли и складом
товаров. О широте торговых операций Тарента свидетельствует оби-
лие находимых в разных местах Италии, Сицилии и Греции монет
этого города.

Основной отраслью хозяйства греческих полисов, помимо посред-
нической торговли, можно считать земледелие и скотоводство, рас-
считанные на вывоз продуктов сельского хозяйства в Грецию. Пло-
дородная почва, благоприятный климат давали возможность соби-
рать высокие урожаи зерновых культур. Возделывалась в основном
пшеница, разводились оливковые рощи и виноградники. Виноделие
и оливководство с появлением греков стало основной отраслью хо-
зяйства в Италии. Скотоводство играло подсобную роль, однако в
Греции славились кони из Сицилии, Апулии и Сибариса. В Сицилии
было развито свиноводство. В Таренте разводили овец. В большин-
стве городов процветал морской и речной рыбный промысел. Сици-
лия и некоторые области Италии (Бруттий) были богаты строитель-
ным лесом, который использовался для строительства судов.

Ремесло в греческих колониях Италии и Сицилии было развито
сравнительно слабо. В некоторых городах (Камарина и Гела в Си-
цилии) делали статуэтки из обожженной глины, во многих городах
производили глиняную посуду.

Расширение связей с окружающим населением вызывало увели-
чение спроса на ввозимые предметы. О расширении торговли гово-
рят многочисленные монеты из различных городов, находимые на
территории Италии и Сицилии. Судя по археологическим находкам,
в Италию ввозилось значительное количество керамических изделий
из различных центров материковой и островной Греции, особенно
из Коринфа и Афин. *

Кроме керамики, ввозили оружие, изделия из металла, ткани,
высококачественное вино и оливковое масло. Вывозились в Грецию
главным образом зерно, скот, рабы.

Существовал и внутренний рынок. В Сибарис, например, вво-
зился пурпур из Тарента. Большого совершенства достигла чеканка
монеты. В VI в. до н.э. свои монеты чеканило большинство городов
Великой Греции. Изображения на монетах (дельфин, пшеничный
колос, бык, виноградная гроздь) отражают хозяйственную жизнь и
природные богатства отдельных городов.

В греческих колониях Италии и Сицилии было широко распро-
странено рабство. На землях сиракузских землевладельцев - гаморов
трудилось порабощенное местное население, которое по своему по-
ложению было близко к спартанским илотам. Геродот называет их
рабами. Рабы часто, особенно в сицилийских городах, поднимали
волнения.

Греческие города Италии (особенно Тарент) постепенно приоб-
рели полную независимость от метрополии.

В VII в. до н.э. в некоторых колониях уже была завершена
кодификация действовавшего обычного права. Это свидетельствует
о высоком социально-экономическом развитии рабовладельческого
полиса. Новые законы отличались суровостью, строго охраняли част-
ную собственность и семью.

Наивысшего расцвета города-колонии Италии н Сицилии дости-
гают в VI в. до н.э., и в это же время в них обостряется социаль-
ная борьба.

О внутренней жизни городов мало известно. Однако можно про-
следить, что во многих полисах уже в VII в. до и.э. в результате
борьбы демократических и аристократических группировок устанав-
ливается власть тиранов, опирающихся на демократические группи-
ровки. Особенно широкого размаха достигло демократическое дви-
жение, возглавленное Аристодемом, в Кумах. Аристодем, совершив
переворот, установил тиранию, перебил сторонников аристократиче-
ской группировки, разделил их имущество, объявив о всеобщем ра-
венстве граждан, переделе земель и отмене долговых обязательств.
Рабов, убивших своих господ, он отпустил на волю. Такие же вол-
нения на рубеже VI-V вв. до н.э. произошли и в ряде других гре-
ческих городов.

В VI в. до н.э. тирания была установлена в Сибарисе, Кротоне,
Таренте и других городах. Эти события отражали усиление демо-
кратических торгово-ремесленных слоев.

Напряженная внутренняя борьба сочеталась с усилением сопер-
ничества греков с этрусками в Италии и Карфагеном в Сицилии.
Кроме того, отдельные греческие города враждовали между собой,
являясь торговыми конкурентами.

С этрусками греки первоначально установили мирные отноше-
ния, но торговое соперничество привело к осложнениям, перерос-
шим в открытую борьбу. Наиболее же враждебными были отноше-
ния греков с Карфагеном. Особенно они обострились к началу V в.
до н. э<> когда карфагеняне, создав мощную державу, охватившую
Испанию, Северную Африку и Сардинию, начали теснить греков на
о. Сицилии. Они заключили военный и экономический союз с этрус-
ками, стремясь вытеснить из Сицилии греков и захватить торговлю
в Западном Средиземноморье. Однако греческие города упорно бо-
ролись за свое существование: в 480 г. до н.э. в битве при Гимере
греки одержали победу наД Карфагеном, а в 474 г. разбили этрус-
ков в морской битве около Ким.

С местными племенами греки стремились сохранять мирные
отношения, что было им необходимо для развития нормальной тор-
говли. Однако насильственный захват земель и порабощение местных
жителей приводили к столкновениям, например, с племенами мес-
сапов и бруттиев в Южной Италии, сикулов и сиканов в Си-
цилии.

В конце V в. до н.э. греческие полисы в Южной Италии и Си-
цилии вступают в полосу упадка, причиной которого были обостре-
ние социальной борьбы, ухудшение взаимоотношений с Карфагеном
и Этрурией и особенно натиск местных племен (самнитов, брутти-
ев, луканов).

Существование в Италии и Сицилии греческих полисов с разви-
той экономикой и культурой оказало значительное влияние на со-
циально-экономическое и культурное развитие окружавших их ита-
лийских племен; оно ускоряло процесс распада родоплеменных от-
ношений, прпподнло к более быстрому развитию рабовладельческих
отношений.

Однако это влияние было обоюдным, укрепление связей с италий-
ским и сицилийским населением оказывало, в свою очередь, воздей-
ствие на развитие экономики и торговли греческих центров, так
как их хозяйство во многом зависело от потребностей местного
рынка*

По мере установления экономических связей греков с местным
населением сельское хозяйство Италии все более развивается, уве-
личивается территория пахотных земель, внедряются новые приемы
ухода за виноградниками и оливковыми деревьями; происходит
слияние местной знати с греческой аристократией.

Греки оказали большое влияние и на развитие ремесел и искус-
ства Этрурии, Италии и Сицилии. Широкого распространения дости-
гает здесь греческая художественная керамика и терракота.

Глава третья. Древнейший период истории Италии

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЭТРУСКОВ

Во второй четверти первого тысячелетия^) н.э., когда италики,
иллирийцы и лигуры жили еще в условиях первобытио-общинного
строя, у этрусков сложилось классовое общество и возникли при-
митивные формы государственной организации.

Не исключено, что раньше всего этруски обосновались на во-
сточном побережье Апеннинского полуострова в области к югу от
нижнего течения р. Падуса, а несколько позднее расселились в до-
лине р. Арнуса и далее на юг до р. Тибра в той части полуострова,
которая получила в древности название Этрурии, а сейчас назы-
вается Тосканой.

Главной отраслью хозяйства в Этрурии было земледелие. Есте-
ственное плодородие почвы, использование железных орудий и
строительство дренажных сооружений позволили этрускам собирать
богатые урожаи зерновых, льна и винограда. Запасы меди, олова
и железа на Ильве послужили основой для развития ремесленной
металлургии и металлообработки. Этруски создали керамическое
производство; они выделывали сосуды черного цвета (так наз. бук-
*вро) и славились техникой обработки камня. Важное место в
экономике этрусков занимала торговля. Развитию внутрииталийских
связей способствовали ежегодные ярмарки, которые проводились в
роще Феронии.

Особое значение имела торговля металлическими изделиями.
Этруски продавали железные изделия даже за пределами Италии.
Сначала вывоз металла из Этрурпи осуществлялся италийскими гре-
ками. Но с VII в. до н.э. этруски вели торговлю самостоятельно и
сделались для народностей северной и средней части Апеннинского
полуострова поставщиками заморских товаров. О разветвленности
внешнеторговых связей этрусков свидетельствует богатый заупокой-
ный инвентарь их погребений.

Этрусские погребения многочисленны и хорошо изучены. Наи-
более хорошо сохранились вырубленные в скалах усыпальницы зна-
ти - камерные гробницы. Над некоторыми из них насыпаны круг-
лые холмы. Стены гробниц украшены фресками, а погребальные
комнаты наполнены богатыми приношениями. Археологи обнаружили

в гробницах египетские сосуды, страусовые яйца с изображением
сфинксов, изделия из слоновой кости, золотые и серебряные сосуды
из Сирии и с Кипра, греческие, коринфские и аттические черно- и
краснофигурные вазы и бусы из янтаря, привезенного с побережья
Балтики '.

Трудоемкие работы по осушению почвы и строительству горо-
дов, скальных гробниц в древности всегда предполагают применение
подневольного труда. Этрусские некрополи ^ хранят следы ритуаль-
ных убийств рабов. О наличии в этрусском обществе рабов свиде-
тельствуют также сообщения ангичных историков об огромном коли-
честве слуг в домах богатых этрускон н обычае погребальных обря-
Дов, когда рабов заставляли драться насмерть во время похорон
господина.

Рабы, видимо, не были единственным эксплуатируемым слоем на-
свлевия в Этрурии. Античные авторы упоминают зависимых людей

* Единственным районом местонахождения янтаря в Европе является
режье Балтийского моря от Клайпеды до Калининграда.
'Некрополь>-с греческого -<город мертвых> (кладбище).

Рисунок с египетскими мотивами
на этрусском серебряном кубке

из числа обедневших этрусков или покоренного ими населения.
Правящим слоем в этрусском обществе были лукумоны, из среды
которых выходили военные вожди и жрецы. Из знатных родов на
юге Этрурии выделялся род Тарквиниев, давший название одному
из городов. Позднее представители рода Тарквиниев жили в городах
Цэре и Риме. Род был отцовский, но женщина занимала почетное
место в семье. В надписях наряду с именем отца этруски упоми-
нали имя матери.

Имущественное расслоение и неравенство порождали попытки
социального протеста. Одной из форм возмущения обедневшего
люда, лучше всего освещенной в источниках, была эмиграция. Эми-
гранты группировались вокруг каких-нибудь вождей, потерпевших

неудачу в политической борьбе, или смелых авантюристов, стремив-
шихся найти счастье на чужбине. Об одном из таких - Авкне из
г. Перузия - рассказывают древние легенды. Авкн, сын или брат
основателя Перузии, собрал дружину и отправился на север в до-
лину реки По, где заложил город Фельзину (совр. Болонья).

Этрурия не представляла собой единого государства, а была со-
вокупностью отдельных городов-государств. Некоторые из них объ-
единялись в союзы. Античная традиция приписывает этрускам созда-
ние трех двенадцатиградий, т.е. союзов 12 городов. Но городов
было больше. Наиболее известен союз 12-ти
городов собственно Этрурии (совр. Тоска-
ны). Союз носил религиозный характер и
не был прочным, так как входящие в него
города часто враждовали между собой.
Центром союза был г. Вольсинии со святи-
лищем, посвященным главному этрусскому
божеству Вертумну. Здесь происходили
ежегодные празднества и выбирался глава
союза. Другими значительными городами
были Вейи, недалеко от Рима, и располо-
женные в плодородных долинах Клузий,
Перузия, приморский город Популония, в
которой перерабатывалась железная руда с
близлежащего о. Ильва, Тарквинии и Цэре<

Большинством этрусских городов управ-
ляли цари. Цари одевались в тогу с пурпур-
ной каймой, восседали на украшенном сло-
новой костью, так называемом курульном
кресле. Во время торжественных выходов
их сопровождали стражи, несшие на плече
связки прутьев с воткнутым в них боевым
топором, называвшиеся фасциями. Все эти
пышные атрибуты власти были затем заим-
ствованы римлянами.

Постепенно в большинстве этрусских
городов цари были заменены выборными
должностными лицами -зилахами, маруну-
хами, пуртнами, которые выбирались из
среды знати.

Бронзовая этрусская статуэтка из Спины

Этруски были смелыми мореходами, и
их прибрежные города имели боевые ко-
рабли. Каждый город располагал сухопут-
ным войском. Основной частью его были
воины, вооруженные бронзовыми шлемами
щитами и оснащенные длинными копьями
> мечом.
Знать составляла отряды колесничих.
Потребность в новых землях и рынках, а также обострение со-
циальных противоречий влекли этрусков на путь колонизации.
Стремление освободиться от посредничества италийских греков в
торговле с Востоком привело в VI в. до н.э. к захвату восточных
берегов о. Корсики и Сардинии, ряда прибрежных пунктов в
Кампании, которая затем была колонизована этрусками. Здесь
было образован союз этрусских городов во главе с Капуей. Наибо-
лее значительными из них были: Нола, Геркуланум и Помпеи.

Крупными этрусскими центрами в Северной Италии были города
Атрия и Мантуя, находившиеся на торговых путях в область вене-
тов и к Альпам, Фельзина, порт Спина и др. В Паданской Этрурии
было сильным культурное влияние греков. В некоторых городах
греки составляли значительную часть населения и входили в состав
правящей группировки, например в Спине.

Если на севере этруски мирно делили с греками господство на
Ардиатическом побережье, то в Кампании их соперничество приво-
дило к острым конфликтам. Естественным союзником этрусков про-
тив греков был Карфаген, претендовавший на господство в Запад-
ном Средиземноморье. В 5.35 г. до п.э. карфагеняне и этруски, объ-
единившись, нанесли грекам поражение в морском бою при Алалии
(Корсика). В результате этой победы этруски распространили свою
власть на всю Корсику.

Первая половина VI в. до н.э.- время максимального расцвета
этрусских городов и их экспансии в Италии. Однако в 524 г. до н.э.
этруски были разбиты греками сначала в Кампании, затем в Лации,
а в 474 г. до н.э. в морском бою близ Кум. В конце VI в. до н.э.
падает влияние этрусков в Лации, а затем и на севере, где на этрус-
ские города обрушились кельты, ворвавшиеся в долину реки По
через перевалы в Восточных Альпах.

С чем же связано падение этрусской гегемонии в Италии? Пре-
жде всего, с внутренней слабостью этрусских городов-государств:
социальные противоречия подтачивали их изнутри. Не было крепкой
связи и между отдельными городами. Взаимное соперничество раз-
общало и ослабляло их, не позволяло создать единый фронт про-
тив италиков, греков и, позднее, кельтов. Неблагоприятно сказыва-
лось изменение ситуации в Восточном Средиземноморье: греко-пер-
сидские войны подрывали экономику этрусских городов, благосо-
стояние которых зависело от торговли с Востоком.

Однако, несмотря на падение политического могущества этрус-
ков, их культурное влияние оставалось доминирующим в северной
и средней частях полуострова до конца IV в. до н.э.

Большим признанием пользовались в древнем мире этрусские
прорицатели - гаруспики, носители этрусского учения, изложенного
в <Священных этрусских книгах>, известных нам по упоминаниям
античных авторов. <Священные книги> содержали предписания от-
носительно гаданий по внутренностям животных, по сверканию мол-
ний, по освящению городов и храмов и т.п.

Этруски считались искусными градостроителями. Они создавали
города по определенному плану, совершая при этом особые церемо-
нии, которые впоследствии были восприняты римлянами. Границы
будущего города намечались бороздой, вспаханной плугом, запря-
женным коровой и быком. На местах, отведенных для городских во-
рот, плуг поднимался и борозда прерывалась. Города обносились
мощными каменными стенами и делились на кварталы. В центре
стоял храм, окруженный колоннами. Храм украшали изображения
богов и открытая площадка для гаданий.

Боги этрусков гневны и загадочны. Поэтому люди вынуждены
постоянно угадывать их волю и приносить им жертвы (вплоть до
человеческих жертвоприношений). Самым могущественным божест-
вом этруски считали Вертумна, затем шли Тиния, Уни и Мнерва,
которые впоследствии были введены в римский пантеон в качестве
капитолийской триады (Юпитера, Юноны и Минервы). На почве
культа мертвых у них возникла вера в загробный мир, наполнен-
ный, как и земной, духами, большинство которых - злые и ко-
варные.

Для изобразительного искусства этрусков характерен реализм.
Саркофаги знати обычно украшались скульптурами усопших. Изоб-
ражения передают индивидуальные особенности без всяких при-
крас - грубость черт, излишнюю полноту и т.п.

В этрусской культуре легко обнаруживаются восточные элемен-
ты. Камерные гробницы и в архитектурном и в техническом отно-
Ивниях напоминают могильные склепы Малой АЗИИ: мотивы и тех-
-ка изображений борющихся между собой диких зверей, львов и
негров, нападающих на коз и ланей, воспроизведение сфинксов, хи-
мер крылатых богов на саркофагах и утвари имеют свои прото-
Х в Передней Азии. Но с течением времени этрусская культура
больше впитывала греческие элементы. Этруски подражали гре-

 

Изображение этрусского божества
(<Аполлон> из Вей)

Статуэтка.
дней, несущий своего отца
Анхиза

кам в формах и орнаментах керамики. Заметной эллинизации под-
верглась духовная культура Этрурии. Этрусские божества приобре-
тали черты и функции греческих; образы греческой мифологии -
например, Геракл - и мотивы гомеровского эпоса были усвоены
этрусками.

В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские
племена и народности и, в частности, на римлян, в культуре кото-
рых прослеживается влияние этрусков: типы храмов, почитание
этрусских божеств, парадная мебель царей и старейшин, фасции у
спутников магистратов и т.д.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИМСКОЙ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ

Южными соседями этрусков были италийские племена латинов,
сабинян, эквов, герников и вольсков.

Местом поселения латинян был Лаций - область по левому бе-
регу нижнего течения Тибра. В Лации VIII-VI вв. до н.э. было
много мелких поселений, которые постепенно путем синойкизма
превратились в относительно крупные города-государства. Древние
авторы насчитывают их примерно тридцать (в их число входил и
Рим). Они составили союз во главе с г. Альбой-Лонгой.

Предания связывают истоки римской истории с греческой и тро-
янской.

По одной из распространенных легенд Альба-Лонга была основана тро-
янцем Энеем, прибывшим в Италию по морю после разрушения Трон.
Один из его потомков, четырнадцатый царь Альбы, Нумитор, был свергнут
своим коварным братом Амулием. Чтобы обезопасить себя от законных пре-
тендентов на престол, Амулий посвятил в жрицы богини Весты дочь свергну-
того Нумитора, Рею Сильвию: весталки были безбрачными. Однако Рею
Сильвию посетил бог Марс, н она родила двух близнецов-Ромула и Рема.
По приказу Амулия дети были выброшены в корзинке в Тибр. Но божествен-
ные близнецы не погибли. Воды реки выбросили их на берег, где их вскор-
мила своим молоком волчица. Они были подобраны царским пастухом и
выращены им. Впоследствии тайна их рождения была открыта. Юноши по-
карали Амулия, вернули царство своему деду Нумитору и, собрав дружину
из молодых воинов, основали на Палатинском холме на берегу Тибра новый
^род, который по жребию получил имя одного из близнецов - Ромула. Во

 

Рельеф, изображающий брак бога войны Марса

и весталки Реи Сильвии-
матери Ромула и Рема

время ссоры Рем был убит братом, и Ромул стал первым царем Рима. Он
поделил граждан на патрициев и плебеев, разделил все население на курии
и создал войско, заложив основы могущества Рима.

Первыми жителями Рима, по преданию, были лишь спутники Ромула.
Чтобы получить жен для своих боевых друзей, Ромул пригласил на празд-
ник своих соседей-сабинян с их семьями. В разгар празднества римляне
бросились похищать сабинских девушек. Это привело к войне между рим-
ской и сабинской общинами. Однако сабинянки примирили своих отцов
и мужей, в результате чего произошло слияние сабинян и римлян в единое
государство, которое стало управляться двумя царями - Ромулом и сабиня-
нином Титом Тацием.

Вторым царем Рима, по преданию, бь^л сабинянин Нума Помпилий, кото-
рый учредил культы богов, жреческие и ремесленные коллегии. Его сменил
воинственный Тулл Гостилий, разрушивший Альбу-Лонгу и переселивший ее
жителей в Рим. После него правил Анк Марций, удачно восвавщий с лати-
нами, построивший мост через Тибр и основавший первую римскую коло-
нию, Остию, в устье Тибра.

Затем царем стал Тарквиний Древний родом из Этрурии. При нем
в Риме были созданы замечательные сооружения - цирк, храм на Капито-
лии, подземный сточный канал - клоака. Тарквиний был убит, а на царство
возведен воспитанный им сын рабыни, Сервий Туллий. Он провел социаль-
ные реформы и обнес город мощной оборонительной стеной. Седьмым,
последним царем, был будто бы убийца Сервия, его зять, Тарквипий Гордый.
Он правил как тиран, за что был изгнан. После этого в Риме была устано-
влена республика. Так излагают легенды начальную историю Рима.

Легендарный материал о возникновении и древнейшем периоде
римской истории можно считать истинным лишь частично. Для вос-
становления действительной картины необходимо использовать дан-
ные археологии.
В эпоху Империи городская территория Рима включала в себя
на левом берегу Тибра семь хол-
мов - Палатин, Эсквилин, Авен-
тин, Квиринал, Виминал, Целий
и Капитолий. В результате ар-
хеологических раскопок установ-
лено, что некоторые из этих
мест были заселены уже в
X-VIII вв. до н.э. На Палатине
жили люди, сжигавшие умер-
ших, в то время как на Эскви-
лине, Квиринале и Виминале
обитали поселенцы, хоронившие
покойников в земле. В палатин-
ских жителях ученые на основа-
нии тождества их погребальных
обрядов и урн с альба-лонгскими
видят латинян. Основываясь на
сходстве погребений, а также на
сабинском происхождении слова
<Квиринал>, исследователи счи-
тают обитателей других трех хол-
мов сабинянами.

Укрепленные селения были родовыми поселками, расположенны-
ми на вершинах и верхних склонах холмов. Болотистые низины
между ними стали пригодны для жилья лишь со временем, когда
люди начали осушать их. Родовые общины вели сначала обособлен-
ный образ жизни, но постепенно, в течение VII в. до н.э. соседние
селения слились в одно. Первыми объединились жители Палатина и
Эсквилинского холма, а также лежащей под ним долины Субуры. На
Палатине была выстроена крепость этого нового поселка. Обитатели
его справляли ежегодно праздник Семигорья, название которого про-
изошло от семи остановок праздничной процессии. Впоследствии
это название и дало повод считать, что Рим возник на семи холмах.
Вскоре селение расширилось за счет присоединения общин Квири-
нала. Воспоминание об этом и содержит легенда о похищении са-
бинянок.

В том же VII п. до н.э. Целий был заселен этрусками и также
включен в состав возникающего города. В начале VI в. до н.э. ста-
новится обитаемым Капитолий, а низина между холмами - общей
базарной площадью <форумом>, будущим центром общественной и
политической жизни города Рима. На Капитолии была построена
крепость и храм Юпитера, что превратило Капитолий в религиоз-
ный и поенный центр Рима.

Так путем объединения различных поселков в единую общину
возник Рим. На заре своего существования будущая столица огром-
ной империи представляла собой беспорядочное чередование кри-
вых улиц, петляющих по невысоким холмам и сыроватым низи-
нам - постоянному рассаднику малярии. Жилища первых римлян
были весьма неприглядны: это даже не дома, а разбросанные без
всякого плана хижины из ветвей, обмазанные глиной и крытые соло-
мой или тростником. Но город стоял в удобном месте. Возвышен-
ности создавали естественную защиту от врагов, рядом протекала
судоходная река, в устье ее можно было добывать соль, вокруг было
много леса, а по склонам холмов - сочные пастбища.

Жители древнего Рима занимались в основном скотоводством,
земледелие играло меньшую роль. Немалое значение на первых по-
рах имели охота и рыболовство, а также добыча соли.

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
РИМСКОГО ОБЩЕСТВА ЦАРСКОЙ ЭПОХИ

Первоначально территорию Рима занимали три племени, или
трибы,-Рамны (латиняне), Тиции (сабиняне) и Луцеры (этрус-
ки). Каждое из них состояло из 100 родов, объединенных в 10 ку-
рий. Таким образом, население древнейшего Рима, согласно леген-
дам, было организовано в 3 трибы, 30 курий и 300 родов.Ф. Эн-
гельс отмечал <печать искусственного образования> этой организа-
ции, но считал, что <при этом не исключена возможность, что яд-
ром каждого из трех племен могло служить подлинное старое
племя>> ^

Род был естественно сложившейся единицей и, подобно грече-
скому роду, был отцовским. Сородичи носили одно имя. Это родо-
вое имя производилось от имени реального или мифического предка.
Из древнейших родов известны Аврелии, Валерии, Клавдии, Корне-
лии, Фабии, Юлии, Эмилии и др. Члены рода сообща владели зем-
лей, обладали общим местом погребения, имели общие религиозные
празднества. Так, род Юлиев почитал свою прародительницу Вене-
ру и Аполлона, Петиции и Пинарии отправляли культ Геркулеса,
Навции - культ Минервы. Сородичи обязаны были помогать друг
другу и не вступать в брак внутри рода. Число членов рода было
различным: род Фабиев, например, в V в. до н.э. насчитывал 306,
а Клавдиев в VI в. до н.э.-5 000 лиц мужского пола.

Родоплеменная община римлян возглавлялась сенатом, т.е. сове-
том старейшин трехсот родов. Как родовладыки, они назывались
отцами. Сенат обсуждал все дела, которые окончательно решались
на народном собрании. Оно собиралось по куриям, откуда его назва-
ние - куриатные комиции. Зд^ь. в числе прочих важных дел, вы-
бирался царь, напоминающий греческого басилевса. Ему принадле-
жали функции военного вождя, верховного жреца и иногда верхов-
ного судьи.
Члены родов, а через них триб составляли римский народ.
Благодаря росту производительных сил, появлению патриархального
рабства и возникшей на этой базе имущественной дифференциации
в среде римлян развивалось неравенство как между родами, так и
внутри родов. В противовес роду усилилась патриархальная семья.
Выделились отдельные знатные семьи. Члены их стали претендовать
на лучшую долю добычи, а также на исключительное право всту-
пать в сенат, становиться военными вождями и т.п. Эта родовая
верхушка обособилась в качестве патрициев. Напротив, более бед-
ные семьи, поставляли слой кабальных рабов и людей, находящихся
в разных видах зависимости, зачастую сходных с патриархальным
рабством. Итак, родовая организация римлян разрушалась. Этот про-
цесс усугублялся тем, что на расширившейся, благодаря завоеваниям,
территории Рима оказалось новое население из покоренных, пре-
имущественно латинян, и из добровольно обосновавшихся в городе
чужаков. Эти поселенцы, число которых росло, получили название
плебс, т.е. множество.

Плебеи были свободны, они добились права частной собственно-
сти на землю, занимались ремеслом и торговлей. В имущественном
отношении они были неоднородны. В их среде, не стесненной родо-
выми узами, быстрее развивалась частная собственность. В силу
этого одна часть их богатела, а другая нищала и легко попадала
в долговую кабалу. Первоначально плебеи не входили в родовые
организации коренных римлян, были политически бесправными.

Иногда некоторые из плебеев обращались к могущественным
патрициям, ища защиты и помощи. На этой основе возникли отно-
шения зависимости - <клиентелы>. Патрон - покровитель-патриций
принимал клиента в свой род, давал ему свое имя, выделял часть
земли, защищал его в суде. <Клиент> (т.е. верный, послушный) во
всем подчинялся патрону, обязан был участвовать вместе с его ро-
дом в войне. Узы клиентелы считались священными и нерушимыми.

В число клиентов и даже кабальных рабов попадали преимуще-
ственно плебеи, но в такой зависимости оказывались и коренные
римляне.

В конце царской эпохи (VI в. до н.э.) римское общество уже
хорошо знало неравенство и угнетение, родоплеменные отношения
уступали место классовым, а родовые институты преобразовывались
в государственные. Этот процесс в Риме был ускорен этрусским
завоеванием.

По мнению большинства историков, последние три римских ца-
ря - Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквикий Гордый, по
происхождению этруски - личности исторические. Предания рисуют
их правителями, старавшимися укрепить свою власть. Для этого им
необходимо было опереться на военную силу, располагать войском,
независимым от родовой организации, возглавляемой патрициями.
В борьбе с последними цари использовали растущую массу плебеев.
Проведение соответствующей реформы приписывается шестому ца-
рю - Сервию Туллию.
Согласно римской традиции, Сервий Туллий поделил все муж-
ское население Рима, и патрициев и плебеев, на шесть имущест-
венных разрядов. Критерием имущественного состояния был земель-
ный надел, но в рассказе позднего автора, повествующего о рефор-
ме, дана его стоимость в денежном выражении. К 1 классу были
отнесены люди, имущество которых оценивалось не менее чем в
100000 медных ассов. Минимальным размером для II класса было
имущество в 75 000 ассов; для III -- 50 000, для IV - 25 000, для
V - 11500 ассов. Все бедняки составляли VI класс-пролетариев,
богатством которых было лишь их потомство.

Каждый класс выставлял определенное количество войсковых
единиц-центурий (сотен): 1 класс-80 центурий тяжеловоору-
женных и 18 центурий всадников, всего 98 центурий; II класс - 22;
III - 20; IV - 22; V - 30 центурий легковооруженных и VI класс -
одну центурию, в общем 193 центурии.

Взамен старого деления на три племени - трибы, Сервий поде-
лил всю римскую территорию на округа, которые сохранили назва-
ние триб.

Значение реформ Сорвия Туллия огромно. Рядом с древними
племенными собраниями - куриатными комициями - вырос но-
вый вид народных собраний по центуриям, в которых участвовало
все военнообязанное население. К этим центуриатным комициям
перешло решение всех важнейших вопросов в жизни римской общи-
ны, куриатные же комиции потеряли значение.

Слиянием патрициев и плебеев в единый народ, введением тер-
риториальных округов, выдвижением на передний план людей бога-
тых, а не просто родовитых, Сервий Туллий нанес сокрушительный
удар по институтам родового строя.

В современной исторической науке высказываются мнения о том,
что Сервию было приписано много установлений более позднего
времени. В частности, указывается на то, что проведение центури-
атной реформы и слияние патрициев и плебеев в один народ могли
иметь место не ранее V-IV вв. до н.э.

Однако можно сказать, что Сервий Туллий, создав территориаль-
ные трибы и единое войско из патрициев и плебеев, положил на-
чало включению плебеев в состав римского гражданства. Сервиева
реформа была торжеством государственности. Отмечая это, Ф. Эн-
гельс писал: <...Так... в Риме, еще до упразднения так называемой
царской власти, был разрушен древний общественный строй, поко-
ившийся на личных кровных узах, а вместо него создано было но-
вое, действительно государственное устройство, основанное на тер-
риториальном делении и имущественных различиях>.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.