Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Комментарии (1) Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящемОГЛАВЛЕНИЕБИОГРАФИИ МАСОНОВБенедетто Кроче, философ, имевший право позволить себе многое в области духа, определил однажды культуру масонства как «культуру по сниженным це нам», рассчитанную на «коммерсантов, инженеров средней руки, школьных учителей, адвокатишек и враче вателей». Поверхностное суждение, при этом нелестное для представителей перечисленных им профессий. Нам неведомо, какими критериями руководствовался философ, отказывая всем этим людям в праве на куль турность. Даже беглый взгляд на галерею персонажей, при надлежавших масонству, убеждает нас в излишней го рячности Кроче. В оправдание философа скажем лишь, что это его высказывание пришлось на то время, когда масонство и в самом деле выглядело не лучшим образом. Библиография жизнеописаний масонов не особенно велика. В Италии лишь в последние годы в этом направлении были предприняты робкие шаги. В журнале Великого Востока Италии стали появляться биографические справки о наиболее известных масонах, под редакцией Дж. Гамберини вышла книга «Тысяча лиц масонства». Благодаря публикации документаль ного материала стало известно, что врата масонско го храма были открыты для Гёте, Моцарта, Флеминга и многих других создателей культуры человечества. Мы не намерены прославлять масонство только потому, что среди его членов были великие люди. Нам хотелось бы показать, каким образом выбор масонского пути повлиял на становление личности многих замечательных людей. С этой целью мы выбрали ряд имен, на наш взгляд представляющих наиболее полно различные круги культурной, политической и профессиональной деятельности наиболее известных в истории лиц. В 262 то же время мы не стали злоупотреблять многими прославленными именами, насчет которых отсутствуют документальные подтверждения их масонства. Достоверность сведений о том, что то или иное лицо было членом масонской ложи, основана на архивном материале, имеющемся в распоряжении масонских организаций и хранящемся в государственных архивах. Этими материалами мы обязаны Дж. Гамберини, проведшему необходимую исследовательскую работу. Кроме того, мы использовали материал, содержащийся в «Словаре масонства и масонов» Алека Меллора. МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689—1755)Писатель и философ, выдающийся представитель французского Просвещения, автор «Персидских писем» и «О духе законов». Монтескье подверг критике полити ческий и религиозный абсолютизм, настаивал на проведении в жизнь принципа разделения власти {на законодательную, политическую, судебную), одержавшего победу в Англии, а затем положенного в основу всех демократических конституций. Посещая интеллектуальные салоны в Бордо, Монтескье так и не стал «светским человеком». Он неизменно придерживался принципов морализма. Монтескье был принят в масоны 12 мая 1730 г. в Лондоне. Обряд инициации состоялся в ложе «Горн», руково дителем которой был католик герцог Норфолкский. Со общение об инициации было опубликовано на страницах «Бритиш Джорнэл» 16 мая. Сообщения о масон ской деятельности Монтескье публиковались также в течение 1734—1735 гг. '. ВОЛЬТЕР (Мари Франсуа Аруэ) (1694—1778)Литератор, историк, философ, полемист, из вестен как духовный вождь французского Просвещения. Жил в Англии в 1727—1729 гг., где воспринял уче ние Локка, Ньютона, Кларка. По возвращении на роди ну взял на себя труд по распространению их уче ния, опубликовав среди прочего «Письма об англи чанах» и «Начала философии Ньютона». Вольтер был сторонником деизма, по его собственным словам, «религии, растворенной во всех религиях», основанного на почитании Творца и культе человеческих и общественных добродетелей. Он так же был поборником религиозной терпимости, соз- 263 дал жанр антиклерикальной полемики, содержащей элементы едкой сатиры, во многом предопределившей развитие культурной жизни во Франции.Вольтер выступал против войны и смертной казни, разработал представление об истории как прогрессе, коллективном усовершенствовании человеческого ро да. Исторические взгляды Вольтера вошли составной частью во многие социально-политические учения XIX в. Маркс высоко оценивал «вольтерьянство», к ко торому немецкая академическая философия относилась с пренебрежением 2 . Вольтер был посвящен в масоны в возрасте 84 лет, незадолго до кончины. 17 февраля 1778 г. он был принят в ложу «Девяти Сестер». В масонский храм Вольтер вошел, опираясь на Бенджамина Франклина. Когда Вольтеру был передан фартук, принадлежав ший прежде философу Гельвецию, он «поднес его к губам, а затем долго ласкал тонкими пальцами». Руководитель ложи, астроном Лаланд, произнес речь, в которой восславил Англию, «цитадель свободы», «первую любовь Вольтера» 3 . ФРАНКЛИН Бенджамин (1706—1790)Государственный деятель, американский мысли тель. В молодости основал «Пенсильванскую газету», в Филадельфии первую в истории Соединенных Шта тов публичную библиотеку. В 1728 г. опубликовал сочинение «О вере и религии», в котором изложил свои взгляды на религию, носившие ярко выраженную гностическую окраску. Двадцатидвухлетний Франк лин писал: «Верю, что есть абсолютно совер шенное Верховное существо, по замыслу и творчест ву которого возникли боги. Верю, что человек не есть самое совершенное существо, будучи всего лишь одним из существ. Ниже человека немало существ, стоящих на более низких ступенях развития. Но и выше человека — немало превосходящих его степеней. Вооб ражение переносит меня за пределы нашей системы планет, за пределы неподвижных звезд в то про странство, которое во всех измерениях бесконечно и наполнено такими же солнцами, как наше, и каж дое окружено хороводом миров, вечно вращающихся вкруг своего светила. Воображение подсказывает, что Бесконечность создала многие и высшие по отношению 264 к человеку существа, умеющие внимать Его совершен ству лучше, чем это можем делать мы, люди... Быть может, те, созданные Бесконечностью существа, бессмертны. Быть может, они изменяются во времени огромных по длительности периодов и на смену им при ходят другие. Но мне представляется, что каждый из них не может не быть необычайно мудрым, добрым и могущественным. Каждый создал для себя лучистое солнце, окружив его прекрасной и достойной вос хищения системой планет. Именно этому, своему собственному богу, я желал бы поклоняться...» 4 . В 1731 г. Франклин был посвящен в масоны в ложе «Св. Иоанна» (Филадельфия). Его масонская карьера была стремительной. В 1734 г. он стал Мастером Великой пенсильванской провинциальной ложи, имено вавшейся таким образом потому, что подчинялась она непосредственно Великой ложе Англии. В том же го ду Франклин впервые в американских колониях опуб ликовал в собственной типографии масонские «Уставы» Андерсона. Во второй половине 40-х годов XVIII в. он, посвятив себя изучению электричества, пришел к изобретению молниеотвода. В 1751 г. Франклин был избран депутатом от Пенсильвании, с тех пор его политико-дипломати ческая деятельность не прекращалась ни на мгно вение. Он был одним из вождей американской не зависимости. В 1776 г. вместе с Джефферсоном он работал над написанием «Декларации независимо сти», затем руководил военными операциями, был «ми нистром иностранных дел» повстанцев. В этом своем качестве Франклин и подписал договор между Соеди ненными Штатами и Францией, страной, где он бывал неоднократно, где его неизменно принимали со всеми масонскими почестями. В 1778 г. он при сутствовал на инициации Вольтера, спустя несколь ко месяцев совершил обряд масонского погребения ве ликого французского философа. В течение двух лет (1779—1781 гг.) Франклин являлся Достопоч тенным Мастером ложи «Девяти Сестер». Многие французские ложи избрали его своим почетным чле ном. Франклин боролся с рабовладением, он завещал большую денежную сумму на создание сети школ по вышения квалификации молодых рабочих. 265 На страницах своей «Автобиографии» Франклин не говорит о масонстве открыто. Он лишь упоминает о деятельности клуба «Единение», ставившего своей целью повышение культурного уровня и взаимопомощь его членов 5 .ВАШИНГТОН Джордж (1732—1799)Верховный главнокомандующий армии колонистов в Войне за независимость (1755), первый президент Соединенных Штатов Америки (1789). Вашингтон получил инициацию в ложе Федерикс-бурга 4 ноября 1752 г. С 1788 г. и до конца своих дней был Достопочтенным Мастером ложи «Алек сандрия», действовавшей в одноименном городе 6 . В масонской антологии «Сокровищница масонской мысли» опубликован отрывок, в котором Вашингтон подчеркивает, что поведение отдельных членов ма сонства, равно как и содержание публикаций, посвя щенных деятельности ордена, должны преследовать одну цель — «убедить человечество в том, что величайшая задача, решаемая масонством,— это поиск пути для достижения счастья всего человеческого рода» 7 . ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим (1729—1781)Литератор и философ, член ложи «Трех Золотых Роз» в Гамбурге, где и был посвящен в масоны в 1771 г. 8 . Занимался изучением природы и смысла по этического искусства и художественного творчества, основоположник немецкой классической литературы. В «Лаокооне» (1766) разработал принципы эстетики жи вописи и поэзии, соответственно относящиеся к «телам» и «поступкам». Исследовательская работа Лессинга в области рели гии привела его к разработке учения, выдержанного в духе пантеизма, хотя справедливости ради следует сказать, что ему как мыслителю были чужды доктринерские схемы и заранее готовые истины. Он даже отождествил понятие «истины» с процессом «поиска истины». Известно знаменитое высказывание Лессинга о том, что если бы Бог имел в правой руке своей всю истину, а в левой только указание, в каком направ лении эту истину искать, то он выбрал бы для себя поиск, ибо чистая истина годится только Богу . Лессинг полагал, что история — это «прогрессивный порядок», своего рода гимнастический зал, в котором че- 266 ловек может совершенствовать свои способности. Глав ное в истории, по Лессингу, воспитание человеческого рода. Религиозное откровение, считал он, разрешается в процессе воспитания. Различия, существующие между Ветхим и Новым Заветами, показывают, как религия по-разному выражает себя в ходе поступательного развития и смены фаз в истории человечества. Так, в «Воспитании человеческого рода» (1780 г.) немецкий философ предрекает время «Нового Евангелия», Вечной книги, обещанной человечеству. Лессинг полагал, что че ловечество движется к «эре совершенства», когда чело век будет творить добро, потому что это добро, а не ради поощрения, учрежденного в прошлом по человеческому произволу |0 . Лессинг является автором фундаментального труда «Gesprache fur Freimaurer», написанного в 1778— 1780 гг. В этом сочинении он обрушивается с критикой на немецкие ложи, где гнездятся все пороки совре менности: фантастические измышления неотамплиеров и разглагольствования о бесклассовом обществе. Лессинг полагал, что главное, чем следует заниматься масонам, состоит в обеспечении свободного эзотерического поиска истины ". МОЦАРТ Вольфганг Амадей (1756—1791)Музыкант, гениальный композитор, создатель не превзойденной инструментальной и вокальной музыки. Моцарт достиг вершин во всех жанрах музыкального творчества, обессмертивших его имя. Напомним только его концерты для фортепьяно с оркестром d-mol (К 466) и c-mol (К 491), симфонии, оперы «Дон Жуан» и «Волшебная флейта», «Реквием». Моцарт был инициирован в Вене в ложе «Благотворительность» 14 декабря 1784 г. Моцарт написал немало масонской музыки, которая звучит во время исполнения масонских обрядов в ложах. Самым знаменитым сочинением в этом роде является «Погребальная масонская музыка» (Maurerische Trauer-musik, c-mol) (К 477), написанная на смерть масонских братьев графа Франца Эстергази фон Таланта и герцога Георга Августа фон Мекленбург-Штрелитца. Это произведение занимает особое место в творчестве зальцбургского гения. Его отличает прочная и ясная структурная форма, необычная инструментовка, не имеющая себе равных по изобретательности и вкусу, торжествен- 267 ность маршевой темы, построенной вокруг центрального элемента-стержня — грегорианского песнопения. Эта музыка пронизана чувством «романтической грусти», задолго предвосхитившей путь развития современного музыкального творчества.Хотелось бы еще упомянуть одно величайшее масон ское сочинение Моцарта — кантату «Laut Verkiinde umsere freude». Жена великого музыканта, Констанца, вспоминала в этой связи, что временное улучшение здоровья Моцарта в середине ноября 1791 г. позво лило ему дирижировать ее исполнением; последние строки кантаты были написаны композитором накануне перехода в край Вечного Востока, на собрании ма сонской ложи «Надежда». Текст кантаты был написан масоном Шиканедером, автором либретто «Волшебной флейты», оперы, в которой за экзотикой «египетских тайн» скрыто подлинно масонское вдохновение. Не будет преувеличением сказать, что среди художников, посвященных в тайны масонства, Моцарт был самым боговдохновенным и более всего «воздавшим человечеству» своим мастерством 12 МЕН ДЕ БИРАН Мари Франсуа Пьер (1766—1824)Французский философ-идеалист. В «Новых опытах антропологии» разрабатывал тему отношений человека с Богом под углом зрения психологии. Он утверждал верховенство внутренней озаренности, противопо ставляя ее внешним проявлениям откровения. Тем не менее, Мен де Биран был традиционалистом, полагавшим необходимым строжайшее и тотальное соблюдение рели гиозных принципов («законов абсолюта») в общественной жизни. Его философские искания завершились уходом в мистицизм: «третий путь» человека наряду с пу тем органической жизни и путем совести. «Третий путь», по мысли французского философа, возможен благодаря двум основополагающим инструментам познания: медитации, проистекающей из мыслительной деятельности человека, но поставленной на службу божеству, и молит ве, являющейся способом приближения к божествен ному смыслу жизни. В 1820 г. Мен де Биран был Великим Мастером Великого Востока Франции 13 . ЛАПЛАС Пьер Симон (1749—1827)Физик, математик, астроном. Его перу принадлежит «Трактат о небесной меха- 268 нике», названный Абетти грандиозной симфонией. В другом сочинении — «Системе мироздания» он сформулировал известную' гипотезу о происхождении солнечной системы м . Лаплас был почетным Великим Мастером Великого Востока Франции 15 . ДЖЕННЕР Эдуард (1749—1823)Английский врач, основоположник оспопрививания. В 1796 г. Дженнер сделал первую в мире привив ку от оспы. Открытие сулило ему благополучную жизнь в Лондоне, однако он предпочел вернуться в Беркли и поселиться в деревне, откуда был родом. Там он и закончил свои дни, спасая от оспы бедняков и изучая жизнь птиц. Дженнер был Великим Мастером ложи «Дружба» № 240 в Беркли в период 1811 — 1813 гг. |6 . ГЁТЕ Иоганн Вольфганг (1749—1832)Поэт, писатель и философ, ученый. Автор «Фауста» и «Вильгельма Мейстера», Гёте является отцом-основателем романтической культуры. Его представления о Боге — это концепция «мировой ду ши», все сущее он сводил к миру архетипов. В об ласти научных исследований Гёте способствовал разви тию методологии компаративистских исследований. В центре его внимания был мир животных и растений ' 7 . 23 июня 1780 г. Гёте обрел «масонский свет» в веймарской ложе «Амалия». Известно его письмо, написанное на следующий день возлюбленной, в котором он сообщает ей о подарке — паре белых перчаток, полученных во время обряда инициации. Гёте был горячим сторонником масонства до послед них дней жизни, сочиняя для своей ложи гимны и речи. Обладая высочайшими степенями посвящения в системе строгого масонства, он тем не менее содействовал «реформе Шредера», направленной на восстановление примата первых трех универсальных степеней ордена. В 1833 г. у гроба покойного брата Виланда поэт произнес в масонском храме знаменитую речь «В память брата Виланда» 18 . БЕРНС Роберт (1759—1796)Национальный шотландский поэт. Бернс был инициирован 4 июля 1781 г. в ложе «Свя- 269 того Давида» № 174 в Тарболтоне, был ассоциированным членом ложи «Кэннонгэйт Килвиннинг» № 2 в Эдинбурге с 1787 г., избравшей его своим «поэтом- лауреатом».Бернс был хрупкого здоровья и умер молодым человеком. Масонские братья не раз помогали ему выйти из денежных затруднений и житейских трудностей. Его тонкое миропонимание выражено в таких стихах, как, например, «К мыши», где лирический герой сострадает живым существам, потревоженным нечаянно плугом. Берне автор целого ряда масонских стихов, среди них самого знаменитого «Прощание», в котором поэт обращается к «дорогим братьям, связанным одной мис- тической цепью» . БЕТХОВЕН Людвиг ван (1770—1827)Одна из крупнейших фигур в истории музыкаль ного искусства. Симфонии Бетховена являются вели чайшим памятником музыкального романтизма. Точная дата его инициации отсутствует. Известно только, что масоном он стал еще молодым человеком в Бонне. Доказательством масонства Бетховена является письмо, написанное композитором масону Францу Ве- гелеру, в котором он выражает согласие посвятить масонству одну из своих кантат, известных под названием "Das Werk beginnt!" Известно также, что со временем Бетховен охладел к масонству и не принимал в его деятельности актив ного участия 20 КИН Эдмунд (1787—1833)Английский актер-трагик, один из величайших ин терпретаторов Шекспира. Кин был членом ложи «Святого Марка» № 102 в Глазго 21 . СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) (1783—1842)Историк масонства А. Меллор полагает, что «масон ство Стендаля не стало достоянием широкой гласности, хотя он и принадлежал в течение некоторого времени к ордену». Судя по всему, именно о Стендале идет речь, когда в документах масонских лож то и дело мель кает подлинное имя французского писателя — Бейль 22 . Стендаль, автор романов, литературно-критических работ, сочинений по истории художественного твор- 270 чества, прославил свое имя такими романами, как «Крас ное и черное», «Пармская обитель», основное содержание которых — тонкий психологический анализ героев. ФУРЬЕ Шарль (1772—1837)Философ и французский утопический социалист. В «Теории всемирного единства» он дал описание утопической общины — «фаланги», состоящей из 1600 членов, организованных в фаланстер. Фурье подчеркивал в качестве «закона притяжения», объединяющего людей в трудовую организацию, их стремление избавиться от принуждения и отчуждения путем полного слияния производителя и потребителя. Многочисленные эксперименты общинной организации жизни в духе Фурье пред принимались даже в Америке группой интеллектуалов из Новой Англии 23 . Подробности об инициации Фурье отсутствуют. Ему приписывают высказывание: «В нашем столетии возник совершенно новый вопрос. Наш век отказался употре бить значительные силы, предлагавшиеся ему масонст вом. Масонство напоминает необработанный алмаз, ко торым мы пренебрегли, не зная его подлинной цены...» 24 . ПРУДОН Пьер Жозеф (1809—1865)Свободомыслящий теоретик, предлагавший пере устройство экономики на началах «взаимопомощи», иными словами — взаимного оказания услуг всеми участниками трудового процесса, объединенных по средством профессиональных союзов и обменного банка. Прудон считается крупнейшим представителем домарк систского социализма, предтечей анархо-синдикализма. Прудон принял масонское посвящение в 1847 г. в ло же «Искренность, Союз и Дружба» в Безансоне, хотя и не шагнул дальше степени подмастерья. Факт ини циации Прудона, по мнению Меллора, засвидетельство вал в наиболее яркой форме победу атеизма в Великом Востоке Франции. В работе «О справедливости в революции и церкви» сам Прудон так описывает свое посвящение в масоны: «Как всякий неофит, прежде чем получить Свет, я должен был ответить на три вопроса: Чем обязан человек своему ближнему? Своей стране? Господу? На первые два вопроса мой ответ был выдержан в рамках ожидаемого. На третий вопрос, чем обязан человек Богу, я отве тил: — войной». 271 В той же работе Прудон развивает свои мысли о так. называемом антидеистическом масонстве: «Бог масонов не является ни субстанцией, ни причиной, ни душой, ни монадой, ни творцом, ни отцом, ни глаголом, ни лю бовью, ни Параклетом, ни Искупителем, ни Сатаной, ничем, что соответствовало бы трансцендентной кон- цептуальности. Вся метафизика масонством выброшена за борт. Масонский Бог является олицетворением все ленского равновесия. Бог — это Архитектор, он держит циркуль, уровень, угольник, молоток, все инструменты труда и меры. В области нравственности порядок такого Бога — справедливость. Вот вам и вся масонская теология» ДЮНАН Анри Жан (1828—1910)Известный филантроп, он является основателем «Красного Креста». Дюнан — лауреат Нобелевской премии мира за 1901 г. Историк масонства Р. Денслоу считает доказанным масонство Дюнана 26 . УАЙЛЬД Оскар (1854—1900)Английский поэт и писатель, образец изысканности стиля и декадентства. 25 мая 1875 г. ему была присвоена степень Мастера в ложе № 357 Оксфордского университета 2? . ТВЕН Марк (Сэмюэл Клеменс) (1835—1910)Известный американский писатель-юморист. Твен вступил в масонство в ложе «Полярная Звезда» № 79 в Сент-Луисе 22 мая 1861 г. Во время одного из путешествий он прислал из Палестины в адрес своей ложи «молоточек», к которому было приложено выдержанное в юмористическом духе письмо. Твен извещал своих братьев о том, что «рукоятка молоточка вырезана братом Клеменсом из ствола ливанского кедра, своевременно посаженного братом Гоффредом Бульонским возле стен Иерусалима» 28 . РИШЕ Шарль (1850—1935)Французский физиолог и иммунолог, прославившийся работами в области физиологии нервной и мышечной систем, сомнамбулизма и сывороточной терапии. В 1902 г. им было сделано открытие анафилаксии. В 1913 г. он стал лауреатом Нобелевской премии в области ме дицины. 272 Рише один из первых ученых всерьез занялся изу чением парапсихологии, которую он называл по-свое- MV •— метапсихикой. Рише был масоном ложи «Космос» „ Париже а . ПИРИ Роберт Эдвин (1856—1920)Американский полярный путешественник, в 1909 г. достиг Северного полюса. Пири был членом ложи «Кэйн» № 454 в Нью-Йорке, которой передал на хранение ма сонское знамя, бывшее с ним во время полярной экспе диции 30 . КИПЛИНГ Джозеф Редьярд (1865—1936)Английский поэт и романист. В 1907 г. Киплинг стал лауреатом Нобелевской пре мии по литературе. Приведем следующие данные, сообщаемые Дж. 1 ам- берини, о масонской жизни Киплинга: «Посвящен в ма соны в ложе «Надежда и Упорство» № 782 в Лахоре, штат Пенджаб, Индия, в 1886 г. Свою ложу Киплинг прославил в стихотворении «Материнская ложа», опубли кованном в «Семи морях» в 1896 г. Важно подчеркнуть, что посвящение Киплинга было совершено Достопочтен ным Мастером индусом, степень Подмастерья Киплинг получил из рук Достопочтенного Мастера магометанина по вероисповеданию, возвышен до степени Мастера До стопочтенным англичанином в присутствии распорядите ля еврея. Стремление к универсализму — основная ха рактерная черта творчества Киплинга. В дальнейшем Киплинг стал членом ложи «Филантро пия» № 391 в Аллахабаде (Бенгалия), переехав в Англию он сам основал ложу «Строителей» № 4948 и «Творцов» № 3456. Киплинг стал «поэтом-лауреатом» древнейшей ложи «Кэннонгэйт Килвиннинг» в Эдинбурге, той самой, которая в 1787 г. увенчала своим признанием национального шотландского поэта Роберта Бёрнса . ТАГОР Рабиндранат (1861 — 1941)Писатель, поэт и мыслитель. Тагор вошел в историю как реформатору культуры Индии, выступив поборником «позитивистской» концеп ции в области осмысления духовного опыта. Благодаря деятельности Тагора традиционный монизм индуистской культуры обогатился в известном смысле западным ми ропониманием: глубиной познания мира (в противовес 273 классическому представлению о нем как о maya — иллю зии) и приматом личностного значения Бога (взамен тра диционному индуистскому представлению, основанному на присутствии в мире брахмана, то есть на абсолютно безличностном начале). Тагор, судя по всему, стал масоном в молодости. В 1924 г . Верховный Совет шотландского обряда прису дил Тагору почетную премию, которая была вручена ему лично двумя братьями-масонами. Другой индийский мыслитель прошлого века, Свами Вивекананда, также был масоном, приняв посвящение в 1884 г . в ложе «Якорь и Надежда» № 1 в Калькутте 32 . СИБЕЛИУС Ян (1865—1957)Прославленный финский композитор. Сибелиус воспевал финскую природу и сочинял музыку по мотивам «Калевалы». Историки музыкального творчества засвиде тельствовали выдающийся талант Сибелиуса в области оркестровки и высокохудожественные достоинства напи санных им семи симфоний. Сибелиус был одним из основателей ложи «Суоми» № 1 в Хельсинки. В дальнейшем он был главным органистом Великой ложи Финляндии. В 1927 г . Сибелиус напи сал девять вокальных и инструментальных композиций, собранных им под общим названием «Масонская музыка для обрядов». Первое издание партитуры, предназначав шееся для распространения среди масонов, увидело свет в 1936 г . Второе издание вышло в 1950 г ., исправленное и дополненное автором за счет новых компози ций, в том числе известной симфонической поэмой «Финляндия», сопровождаемой при масонском исполне- нии особым текстом . ФЛЕМИНГ Александер (1881—1955)Английский врач и микробиолог, открывший пенициллин. Флеминг был ревностным масоном. Приведем отрывок из его масонской биографии: «Член ряда английских лож, Достопочтенный Мастер ложи «Милосердие» № 3286 в 1935 г ., затем ее казначей. В 1925 г . Флеминг становится Достопочтенным Мастером ложи «Св. Мария» № 2682, затем ее секретарем. В 1942 г . Флеминг был избран Первым Великим Диаконом Великой ложи Англии. Он имел тридцатую степень шотландского обряда» 34 . 274
|
|