Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Рыжов К. Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия
ФЕОДОР I ЛАСКАРИС
Никейский император в 1206--1221/ 1222 гг. Род. ок. 1175 г. Умер ок.
1221 г.
Феодор принадлежал к знатному и богатому роду Ласкарисов. По словам
Акрополита, он был отважен в бою, склонен к гневу и любовным наслаждениям и
чрезвычайно щедр на дары (Акрополит: 18). Император Алексей III приблизил
Феодора к себе и выдал за него свою дочь Анну (Хониат: 6; 3; 1). Благодаря
родству с Ангелами Лас-карис смог в дальнейшем претендовать на императорский
титул, который он и получил после упорной и ожесточенной борьбы. В апреле
1204 г. в Константинополь ворвались крестоносцы. Император Алексей V Дука
бежал. Тогда Дука и Ласкарис, оба Феодоры, стали спорить между собой о
верховной власти. Наконец клир отдал предпочтение Ласкарису, но он не
возложил на себя императорского достоинства, а принял титул деспота. Выйдя
вместе с патриархом из церкви, Феодор стал увещевать и поощрять собравшийся
народ к сопротивлению неприятелю. Никто из толпы не отозвался на его голос,
и даже секироносцы (дворцовая стража) обещали содействовать ему только за
деньги. Так и не сразившись с крестоносцами, Феодор должен был спасаться
бегством (Хониат: 8; 3).
Он переправился в Азию, в надежде овладеть этими местами и управлять
ими вместо своего тестя Алексея Ш. Однако и здесь ему пришлось совершить
немало подвигов, прежде чем его права на престол были признаны всеми Когда
Ласкарис прибыл к Никее и стал убеждать жителей открыть ворота и покориться
ему как государю, те его не приняли. Только после усиленных упрашиваний он
едва-едва склонил никейцев приютить у себя его супругу и дочерей, а сам
сделал пока своей резиденцией Прусу (Акрополит: 6). Война, которую он начал
сразу вслед за этим, шла с переменным успехом. Возле Пима-нинопа он сразился
с отрядом крестоносцев во главе с Петром Пла-шестом и потерпел от него
поражение. Но затем, отвлеченные завоеванием Фракии, крестоносцы покинули
Азию, а между бежавшими сюда полководцами ромеев начался спор о том, кто
должен стать императором (Хониат: 9; 8, 13). Претендентов было много: некий
Феодор овладел городом Филадельфией, а другой самозваный правитель -- Савва
-- городом Сампсо-ном и его окрестностями. Обладателем всей Пафлагонии был
Давид, брат Алексея, владевшего Трапезундом Оба они являлись внуками
императора Андроника I от сына его Мануила. Впрочем, все искатели короны
поначалу были одинаково слабы, поэтому успеха мог добиться самый энергичный
и деятельный из них. Ласкарис взял вспомогательное войско у турецкого
султана и с его помощью овладел всем Калвианом, Меандром, Филадельфией и
Неокастрами, выступил против Давида Комнина, внезапно напал на него, взял в
плен, а его армию рассеял. Таким образом, под власть Ласкариса отошли все
земли к западу от реки Га-лис с Амастридой и Понтийской Гераклеей. Не прошло
и двух лет, как он всеми был признан деспотом, а затем на собрании знатных
особ и представителей церкви, состоявшемся в Никее, провозглашен
императором. Короной его увенчал в 1208 г. вновь избранный патриарх Михаил
Авториан. Важнейшие области и города: Пруса, Никея, Лидия, Филомолп, Смирна
и Эфес признали над собой его власть. Тесть Феодора, Алексей III, узнав о
его успехах, перебрался в Азию, заручился поддержкой турецкого султана и
стал искать под зятем императорского престола. Прежде чем начать с ним
войну, Ласкарис собрал всех своих приверженцев и спросил, чью сторону они
собираются держать. Все они хором отвечали, что отныне служат только ему.
Между тем султан вместе с Алексеем в 1211 г. подступил к
Антиохии-на-Менандре, придвинул к городу осадные машины и начал делать
приступы. Феодор с 2000 солдат немедленно выступил на помощь осажденным.
Впереди себя император послал отряд из 800 рыцарей Они произвели сильнейшее
опустошение в рядах турок, но и сами почти все погибли. После этого турки
легко опрокинули войско ромеев и обратили его в бегство. Когда победа,
казалось, уже уплыла из его рук, Феодор схватился с султаном. Турок первый
ударил его по голове тяжелой палицей и поверг на землю вместе с конем. Но
император вскочил, поразил мечом лошадь султана, а затем убил и его самого.
Узнав о гибели своего правителя, турки прекратили бой и заключили с Феодором
мир. Алексей III оказался в плену у зятя, который обошелся с ним очень мягко
-- снял с него знаки царской власти и приказал жить в монастыре Иакинфа
(Акрополит: 6-- 7, 9--10). В последующие годы Ласкарис построил военные
корабли и подчинил себе большую часть островов (Хониат: 9; 16).
После смерти первой жены император взял себе жену из Армении, но,
будучи недоволен ею, отослал обратно на родину. В третий раз он женился на
сестре латинского императора Генриха I. С этим императором он заключил
союзный договор о разделе земель в Азии. Свою дочь он сосватал за императора
Роберта, но умер во время приготовлений к свадьбе. Власть свою он завещал
зятю, Иоанну Дуке, так как не имел мужского потомства (Акрополит: 9-10, 15,
18).
ФЕОДОР II ЛАСКАРИС
Никейский император п 1254 -- 1257 гг. Сын Иоанна III. Род в 1221 г.
Умер 16 авг. 1258 г.
Приняв власть, Феодор некоторое время вел упорную войну с болгарами. По
условиям мира, прежние границы остались без изменения (Акрополит: 62). По
характеру император был горяч во всех отношениях и для сановников своих был
властелином тяжелым и строгим. Он не имел твердости и глубокомыслия своего
отца, но отличался во всем быстротою и великодушием, а воинственностью
походил на деда. Был он человек ученый, умел хорошо и красноречиво излагать
свои мысли. Вскоре после восшествия на престол он впал в тяжелую болезнь,
так что часто во время приступов падал на пол. Ходили слухи, что император
околдован чародеями. Поэтому многих, даже знатных, людей при нем хватали и
заключали в темницу, едва появлялось подозрение, что они занимаются
колдовством (Пахимер: 1; 8, 12--13). Незадолго до смерти Феодор, изнуряемый
недугом, превратился, по словам Акрополита, в совершенный скелет (Акрополит:
74).
ФЕОДОРА
Византийская императрица в 1028-- 1030, 1042--1056 гг. Дочь Константина
VIII. Умер 31 авг. 1056 г.
После смерти отца в 1028 г. Феодора была провозглашена императрицей
вместе со своей старшей сестрой Зоей. Она имела характер спокойный и немного
вялый, на награды и дары была очень сдержана, а к старости сделалась даже
скупа. Формально она царствовала вместе с Зоей и ее мужем Романом III, но
никакой властью не пользовалась. В 1030 г. Зоя распорядилась удалить Феодору
из дворца, постричь ее и определить местом почетного заключения один из
императорских домов. В апреле 1042 г. саму Зою низложил и постриг ее пасынок
Михаил V. Тогда восставшая толпа доставила Феодору в столицу, и патриарх
Алексей вновь венчал ее на царствие. Но и на этот раз ее власть продолжалась
всего несколько дней. После того как Зоя получила свободу, Феодора
добровольно подчинилась ей и признала ее старшинство (Пселл: "Михаил Пятый";
34, 37, 51). Поначалу сестры решили царствовать сами. Однако ни одна из них
по складу ума не годилась для самодержавной власти, они не умели ни
распоряжаться, ни принимать твердых решений, а к царским заботам примешивали
большей частью женские пустяки. Наконец, с согласия синклита, Зоя в третий
раз вышла замуж -- на этот раз за Константина Мономаха, и передала ему всю
власть (Пселл: "Константин Девятый"; 2, 4--5, 21). Только после смерти
сестры и ее мужа в январе 1055 г. царство наконец перешло к Феодоре. При
этом все ожидали, что она вручит власть какому-нибудь благородному и
способному повелевать мужу, однако вопреки всем мнениям и предположениям
Феодора взяла самодержавное правление над ромеями в свои руки. Укрепляли ее
в этом решении слуги и домашние, все люди опытные в делах. Поэтому
императрица открыто правила государством, держала себя с мужской
независимостью и не видела нужды ни в каких завесах. Она сама назначала
чиновников, с высоты трона произносила твердым голосом повеления,
высказывала мнения и решала тяжбы. Царствование ее, по словам Пселла, не
было лишено славы и величия. Процарствовав полтора года, она была поражена
тяжелым недугом: выделительные способности ее организма нарушились, в
результате опорожнение происходило через ротовую полость. Почувствовав
приближение смерти, Феодора объявила императором Михаила Стратиотика (Пселл:
"Феодора"; 1--2, 4, 19--20).
ФЕОДОСИИ I ВЕЛИКИЙ, Флавий
Римский император в 379--395 гг. Род. И янв. 347 г. Умер 17 янв. 395 г.
Феодосий родился в северной Испании. Отец его, Гонорий, был полководцем
в армии Валента и вел свой род от императора Траяна (Виктор: "О жизни и
нравах римских императоров"; 48). В юности Феодосий получил хорошее общее
образование, а военную науку постигал в армии отца. Под его началом он
воевал против скоттов и саксов в Британии, а затем против мавров в Африке.
Его мужество и способности военачальника очень рано были отмечены
императором (Гиббон: 26). По свидетельству Мар-целлина, Феодосий был
назначен полководцем в Мезию в то время, когда был еще безбородым юношей. В
многократных стычках он разбил полчища сарматов и принудил их к миру
(Марцеллин: 29; 6). Но вскоре опала и казнь Гонория, казалось, положили
конец блестящей карьере его сына. Феодосий лишен был всех должностей и
поселился в качестве частного лица в своем поместье в Испании (Гиббон: 26).
Впрочем, опала его была недолгой. В 378 г.- восточный император Валент был
разбит готами под Андрианополем и погиб. Полчища варваров рассыпались по
Фракии, овладели Дакией, дошли до стен самого Константинополя (Иордан: 138).
В этой крайности западный император Грациан прибыл в Сирмий, вызвал к себе
Феодосия и 19 января 379 г. провозгласил его Августом и императором над
всеми восточными провинциями империи (Виктор: "О жизни и нравах римских
императоров"; 48).
Феодосий принял власть в очень трудное время. По свидетельству всех
писателей, андрианопольское поражение повергло римлян в полное уныние. Одно
имя готов приводило солдат в ужас. Нечего было и думать с такой армией
давать новую битву. Следующие четыре года были потрачены Феодосием на то,
чтобы вернуть римлянам утраченный боевой дух. Местом своего пребывания новый
император избрал Фессалонику. Отсюда он руководил боевыми действиями и
управлял своей половиной империи (Гиббон: 26). Военное обучение вскоре
принесло свои результаты, а косность и праздность были искоренены. Феодосий,
вообще отличавшийся острым умом, доблестью и здравомыслием, добивался
твердости как строгостью приказов, так и щедростью и лаской. И
действительно, после того как воины обрели веру в себя, они стали увереннее
нападать на готов и постепенно вытеснили их из пределов Фракии. Но тогда же
Феодосий заболел, и состояние его было почти безнадежно. Это вновь придало
готам дерзости. Часть из них отправилась грабить Фессалию, Эпир и Ахайю,
другие устремились в Пан-нонию. Когда император Грациан узнал, что в связи с
роковым и безнадежным недугом Феодосия готы усилили свой натиск, то он
явился на восток, дал им много даров, снабдил продовольствием и заключил с
ними мир (Иордан: 139--141). Тем временем Феодосий, разбитый тяжелым
недугом, принял в 380 г. крещение от православного епископа Асхолия. Болезнь
его стала отступать, и он совершенно излечился. Прибыв после этого в
Константинополь, Феодосий показал себя горячим защитником православия.
Арианскому епископу Де-мофилу он предложил или принять веру в единосущие
Христа с Богом-Отцом, либо удалиться из столицы. Демофил избрал последнее.
Вслед за ним Константинополь покинули многие ариане, более сорока лет
владевшие здесь всеми церквами. В 381 г. Феодосий собрал в Константинополе
Второй Вселенский собор, на котором арианство и другие ереси подверглись
строгому осуждению, а принятый на Никейском соборе символ веры был уточнен
таким образом, чтобы исключить всякое превратное его толкование (Сократ: 5;
6--8). Император своей властью утвердил это решение и издал целый ряд
законов, объявлявших единственно правильной веру отцов Никейского собора.
Все церкви должны были отныне передаваться православному духовенству
(Созомен: 7; 9). Точно так же Феодосий, первым из императоров, подверг
гонениям язычников и издал закон, повелевавший закрывать и разрушать по всей
империи языческие храмы (Феодорит: 5; 21).
Между тем понемногу утихла война с варварами. В октябре 382 г. Феодосий
заключил с вождем Фри-тигерном договор, по которому готы получали для
поселения земли в Нижней Мезии и Фракии и поступали на службу к императору в
качестве федератов (Иордан: 145). С этого времени Феодосий правил спокойно и
твердо до самой своей смерти. Аврелий Виктор пишет, что он был кроток и
благожелателен ко всем, особенно же к хорошим людям. Он давал изысканные и
веселые пиры, однако без пышности, речь его была солидна и приятна. Он был
ласковым отцом и примерным супругом. В отношении наук его образование было
посредственно, но он от природы отличался проницательностью. В еде и питье
он был умерен (Виктор: "О жизни и нравах римских императоров"; 48), а также
отличался целомудрием и воздержанием. Однако он был гневлив и вспыльчив
(Гиббон: 27). Кроме того, пишут, что он был невоздержан в тратах и предан
неумеренной роскоши (Филосторгий: 11; I), беспечен и даже склонен к лени
(Евнапий: 50).
Впрочем, от размеренной и приятной жизни Феодосия отвлекали распри в
западной части империи. В 387 г. он вступился за Валентиниана II, брата
Грациана, изгнанного из Италии тираном Магном Максимом. Соперники
встретились в Паннонии на берегу Савы. Первый день сражения не принес никому
победы, но на следующее утро Феодосий благодаря своему превосходству в
коннице (она сплошь состояла из варваров -- готов и алан) одержал победу.
Максим был захвачен и казнен (Гиббон: 27). Следующие три года Феодосий
провел в Италии, управляя отсюда всей империей. Среди многих полезных
деяний, совершенных им в это время, историки пишут и об одном несомненно
позорном, наложившем темное пятно на память об этом государе. В 390 г.
случилось народное возмущение в Фессалониках. Феодосий, не разобрав дела,
велел подвергнуть жителей города беспорядочному избиению. Всего было убито
около пятнадцати тысяч горожан без различия пола и возраста. Этим злодеянием
Феодосий разгневал медиоланского епископа Амвросия, который при всем народе
не допустил императора в храм, так как руки его обагрены кровью невинных
Чтобы умилостивить прелата, Феодосий в одежде кающегося грешника всенародно
исповедовался в своих грехах. Он был первым из императоров, демонстративно
склонившим голову перед авторитетом церковной власти (Созомен: 7; 25).
В том же году Феодосий возвратился в Константинополь, оставив
Валентиниана управлять западной частью империи. Два года спустя Валентиниан
был убит, и власть захватил ритор Евгений. В 394 г. Феодосий выступил против
него во главе своей армии. Сражение произошло неподалеку от Аквилеи на
берегу Фригиды. В первый день воины Евгения потеснили отряды варваров,
которых было великое множество в армии Феодосия (Сократ: 5; 25). Только ночь
спасла Феодосия от полного поражения. Но на другой день ему удалось
обещаниями переманить на свою сторону большой отряд противника. Кроме того,
в разгар сражения началась сильная буря. Ветер дул прямо в лицо воинам
Евгения. Они не выдержали двойного натиска и бежали. Евгений был схвачен и
обезглавлен (Гиббон: 27).
На короткое время и в последний раз вся империя объединилась в руках
одного государя. Однако спустя всего четыре месяца Феодосий по пути из Рима
занемог в Медиолане и умер, завещав власть двум своим сыновьям (Феофан:
386).
ФЕОДОСИЙ II, Флавий
Византийский император в 402-- 450 гг. Сын Аркадия. Род. 10 апр. 401 г.
Умер 28 июля 450 г.
Феодосий был объявлен Августом и соправителем Аркадия, когда ему было
всего девять месяцев от роду. Семь лет спустя его отец, умирая, составил
завещание, в котором объявил Феодосия своим преемником, опекуном же ему
назначил персидского царя Исди-герда, заклиная его в том же завещании
употребить все свое могущество и прозорливость на сохранение трона за его
сыном Когда Исдигерд увидел доставленный ему документ, он проявил
добродетель, достойную большого удивления и вечной памяти. Он не стал
пренебрегать поручением Аркадия, все время хранил с римлянами нерушимый мир
и сохранил Феодосию державу. Сенату он тотчас же отправил послание, в
котором угрожал войной всякому, кто попытается устроить против него заговор
(Прокопий: "Войны Юстиниана"; 1; 2). Управление государством было возложено
сначала на префекта Анфимия (Сократ: 7; 1), а с 414 г. сосредоточилось в
руках старшей сестры Феодосия Пульхерии (Феофан: 401). Хотя ей было всего 15
лет, она, по словам Созомена, обладала умом мудрейшим. Свое девство она
посвятила Богу. К тому же направила она своих сестер, а для пресечения
всяких козней удалила из дворца всех мужчин. Приняв на себя заботы
правления, Пульхерия вершила все дела прекрасно и весьма благонравно, делая
хорошие распоряжения (Созомен: 9; 1). Впрочем, Евнапий описывает это время
совсем другими красками и говорит, что при Пульхерии выставлялись на
публичную продажу большие и малые народы для желающих купить управление ими.
Целые страны продавались явно у публичных банкиров, как всякий другой товар
на рынке. Кто хотел грабить Геллеспонт, покупал Геллеспонт, другой покупал
Македонию, третий -- Кирену. Всякому можно было покупать управление и одним
народом, и многими народами во вред подвластным. При этом можно было не
опасаться законов, которые были не то что слабее и тоньше паутины, но
рассеивались и разносились легче праха (Евнапий: 87).
Брату Пульхерия старалась дать подобающее царю образование. Люди
сведущие учили его ездить на коне, владеть оружием и сообщали познания в
науках (Созомен: 9; 1). Феодосий знал греческий и латинские языки,
математику, астрономию, историю, рисовал, писал красками и даже сам
иллюстрировал переписанные им книги, а за красивый почерк получил прозвище
"Калиграф". Он много читал, часто по ночам, при свете сконструированной им
особой лампы (Дашков: "Феодосий Младший"). Сестра же давала ему наставления,
как держать себя на царских выходах, как следует одеваться, как сидеть и
ходить. Не менее руководила она и его благочестием, приучая постоянно
молиться и почитать иереев (Созомен: 9; 1). В дальнейшем, став юношей и
зрелым мужчиной, Феодосий продолжал во всем подчиняться сестре, которая одна
из всего потомства Феодосия I походила характером на своего великого деда
(Гиббон: 32). В императорском дворце Феодосий устроил порядок, подобный
монастырскому: вставал рано утром и вместе с сестрами пел антифоны во славу
Божию, знал на память Священное писание и рассуждал о нем с епископами как
священник. По характеру был он человек незлобивый (Сократ: 7; 22),
легковерный и, по выражению Феофана, всяким ветром носимый, отчего часто
подписывал бумаги, вовсе не читая их. Однажды Пульхерия подложила между
прочими бумагу об отдаче ей в рабство супруги его, императрицы Евдокии,
которую он, не читая, подписал, за что сестра потом укоряла его. Эта Евдокия
была дочерью философа Леонтия. Пульхерия сама женила на ней брата в 421 г.
Императрица отличалась умом, красотой, красноречием, и Феодосий горячо любил
ее. К несчастью для него, две глубоко почитаемые им женщины не смогли
ужиться друг с другом. В 439 г. Евдокия, чтобы отстранить Пульхе-рию от
власти, попыталась удалить ее от двора и сделать дьяконицей, как давшую обет
девства. Узнав об этом, Пульхерия уехала из дворца в Евдомон. Но уже в 441
г. правление Евдокии кончилось. Феофан рассказывает, что некто Павлиан,
человек весьма образованный и красивый, пользовался особым расположением
императрицы, которая часто беседовала с ним наедине. В день Рождественских
святок кто-то поднес Феодосию яблоко необыкновенной величины и красоты.
Император послал его Евдокии, а та отослала Павлиану. Павлиан же, спустя два
дня, поднес его императору. Таким образом, связь их раскрылась. Феодосий
сослал Павлиана в Каппадокию и приказал казнить. Евдокия сама удалилась в
Иерусалим и прожила там до самой смерти. После этого Феодосий с большим
трудом уговорил Пульхерию возвратиться во дворец (Феофан: 417, 440-442).
Почти все царствование Феодосия, если не считать короткой войны с
Персией, прошло в мире. Но незадолго до его смерти империя пережила
разрушительное нашествие гуннов. В 442 г. гуннский правитель Аттила
потребовал от Феодосия, чтобы ему были выданы все переметчики и выслана
дань, а также, чтобы были отправлены посланники для переговоров о платеже
дани на будущее время. В ответ он получил уведомление, что римляне не
выдадут прибегших под их покровительство людей, но вместе с ними примут
войну (Приск: 3). Разгневанный этим высокомерным ответом, Аттила двинул свои
орды на империю. В трех последовательных сражениях римская армия была
разбита. После этого гунны взяли и разрушили все города в Иллирии и Фракии,
кроме Андрианополя и Гераклеи, и раздвинули свое владычество от Геллеспонта
до Фермопил и предместий Константинополя (Феофан: 442). В 447 г. заключен
был мир. Феодосий согласился выдать Аттиле всех переметчиков, немедленно
выплатить 6000 либр золота и каждый год выплачивать еще по 2000. По словам
Приска, ужас перед Аттилой был так велик, что римляне повиновались всякому
его требованию и на любое понуждение с его стороны смотрели как на приказ
повелителя (Приск: 5, 6). Вскоре после этого позорного мира Феодосия
постигла скоропостижная смерть. Во время охоты лошадь сбросила его в реку
Лик; он повредил при падении спинной хребет и на другой день скончался
(Гиббон: 34).
ФЕОДОСИИ III
Византийский император в 715 -717 гг.
Феодосий, человек, по словам Феофана, простой и ничтожный, был
сборщиком податей в Адрами-тии. В 715 г. приставшие сюда воины Опсикиева
легиона провозгласили его императором. Феодосий бежал от мятежников в горы,
но те разыскали его и насильно облекли в императорские одежды. После этого в
течение шести месяцев мятежники воевали с городским флотом Константинополя,
наконец изменою вошли в столицу, опустошили ее и сотворили много беззаконий.
Император Анастасий II, в самом начале мятежа бежавший в Никею, отдался в
руки Феодосия и был сослан им в Фессалоники (Феофан: 707).
Феодосий получил власть в очень сложное время. Из-за многих неурядиц
расстроилось управление империей, а между тем арабы стали угрожать уже
самому Константинополю. К столице приближалось большая армия, а также флот в
количестве до 1800 судов. Узнав об этом, военные и государственные
правители, ввиду неопытности Феодосия и неспособности его противостоять
врагам, приступили к нему с уговорами, просили освободить престол и, без
всякого вреда для себя, стать частным человеком. Феодосий, вняв их уговорам,
сложил с себя власть (Ники-фор: 716). Вместе с сыном он постригся в монахи и
остаток своих дней провел в Эфесе в полном покое (Феофан: 708). Он прославил
себя аскетическим образом жизни, так что после смерти местные жители долгое
время почитали его как святого (Дашков: "Феодосий Третий").
ФЕОПОМП
Легендарный спартанский царь из рода Эврипонтидов, правивший в VIII в.
до Р.Х. Сын Никандра.
Феопомп сделал важное и последнее дополнение к государственному
устройству Ликурга -- ввел коллегию эфоров. Говорят, жена Феопомпа упрекала
его за то, что он передаст своим детям меньшую власть, чем получил сам. "Да,
меньшую, -- отвечал царь, -- зато более прочную". Действительно, потеряв то,
что для них было лишним, спартанские цари избежали зависти, грозившей им
опасностью; им не пришлось испытать того, что пришлось испытать царям
мессенским и аргосским со стороны их подданных, когда они не пожелали
поступаться чем-либо из своих прав в пользу демократии. Действительно,
мессенцам и аргоссцам достались сначала по жребию даже лучшие земли в
сравнении со спартанцами; но счастье их продолжалось недолго. Своевластие
царей и неповиновение народа положили конец существовавшему порядку вещей
(Плутарх: "Ликург"; 7).
Со времен Феопомпа царская власть в Лакедемонском государственном
устройстве, по-видимому, основывалась преимущественно на законе, но она не
являлась верховной властью в полном смысле: царь был верховным вождем
военных сил лишь в том случае, когда он выходил за пределы страны. Сверх
того, царям предоставлялось ведать религиозными культами. Таким образом,
царская власть являлась как бы некой неограниченной и несменяемой
стратегией, но право казнить цари имели исключительно только во время похода
(Аристотель: "Политика"; 3; 9; 2).
На царствование Феопомпа пришлась также и Первая Мессен-ская война
(743--724 гг. до Р.Х.). Она окончилась падением Итомы и покорением Мессении.
В последние годы царствования Феопомпа у лакедемонян начался спор с
аргосцами из-за Фиреатидской равнины. Феопомп не принимал участия в этом
деле вследствие горя, так как в то время как раз умер его сын Архидам. После
Феопомпа царствовал его внук Зав-ксидам (Павсаний: 3; 7).
ФЕОФИЛ
Византийский император Аморийской династии, правивший в 829--842 гг.
Сын Михаила II. Род ок. 812 г. Умер 20 янв. 842 г.
Получив императорскую власть, Феофил пожелал прослыть приверженцем
правосудия и неусыпным стражем гражданских законов. С этой целью он прежде
всего решил предать смерти и гибели сообщников своего отца, которые
обеспечили ему царство, убив Льва Армянина. Он собрал во дворце всех
чиновников и объявил, что хочет наградить тех, кто помогал его отцу победно
бороться за царство. Обманутые такими речами, они все назвали себя Феофил же
велел схватить их и казнить. В последующие годы он так преуспел в делах
правосудия, что всем дурным людям был страшен, а всем хорошим -- удивителен.
Каждый день он проезжал по центральной улице, направляясь в Влахернский
храм, и при этом был доступен для всех, в особенности же для обиженных,
которые могли выплакать ему все свои обиды. Чтобы лучше знать нужды
византийцев, император имел обыкновение обходить рынок и осматривать товары.
У каждого торговца он спрашивал, за сколько продает тот свой товар, и делал
это не мимоходом, а весьма внимательно и усердно и спрашивал не про что-то
одно, а про все: еду, питье, топливо, одежду. Он не позволял купцам вздувать
цены и наживаться. Рассказывают, что однажды Феофил заметил в гавани
огромный корабль и стал узнавать, чей он и какие припасы везет. В ответ он
услышал, что корабль -- августы. Удивленный и огорченный этим, он велел
сжечь его вместе с якорями, парусами и всем грузом. "Кто когда видел, --
сказал он, -- чтобы ромейский царь или его супруга были купцами?" Свою жену
Феодору он осыпал всевозможными оскорблениями и даже пригрозил лишить ее
жизни, если только уличит в чем-то подобном.
Не меньше, чем о законности, пекся Феофил о делах религии. По словам
своего жизнеописателя, он любил церковное пение так, как только отец может
любить детей своих, а по светлым праздникам не отказывался и сам управлять
хором в храме святой Софии. Он сочинял гимны, клал на музыку стихиры,
поправлял старинные оды и писал духовные стихи, которые и после его смерти
исполнялись в церквах во время праздников. Однако в вопросах веры он
придерживался тех же взглядов, что и его отец, и потому гнал как только мог
почитателей икон. Тюрьмы при нем были переполнены иконописцами и монахами, а
многие монастыри и обители превращены в мирские пристанища. Всем богомазам
он велел отречься от своего ремесла, и те, кто хотел сохранить свободу,
должны были плевать на иконы и топтать их ногами.
В войнах Феофилу не было успеха. Едва приняв власть, он должен был
начать борьбу с арабами, которая тянулась с перерывами до самой его смерти.
В октябре 829 г. в сражении у острова Фасос полностью погиб ромейский флот.
В последующие годы арабы не переставали грабить Кикладские острова. Еще хуже
складывалось положение в Сицилии. В 831 г. мусульмане захватили Мессину и
Палермо. Под властью ромеев осталась лишь небольшая часть острова с
блокированными Сиракузами. В Азии дела шли с попеременным успехом. В 831 г.
Фео-фил рассеял большое арабское войско, пленив 25 000 врагов. Весной 837 г.
ромеи взяли и разграбили Запетру, родной город халифа Му-тасима. Но уже
летом 838 г. арабы вторглись в пределы империи и на Дазимонской равнине
произошло жестокое сражение. Сначала успех был на стороне ромеев, и они
обратили арабов в бегство. Но потом мусульмане вновь построились в боевые
ряды и повернули ход битвы. Ромеи, не выдержав их натиска, бежали. Сам
Феофил едва не попал в плен -- враги уже окружили его со всех сторон, но
царские отряды совместно с персами (они сражались на стороне Феофила)
обступили его и под покровом ночи сумели провести к своим. После этой победы
арабы взяли Амо-рий -- родной город императора, и устроили там страшную
резню. В 840 г. они достигли Южной Италии, захватили Тарент и осадили Бари.
Ромеи с большим трудом сдерживали их наступление. Сам Феофил вскоре после
гибели родного города занемог тяжелой желудочной болезнью и скончался в 842
г., будучи еще совсем молодым (Продолжатель Феофана: 3; 1--4, 8--10, 13, 16,
29, 31, 34, 34, 40).
ФИЛЕТЕР
Правитель Пергама в 283--263 гг. до Р.Х. Основатель династии Атталидов.
Пергам был сокровищницей Лисимаха, царя Фракии и малой Азии, а
население города жило на самой вершине горы. Охрана крепости и сокровищ была
вверена Филетеру из Тиея, который с детства был евнухом. Случилось так, что
на каких-то похоронах, во время театрального представления, при огромном
стечении народа, кормилицу, которая несла на руках маленького ребенка
Филетера, окружила толпа и стиснула настолько сильно, что ребенок был
покалечен.
Получив прекрасное воспитание, Филитер оказался достойным доверия
Лисимаха. Долгое время он верно служил царю, но затем, поссорившись с его
женой Арсиноей, которая клеветала на него, склонил Пергам к восстанию и
управлял им, пользуясь обстоятельствами момента, так как видел, что город
готов к отделению после того, как Лисимах, под тяжестью своих семейных
несчастий, был вынужден убить своего сына Агафокла. Затем Селевк I Никатор
напал на его страну и победил его, а впоследствии сам был побежден и убит.
Во время этих смут евнух продолжал оставаться начальником крепости и
управлял городом, щедро раздавая обещания и прочие знаки внимания. В течение
20 лет он оставался властителем крепости и сокровищ, а затем передал власть
племяннику Евмену I (Страбон: 13; 4; 1).
ФИЛИПП I
Легендарный царь Македонии, правивший в VII в. до Р.Х. Сын Аргея
(Геродот: 8; 137--139).
ФИЛИПП II
Царь Македонии в 359--336 г. до Р.Х- Сын Аминты III. Род. ок. 382 г. до
Р.Х Умер 336 г. до Р.Х. Ж : 1) Фил-ла, сестра элимиотидского князя Дер-ды;
2) Олимпиада, дочь зпнрского царя Неоптолрма; 3) Авдата; 4) Меда, дочь царя
гетов: 5) Никезиполида; 6) Фил-лина; 7) Клеопатра.
В начале своего царствования македонский царь Александр II, старший
брат Филиппа, откупился от войны с иллирийцами, договорившись с ними о
размене и выкупе и дав им в заложники Филиппа (Юстин: 7; 5). Спустя год
Александр установил дружеские отношения и мир с фиванцами (в 369 г. до
Р.Х.), отдав им опять в заложники Филиппа. Фиванский полководец Пелопид увел
тогда Филиппа, а с ним еще тридцать мальчиков из самых знатных семей в Фивы,
чтобы показать грекам, как далеко простирается влияние фи-ванцев благодаря
славе об их могуществе и вере в их справедливость. Филипп десять лет прожил
в Фивах и на этом основании считался ревностным последователем Эпа-минонда.
Возможно, что Филипп и в самом деле кое-чему научился, видя его неутомимость
в делах войны и командования (что было лишь малой частью достоинств этого
мужа), но ни его воздержанностью, ни справедливостью, ни великодушием, ни
милосердием, -- качествами, в коих он был подлинно велик! -- Филипп и от
природы не обладал, и подражать не пытался (Плутарх: "Пелопид"; 26). Пока
Филипп жил в Фивах, его старшие братья сменяли друг друга на престоле.
Последний -- Пердик-ка III -- погиб в войне с иллирий-
цами. После этого Филипп бежал из Фив в Македонию, где был провозглашен
царем.
Македония находилась в то время в крайне затруднительном положении. В
последней войне пало 4000 македонцев. Оставшиеся в живых трепетали перед
иллирийцами и не хотели воевать. В то же время пеоны пошли войной на страну
и опустошили ее. В довершение всех бед родственник Филиппа Павса-ний
выставил свои претензии на престол и собирался с помощью фракийцев овладеть
Македонией. Еще одним претендентом на царствование был Авгей. Он нашел
поддержку у афинян, которые согласились послать с ним 3000 гоплитов и флот.
Приняв власть, Филипп стал энергично укреплять армию. Он ввел в
употребление новый вид построения, получивший название македонской фаланги,
а потом путем упорных тренировок и беспрерывных учений привил македонцам
умение держаться в сомкнутом строю. Из пастухов и охотников он превратил их
в первоклассных воинов. Кроме того, подарками и лаской он сумел внушить к
себе любовь и доверие.
Павсания и пеонов Филипп склонил к миру дарами и хитроумными речами,
против афинян же и Авгея выступил со всем войском и разбил их в сражении у
Эгиан. Филипп понимал, что афиняне начали с ним войну лишь потому, что
мечтали удержать Амфиполь. Сейчас же после победы он отправил посольство в
Афины, объявил, что не имеет претензий на Амфиполь, и заключил с афинянами
мир. ' Избавившись таким образом от войны с афинянами, Филипп в 358 г. до
Р.Х. обратился против пеонов. Разгромив их в открытом сражении, он покорил
всю их страну и присоединил ее к Македонии. После этого македонцы вновь
обрели потерянную уверенность в себе, и царь повел их на иллирийцев. Вардил,
царь иллирийцев, вывел против Филиппа 10-тысячное войско. Филипп, командуя
конницей, рассеял конницу иллирийцев и обратился на их фланг. Но иллирийцы,
построившись в каре, долгое время отражали атаки македонцев. Наконец, не
выдержав, они обратились в бегство. Македонская конница упорно преследовала
бегущих, довершив разгром. Иллирийцы потеряли в этом сражении до 7000
человек и по мирному договору ушли из всех захваченных ранее македонских
городов (Диодор: 16; 2-4).
Покончив с иллирийцами, Филипп повел свое войско под Амфи-поль, осадил
его, подвел под стены тараны и стал производить непрестанные приступы. Когда
таранами разрушили часть стены, македонцы ворвались в город и овладели им.
Из Амфиполя Филипп повел войско в Халкидику и с ходу взял Пидну.
Находившийся здесь афинский гарнизон он отпустил в Афины. После этого, желая
привлечь на свою сторону Олинф, он подарил ему Пидну. Далее он отправился к
Кринидам и переименовал их в Филиппы. Населив этот прежде малочисленный
город новыми гражданами, он овладел золотыми рудниками Пангея и так поставил
дело, что имел от них ежегодный доход в 1000 талантов. Обретя большие
богатства, Филипп начал чеканить золотую монету, и с этого времени Македония
стала пользоваться такой славой и влиянием, каких прежде никогда не имела.
В следующем 357 г. до Р.Х. Филипп, призванный Алевадами, вторгся в
Фессалию, сверг ферс-ких тиранов Ликофрона и Тисифо-на и вернул фессалийцам
их вольность. С этого времени он всегда имел в фессалийцах надежных
союзников (Диодор: 16; 8, 14).
В то время как дела Филиппа шли так успешно, он взял себе в жены
Олимпиаду, дочь Неоптоле-ма, царя молоссов. Устроил этот брак опекун
девушки, ее дядя и двоюродный брат по отцу, царь молоссов Арриб, женатый на
сестре Олимпиады -- Троаде (Юстин: 9; 6). Впрочем, Плутарх сообщает, что
Филипп был посвящен в самофракийские таинства одновременно с Олимпиадой,
когда он сам еще был отроком, а она девочкой, потерявшей своих родителей.
Филипп влюбился в нее и сочетался с ней браком, добившись согласия Арриба
(Плутарх: "Александр"; 2).
В 354 г. до Р.Х. Филипп осадил Метону. Когда он шел впереди войска,
пущенная со стены стрела пронзила ему правый глаз. От этой раны он не стал
менее воинственным или более жестоким к своим врагам. Когда спустя некоторое
время он заключил мир с врагами, то показал себя по отношению к побежденным
не только умеренным, но даже милосердным (Юстин: 7; 6). После этого он
овладел Пагами' а в 353 г. до Р.Х., по просьбе фессалийцев, ввязался в
Священную войну, охватившую к этому времени всю Элладу. В чрезвычайно
жестоком сражении с фо-кейским полководцем Ономархом македонцы одержали
победу (во многом благодаря фессалийской коннице). 6000 фокейцев полегло на
поле боя, а еще 4000 было взято в плен. Ономарха Филипп велел повесить, а
всех пленных утопить в море как святотатцев.
В 348 г. до Р.Х. Филипп, желая овладеть Геллеспонтом, занял То-рону.
Потом с большим войском он подступил к Олинфу (Диодор: 16; 35; 53). Поводом
к войне послужило то, что олинфяне из сострадания дали у себя убежище двум
братьям Филиппа, рожденным от его мачехи. Филипп, убивший прежде еще одного
своего брата, хотел убить и этих двух, поскольку они могли притязать на
царскую власть (Юстин: 8; 3). Разбив олинфян в двух сражениях, Филипп осадил
их в городе. Благодаря предательству македонцы ворвались внутрь укреплений,
город разграбили, а граждан продали в рабство.
В 347 г. до Р.Х. беотийцы, вконец разоренные Священной войной,
отправили послов к Филиппу, требуя от него помощи. В следующем году Филипп
вступил в Локриду, имея кроме своего еще и большое фессалийское войско.
Фокейский полководец Фалек, не ожидая победить Филиппа, заключил с ним мир и
со всем войском ушел в Пелопоннес. Фокейцы, лишившись после этого надежды на
победу, все сдались Филиппу. Так Филипп без единого сражения окончил войну,
продолжавшуюся уже десять лет. В благодарность амфиктионы определили, чтобы
Филипп и его потомки отныне имели в совете ам-фиктионов два голоса.
В 341 г. до Р.Х. Филипп пошел походом на Перинф, осадил его и начал
ломать стены машинами. Кроме того, македонцы построили башни, которые,
возвышаясь над стенами города, помогали им бороться осажденными. Но
перин-фяне держались мужественно, делали каждый день вылазки и жестоко
бились с врагом. Чтобы измотать горожан, Филипп разделил все войско на
множество отрядов и одновременно со всех сторон вел штурм города, не
прекращая боев ни днем ни ночью. Узнав о тяжелом положении осажденных,
персидский царь счел для себя выгодным послать им большое количество
продовольствия, денег и наемных солдат. Точно так же большую помощь
перинфянам оказывали византийцы. Филипп, оставив часть войска под Перин-фом,
с другой половиной приступил к Византию.
В 340 г. до Р.Х. афиняне, узнав об осаде Византия, снарядили морскую
экспедицию и отправили ее на помощь византийцам. Вместе с ними послали свои
эскадры хиос-цы, родосцы и некоторые другие греки. Филипп, оставив осаду,
вынужден был заключить мир.
В 338 г. до Р.Х. Филипп внезапно захватил Элатею и переправил войско в
Грецию. Все это было сделано так скрытно, что афиняне узнали о падении
Элатеи не прежде, чем ее жители прибежали в Аттику, неся весть о наступлении
македонцев.
На рассвете, когда встревоженные афиняне собрались на собрание,
известный оратор и демагог Демосфен предложил отправить послов в Фивы и
склонить их к совместной борьбе против захватчиков. Обращаться к другим
союзникам уже не было времени. Афиняне согласились и отрядили послом самого
Демосфена. Своим красноречием он вскоре склонил беотий-цев к союзу, и таким
образом два самых могучих греческих государства соединились для совместных
действий. Афиняне поставили во главе своего войска Харита и Ли-сикла,
приказав им со всеми силами следовать в Беотию. Все бывшие тогда в Аттике
молодые люди с удивительной охотой добровольно пошли на войну.
Оба войска соединились под Херонеями. Филипп сначала надеялся склонить
беотийцев на свою сторону и отправил к ним послом Пифона, известного своим
красноречием. Однако в народном собрании Пифон был побежден Демосфеном, и
беотийцы в этот тяжелый час остались верны Элладе. Понимая, что ему теперь
придется иметь дело с самой доблестной армией, какую только могла выставить
Эллада, Филипп решил не спешить с началом сражения и дождался подхода
следовавших за македонцами вспомогательных отрядов. Всего он имел до 30 000
пехоты и 2000 конницы. Сочтя свои силы достаточными, царь велел начать
сражение. Александру, своему сыну, он поручил командование над одним из
флангов.
Когда началось сражение, обе стороны бились с большим ожесточением, и
долгое время не ясно было, кто одолеет. Наконец Александр прорвал вражеский
строй и обратил своих противников в бегство. Это было началом полной победы
македонцев (Диодор: 16; 53-84).
После Херонейской победы Филипп весьма хитроумно затаил в душе радость
по поводу победы. В этот день он даже не принес обычных в таких случаях
жертв, не смеялся во время пира, не допускал во время трапезы никаких игр;
не было ни венков, ни благовоний, и, насколько это зависело от него, он
держал себя после победы так, что никто не чувствовал в нем победителя. Не
царем Греции он велел называть себя, а ее вождем. Он так умело скрыл свою
радость перед лицом отчаянья своих врагов, что ни его приближенные не
заметили, чтобы он чрезмерно радовался, ни побежденные не увидели в нем
злорадства. Афинянам, которые выказали особую враждебность по отношению к
нему, он без выкупа возвратил пленных и передал тела убитых для погребения.
Кроме того, Филипп послал в Афины своего сына Александра для заключения мира
о дружбе. С фиванцев Филипп напротив взял выкуп не только за пленных, но
даже за право похоронить павших. Самым видным гражданам он велел отрубить
головы, других отправил в изгнание, а имущество всех их забрал себе. Из
числа бывших изгнанников он назначил 300 судьями и правителями государства.
После этого, приведя в порядок дела в Греции, Филипп приказал созвать в
Коринфе представителей всех государств для того, чтобы установить
определенный порядок при сложившемся положении вещей (в 337 г. до Р.Х.).
Здесь Филипп определил условия мира для всей Эллады сообразно с
заслугами отдельных государств и образовал из всех их общий совет. Одни
только лакедемоняне отнеслись с презрением к его установлениям, считая не
миром, а рабством тот мир, который дарован победителем. Затем определена
была численность вспомогательных отрядов, которые должны были выставить
отдельные государства либо в помощь царю в случае нападения на него, либо
для использования их под его командой в случае, если он сам объявит войну
кому-нибудь. И не было сомнения, что эти приготовления направлены против
персидского государства. В начале весны Филипп послал вперед в Азию,
подвластную персам, трех полководцев: Пармениона, Аминту и Аттала, сестру
которого он взял себе в жены после того, как развелся с матерью Александра
Олимпиадой, заподозрив ее в прелюбодеянии (Юстин: 9; 4-5).
Филипп сам готовился выступить в поход, но задержался в Македонии,
справляя свадьбу своей дочери Клеопатры, которую он выдал за Александра I
Эпирскго, брата Олимпиады. Гости на это торжество были приглашены со всей
Греции. По окончании пира начались игры и состязания. Филипп вышел к гостям,
одетый во все белое, словно божество. Охрану свою он намеренно оставил в
отдалении, чтобы показать грекам, какое он имеет к ним доверие.
Среди пажей Филиппа был некто Павсаний, происходивший из рода
Орестидов. За свою красоту он сделался царским любовником. Однажды на пиру
Аттал, напоив Павсания, стал смеяться над ним, как над непотребной женщиной.
Павсаний, глубоко уязвленный его смехом, пожаловался Филиппу. Но царь
оставил его жалобы без внимания, так как Аттал был человек знатный и к тому
же хороший полководец Он наградил Павсания, сделав его своим телохранителем.
Так он думал исцелить его от обиды. Но Павсаний имел мрачное и непримиримое
сердце. Царскую милость он воспринял как оскорбление и решил отомстить. Во
время игр, когда Филипп остался без охраны, Павсаний подошел к нему, скрывая
под одеждой короткий меч, и поразил царя в бок. Совершив это убийство,
Павсаний хотел скрыться на коне, но был схвачен Пердиккой и убит (Диодор:
16; 91).
После выяснения причин убийства многие полагали, что Павсаний был
подослан Олимпиадой, да и сам Александр не был, по-видимому, в неведении
насчет замышлявшегося убийства, ибо Олимпиада не менее страдала от того, что
ее отвергли, чем Павсаний от своего позора. Александр же опасался встретить
соперника в лице брата, рожденного мачехой. Думали, что Александр и
Олимпиада в своем одобрении толкнули Павсания на такое страшное злодеяние.
Говорили, что в ночь похорон Филиппа Олимпиада возложила венок на голову
висевшего на кресте Павсания. Спустя немного дней она сожгла снятый с креста
труп убийцы над останками своего мужа и приказала насыпать холм на том же
месте. Она позаботилась и о том, чтобы ежегодно приносить умершему жертвы.
Затем Олимпиада принудила Клеопатру, из-за которой Филипп развелся с ней,
повеситься, сперва умертвив в объятиях матери ее дочь. Наконец, она
посвятила Аполлону меч, которым был заколот царь. Все это она сделала
настолько открыто, как будто боялась, что преступление, совершенное ею,
будет приписано не ей.
Филипп умер сорока семи лет, процарствовав двадцать пять лет. От
танцовщицы из Лариссы у него был сын Арридей -- будущий Филипп III (Юстин:
9; 7-8).
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|
|