Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики
55. ДЕВИЗ — одна из составных, но вовсе не обязательных частей герба или знамени. Термин “девиз” происходит от латинского слова “devidere”, то есть “разделять”, и означает “отдельное”, “обособленное”. Этим определяется место девиза в гербах по отношению ко всем другим его элементам. Девиз всегда располагается вне поля щита, на особом месте — девизной ленте или девизном щитке, представляющем собой часть, кусочек девизной ленты. В исключительных случаях девиз может быть расположен на девизной кайме (см. Геральдические фигуры) Девизы помещают на памятниках, триумфальных арках, стеллах, обелисках, зданиях, а также на книгах и экслибрисах, где девизы носят итальянское обозначение “мотто” или греческое — “эпиграф”.
В результате длительного исторического развития девизы приобрели чрезвычайное разнообразие. Их классифицируют по форме, по характеру принадлежности гербовладельцу, а также по месту употребления.
Девизы делятся по своей форме на три группы.
I. Фигурные девизы в немецкой геральдике называются “бильддевизен”, то есть девизы-картинки, а в итальянской геральдике они имеют свое особое название “импреса”, неверно переводимое в словарях как “вывеска” или “вензель”, в Англии — бэдж. Фигурные девизы имеют большое эмблематическое значение, поскольку служат фактически эмблемами, причем в ряде случаев эмблемами национального и национально-областного или династического характера (например, в Англии, Италии, Испании). Так, фигурный девиз Шотландии — репейник, Уэльса — лук-порей, Англии — роза.
II. Сочетание словесного и фигурного девизов не является неким механическим “удвоением” девизов. В одних случаях оно служит для того, чтобы дополнить основ ной девиз другим девизом, с другим значением, которое необходимо отразить в гербе, но в то же время сделать это в деликатной форме. Но бывает и другое сочетание словесного и фигурного девизов, когда последний иллюстрирует слова, высказанные в первом. Такое сочетание особенно характерно для французской геральдики, на которую опирается геральдика франкоязычных африканских стран. При этом фигурная часть девиза носит название “тело девиза”, а словесная — “душа девиза”, и поэтому подобная форма девиза считается единым целым” или самостоятельной формой девиза.
III. Словесные девизы являются самой существенной группой девизов и по количеству, и по значимости, и по доступности для понимания. Словесным девизом может считаться такая мысль, которая в краткой, сжатой, лаконичной форме, в виде образного изречения, афоризма или символического призыва передает глубокую или поучительную идею, избранную в качестве жизненного кредо или основного направления деятельности тем или иным девизовладельцем: отдельным лицом, учреждением, партией, городом или государством. Современные государственные девизы молодых стран, наоборот, иногда подводят итог деятельности к моменту создания государства. Например, девизы Ямайки, Тринидада и Тобаго.
Девизы известны с античных времен, особенно латинские девизы — сентенции Древнего Рима, ставшие основой для девизов ряда европейских и других стран. В эпоху средних веков получил особое развитие такой вид девизов, как боевые кличи, которыми рыцари и полководцы-монархи сзывали бойцов под свои знамена. Многие из них превратились в династические и даже в государственные девизы, сохранившиеся и поныне. Личные и родовые девизы получили развитие в Европе как элемент герба уже с XIII—XIV веков, но особенно сильно с XVIII века, в эпоху классицизма и после французской революции XVIII века. К этому времени сложилось по крайней мере 12 групп девизов, каждая из которых обладала своими особыми признаками в зависимости от принадлежности девиза к определенной категории девизовладельцев. Так, различают:
1. Личные девизы . Основное отличие личных девизов от родовых состоит не в их содержании, а связано с особенностью их применения. Личные девизы не только могут меняться в течение жизни владельца (в то время как родовые девизы сохраняются веками), но и быть вместе с постоянными также и временными, то есть выставляться по определенному случаю.
2.Родовые девизы . Наряду с личными это наиболее древние и наиболее распространенные виды девизов. Они в основном имеют своим содержанием добродетели, высокие идеалы, жизненные правила — словом, охватывают сферу социальной, религиозной и политической морали, а также национальных идеалов и стремлений. Чаще всего родовые девизы действуют для ряда поколений и всех ветвей одного рода на протяжении веков. Но бывает, что отдельные лица рода, приобретая новый титул, вводят наряду с родовым и свой личный девиз, дополняя первый или же вовсе заменяя прежний родовой.
3.Государственные девизы содержатся в государственных гербах, хотя имеются и не у всех стран. Они закреплены конституцией или иным верховным актом, равноценным Основному закону государства. Их утверждение даже в монархических странах происходит законодательным путем. Употребление государственного девиза столь же обязательно, как государственного флага и герба.
4.Девизы глав государств . Девиз главы государства, независимо от того, какой строй в данной стране, не может быть занесен в государственный герб. Но он может быть зафиксирован на личном штандарте главы государства или на личном гербе монарха. Иногда же он и вовсе не фиксируется геральдически, а лишь употребляется во время торжеств, в прессе, в качестве эпиграфа на личных бланках монарха и т. п., а порой существует и просто в устной форме, но при этом широко известен населению страны. В монархических странах девизом главы государства является личный девиз царствующего монарха. В республиках, где глава государства имеет зафиксированный (чаще всего на штандарте) девиз, этот девиз, независимо от того, кто персонально возглавляет государство, постоянен, то есть принадлежит самой “должности”. Девизы церковных иерархов наносятся на их гербы аналогично девизам дворянства.
5. Монастырские девизы и девизы монашеских орденов отличаются от светских не только содержанием, но и характером употребления и особенностью принадлежности. Во-первых, они наносятся только на предметы церковного ритуального обихода или же на профессиональную одежду (облачения), покрывала (покровы) и преимущественно на могильные плиты, надгробия и памятники. Во-вторых, церковные учреждения (монастыри) не имеют индивидуальных девизов, а пользуются девизами, присвоенными ордену. В-третьих, церковные девизы крайне редко бывают словесными, в основном они эмблематические: меч, объятый пламенем (защитник веры!); крест, укрепленный на шаре (яблоке, гранате); девиз папы римского — “Первосвященник вселенской церкви”, разъясняющий один из титулов папы. Язык этих девизов всегда язык официального богослужения — латинский, церковно-славянский, коптский (для Африки) или иврит, а содержание — библейское или изречения из Корана, Мишны, Торы и т. п.
6. Девизы городов бывают тесно связаны с историческими событиями. Они являются памятью о каком-нибудь исключительном, ярком эпизоде в истории данного города, иногда связаны с легендой о возникновении города или же отражают тенденцию исторического развития данного города, характерную особенность городской истории. Девизы присваивают в исключительных случаях выдающимся, всемирно известным городам. Так, Париж обладает словесно-фигурным девизом. “Тело” девиза — корабль, вокруг которого вздымаются высокие морские волны. Между тем Париж — типичный сухопутный город. Эту фигурную часть девиза разъясняет словесный девиз: “Перевернет, но не потопит!”, из которого видно, что корабль не является в гербе Парижа эмблемой портового города, а служит лишь символическим намеком на бурную историческую судьбу французской столицы, которая пережила восстания, революции, войны, вражескую оккупацию, но сохранила себя, свои исторические и культурные памятники, несмотря на все бури истории.
7. Областные девизы. Часто это девизы древних или бывших государств, утративших свою самостоятельность и превратившихся в провинцию какого-либо современного государства, но сохранивших либо национальную, либо культурную, либо языковую автономию и воспринимаемых ныне как историко-географические единицы (таковы Уэльс, Шотландия, Ольстер).
8. Боевые кличи и воинские девизы. Эта группа девизов неоднородна. Боевые кличи существовали с эпохи средневековья, а воинские девизы частей и соединений возникли значительно позднее — в основном в новое и новейшее время. При этом боевые кличи не всегда, но часто превращались из устных девизов-призывов в государственные девизы или в воинские, наносимые на знамена частей и соединений. В то же время воинские девизы полковых, бригадных, дивизионных и корпусных знамен, создаваемые в новое время независимо от боевых кличей, по своему стилю значительно отличаются от них. Поэтому можно считать правилом, что боевой клич всегда может быть превращен как в государственный, так и в воинский девиз, а воинский девиз редко может быть превращен в боевой клич. Язык воинских девизов и боевых кличей — всегда национальный.
9. Орденские девизы употребляются только на орденах и медалях. Орденские девизы строго приданы определенному ордену и не могут произвольно присваиваться другим знакам отличия (даже в других странах), если они исторически уже связаны с одним из них в какой-либо стране.
10. Корпоративные девизы . Это девизы отдельных организаций, учреждений, девизы средневековых цехов, студенческих землячеств, политических партий, профсоюзов, спортклубов, религиозных сект, тайных и научных обществ и т. д., и т. п.
Эти девизы не являются строго геральдическими, поскольку они принимаются самими обществами добровольно и могут быть легко и быстро ими отменены тем же порядком, как и приняты.
Вот примеры девизов разных категорий владельцев.
- Личный девиз: “Обязан — значит, могу!” (А. В. Суворов) .
- Родовой девиз: “Честь дороже жизни” (как принцип поведения для всего рода).
- Девиз организации: “Один — за всех, все — за одного!” (артельный девиз).
- Девиз города: “Умрем, но не сдадимся!” (древний девиз Козельска).
- Девиз партии: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”
Помимо названных 10 групп существует еще одна группа так называемых негеральдических девизов, которые всегда существуют эпизодически и бывают начертаны в исключительных случаях на каких-либо сооружениях: зданиях парламентов, университетов, триумфальных арках, дворцах, виллах, надгробных памятниках, юбилейных обелисках и т. п. Такие девизы бывают связаны с самыми разнообразными поводами: в честь зодчего, в честь исторического события, в ознаменование юбилейной даты, в память о делах умерших, в связи с каким-либо памятным или курьезным случаем, эпизодом и, наконец, как намек на смысл деятельности того, кто работает в данном здании (например, парламента, университета, редакции газеты).
Девизы, особенно относящиеся к перечисленным группам, имеют большое значение как исторический источник для изучения деятельности как отдельных лиц, так и целых организаций или государств. Остается еще упомянуть о редкой ныне форме — буквенных девизах (см. Буквенные изображения) и абсолютно редчайшей — загадочных или энигматических девизах (см. Энигматические изображения), встречавшихся в прошлом (до 1815 г.).
Что же касается цвета шрифта девизов, то он должен быть всегда простым и максимально четким, то есть черным. Лишь в случаях, когда цвет девизной ленты темный, шрифт девиза может быть белым. Но никогда девиз не пишут металлами — золотым или серебряным цветом, это привилегия лишь буквенных изображений. Ниже приводятся государственные девизы некоторых современных государств:
1) Европа
Андорра: “Мужество — единственная удача”.
Бельгия: “Союз дает силу”.
Великобритания: “Бог и мое право!” (бывший боевой клич английских королей).
Испания: “Великая свобода без предела”.
Мальта: “За храбрость!”
Монако: “Бог поможет!”
Нидерланды: “Я сдерживаю!” (боевой клич принца Вильгельма Оранского).
Польша: официального девиза нет, но часто неофициально употребляется устно старый девиз: “Еще Польша не погибла!”
Сан-Марино: “Свобода”!
Франция: “Свобода, Равенство и Братство”.
Чехо-Словакия: государственного девиза нет, но есть девиз главы государства — постоянный президентский девиз: “Истина побеждает!” (ныне стал только чешским).
2) Америка
США: “При разнообразии — едины”
Канада: “От моря и до моря!”
Бразилия: “Порядок и прогресс”.
Гайана: “Один народ, одна нация, одна судьба”.
Гондурас: “Свобода, Суверенитет и Независимость”.
Доминиканская Республика: “Бог, Родина, Свобода”.
Колумбия: “Свобода и Порядок”.
Куба: гербового девиза нет, но партийный и военный девиз революции — “Родина или смерть!”
Никарагуа: гербового девиза нет, но девиз сандинистов: “Свобода или смерть!”
Панама: “По милости всего света” (намек на международный консорциум по прорытию Панамского канала, в результате чего образовалась Панама как область, отделившаяся от Колумбии в самостоятельное государство) .
Парагвай: “Мир и Законность”.
Сальвадор: “Бог, Союз, Свобода”.
Сент-Люсия: “Страна, Народ, Свет”.
Суринам: “Справедливость, Благочестие, Доверие”.
Тринидад и Тобаго: “Вместе мы стремились, вместе достигли цели”.
Чили: “За разум и силу!”
Ямайка: “Из многих отдельных людей — один народ”.
3) Азия
Индонезия: “Единство в многообразии”.
Непал: “Знание — сила, труд — необходимость”.
Саудовская Аравия: “Нет бога, кроме Аллаха, и Магомет — пророк его”.
4) Африка
Бурунди: “Единство, Труд и Прогресс”.
Габон: “Союз, Труд, Справедливость”.
Гамбия: “Прогресс, Мир, Процветание”.
Гана: “Свобода и Справедливость”.
Гвинея: “Труд, Справедливость, Солидарность”.
Гвинея-Бисау: “Единство, Борьба, Прогресс”.
Экваториальная Гвинея: “Единство, Мир, Справедливость”.
Заир: “Справедливость, Мир, Труд”.
Примечательно: в стране практически никто не работает, она живет на огромные подачки западных стран, и прежде всего США, вся страна охвачена коррупцией, в ней уже давно не существует никакого понятия о справедливости. Наконец, Заир непрерывно воюет, направляя свои регулярные части в Чад, Анголу, Замбию. Все — вопреки девизу.
Замбия: “Одна страна — одна нация”.
Кабо-Верде: “Единство, Труд, -Прогресс”.
Камерун: “Мир, Труд, Родина”.
Конго (Браззавиль): “Труд, Демократия, Мир”.
Малави: “Единство и Свобода”.
Мали и Сенегал “Один народ, одна цель, одна вера”.
Сан-Томе и Принсипи: “Единство, Дисциплина, Труд”.
Сьерра-Леоне: “Единство, Свобода, Справедливость”.
Того:, “Союз, Мир, Солидарность”.
Уганда: “За хорошую и мою страну!”
ЦАР: “Единство, Достоинство, Труд”.
Чад: “Единство, Труд, Прогресс”.
Значение девизов выходит далеко за рамки их чисто прикладного геральдического значения. Во-первых, девизы, будучи одним из исторических источников, учат пониманию истории и сложности исторического процесса. Во-вторых, они воспитывают благородство, достоинство и честь как учреждения, так и отдельных лиц, играют роль организующей силы в общественном поведении людей.
56. ДЕВИЗНАЯ ЛЕНТА (нем. Zettel — полоска, ярлык) — узкая лента или полоса, на которой начертан гербовый девиз. Девизная лента располагается вне герба — чаще всего внизу, под ним, реже — над гербом, иногда в виде полувенка вокруг герба и очень редко — в виде каймы вокруг щита герба. Совершенным исключением является расположение девизной ленты в самом щите герба.' Единственный такой случай за всю историю девизов встречается лишь в гербе Франции, что предпринято с целью особо подчеркнуть, что девиз “Свобода, Равенство и Братство” бьл впервые в мире выдвинут именно в этой стране.
Цвет девизной ленты всегда строго определен: в родовых, личных гербах, в государственных гербах — это белый (или серебряный) или цвет поля гербового щита, на котором четко виден черный шрифт девиза. В гербах республиканских государств девизная лента чаще всего имеет национальные цвета (или один цвет) государственного флага либо может оставаться белой. При этом цвет надписи (букв) на девизной ленте должен соответствовать цвету главной гербовой фигуры.
Девизные ленты могут быть и многоцветными (например, т. н. георгиевская, или гвардейская, лента — черно-оранжево-черная), могут повторять все цвета национального флага или включать в себя элементы национального орнамента. Но практически это неудобно, ибо тогда плохо различим шрифт самого девиза, и поэтому к такому приему прибегают крайне редко. На некоторых военных орденах и медалях используется в качестве девизной ленты георгиевская (гвардейская). Российская девизная лента должна быть трехцветной, как флаг (советская была красной).
57. ДЕРЕВЬЯ . Почитание деревьев, особенно заметных — высоких и толстых,— древняя традиция многих народов. В Библии старое дерево символизирует царя, вождя, главу рода. Отсюда культ деревьев определенных пород как этническо-религиозных символов какой-либо народности характерен для древнейших периодов исторического развития, предшествующих созданию классового общества и гооударства. Так, уже в первые века нашей эры племенные союзы ряда европейских народов — германских, прибалтийских и финно-угорских — обладали сложившимися и развитыми культами своих “народных” деревьев, которые позднее превратились в национальные символы определенных наций. Древние германцы считали таким национальным культовым деревом ель (особенно голубую), древние скандинавы— тис (см. Атома символ), древние литовцы — дуб, западные славяне, предки чехов, моравов и словаков — липу, финно-угорские народы — преимущественно березу, а народы Зауралья — лиственницу.
Аналогичное культовое значение в странах Средиземноморья приобрели в Древней Греции — олива, в Древнем Риме — лавр, у древних евреев — миндаль, в Египте — пальма, а у индейцев Северной Америки — секвойя. Всем подобным “национальным деревьям” были посвящены либо особые рощи (рощи олив в Греции, липовые рощи у чехов и березовые у марийцев), либо отдельные, выдающиеся своим возрастом и размером деревья — тысячелетние дубы у литовцев, Великая береза коми-пермяцкого народа, Великая лиственница ляпинских манси и др., вокруг которых устраивались святилища, происходили важные для того или иного племени собрания. Эта традиция, несомненно, шла с архидревнейших времен, когда человек обоготворял наиболее заметные, видимые и ощутимо действовавшие в его жизни явления природы — Солнце, Луну, огонь, молнию и гром, а из земных, более близких явлений — “вечность” некоторых деревьев, насчитывающих 5—6 тысяч лет существования.
Преклонение перед деревом как отражением и “свидетелем вечности” и бессмертия природного мира было характерно для многих народов, и особенно для тех, которые имели дело с плодовыми деревьями еще в эпоху первобытнообщинного строя. Таковы, например, смоковница и миндаль у древних евреев, гранат у ассирийцев и вавилонян. Поэтому не удивительно, что легенды о происхождении человечества, о его “вечности”, о рае и об аде были связаны с образом дерева, так называемого “дерева жизни”. Одновременно с деревом связывалось и представление о мире, о нормальной жизни без войн и катастроф. (Смоковница, олива, пальма — символы мира. Смоковница плодоносила круглый год!)
Аналогичные культы существовали и у северных народов, где дерево являлось важным укрытием, источником тепла, главным материалом для строительства жилья и сырьем для изготовления лубяных изделий, рогож, посуды, одежды.
Именно отсюда идет обожествление деревьев в различных позднейших религиозных системах. В мифологии Скандинавии и палеазиатских народов Субарктики дерево — символ связи трех миров: подземного, земного и небесного (дерево Иггдрасиль). В христианских религиях дерево — источник трех состояний духа: нейтрального блаженства, добра и зла (Древо познания добра и зла, Райское древо, Древо жизни). В христианстве древом часто именуется крест. Отсюда праздник креста называется праздником “Происхождения честных древ”. Представление о деревьях как сложном прообразе мира, как символе мирового устройства (с его корнями, стволом, ветвями, кроной, листьями, сменой листвы, плодов и семян, с защитным слоем в виде коры, с движением соков снизу вверх и т. п.) воздействовало на воображение людей и в более поздние эпохи — в XVIII— XIX веках.
Отсюда идут многие теории позитивизма и представления о развитии семьи, рода, государства, которые, в частности, отразились в стойких историко-геральдических понятиях о древе родословном и приняли форму генеалогических таблиц, напоминающих крону деревьев.
В новое и новейшее время ряд национальных культовых деревьев нашел свое место в современной геральдике как эмблемы соответствующих стран или наций, а ряд новых видов деревьев, прежде незнакомых в геральдике, стал употребляться как эмблема новообразованных государств.
Так, ряд государств тропических стран Африки, Латинской Америки и Океании ввели в свои гербы как существенную государственную эмблему пальму (Боливия, Доминика, Гренада, Западное Самоа, Гаити, Куба, Либерия, Мальдивы, Мавритания, Маврикий, Сьерра-Леоне, Тринидад и Тобаго), которая служит не столько символом нации, сколько символом тропического положения упомянутых стран и их хозяйственной ориентации.
Более конкретное значение историко-географических и этнических символов, тесно связанных с особенностями хозяйственного развития таких народов, как фульбе, друзы и банту, имеют эмблемы Сенегала (баобаб), Ливана (кедр) и Экваториальной Гвинеи (дерево оку-ме — роскошное, высокоствольное). Эти деревья отличаются яркими индивидуальными признаками. Так, баобаб и кедр обладают не только съедобными плодами, но и исключительной продолжительностью жизни — до 2— 4 тыс. лет, а дерево окуме имеет прочную, плотную розовую древесину.
58. ДИКАРЬ (дикарка, дикий человек) — эмблема, принадлежащая германской геральдике, часто встречаемая в скандинавской .(шведской, датской, финляндской) геральдике и принятая в XIX веке и в русской геральдике. Изображает обнаженного мускулистого, бородатого мужчину с набедренной повязкой из листьев и с венком (или без венка) на голове, с палицей (дубинкой) в правой руке (чаще всего наперевес через плечо). Дикий человек изображается, как правило, натуральным цветом (телесным), в германской геральдике тело бычно покрыто растительностью, набедренная повязка венок — зеленые, палица (дубинка) — натуральная коричневая или серебряная). Иногда в руках вместо дубинки — вырванное дерево. Бывают и женские варианты — “дикарка”, “дикая женщина” — существо с буйными, длинными волосами,— тело которой также порыто растительностью. В качестве атрибута дикарка держит в руках вырванное растение (с корнем).
Эмблема “дикаря” вошла в классическую европейскую геральдику в XV—XVII веках, а несколько ранее, в (III —XIX веках, изображения “дикаря” использовались как амулеты от сглаза, и потому их символическое значение — защита от всякой порчи, нездоровья. Это значение данная эмблема сохраняет лишь в родовых династических гербах, например в датском государственном гербе Ольденбургской династии, куда “дикари” 5ыли внесены в качестве щитодержателей Христианом I (1457 г.).
Позднее “дикари” вносились преимущественно в территориальные гербы, где их значение изменилось: эти эмблемы присваиваются обычно глухим и отдаленным, :"диким” провинциям, например в Швеции — Лапландии л в Финляндии — финской Лапландии.
В русскую геральдику “дикий человек”, заимствованный как эмблема из Швеции, был введен в конце XVIII века и именовался вначале (до середины XIX в.) “лоплянин” (т. е. лопарь). Он был использован как главная (и единственная) гербовая фигура для герба Конды (Кондинии), мансийского княжества XVII века, присоединенного к Русскому государству формально в XVII веке и не имевшего собственных гербов, но продолжавшего до конца XVIII века существовать как обособленная национальная единица. Включение Конды в титул императора Всероссийского при Николае I (1842 г.) и герба Конды в Большой герб Всероссийской империи потребовало создания специального Кондийского герба, который был сконструирован по образцам германской геральдики — “дикий человек” как символ самого глухого района империи.
В русской геральдической литературе “дикарь”, “дикий человек” как термин часто и неправомерно заменяется на рубеже XIX и XX веков на “Геркулес” (что фактически неверно, поскольку эта эмблема пришла не из греческой мифологии, а из германской геральдики и Геркулес никогда не изображался бородатым) или на “лесной человек” (что является результатом смешения немецкого термина “Wildmann” с немецким словом “Waldmann”).
59. ДРАКОН — фантастическое животное, известное с древнейших времен в эмблематике и геральдике европейских народов. В западноевропейской классической геральдике — эмблема злого чудовища, сил зла, ужаса; в русской эмблематике, особенно религиозной, дракон полностью отождествлялся со змеем как эмблемой дьявола, сатаны, злыми силами ада и, в частности, считался эмблемой сил, противостоящих Руси (ср. Георгий Победоносец — покровитель России, поражающий дракона). Такая теологическая трактовка оказала глубокое влияние на применение эмблемы дракона как в средневековом, так и в современном европейском искусстве в фольклоре и даже в современных представлениях людей.
Между тем дракон как фантастическая фигура, созданная и наиболее употребительная в странах Центральной, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, и прежде все,го как образ китайской, корейской и японской мифологии, трактуется в этих странах совершенно по-иному, символизирует не отрицательные, а положительные качества и черты.
Дракон в народных китайских представлениях — это символ силы, величия. Дракон — национальная китайская эмблема, как бы охраняющая каждый дом, великий друг китайского народа. До сих пор не только изображения дракона сопутствуют китайскому очагу, но и иероглиф дракона по-прежнему означает ум, силу, энергию, способности, цельную натуру и в этом качестве применяется как эмблема всех указанных понятий.
Отсюда ясно, почему изображения дракона употреблялись как главная государственная эмблема императорского Китая и эти же изображения были главным атрибутом одежды монарха. В этом же смысле и до наших дней дракон употребляется в Бутане — небольшом княжестве, находившемся в течение многих веков под влиянием китайской культуры. Два зеленых дракона составляют государственный герб Бутана, а серебряный преобразованиями за последние полстолетия дракон перестал быть государственной эмблемой (кроме таких стран, как Бутан и Сикким, а также частично и Тибет), он тем не менее остался до наших дней общепризнанной народной эмблемой на Дальнем Востоке, к которой иностранцы должны относиться с пониманием и уважением и, уж во всяком случае, знать ее значение. В китайской мифологии дракон обозначается иероглифом Рю, который служит, сводной стороны, символическим знаком мощи, великой силы и величия, а с другой — собственным именем дракона.
60. ДРЕВО РОДОСЛОВНОЕ — принятое в геральдике и генеалогии расположение родовых (семейно-род-ственных) связей между предками и потомками согласно
единой схеме, одинаковой для всех эпох, стран и сословий, то есть международно принятой. Внешне эта схема напоминает собой ствол дерева с симметрично расположенными ветвями. В тех случаях, когда какое-либо ответвление рода прекращается за неимением потомства, оно изображается обрубленной ветвью. Тем самым внешнее сходство родословного древа с деревом, древесным стволом еще более усиливается.
Существуют три типа родословного древа:
а) от Я до Пращуров и
б) от Пращуров до Я,
в) концетрическое (круговое).
Все они показаны на рисунках
61.ДРОК (см. Тернии, Терновник).
62. ДУБ.
Ствол, ветви, листья, желуди — все части этого растения употребляются в геральдике и эмблематике всех народов Европы и Америки. Дуб — “король лесов” с древнейших времен в мифологии многих народов. У древних греков дуб был посвящен Зевсу Громовержцу, ветвями дуба украшались его храмы, поэтому дуб считался эмблемой силы, мощи, мужества и доблести.Лишь в эпоху Возрождения, и особенно в эпоху классицизма и романтизма, и в начале XIX века возрождаются эмблемы, связанные с дубом, хотя тайком дубовый лист иногда проникал и в готическую орнаментику. Как эмблема доблести и мужества дуб (дубовый лист, дубовая ветвь, дубовый венок или гирлянда) употребляется в военной униформе и воинских знаках награды — орденах, медалях, знаках отличия — в целом ряде европейских армий. С этой точки зрения эмблема дубового листа и ветви стала интернациональной военной эмблемой. Дуб как целое дерево изображается в территориальных (областных, городских) гербах как говорящая эмблема. Дуб с желудями считается эмблемой зрелой, полной силы, дуб без желудей — эмблемой юной доблести. Имеет значение и цвет желудей: они могут быть зелеными, как и листья, коричневыми или натуральными и, наконец, золотыми, что дает разные вариации их символического значения, позволяет употреблять эмблему дуба по отношению к событиям и лицам разного ранга, четко отличая их и точно сообщая об этом зрителю. В древней геральдике встречаются и пурпуровые желуди, означающие благородное, великодушное могущество. Цвет геральдических дубовых листьев также может быть зеленым, серебряным и золотым.
Дубовая ветвь применялась в русской геральдике как эмблема лишь с конца XIX века. С 24 июля 1882 г. она была внесена в Большой Государственный герб в качестве левой стороны венка (правую составляла лавровая ветвь). Дубовый лист, ветвь еще более широко использовались как эмблематические изображения в советской геральдике — на военных орденах и медалях, значках, на памятниках воинской доблести и мужества и на монетах выпуска 1922—1991 годов.
Дубовые листы были внесены и в соединенную эмблему военной организации стран Варшавского Договора. Традиционно был распространен дубовый лист как эмблема и в Германии начиная с позднего средневековья и вплоть до новейшего времени, и в Германской империи 1870—1918 годов, и в Веймарской республике 1918—1932 годов, и в гитлеровской Германии 1933— 1945 годов, и в ГДР с 1949 года. В ГДР, например, дубовый лист трактовался классически — как эмблема доблести, в том числе и трудовой, а не только военной. Вот почему в ГДР эта эмблема сопровождала не только военные ордена и медали, но все основные государственные ордена, начиная с ордена Карла Маркса. Таким образом, эмблема дубового листа является подлинно международной, внеклассовой и вневременной, но тесно связанной с определенными нравственными понятиями — доблести, мужества, чести.
Казалось бы, такие древние и распространенные военные эмблемы, как дубовый лист, ветвь, желудь, и их эмблематическое значение должны быть хорошо известны каждому. Однако весьма часто обнаруживается, что эту эмблему у нас в стране употребляют порой механически.
Так, в 1986 году при восстановлении Дома-музея Ермоловой на Тверском бульваре в Москве на фронтоне здания решено было поместить барельефный портрет актрисы. Когда же сняли со здания леса, то оказалось, что портрет этот поместили внутри венка из дубовых листьев. Комиссия, принимавшая здание после ремонта, конечно, не обратила на это никакого внимания, поскольку ее интересовало лишь качество ремонтных работ, а не их смысл. Руководитель проектного бюро и художник, ответственный за исполнение, когда им сказали, что венок должен быть лавровым, даже не поняли, что же они такого плохого сделали, и в свое оправдание совершенно серьезно утверждали, что раз Ермолова русская актриса, то и венок для нее должен быть из русских деревьев, а следовательно, может быть и из дубовых, липовых, и даже из березовых веток.
Таким образом, эти молодые люди не связывали употребление эмблем с исторической традицией, а полагали, что эмблему можно выбирать каждый раз новую, как костюм, в зависимости от моды и чисто природно-географических обстоятельств. Если бы подобный подход утвердился в области точных наук, легко можно представить себе, какой получился бы хаос. Но в области гуманитарных наук мы часто оказываемся нечувствительными к проявлениям неграмотности.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел культурология
|
|