Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. АГНЕЦ (лат. agnus) — ягненок, библейское и христианское жертвенное животное, одно из аллегорических изображений

Христа, символ чистоты, чистой, непорочной жертвы — “агнец божий” (Иоанн 1:29). В христианской, особенно в католической, символике — символ христианства (Откр. 5 :6). Агнцы — христиане (Иоанн 21 : 15). Изображения агнца в зависимости от сопутствующих ему атрибутов имеют разные значения: агнец с крестом (страдания, смерть), агнец с хоругвью, идущий вправо (победа), агнец на книге (Евангелие) (см. Баран).

2. АИСТ — региональная эмблема, не имеющая единого всемирного (международного) общепринятого значения и канонизированного изображения. Иногда контаминируется с цаплей или журавлем. Применяется в основном в Европе, откуда занесена в Австралию и Южную Америку. Основные значения: 1) языческое (светское, народное): очиститель от скверны (поглотитель гадов — змей, жаб, лягушек, червей и прочей “болотной нечисти”) и отсюда — охранитель домашнего очага, родовых традиций и обычаев, а следовательно, эмблема верности им, эмблема постоянства, а также символ чистоты родственных чувств; 2) церковное, теологическое: орудие в руках святого или Бога, очищающее от скверны духовной. В связи с этими значениями эмблема аиста нередко избирается как эмблема охранителя (покровителя) какого-либо населенного пункта, города или даже района, края, области, провинции и т. п. Аист как эмблема имеет древние, языческие, доантичные традиции применения (в виде талисмана):

а) В Европе эмблема аиста применялась еще в эпоху Меровингов (стоящий аист), у франков (аист, стоящий анфас), г. Франкен, Германия: Кассель (бывшее княжество Изенбург), округ Кобленц, ФРГ — аист, стоящий вправо между двух лилий у его ног; княжество Ройсс (в 1920 г. вошло в состав Тюрингии) — герб, аист, стоящий вправо. Нидерланды: Гаага — аист, стоящий вправо с камнем в лапе и с червем в клюве. Швейцария: г. Грейертц, кантон Фрибург, бывшее графство с IX века, сохраняет древний герб — аист, идущий вправо с поднятыми крыльями. Италия: г. Губбио, Урбине (Перуджия), графство с XIII века, герцогство в XV — XVII веках, один из центров древних италиков, имел эмблемой аиста, стоящего вправо с червем в клюве.
б) В Австралии эмблему аиста применяют в городских гербах Мельбурна, Сиднея, Хобарта (Тасмания), Уэстбери, Делорена, Батхерста (аист и кенгуру), Бендиго, Ричмонта (аист в сиянии лучей, обращенный вправо), Брисбейна (аист, обращенный влево).
в) В Южной Америке (Суринам) в применении эмблемы аиста произошла контаминация голландских (Гаага) и местных традиций. В Суринаме водится единственная в тропической Америке разновидность аиста, так что он считается местной особой суринамской
птицей, подобно гватемальскому квезалю. Однако эмблема придумана голландцами в 1938 году: аист геральдически симметрично распростертый, анфас, с вытянутым вверх клювом и с разорванными цепями на лапах к 75-летию “независимости” (1863— 1938 гг.)].
Поскольку в еврейской (библейской) символике аист считался нечистой птицей (из-за того, что питался гадами, мышами, крысами), то в местах, где были значительные массы еврейского населения, жившего наряду с местным немецким и особенно славянским (Пруссия, Силезия, Польша, Западная Украина, Белоруссия, Литва), коренное население (немцы, поляки, русские, украинцы, белорусы, литовцы) постепенно усвоило обычай считать аиста своей “христианской”, антиеврейской птицей и оказывать ей всяческую поддержку, привлекать аистов к своему жилищу. Именно эти особенности отношения к аисту народов в Восточной Европе и создали в этом регионе такую специфическую обстановку, когда аист от Пруссии до Смоленщины и от Шпрее и Нейсе до Березины и Днепра стал региональной птицей, вошедшей в местную эмблематику, в то время как в других регионах подобной ситуации не сложилось.
Аист изредка употребляется в эмблематике восточноевропейских стран и в восточных землях Германии как эмблема бдительности вместо цапли и журавля. В таких случаях он держит в одной лапе камень, а на другой ноге стоит, причем шея его всегда в этих изображениях втянута. В геральдике аист употребляется еще реже, причем исключительно в городской и областной.При изображении коронованного аиста корона помещается у него не на голове, а располагается вокруг шеи, то есть надета на шею аналогично всем длинношеим и мирным птицам (страусу, гусю, журавлю), в отличие от хищных птиц (орла, сокола, кондора), которые игггда коронуются.

3. АЛМАЗ — библ. (евр.— шамир) — символ отсутствия страха, твердости сердца и жесткости решений (Иезекииль 3:9, Иеремия 17:1). Именно в силу таких качеств псевдоним Шамир взял себе Исаак Язерницкий, польский еврей, эмигрировав в Израиль в 1935 году; с 1455 года один из руководителей израильской разведки “Моссад”, а с 1983 года — периодически премьер-министр и министр иностранных дел Израиля.

4. АЛТАРЬ (означает по-латыни “возвышение”) — один из сохранившихся до наших дней древних вещественных символов; культовое сооружение, находящееся в передней части любого храма (церкви, костела, мечети, языческого капища и т. д.) в виде высокого, узкого параллелепипеда или столика. Символизирует во всех религиях жертвенник. Ведет происхождение от жертвенных холмов, на которых представители различных языческих культов разводили жертвенные костры, и от жертвенных камней (огромных валунов с уплощенным верхом), на которых производились заклания жертв и которые также располагались на высоких местах. (Ср. Жертвенный камень на Домской горе в г. Тарту.) Таким образом, алтарь символизирует примитивные представления язычников первобытного общества о том, что чем выше находится гора (холм, искусственно сооруженное повышение), тем ближе к божеству. Позднее, утратив фактически функции жертвенника, алтарь превратился, особенно в христианстве, в вещественный символ возвышения и жертвенности, на котором устанавливались священные культовые предметы — свечи, крест, распятие и др. и клались богослужебные книги. Это вызвало изменение формы и наклона верхней крышки алтарей (имеете горизонтальной она стала сооружаться под уг- лом 30—45°) и снабжаться невысокой (7—10 см) балюстрадой — ограждением по нижнему краю этой крышки (чтобы книга или распятие не соскользнули). Поскольку еще в библейские времена в Палестине произошло разделение жертвенников на два типа — жертвенник всесожжения (алтарь) и жертвенник воскурения (треножник) ,— то позднее в христианских религиях эти две формы жертвенников развивались самостоятельно, причем первая превратилась в стационарный (а не переносной, как прежде) алтарь в центре храма, а вторая — в небольшую переносную (ручную) паникадильницу. (Не путать алтарь как алтарное помещение).

5. АНТИАПАРТЕИДА эмблема. Антиапартеид — это общественное движение в ряде капиталистических стран Европы, организованное в середине 50-х годов и наиболее активно действовавшее до начала 90-х годов XX в. Оно ставило в этот период своей задачей организацию широкого общественного мнения своих стран против политики апартеида в ЮАР. Начиная с 90-х годов основной задачей движения против апартеида стала морально-политическая поддержка всех сил в ЮАР (как правительственных, так и общественных), выступающих за установление расового мира в стране и отказ от расовой дискриминации. Движение против апартеида, как и всякое организованное общественное движение, имеет

национальные комитеты в соответствующих странах, свои печатные органы и свою эмблему, свой официальный знак. Самой распространенной эмблемой, наиболее точно отражающей смысл движения против апартеида, служит изображение, принятое в Скандинавских странах, Великобритании и странах Содружества. Оно представляет собой круг, разделенный изогнутой линией на две равные части (поля) — черную и белую (намек на строгую рисовую сегрегацию, осуществляемую в ЮАР), причем на каждом из этих полей нанесено буквенное изображение — аббревиатура А , имеющая в белом поле черный цист, а в черном — белый, то есть прямо противоположный цвету поля. Эта аббревиатура сокращенно обозначает наименование движения — антиапартеид, причем белый цвет буквенного изображения означает слово “анти”, а черная буква А — “апартеид”. Эмблема движения против апартеида составлена, следовательно, из двух таков — древнекитайского символа Ян-Инь и буквенного изображения двух букв А . Эмблема антиапартеида является отличным примером того, что современными и традиционными (лаконичными, подлинно геральдическими) приемами вполне возможно создавать эмблематические изображения нынешних политических понятий, достигать их глубокой смысловой выразительности при сохранении графической строгости и простоты.

6. АНТИЯДЕРНОГО ДВИЖЕНИЯ эмблемы. Наряду с эмблемой мирного атома после второй мировой войны возникли и общественно-политические эмблемы антиатомных (антиядерных) движений. Все они создавались па Западе на той или иной национальной или политической почве и потому имеют ряд различий в разных странах — единой антиатомной эмблемы для всего мира не существует. Самой распространенной, а вернее, наиболее употребительной эмблемой антиядерных общественных движений в странах Западной Европы и Америки принято изображение “ядерного гриба”, перечеркнутого двумя жирными узкими полосками наподобие знака умножения или буквы “ х ”.

Иногда к этому изображению добавляются буквы, аточнее, краткое слово, означающее отрицание: “Нет!” (No! Non! Nein! Nej! и т. д.). Постепенно за последние 35—40 лет сложилось так, что его полосам, перечеркивающим “атомный гриб”, придается разный цвет, в зависимости от того, какое движение выступает против угрозы атомной войны и за прекращение ядерных испытаний. Красными полосами перечеркивают эту эмблему все левые организации (коммунисты, левые социалисты, социалисты, народные социалисты, социал-демократы; зелеными полосами пользуются организации “ зеленых”, выступающие против атомных взрывов с позиций защитников окружающей среды; желтыми — религиозные организации; черными пользуются беспартийные и представители ряда буржуазных пацифистских партий, если они участвуют в антиядерных движениях. Таким образом, когда на антивоенных митингах, манифистациях с участием разных политических движений демонстранты несут эту эмблему, перечеркнутую разными по цвету полосами, это наглядно выражает единство разных сил в антиядерном движении. Такие наглядные эмблемы имеют огромное политическое воздействие. Другой распространенной антиядерной эмблемой (в основном лишь в немецкоязычных странах) является руна R , обозначаемая в руническом письме знаком . цели этот знак в международное употребление скандинавские сторонники антиядерного движения в начале 70 к годов. И он был принят соответствующими движениями в Англии, ФРГ, ГДР, Швейцарии, Австрии, Люксембурге, Нидерландах, во фламандских районах Бельгии и, конечно, на всем скандинавском Севере — Гренландии, Фарерах, Исландии, Дании, Норвегии, Швеции и Финляндии. Что же означает этот знак, этот символ и почему его связали с современным антиядерным движением? Руна R и ее руническое обозначение (читается “ир”) по своему смыслу означают отрицание “нет”. Удревних скандинавов этот знак означал первоначально слово “идегран” —ветку тиса, священного дерева скандинавов, которое способно жить свыше 2000 лет, растет крайне медленно, вечнозеленое, обладает чрезвычайно твердой древесиной. С древнейших времен ветки этого дерева использовались для похоронного венка на гроб и на могилу. Таким образом, в Скандинавии венок или ветка тиса означали эмблему похорон и одновременно эмблему смерти (вариант — эмблема загробного бессмертия, памяти людей об усопшем).
Вплоть до конца второй мировой войны этот знак “ ир-идегран” употреблялся в Скандинавии как национальный похоронный знак, его наносили на материю, обтягивающую гробы, или ставили рядом с могильными крестами, а то и вместо них. Когда же началось антиядерное движение, его сторонники в Скандинавии решили, что будет весьма уместно взять в качестве эмблемы именно знак “ир-идегран”, так как он напоминает всем о неизбежности смерти от ядерного оружия и на языке рун и означает “ нет” (нет — ядерной бомбе!), а кроме того, имеет сходство с перевернутым вверх ногами “ядерным грибом”, то есть означает его отрицание, низвержение. dto в сумме как нельзя лучше способствовало тому, что этот единый для всех скандинавов знак стал вскоре знаком антиядерного движения в Северной Европе. Затем его восприняли другие страны, так сказать, древнегерманского корня — ФРГ, ГДР, Австрия и Нидерланды, а спустя некоторое время он получил признание как знак антиядерного движения и почти во всех англоязычных странах (кроме США) — в Великобритании, Канаде, Австралии и даже в далекой Новой Зеландии. На основе этого знака в 70 — 80-х годах появились некоторые осовремененные модификации, например эмблема датского движения против размещения ядерного оружия в Европе (см. плакат “Остановить атомные ракеты!”).
Знаком руны “ир-идегран” пользовались и английские женщины, окружавшие пикетами базу Гринэм-Коммон, подчеркивая тем самым направленность своего движения против размещения в Европе ядерного оружия. Таким образом, этот древнескандинавский символ в наши дни приобрел международное значение и в ряде случаев послужил в своем первоначальном или в осовремененном обличье эмблемой ряда национальных организаций не только антиядерного движения, но и вообще антивоенного движения в Европе, организаций, выступающих за мир. Это, между прочим, наглядно свидетельствует о том, что борьба за мир фактически превратилась на данном этапе исторического развития в борьбу против ядерного оружия.
При использовании одного и того же знака руны “ир-идегран” антиядерные или антивоенные движения в разных странах меняют цвет самой руны (черный, белый, красный) и цвет фона, на который наносится этот символический знак (белый, черный, желтый, синий, красный), что дает возможность при сохранении антиядерными движениями в разных странах единой эмблемы в то же время различать разные отряды, разные национальные, политические или общественные организации, участвующие в этом поистине всемирном движении. По типу руны “ ир-идегран” созданы и некоторые другие эмблемы антивоенного движения — они повторяют ее конструкцию, но при помощи реальных предметов (гвоздики, фигуры человека, атомной бомбы).

7. АРМАТЮРЫ, или “арматурки” (франц. armature — буквально “оснастка”; в русской терминологии — “гербики”, “воинские арматюры”, “медные гербы”, шведск. ktmppar — “кнопки”, “пуговки для украшения”)*,— так назывались начиная с XVIII века на протяжении XIX и почала XX века изображения, помещаемые на различных предметах обмундирования (головных уборах, рукавах, воротниках, петлицах, пуговицах, поясных бляхах) или воинского снаряжения (лядунках, подсумках, офицерских планшетах, военных барабанах, ружейных прикладах), которые давали возможность определить госу-дарственную принадлежность, время существования, а иногда и род войск тех частей, которым присваивалась та или иная арматюра. Арматюры были, таким образом, некими предшественниками войсковых эмблем, с той только существенной разницей, что они присваивались не родам войск, а отдельным частям (батальонам, полним) и соединениям (дивизиям, бригадам) и рассматривались исключительно как отличительные знаки той или иной части, их как бы “гербы” (отсюда и название арма-тюр в России — “гербики”). С геральдической точки зрения арматюры были как бы частицей воинского (полкового) боевого знамени и вследствие этого частично или полностью воспроизводили характерные для знамени своей чисти элементы, либо корону и герб государства (или монарха), либо орденские знаки (в честь получения данной частью соответствующих орденов), либо другие полученные частью боевые отличия, имеющиеся на знамени (трубы, лавровый венок), либо, наконец, номер части, также имеющийся на полковом знамени. Некоторые части имели арматюры, воспроизводившие герб города, именем которого они назывались. Гораздо реже в арматюрах содержались намеки на тот или иной род войск, к которому принадлежала данная часть, то есть основным эмблемам арматюр (орлу, короне) придавались те изображения, которые должны быки служить войсковой эмблемой,— пушки, лопаты, секиры, топоры, гранаты, якоря, — но они занимали второстепенное место, располагались внизу арматюр (обычное когтях у орла) и, главное, относились не к одному роду поиск, а подчас к нескольким, так что лишались смысла как опознавательные войсковые эмблемы. Так, например, в 1812 году в русской армии была введена одна и та же эмблема — однопламенная граната — в арматюрах мушкетеров пехотных полков (на киверах), у егерей и у армейских саперных частей, в то время как саперы, входившие в состав гвардии, имели арматюру, состоявшую из изображения орла с топорами в когтях. Граната (которую в то время называли “гренада”) была установлена в целом ряде стран как арматюра гренадерских частей, но одновременно она была и у драгунских полков, с той только разницей, что у драгун она и поражалась в состоянии покоя, а не во время взрыва (т.е. не с пламенем). Во Франции, как и в России в XIX веке, пехота, кирасиры и драгуны имели в своих полковых арматюрах одну и ту же эмблему — гранату, в то время как другие кавалерийские части — егеря, гусары — отличались своими эмблемами, имея соответственно рог и узел. Таким образом, арматюры как полковые знаки были теснее связаны с историей полка, местом, временем его образования, его наградами или принадлежностью к гвардии (царские вензеля), чем с родом войск, родом оружия, к которому принадлежал данный полк. Вот почему, хотя арматюры и послужили в какой-то степени прообразом войсковых эмблем, они тем не менее не только не являются ими, но могут и в наше время присутствовать наряду с войсковыми эмблемами. Так, например, воспроизведение изображения орла или звезды на пуговицах мундиров солдат и офицеров является современной арматюрой и вовсе не исключает наличия наряду с ней и войсковых эмблем. Арматюрой являлся и гвардейский нагрудный знак рядового, сержантского и офицерского состава, гвардейских частей Советской Армии и Российской Федерации, поскольку этот знак рассматривался как частица гвардейского знамени воинской части, связан с историей части, служил отличительным признаком личного состава гвардейских частей вообще, независимо от рода войск. Наконец, арматюрами следует считать знаки СВУ и НВМУ, даваемые выпускникам суворовских и нахимовских военных училищ. Их нельзя приравнивать к прочим знакам, свидетельствующим об окончании военных учебных заведений, то есть к свидетельствам о степени и уровне образования. Суворовские и нахимовские значки означают нечто большее — они говорят о принадлежности их владельцев к определенной военной прослойке, имеющей свои традиции и остающейся верной этим традициям, независимо от места своей службы. Короче говоря, эти знаки не просто служат удостоверениями о среднем образовании, а, скорее, говорят о принадлежности к особой корпорации. А раз так, то такой воинский знак является по своему существу арматюрой. Это есть своего рода “гербик” всех, кто когда-то был суворовцем или нахимовцем. Не случайно в правилах ношения орденов и других нагрудных знаков предусматривается, что “нагрудные знаки об окончании суворовского военного училища и нахимовского военно-морского училища носятся при всех формах одежды (т. е. постоянно) и размещаются на одном уровне со знаками об окончании высшего или среднего военно-учебных заведений, правее их” (т. е. на более почетном месте).
Те же правила устанавливают, что “при наличии у военнослужащих нагрудных знаков об окончании двух или более высших военно-учебных заведений носится только один знак” (самого высшего, старшего по рангу учебного заведения); при наличии же знака об окончании высшего учебного заведения знак об окончании среднего военно-учебного заведения не носится. Из всего этого должно быть ясно, что знаки об окончании СВУ и НВМУ хотя и служат свидетельствами об образовании, но это не их основное назначение и функция: они в большей мере знаки определенной корпорации и, следовательно, должны быть причислены к арматюрам, ношение которых неразрывно связано с ношением униформы. Арматюры обладают еще одной важной чертой, свойственной только им: на них (и нигде более) разрешено помещать государственный герб и его эмблемы не в присвоенном им цвете, а в металле, то есть одноцветные (обычно латунного “медного цвета”, отсюда их бытовое наименование — “медные гербы”). Это право дано арматюрам как признание “тяжелого ратного труда армии”, как признание и уважение тех особых, исключительных походных (военных) условий, в которых невозможно такое же точное исполнение принятых геральдических правил, как в мирное время. Таким образом, одноцветное исполнение арматюр является важной уступкой геральдическим правилам, сознательным отступлением от них в пользу армии и потому рассматривается как исключительная привилегия вооруженных сил, которая помимо них предоставлена лишь монетному двору или государственному казначейству, имеющим право воспроизводить (выбивать) государственный герб на монетах и других денежных знаках в одноцветном исполнении. Отсюда ясно, что всякое изображение государственного герба и его эмблем без точного соблюдения их геральдических цветов где-либо, помимо арматюр или денежных знаков, является нарушением и потому должно пресекаться.
В то же время всякое одноцветное изображение государственного герба и его основных эмблем, исполненное в металле (жести, латуни) и воспроизведенное и всякой форменной одежде государственных служащих, даже не являющихся военнослужащими (лесоохраны, таможенников), является арматюрой.

8. АСТАРТА — семитская богиня любви, плодородии, войны. Она же “Дева Солнечного пути”, то есть Ни шица Солнца. От этого ее древнейшего назначения и функции происходят и ее многообразные и отсюда кажущиеся противоречивыми (для тех, кто не учитывает именно этой древнейшей ипостаси) образы, возникшие Ник местные в разных географических точках и в разные времена у разных ответвлений семитов (разных семитских народов) — от Вавилона (Ирака) до Карфагена (стран Магриба). Вот почему в эмблематике и символике Астарта Изображается по-разному, но всегда в строгом соответствии с конкретным ее смыслом в каждом конкретном случае:

  • а) в виде обнаженной женщины, как Венера, но с четырьмя грудями — ранние и поздние изображения, соответствующие узкому культу Астарты как богини любви;
  • б) в виде обнаженной всадницы на коне, стреляющей из лука, — поздняя аллегория эллинистического времени, соответствует Астарте-воительнице;
  • н) в виде кобылицы с четырьмя женскими грудями — древнее изображение, сочетающее три функции Астарты: Дева Солнечного пути (возница Солнца), богиня плодородия, плодоносности и чувственности (любви, страсти);
  • г) в виде обнаженной женщины, объятой пламенем , (одетой в пламя), — позднее изображение как богини войны. Ее атрибуты как богини войны — колчан, лук, стрелы, огонь (пламя). Эти же атрибуты много позднее становятся атрибутами любви в европейской (позднеантичной, эллинистической) версии Астарты — Афродиты — Венеры. В римское время появляется новый атрибут — купидон, связанный с функцией плодородия, однако используемый как атрибут “любви”, но в то же время вооруженный луком и стрелами как “дитя богини войны”;
  • д) в виде обнаженной женщины, стоящей на леопарде,— позднее эллинистическо-восточное изображение Астарты как богини войны, аллегория, означающая войну, мужество, власть (леопард — князь, рыцарь; храбрость, свирепость — война; женщина, укротившая леопарда,— мужество, власть);
  • е) в виде колоса (дитя, купидон) — как эмблема и животворного, и животворящего одновременно — атри-
    буты, употребляемые для трактовки Астарты как богини плодородия;
  • ж) в виде Луны (узкого месяца с рогами и пятиконечной звездочкой между ними.

Древнеарабское, языческое, перешедшее в мусульманство символическое изображение Астарты в ее древнейшем понимании: Девы Солнечного пути, совершающей ночную перевозку Солнца, а отсюда и богини ночи, ночных тайн (в том числе и секса!), и одновременно богини войны (пентаграмма, охранно-военный знак).

9. АТОМА символ — стилизованный символический знак атома. Используется на протяжении последних двух-трех десятилетий в качестве эмблемы науки, НТР и всего передового в науке и технике. Этот знак на протяжении 60 — 80-х годов в СССР и в ряде других стран был официально признанной эмблемой научных и производственных учреждений и предприятий, связанных с атомной энергетикой и иным мирным использованием атомной энергии. Впервые официально был использован и изображен в Дании в 1955 году на медали в честь Нильса Бора (одного из “отцов” атомной науки). Эмблема атома входит составной частью в эмблему Всемирной федерации научных работников (ВФНР) и является центральной эмблемой флага МАГАТЭ.
Как же она возникла? Почему получила именно такое изображение? Как известно, атом — мельчайшая частица вещества, не видимая для глаза человека и оптических приборов. Ее фактически нельзя изобразить. Однако, как и другие понятия в точных науках — физике, химии, математике, атом уже с конца XIX века стали изображать условным знаком - символом — схематически, в виде жирной точки (ядра, протона), вокруг которой очерчивалась тонкая линия - окружность (орбита) со светлыми кружочками на ней (электроном). Эта модель атома была предложена знаменитым английским физиком Э. Резерфордом, вплоть до 30-х годов XX в. была принята в физике и химии и использовалась в качестве иллюстративного материала в учебниках, научно-популярных работах и в технической литературе. Символ Резерфорда оказался более наглядным, лаконичным и удобным для изображения, чем предложенные другими учеными — Дж. Томсоном и Н. Бором. Однако после второй мировой войны и в связи с бурным развитием атомной физики и атомной техники и с углублением знаний о строении атомного ядра символ Резерфорда представлялся уже наивным, и в научной, учебной и технической литературе по атомной физике и энергетике более употребительным становится символ атома, предложенный немецким физиком Зоммерфельдом: две перекрещивающиеся эллиптические орбиты и в их центре — точка (ядро атома). Именно это изображение атома, именно этот его символ приобретает широкую известность, перейдя из специальной литературы с середины 50-х годов в научно-популярную, а затем и в общественно-политическую, попав на страницы газет и журналов, в политический плакат, а позднее и в художественную графику, живопись и даже в скульптуру. Это изображение атома становится, таким образом, зримым, доходчивым символом современного научно-технического прогресса, эмблемой “мирного атома”, в то время как олицетворением термоядерной войны и разрушения становится начиная с 50-х годов изображение “атомного гриба”, то есть огненно-дымового облака грибовидной формы, появляющегося в первые мгновения после взрыва атомной или любой ядерной бомбы. Показательно, что эмблема “мирного атома” пришла из науки, прямым путем произошла из научного символа атома, в то время как эмблема атомного разрушения, атомной войны была создана на основе лишь немного стилизованной, но реальной фотографии атомного взрыва. Таким образом, в основе обеих этих эмблем лежат диаметрально противоположные истоки — абстрактный символ и реальная фотография. Этот факт хорошо иллюстрирует принципиальную разницу между самими понятиями “мирный атом” и “атомная война”.
В конце 60 — начале 70-х годов эмблема “мирного атома” стала практически использоваться как довольно популярная эмблема советской эмблематики. С одной стороны, она стала непременной составной частью, одним из компонентов сложных эмблем различных научных обществ, институтов, учреждений, связанных с изучением проблем атомной физики и энергетики. С другой стороны, она использовалась как самостоятельная эмблема советской городской геральдике, в гербах городов, так ими иначе имеющих отношение к ядерной физике: Дубны Протвина, Подольска, Пущина, Дзержинска и эмблему атома начинают использовать и в современном орнаменте (например, в книжной графике. Обратите внимание на рисунки. В то время как научные модели атома невыразительны, бледны, чертежны, эмблема атома проста, элегантна, красива, выразительна хорошо запоминается. В чем тут дело? А в том, что в эмблеме исчезло все лишнее, она лаконична. Кроме того, она стилизована и потому стала уже не чертежом и и схемой , а рисунком. Обратите внимание на то, что линии элипсов у эмблемы атома имеют утолщения на своих
коротких, крутых отрезках, как будто в этом месте сильно нажали пером. Это и есть стилизация, характерная именно для данной эмблемы — она становится как бы более “выпуклой”. Чтобы стать эмблемой, знаку атома пришлось не только пройти долгий путь отбора среди однородных по характеру моделей, но и выдержать конкуренцию со стороны иных, не научных, а художественных представлений об эмблеме атома. Так, в 60-х годах было предложено в качестве эмблемы Института ядерной физики изображение золотой латинской буквы U (означающей уран) с красной точкой в центре (символизирующей расплавленную плазму) и исходящими от нее четырьмя золотыми лучами (символ излучения, радиации). Точно так же для изображения атомной радиации художники неоднократно предлагали нарисовать сноп лучей, исходящих из одной точки (это изображение принято, например, на войсковой эмблеме войск противоатомной защиты).
Однако все эти изображения либо многословны, либо прибегают к крайне редко допустимым в эмблематик элементам (буквенному изображению), либо не имеют характерного отношения именно к атомной тематике сноп лучей может быть и эмблемой света) и потому требуют особого объяснения, в то время как эмблем) должна быть узнаваема без комментариев. Вот почему символ атома должен, строго говоря, использоваться лишь по прямому назначению — служить эмблемой мирных отраслей промышленности, связанных с атомной физикой. Для других же новых отраслей науки и .возникающих на их базе новых производств для обозначения всего нового и прогрессивного в технике; следует искать свои, иные эмблемы. Какими они должны быть? Где их искать? Как их создавать? Где брать идеи дни их графического оформления? На все эти вопросы отвечает, по существу, исторический опыт создания символа и эмблемы атома — из самой физики, путем использования научных моделей и условных знаков (символов), создаваемых учеными.
В 70 — 80-е годы XX в. в советской эмблематике делались неоднократно попытки использовать символ атома как эмблему в городских и прочих территориальных гербах. Однако не всегда такие попытки были удачны. Чаще всего их результатом были бледные, невыразительные эмблемы, нуждавшиеся в пояснении.

17. АТРИБУТЫ АЛЛЕГОРИЙ — изображения предметов и животных, которые традиционно придавались аллегориям с целью их быстрого и точного опознавания. Эти традиция ведет свое начало от античной и всякой другой мифологии, когда богам и богиням Олимпа, изображавшимся в основном в виде прекрасных мужчин и женщин, довольно слабо отличавшихся друг от друга своими физическими данными (ростом, возрастом, внешностью), придавался для запоминания их имени и их сферы деятельности какой-нибудь характерный предмет: например, Гераклу — палица и львиная шкура, Диане — пук со стрелой и лань, Гермесу — крылатый шлем и высокие сапожки с крылышками, кадуцей в руках, Нептуну — рыба и трезубец, Афине — эгида и сова и т. д. Аналогичное положение было и в скандинавской мифологии, где Тор имел молот, Сиф — золотые волосы, Один — ворона.

Это и были их атрибуты. Традиция была перенесена на так называемые аллегории — женские или мужские фигуры, изображавшие какое-либо свойство человека, его пороки и добродетели, ибо эти фигуры еще менее, чем мифологические боги, обладали индивидуальными чертами. В эпоху раннего средневековья аллегории были наглядным “учебным материалом” церкви для воспитания людей и потому играли огромную роль в искусстве и политике.Поскольку христианство почти 2000 лет воспитывало свою паству на подобных “иллюстрациях”, то в конце концов атрибуты добродетелей, пороков, а также других аллегорий (например, смерти — коса, череп, скелет; времени — старец с песочными часами) получили настолько широкую известность, что стали восприниматься как эмблемы определенных качеств и свойств уже совершенно самостоятельно, без аллегорических фигур и даже без обязательного сочетания животного и неодушевленного предметов, а каждый в отдельности. Вот почему в конце концов оказалось, что, например, эмблемой справедливости могут служить и меч, и весы, а эмблемой любви могут служить и сердце, и пеликан, кормящий птенцов,— и никакого противоречия в этом нет.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел культурология










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.