Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

БОРИСОВ (наст. фам. - Г у р о в и ч), Борис Самейлович
(1873-11.XI.1939) - русский советский акт„р. Засл. арт. РСФСР (1927). По
образованию юрист. Сценич. деятельность начал в укр. труппе М. Л.
Кропивницкого (1895- 1897). Затем работал в Харькове, Киеве (1899-1903)
и др. городах. В 1903-13 и с 1925- в т-ре Корша в Москве. Акт„р преим.
комедийный, Б. выступал также в драматич. ролях; иногда играл в
опереттах. В иск-ве Б. юмор сочетался с мягким лиризмом, проникновенной
теплотой и искренностью. Среди его лучших ролей:
Любим Торцов ("Бедность не порок"), Грумио ("Укрощение строптивой"),
Ванюшин ("Дети Ванюшина" Найд„нова), Поташ ("Поташ и Перламутр" Монтегю
и Гласа), Синичкин ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского), Зупан ("Цыганский
барон" Штрауса), Желтухин ("Касатка" А. Н. Толстого). Б. дополнял гл.
роли в пьесах Я. Гордина, Ш. Аша (Шепшович - "Бог мести"). Большую
известность Б. получил как выдающийся эстрадный акт„р - исполнитель
песен Беранже, куплетист и рассказчик, чтец (чеховские миниатюры, басни
Д. Бедного, поэмы II. Уткина), автор и исполнитель романсов,
муз.-вокальных пародий, эстрадных импровизаций, экспромтов. Был также
одним из популярных акт„ров моек. т-ра "Летучая мышь".
Соч.: История моего смеха, [М.], 1929.
Лит.: "Театр и искусство", П., 1915, ј 31; "Русский артист", М.,
1907. ј 6; "Жизнь искусства". Л., 1926, ј 1; "Новый зритель", М., 1924,
ј*ј 29 и 30; "Искусство и жизнь", Л., 1939, ј 10; "Декада московских
зрелищ", М., 1939, JVs 8. А. Шн.
БОРИСОВ, Павел Борисович [1850-23.VI (6.VII). 1904] - русский артист
оперы (баритон). В 1876 окончил Петерб. консерваторию по классу Д.
Кор-си. Пел в Харькове, Киеве, Одессе и др. городах России, а также в
Англии и Италии. В 1882-93 и в 1898-99 выступал в качестве "первого
баритона" в Большом т-ре. Обладал сильным голосом широкого диапазона.
Партии: Мефистофель ("Фауст"), Амонасро ("Аида"), Нелюско ("Африканка"
Мейербера), Мазепа (о. п. Чайковского); был единственным исполнителем
партии Демона в опере "Тамара" Фитингофа-Шеля. С 1894 Б. преподавал
пение в Одессе.
БОРИСОВА, Юлия Константиновна (р. 17. III. 1925) - русская советская
актриса. Засл. арт. РСФСР (1957). По окончании Театр. уч-ща им. Щукина в
1949 была принята в труппу Т-ра им. Вахтангова. 1-я роль - Магда
("Заговор обреч„нных" Вирты). Создала образы своих молодых современниц -
Павлина ("Стряпуха" Софронова), Варя ("Одна" Ал„шина), Люська ("Две
сестры" Кнорре), Наташа ("Город на заре" Арбузова), Валя ("Иркутская
история" Арбузова) и др. Среди лучших ролей Б. также - Анисья ("На
золотом дне" Мамина-Сибиряка), Настасья Филипповна ("Идиот" по
Достоевскому; исполнила эту же роль в одноим. фильме) и др.
Лит.: Бирман С., Надежды будущего, "Театр", ? 957, ј 1, с. 80-89;
Соловьева И., Путь к лирике, в сб.:
Москва театральная, М., 1960, с. 320-331.
БОРИСОВ‚ Валентин Павлович - украинский
советский театральный художник. Засл. деят. иск-в УССР (1957). В 1931
окончил театр. и кинодекорационный ф-т Киевского художествен. ин-та.
Работал в т-рах Украины. В 1944-56 - гл. художник Львовского укр. т-ра
им. М. Заньковец-кой. Оформил спектакли: "Борис Годунов" (1937) в
Днепропетровском т-ре им. Т. Шевченко, "Гроза" Островского (1946),
"Тайфун" Цао Юя (1958) в Запорожском т-ре им. Щорса, "Навеки вместе"
Дмитерко (1950), "Борислав сме„тся" Франко, "Днепровские зв„зды"
Баша (1951), "На большую землю" Хижняка (Ст. пр. 1950) в т-ре им.
Заньковецкой. Работам Б. присущи графическая острота рисунка, образность
и выразительность детали. ' А. Др.
БОРИСОГЛЕБСКАЯ, Анна Ивановна [l.(13)VII. 1868-26. IX. 1939] -
украинская советская актриса. Нар. арт. УССР (1936). Род. в местечке
Се-беж на Витебщине. Училась в Харьковской школе "Благотворительного
общества" для бедных детей и сирот, участвовала там в школьных
спектаклях. По окончании школы работала учительницей в селе Новоселица
(на Харь-ковщине). Впервые выступила в спектакле любительского кружка в
Славянске в роли Одарки ("Сватанье на Гонча-ровке" Квитки-Основьяненки).
В 1888 вступила в труппу М. Л. Кропивницкого, в к-рой проработала ок. 10
лет. Затем служила в ряде крупнейших укр. трупп: П. К. Саксаганского, Н.
К. Садовского, Т. Колесниченко и др. В 1919- 1925 - в труппе
товарищества "Украинский театр" под рук. Н. Орла-Степняка. В 1925-39 -
актриса Т-ра им. И. Франко (Киев).
Отдав значительную часть своей творч. жизни доре-волюц. укр. т-ру, Б.
принесла на сов. сцену живые традиции реалистич. нац. акт„рского иск-ва.
Творчество е„ отличалось простотой, непосредственностью и высоким
мастерством. Талантливый мастер сценпч. перевоплощения, Б. создала
художественно-убедительные, жизненно-правдивые образы в произведениях
классич. и сов. драматургии: Терпелиха ("Наталка-Полтавка"
Котляревского), Шкандыбиха ("Ли-меривна" Мирного), Секлета Хивря, Устя
Шурай ("За двумя зайцами", "Сорочинская ярмарка", "Ой не ходи,
Грицю...." Старицкого), Ганна, Татьяна ("Бесталанная", "Суета"
Карпенко-Карого), мать Лукаша ("Лесная песня" Леси Украинки),
Пошл„п-кина, Сваха ("Ревизор", "Женитьба"), Мария Тарасовна, Рыжова,
Варвара ("Платон Кречет", "Правда", "Богдан Хмельницкий" Корнейчука),
Усачиха ("Мастера времени" Кочерги).
Лит.: И о с и п е н к о I., Народна артистка. До 50-р?ч-чя сцен?чно
д?яльност? народно артистки УРСР Г. I. Бори-согл?бсько, "Театр", Кив,
1937, Ко 4, с. 38-41; Г. I. Борисогл?бська. Народна аптистка УССР,
"Театр", Кив, 1937, лг 9. Р. Б.
БОРИЩЕНКО, Виктор Петрович [р. 22.1(4.11). 1914] - украинский
советский артист оперы (лирико-драматич. тенор). Нар. арт. УССР (1951).
Член КПСС с 1946. Учился в Ин-те инженеров ж.-д. транспорта в Харькове и
одновременно занимался пением в Доме культуры, в 1933-35 пел в студии
при Харьковском т-ре оперы и балета. В 1935 Б.- солист Т-ра оперы и
балета им. Шевченко. Партии: Андрей ("Тарас Бульба" Лысенко), Богун
("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Князь ("Русалка"), Фауст;
Пьер ("Война и мир" Прокофьева) и др. С. Гр.
БОРК (Borkh), Инга (наст. имя и фам.- Ингеборг Л е н ц) (р.
26.V.1921)-немецкая артистка оперы (сопрано). Училась драматич. иск-ву в
Вене в школ М. Рейнхардта (1936-37); пением занималась в Милане у проф.
Моратти (1939) и в Зальцбурге в "Моцар-теуме" (1939--40). Впервые
выступила на оперной сцене в Люцерне в 1940, после чего выступала в
оперных т-рах Берна, Базеля и др. городов. Европ. известность завоевала
после исполнения в Базеле партии Магды ("Консул" Менотти) в 1951.
Выступала в Берлине, Мюнхене, Вене, Париже (т-р "Гранд-Опера"), Милане
(т-р "Л а Скала"), Нью-Йорке (т-р "Метрополитен-опера"). Исполнение Б.
характеризуется тонкой, выразит, фразировкой, голос певицы отличается
чистотой, "звонкостью" и блеском в верхнем регистре и плотностью,
насыщенностью звучания в среднем и нижнем регистрах. Партии: Леонора
("Фиделио" Бетховена), Агата, Эглантина ("Вольный стрелок", "Эв-рианта"
Вебера), леди Макбет ("Макбет" Верди), Аида;
Сента ("Летучий голландец" Вагнера), Турандот (о. п. Пуччини),
Электра (о. п. Штрауса), Мария ("Воццек" Берга) и др. Вс. Т.
БОРНЕМИССА (Bornemissza), Петер (1535-85) - венгерский писатель,
поэт, драматург. Автор пьесы "Электра" (1558), являющейся вольным
переложением на венг. яз. одноим„нной трагедии Софокла. В условиях тур.
владычества Б. создал трагедию, насыщенную патриотич. и тираноборч.
идеями, придал ей венг. колорит и нац.-освободит, направленность. Эта
пьеса была впервые пост. в обработке Ж. Морица на сцене Нац. т-ра
(Будапешт) в 1931. Пост. "Электры" с текстом, целиком принадлежащим Б.,
осуществлена в 1958 акт„рами Ин-та культуры (реж. Д. Секей). В 1959 эту
пьесу пост. Нац. т-р. А. Гер.
БОРОВ, Илья Григорьевич (р. 5. V. 1899) - русский советский режисс„р.
Нар. арт. Каз. ССР (1936). Засл. арт. РСФСР (1934). Член КПСС с 1942.
Учился в Киевской театр. студии (1919-22). В 1926 окончил Высшие театр.
мастерские (Москва). В 1926-35 работал режисс„ром рабочего т-ра
облпрофсовета в Иваново-Вознесенске. В 1935-37 - худ. рук. Казахского
т-ра драмы (Алма-Ата). Пост. спектакли: "Аристократы" Погодина (1936),
"Ревизор" (1936); "Амангельды" Май-лина и Мусрепова (1937). В дальнейшем
работал в русских т-рах Алма-Аты, Ижевска, Барнаула, Тулы. С 1952
работает в Кирг. т-ре (Фрунзе). Я. Л.
БОРОДАЙ, Михаил Матвеевич (1853-1929) - русский театральный деятель,
антрепрен„р. В юности служил в типографии расклейщиком афиш. В 1870
поступил к харьковскому антрепрен„ру Н. Н. Дюко-ву библиотекарем и
акт„ром на выходные роли. Был кассиром и администратором у антрепрен„ров
П. М. Медведева (Харьков), Е. Я. Неделина (Таганрог), Г. М. Коврова
(Саратов, Воронеж). С сер. 80-х годов Б. начал возглавлять крупные
провинц. труппы, числившиеся "товариществами", но фактически б. ч.
являвшиеся антрепризой Б.: т-ры в Киеве (1889, 1903-06, 1907), Харькове
(1887, 1891-93, 1907), Саратове (1894, 1897-99), Казани (1895-1900),
Ниж-нем-Новгороде (1896), Одессе (1902), Иркутске (1910, 1911-14). В
сезоне 1907-08 возглавлял оперные труппы в Тифлисе и Екатеринодаре. Б.
был одним из рус. антрепрен„ров, способствующих развитию нац. театр.
иск-ва; он стремился приблизить т-р к демо-кратич. зрителю, подбирал
сильные по составу труппы, пропагандировал серь„зный репертуар. После
Октябрьской революции работал в Иркутском т-ре.
Лит.: Юрьев Ю. М., Записки, ч. 2-3, Л.-М., 1948;
Русский провинциальный театр. Воспоминания, Л.-М., 1937; "Современный
театр", М., 1929, ј 34-35. А. Кл.
БОРОДАЧ (Borodac), Янко (р. 18. VI. 1892) - чехословацкий режисс„р,
акт„р и драматург. Нар. арт. Чехословацкой Республики (1955). Учился
акт„рскому иск-ву в Пражской консерватории. В 1920 вступил в труппу
передвижного Словацкого нац. т-ра. С 1923 - акт„р и режисс„р Нац. т-ра в
Братиславе. В 1925 основал театр. школу, где обучал молод„жь акт„рскому
мастерству. В своей творч. и педагогич. деятельности утверждает принципы
реалистич. иск-ва, опираясь на опыт рус. и сов. т-ра, широко используя
творч. метод МХАТа. Среди пост. Б. на словацкой сцене: "Гамлет" (1931),
"Лес" (1931), "На дне" (1932), "Васса Железнова" (1937); "Страх"
Афиногенова (1933), "Вишн„вый сад" (1934) и "Три сестры" (1952),
'"Ревизор" (1936), "Свадьба Кречинского" (1937); "Марина Гавранова"
Стодолы (1941), "Сирано де Бержерак" Ростана (1942), "Женский закон"
Тайовского (1944);
"Кремл„вские куранты" (1951); "Ирод и Иродиада" Гвездослава (1955).
Перев„л на словацкий яз. пьесы:
"Лес" и "На всякого мудреца довольно простоты";
"Чужой реб„нок" Шкваркина, "Портрет" Афиногенова и др.
Лит,: V sluzbach slovenskeho divadla. Sbornik k 60 naro-deninam Jana
Boradaea..., Martin, 1952; Mr lian R., Se slovenskym divadlom, Brat.,
1957. J]. Сол.
БОРОДАЧОВА-ОРСАГОВА (Borodacova-Orszagho-va), Ольга (р. 16. XII.
1899) - чехословацкая актриса. Жена Я. Бородача. По национальности
словачка. Училась в Пражской консерватории. В 1920 вступила в труппу
передвижного Словацкого Нац. т-ра. С 1923 - актриса Нац. т-ра в
Братиславе. В 1925 вместе с Бородачом принимала участие в организации
театр. школы, где (одновременно с работой в т-ре) занималась обучением
молод„жи акт„рскому мастерству. Большое внимание уделяет выразительности
сценич. речи. Роли: Mapa ("Женский закон" Тайовского), Сливкова и Анна
("Чай у господина сенатора" и "Йошка Пучик и его карьера" Стодолы),
Тамар ("Ирод и Иродиада" Гвездослава), Мадлена, Пирошка ("Буки
подполянские", "Святая Варвара" Кралика), Анна Андреевна ("Ревизор"),
Домна Пантелевна ("Таланты и поклонники"), Васса Железнова; Мария
Тарасовна ("Платон Кречет") и др. Гос. пр. (1949).
Лит.: V sluzbach slovenskeho divadla. Sbornik k 60 na-rodeninam Jana
Boradaca..., Mrrtin, 1952. JI. Сол.
БОРОДИН, Александр Порфирьевич [31.Х(12.ХП. 1833,
Петербург,15(27).II.1887, там же] - русский композитор и уч„ный-химик.
Учился в Медико-хи-рургич. академии (1850-56) в Петербурге. С конца 1862
- профессор, с 1877 - академик Медико-хи-рургич. академии. В 1862
сблизился с композитором М. А. Балакиревым и вош„л в его кружок
("Могучая кучка"). Б.- автор симфоний, камерно-инструмент., вокальных и
др. соч.- создал монумент, героич. оперу "Князь Игорь" по древнерус.
эпич. поэме "Слово о полку Игореве" (либретто написано Б. по сценарию В.
В. Стасова), но не успел закончить эту оперу; после смерти композитора,
по его материалам, оперу завершили Н. А. Римский-Корсаков и А. К.
Глазунов. Пост. состоялась в 1890 в Мариинском т-ре. Проникнутая высокой
патриотической идеей, опера Б. покоряет величием и благородством
образов, мощью и размахом народных хоровых сцен, рельефностью
во-кально-симфонич. характеристик, широтой и разнообразием
муз.-драматич. форм. Она включает и эпич. картины, и трогательную
лирику, и характерные жанровые образы, и скомороший юмор. При общей
уравновешенности и пластичности форм опера отличается
целеустремл„нностью драматич. развития. "По моему,- писал Б. в одном из
писем, - в опере, как и в декорации, мелкие формы, детали, мелочи не
должны иметь места; все должно быть писано крупными штрихами, ясно, ярко
и по возможности практично в исполнении как голосовом, так и
оркестровом. Голоса должны быть на первом плане, оркестр - на втором....
Меня тянет к пению, к кантилене, а не к речитативу, хотя, по отзывам
знающих людей, я последним владею недурно. Кроме того, меня тянет к
формам более законченным, более круглым, более широким".
Новаторски развивая традиции М. И. Глинки, Б. красочно воплотил в
музыке два мира - Русь и Восток. Не прибегая к прямым заимствованиям из
фольклора, Б. чутко воспроизв„л в опере характер народной музыки -
русской и восточной (композитор внимательно изучил напевы, собранные
венг. путешественником П. Гунфальви в Средней Азии и у потомков древних
половцев в Венгрии). Высоким образцом постижения духа и склада русской
народной песни является подголосочный хор поселян из "Князя Игоря",
передающий скорбь народа и одновременно его душевную стойкость. Столь же
оригинальны и столь же типичны восточные мелодии Б., воспроизводящие
знойную негу и лихую воинственность половецкого стана. Один из шедевров
русской художеств. классики, опера "Князь Игорь" послужила образцом для
создания историко-эпич. опер других народов СССР и вошла в фонд мирового
оперного иск-ва.
Б. написал также муз.-театр. пьесу "Богатыри" на текст В.Александрова
(В. А. Крылова). Эта пьеса ("опера-фарс"), пародирующая оперные штампы
(с частичным заимствованием музыки из опер Мейербе-ра, Россини,
Герольда, Серова, Кавоса, оперетт Оф-фенбаха, нар. песен и др.), была
пост. в 1867 в Малом т-ре (инструментовка дириж„ров Э. Мертена и Ф.
Бюх-нера). В 1936 была пост. в Камерном т-ре (Москва) в неудачной
переделке (новый текст Демьяна Бедного), вызвавшей осуждение
общественности. В клавире сохранился написанный Б. 4-й акт оперы-балета
"Млада" (коллективная работа композиторов балакиревского кружка на
сюжет, предложенный С. А. Гедеоновым, либретто В. А. Крылова).
Лит.: Стасов В. В., Александр Порфирьевич Бородин, М., 1954; Ф и г у
р о в с к и и II. А. и Соловьев Ю. П., Александр Порфирьевич Бородин,
М.-Л., 1950;
Д и а н и н С. А., Бородин, М., 1955; Асафьев Б. В., Избранные труды,
т. 3, М., 1954; Глебов Игорь (Б. В. А с а ф ь е в), Из забытых страниц
русской музыки, в кн.: Музыкальная летопись. Статьи и материалы, под
ред. А. Н. Римского-Корсакова, сб. 1, П., 1922; Л а м м П. и П о-л о в
С., "Богатыри", "Советская музыка", 1934, ј 1. Б.Ш.
БОРОЗДИНЫ-МУЗИЛИ - русская актерская семья, представители к-рой св.
100 лет играют на сцене Малого театра. Варвара Васильевна (по
сцене-Бороздина 1-я; 1828-66) и Евгения Васильевна (Бороздина 2-я;
1830-69) - сестры. По окончании Театр. уч-ща в 1848 дебютировали на
сцене Малого т-ра в водевиле Хмельницкого "Бабушкины попугаи". Выступали
преим. в комедиях и водевилях, были частыми партн„ршами М. С. Щепкина и
В. И. Живокини. Игра их отличалась живостью, изяществом. Б.-М. играли
также в пьесах Островского;
В. В. Бороздина - Липочка ("Свои люди - сочт„мся"), Ульяна
("Воевода"), Жмигулина ("Грех да беда на кого не жив„т"), Варвара
("Гроза", роль была написана Островским для Б.); Е. В. Бороздина -Оля
("Старый друг лучше новых двух"), Устинья Наумовна ("Свои люди -
сочт„мся"). Варвара Петровна Пино (1854-1927)-дочь В. В.Бороздиной и П.
Пино - главного машиниста Большого т-ра; дебютировала в Малом т-ре в
1870; прослужила здесь 20 лет. Е„ муж - Николай Игнатьевич Музилъ
(1841-1906) былвыдающимся акт„ром Малого т-ра. Дети В. П. Пино и Н. И.
Музиля: 1) Варвара Николаевна (р. 1871), по сцене сначала-Музиль 1-я,
затем по мужу Рыжова, с 1893 играет на сцене Малого т-ра, нар. арт.
СССР, 2) Елена Николаевна Музиль 2-я, в Малом т-ре играла с 1893; 3)
Николай Николаевич Музиль 2-й, на сцене Малого т-ра с 1896; 4) Надежда
Николаевна Муз и л ь-лр-тпстка т-ра Корша в Москве и Суворинского т-ра в
Петербурге. Сын Варвары Николаевны и Ивана Андреевича Рыжовых - Николай
Иванович Рыжов - артист Малого т-ра, нар. арт. РСФСР.
Лит.: Д у р ы л и н С., В. Н. Рыжова, М.- Л., 1945;
Кар а-М у р з а С., Малый театр. Очерки и впечатления, М" 1924. А.Кл.
БОРСКАЯ (наст. фам.- Климова), Надежда Дмитриевна [р. 21.1(2.11).
1885]- русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1954). Окончила драм.
отделение Моск. филармонич. уч-ща (1903, училась у В. И.
Немировича-Данченко, А. А. Санина). В 1903 вступила в труппу
Ярославского т-ра. Играла гл. обр. в провинциальных т-рах (Херсон, Рига,
Харьков, Тифлис, Одесса и др.). В 1912-33 - актриса т-ра Корша в Москве,
в 1933-36 - МХАТа 2-го. В 1936- 1954 играла в Малом т-ре. Иск-во Б.
отмечено большим обаянием, мягким юмором. Роли: Варенька ("Дикарка"
Островского и Соловь„ва), Лиза ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского),
Полина ("Доходное место"). Тонкой сатиричностью отличались созданные Б.
образы Турусиной ("На всякого мудреца довольно простоты"), Хл„стовой
("Горе от ума"), Анны' Павловны ("Живой труп") и др.
БОРТНЯНСКИЙ, Дмитрий Степанович [1751, Глу-хов,-28.1Х(10.Х). 1825,
Петербург] - русский композитор. По национальности украинец. Еще
реб„нком отличался муз. одар„нностью и прекрасным голосом. Ок. 1759 был
привез„н в Петербург и зачислен в Придворную певческую капеллу,
участвовал в придворных концертах и оперных спектаклях. Занятия
композицией начал под руководством композитора Б. Галуппи. В 1769 был
направлен для продолжения образования в Италию, где пробыл ок. 10 лет.
Б.- один из первых рус. композиторов разрабатывал сложные формы
инструмент, музыки (сонаты, камерные ансамбли); писал церковную музыку.
Творчество Б. способствовало развитию рус. инструмент. музыки. Оперы Б.
"Креонт" (1776), "Алкид" (1778) и "Квинт Фабий" (1779) были пост. па
сценах крупных итал. оперных т-ров. В 1779 Б. был назначен
капельмейстером при дворе наследника Павла в Гатчине и Павловске; здесь
он создал оперы на франц. либретто- "Сокол" (1786) и "Сын-соперник, или
Новая Стратоника" (1787), пасторальную комедию "Праздник сеньора" (1786,
пост. в Петербурге) и др. соч. Оперы "Сокол" и "Сын-соперник...",
изящные постилюипоэ-тич. по настроению,- одни из первых лирич. опер в
России. В 1796 Б. получил звание управляющего Придворной певческой
капеллой.
Лит.: Доброхотов Б., Д. С. Бортнянский, М.-Л., 1950; Асафье'в Б., Об
исследовании русской музыки XVIII века в двух операх Бортнянского, в
сб.: Музыка и музыкальный быт старой России, Л., 1927.
БОРУХОВА, Фатима(р. 9.XI. 1916) - узбекская советская артистка оперы
(меццо-сопрано). Нар. арт.Узб. ССР (1950). Сценич. деятельность начала в
1930 в Андижанском муз. т-ре; с 1935 Б.- солистка Т-ра оперы и балета
им. Навои (Ташкент). В 1940-42 училась в узб. оперной студии при Моск.
консерватории. Партии:
Лейли ("Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова), Акжу-нус ("‚р-Таргын"
Брусиловского), Зебиниса ("Буран" Ашрафи и Василенко), Ширин ("Фархад и
Ширин" Успенского и Мушеля), Полина, Няня ("Пиковая дама", "Евгений
Онегин"), Гадалка ("Алмаст" Спендиарова) и др. С 1957 выступает как
концертная певица. С. М.
БОРШТНИК (Borstnik), Игнаций (11. VII. 1859- 23. IX. 1919) -
словенский акт„р, режисс„р и драматург. В 1885-86 обучался акт„рскому
иск-ву в Вене у Р. Тирольта. Сценич. деятельность начал в 1882 в
Люблянской читальне. Ставил спектакли в читальне, а также в 1886-94 - в
"Отечественном т-ре" в Любля-не. В 1894-1912 и 1914-18 работал в
Загребе, в 1918-19 - снова в Любляне. Б.- ведущий акт„р первого
поколения словенских проф. акт„ров. Лучшие роли: Кантор ("Король на
Бетайнове" Цанкара), Хельмер ("Нора"), Фердинанд, Тартюф; Старый Илия
(о. п. Борштника). Создал сценич. образы в трагедиях Шекспира: Гамлет;
Кассио и Яго ("Отелло"), Шейлок ("Венецианский купец"), Ричард II. Б.
были присущи реалистич. манера игры, мощный темперамент. Б. принадлежат
обработка (по роману И. Юрчича) и пост. пьесы "Вероника Десиничка"
(1892); пьесы "Не мой вкус" (1886) и "Старый Илия" (1891). Аг. М.
БОРШТНИК (Borstnik), София (15.V. 1868-3.XII. 1948) - словенская
актриса. Жена И. Борштника. Сценич. иск-ву обучалась в Любляне, Праге,
Вене. Играла на словенском, хорватском, болг. и нем. яз. Сценич.
деятельность начала в 1882 под фамилией Звонарева (Zvonarjeva). Работала
в т-рах Любляны (1882-94, 1908-10, 1918-22), Загребе (1894-1902, 1903,
1914),Софии (1905-07), Осиека (1911). Обладала сильным темпераментом, в
своих лучших ролях сочетала внешнюю эффектность с проникновением в
сущность психологии героинь. Осн. роли: Х имена ("Сид" Корнеля), Леди
Мильфорд ("Коварство и любовь"), Мария Стюарт; Антигона (о. п. Софокла);
Нора; Маргарита ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Федора (о. п. Сарду),
Магда ("Родина" Зудермана), Фрекен Юлия (о. п. Стриндберга). Аг. М.
БОРЩАГОВСКИЙ, Александр Михайлович [р.1(14). X. 1913] - русский
советский театральный критик и драматург. Член КПСС с 1940. Работал зав.
лит. частью в киевских т-рах - им. И. Франко (1938-40), им. Леси
Украинки (1945-46) и в Центр, т-ре Советской Армии в Москве (1947-49).
Лит. деятельность начал в 1936. Автор пьес: "Жена" (1955, Ленингр. драм.
т-р), "Медвежья шкура" (1958, Моск. т-р им. Пушкина) и др. Б.
принадлежат театроведческие работы по укр. театру.
С о ч.: Шевченко ? театр. [б. м.], 1941 (совм. с М. Иоси-пснко);
Шекспир ? укранський театр. в кн.: Вильям Шекспир. Сб?рка статей, Кив,
1939; Драматичн? твори ?вана Франка, Кив, 1946; Амвросий Максимилианович
Бучма, Кив, 1947; Драматургия Тоб?левича, Кив, 1948; Путь театра. -
Очерк истории театра им. Франко, М.-Л., 1948.
БОРЬБА - вид спорта: единоборство по определ„нным правилам. Как
цирковой жанр состоит в зрелищной демонстрации при„мов борьбы. С сер. 19
в. на ярмарках, площадях, гуляниях и в балаганах выступали проф. борцы.
В рус. цирках Б. становится частью представления с 70-80-х гг. 19 в.
Часто первые два отделения занимало цирковое представление, третьематчи
Б. Первые соревнования проф. борцов были организованы в сер. 19 в. во
Франции (отсюда назв.- "французская" борьба), в России первый чемпионат
проф. "французской" борьбы был провед„н в 1904 в Петерб. цирке
Чинизелли. В конце 19 в. и в 1-м десятилетии 20 в. Б. становится в
России популярным зрелищем. Организатором соревнований борцов был И. В.
Лебедев ("Дядя Ваня"). В рус. до-революц. цирке выдвигаются борцы: И. М.
Поддуб-ный, С. И. Елисеев, И. В. Шемякин, И. М. Заикин, Н. Г. Вахту ров
и др. Однако многие предприниматели вводили в соревнования различные
шарлатанские трюки.
В советском цирке Б. до 1933 включалась в программы цирков
эпизодически (наиболее значительные чемпионаты в Москве - в 1922, 1923 и
1924). С 1933 проф. борцы были зачислены на постоянную работу в Гос.
цирки. Наряду с борцами старшего поколения появились новые борцы М. М.
Боров, И. К. Куксенко (Ян Цыган) и И. В. Плясуля, В. Г. Ярков, М. М.
Стрижак и др. Распространение получила классическая Б. (прежние названия
"французская", "греко-римская"), Б. как цирковой жанр тесно связана со
спортом; многие борцы-спортсмены выступают в цирке, из числа цирковых
борцов вышел засл. мастер спорта чемпион мира А. Г. Мазур и др. Б.
входит в нар. празднества, проводимые во многих республиках СССР
(Казахстан, Киргизия, Бурятия и т. д.). За рубежом Б. как цирковой жанр
не распространена.
Лит.: Кузнецов Е., Арена и люди советского цирка, Л.-М., 1947;
Галковский Н. М., К а т у л и н А.3., Ч и о н о в Н. Г., Борьба
классическая и вольная, М., 1952; Гринвальд Я., Русский богатырь Иван
Поддуб-ный, М.-Л., 1948; Лебедев И. (Дядя Ваня), История
профессиональной французской борьбы, [M.I, 1928.
БОРЯН, Гурген Михайлович (р. 2.VI. 1915) - армянский советский поэт и
драматург. Член КПСС с 1940. Лит. деятельность начал в 1930. Автор пьес
"На высотах" (1947) о Великой Отечественной войне, и "Под одной крышей"
(1957) об установлении Советской власти в Армении и др. Пьесы Б., пост.
в Т-ре им. Сундукяна (Ереван) и др. т-рах, отмечены поэтичностью,
тонкостью психологич. характеристик. Б. Л.
БбСКО (Bosco), Бартоломео (1793-1863) - итал. артист цирка; фокусник.
Был наполеоновским солдатом. Во время войны 1812 попал в плен и выступал
как фокусник в Сибири. После возвращения на родину выступал в крупных
городах Европы и Америки. В 40-х гг. 19 в.- в Москве, Петербурге. В
своих представлениях Б. сочетал мастерство манипулятора (демонстрировал
проворство и ловкость рук) и иллюзиониста; применял специальные
аппараты, при помощи к-рых появлялись и исчезали предметы.
Лит.: Дмитриев Ю. А., Русский цирк, М., 1953;
К и о, Фокусы и фокусники, М., 1958. М. 3.
БОССЕ, Гуальтьер Антонович [9(21). IX. 1879- 1953] - советский певец
(бас) и педагог. Отец - француз, мать - шведка. Засл. арт. РСФСР (1927).
Пению обучался у Россета в Петербурге и Пин-торно и Ронкони в Милане. В
1905 участвовал в спектаклях итал. оперы в Петербурге, в 1906-09 работал
в Киевском оперном т-ре, с 1910 -в Мари-инском т-ре в Петербурге.
Партии: Кончак ("Князь Игорь"), Вотан ("Валькирия" Вагнера), Мефистофель
("Фауст"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник") и др. Б. создал яркие и
живые сценич. образы, обладал высокой музыкальностью, сценич. культурой,
вокальной техникой. Голос Б.- сильный бас - отличался теплотой и
выразительностью. Нек-рое время
Б. работал оперным режисс„ром в Малом оперном т-ре в Петрограде,
пост. оперы "Миньон" Тома (1918), "Царь и плотник" Лортцинга (1919) и
др.; выступал в качестве певца в своих постановках. С 1913 занимался
педагогия, деятельностью (с 1914 - профессор Петерб. консерватории).
Среди учеников Б.- А. П. Иванов, И. П. Яшугин и др.
БОСУЛАЕВ, Анатолий Федотович [р. 2(15).VI. 1904] - русский советский
театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1956). Учился в
художеств. техникуме и изобразительных мастерских Пролеткульта в
'Харькове. Работу в т-ре начал в 1925 (декорации к спектаклю "Мандат"
Эрдмана в 1-м рабочем т-ре Пролеткульта в Харькове). С 1929 оформлял
спектакли в т-рах Ленинграда и Москвы (т-р им. ЛОСПС, Ленингр. Большой
драм. т-р, Моск. т-р им. ВЦСПС и др.). С 1951- гл. художник Ленингр.
т-ра драмы им. Пушкина. Характерная особенность творчества Б.- умение
раскрыть в пластически конкретных формах декораций
обобщ„нно-выразительный образ спектакля, его идейно-художественный
смысл. В ряде своих театр. работ Б. применяет принцип единой лаконичной
сценич. установки, сочетая ее изменения с разнообразными световыми
эффектами (проекции и пр.). К лучшим работам Б. относится оформление
спектаклей: "Разгром" Фадеева 1932, т-р им. ЛОСПС), "Матросы из Катарро"
Вольфа (1932, Моск. т-р им. ВЦСПС), "Дачники" Горького (1939, Ленингр.
Большой драм. т-р), "Победители" Чирскова (1946), "Оптимистическая
трагедия" Вишневского и "Пучина" Островского (1955), "Игрок" по
Достоевскому (1956) в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина, "Вечный источник"
Д. Зорина (1957, Малый т-р), "Город на заре" Арбузова (1957, т-р им.
Вахтангова) и др. Б.- художник фильмов "Горячие ден„чки", "Семеро
смелых", "Его зовут Сухэ-Батор", "Фронт", "Родные поля".
Соч.: С точки зрения художника, в сб.: Оптимистическая трагедия.
Пьеса Вс. Вишневского на сцене Ленинградского государственного
академического театра им. А. С. Пушкина, Л.- М., 1956, с. 73-85.
Лит.: Минчковский А., Анатолий Босулаев, в сб.:
Театр и жизнь, Л.-М., 1957, с. 257-68. \ JJ
БОТАЛИЕВ, Аширалы (р. 14.V. 1906) - киргиз ский советский акт„р. Нар.
арт. Кирг. ССР (1939). Член КПСС с 1940. В 1927 поступил в киргизскую
театр. студию (Фрунзе), на основе к-рой в 1929 был создан Киргизский
т-р. Б. обладал хорошими вокальными данными (тенор) и принимал участие в
муз. спектаклях. С 1934 работал в муз. театре (с 1942- театр оперы и
балета, Фрунзе). В драм. и му-зыкально-драм. спектаклях исполнял роли
бойких затейников-острословов: плутоватый дружка жениха ("Несчастная
Какей" Токобаева), Сулеймап ("Аршин мал алан" Гаджибекова), и героев,
борцов за народное счастье:
Джапар ("Алтын кыз" Боконбаева), Искендер ("Аджал ордуна"
Турусбе-кова). В первой киргизской опере "Айчурек" Власова, Малдыбаева и
Фере играл роли: чужеземного захватчика Чинкоджо и народного героя
Семетея. Партии Б. в операх: Онегин; пастух Таз ("Кокуль" Раухвергера),
Фрунзе ("Сын народа" Власова и Фере), Сапар ("На берегах Иссык-Куля"
Власова, Малдыбаева и Фере).
С 1952 - артист Кирг. драм. т-ра (Фрунзе). Исполнял роль Ленина в
спектаклях: "Человек с ружь„м" (1952); "На высокой земле" Маликова
(1956), а также роли: Звонцова ("Егор Булычев и другие"), Тихона
("Гроза").
Лит.: Львов Н., Киргизский театр. М., 1953; Аширалы Боталиев, Фрунзе,
198- Я. Л.
БОТЕЛЬЮ (Botelho), Абел (1854- 1917) - португальский драматург,
писатель, журналист и политический деятель. В своих драм. произведениях
отражал жизнь и нравы совр. ему общества. Первая пьеса Б.- "Вес„лая" -
пост. в 1889. В том же году т-р "Жиназиу" (Лисабон) осуществил
постановку драмы Б. "Родной". Написал также сатирич. комедию
"Побежд„нные жизнью" (1892), осмеивающую писателей-пессимистов, драму
"Безукоризненный" (1897, "Т-р донны Марии" в Лисабоне) и др. Ал. С.
"БОУДА" (чеш. Bouda, букв. - будка, лачуга) - чешский драматический
театр. Открыт в июле 1786 в Праге (на Вацлавской пл.). С момента
организации "Б."чеш. труппа получила возможность ставить спектакли
независимо от немецкой. "Б.) был центром театр. жизни Чехии того
времени. Т-ром руководили акт„ры - К. Антони, Я. Кернер, Кс. Севе, А.
Запне, Ф. Х„пфлер. В репертуар "Б." входили оригинальные пьесы: "Либуша,
первая княжна и героиня в Чехии" и "Ян Жижка из Троцнова" Тандлера,
"Брже-тислава и Итка" Тама, "Сельские бунтовщики в Чехии" Стуны, а также
первые переводы на чеш. яз. "Макбета" и "Разбойников". Т-р был закрыт в
октябре 1789. Л. Сол.
БОУТОН (Boughton), Ратленд (23.1. 1878-25.1. 1960) - английский
композитор. В 1900-01 учился в Королевском музыкальном колледже в
Лондоне у Ч. Станфорда и У. Дейвиса. Творч. деятельность начал в 1901.
Поклонник музыки Р. Вагнера, Б. пытался сочетать в своих сочинениях
вагнеровские концепции муз. драмы с традициями англ. хорового письма. В
1914 предпринял попытку создать "английский Байр„йт" в Гластонбери, где
в небольшом т-ре с участием певцов-любителей пост. неск. своих
муз.-дра-матич. соч. на сюжеты англ. легенд: "Круглый стол" (1916),
"Рождение Артура" (1921), "Королева Корнуэлла" (1924) и др. Там же были
пост. опера Б. "Бессмертный час" (1914) - одно из лучших соч. Б.,
отличающееся единством сценич. и муз. действия, широким использованием
хоров, мелодич. богатством, и опера "Альцеста" (1922). Б. принадлежит
мн. симф., камерных и др. соч. Вс. Т.
БОХИГАНГА (bojiganga) - бродячая театральная труппа в Испании 16 в.
По свидетельству писателя А. Рохаса ("Забавные путешествия", 1602), Б.
состояла из 2 женщин, мальчика и 6-7 мужчин. В репорту арБ. входили 6
комедий, 3-4 aymOf 5 интермедий. Труппа имела свои костюмы и различные
сценич. аксессуары. С. Я.
БОЧАРОВ, Александр Ильич [12(24).VII. 1886- 29. I. 1956] - русский
советский артист балета, педагог. В 1904, окончил Петерб. театр. уч-ще и
был зачислен в кордебалет Мариинского т-ра. Вскоре стал ведущим
исполнителем характерных и мимич. партий. В 1908-09 гастролировал в
Стокгольме, Берлине, Праге, выступал в зарубежной антрепризе А. П.
Павловой (Лондон, 1910). После Октябрьской революции работал в ленингр.
Т-ре оперы и балета им. Кирова (оставил сцену в 1947). С успехом
исполнял мимич. партии Гамаша ("Дон Кихот"), Квазимодо("Эсмераль-да").
Маркиза ("Пламя Парижа") и др. В 1922-23 в„л педагогич. работу в Школе
русского балета, возглавляемой А. Л. Волынским (Петроград). В
1930-56преподаватель характерного танца в Ленингр. хорео-графич. уч-ще.
Б.-один из авторов теоретич. работы о характерном танце.
Соч.: Бочаров А. И., Лопухов А. В. и Ш и-р я е в А. В., Основы
характерного танца, М.-Л., 1939. В. Ч.
БОЧАРОВ, Михаил Васильевич (1872-29.IV.1936)- русский советский
артист оперы (баритон). Засл. арт. РСФСР (1925). Окончил юридич. ф-т
Киевск. ун-та. Пению обучался у Эверарди и Петца в Киевском муз. уч-ще
(окончил в 1898); совершенствовался в Италии. Впервые выступил на
оперной сцене в Киеве в 1900. С этого года Б. работал в оперных театрах
Москвы (опера Зимина и др.), Петербурга, Одессы и др.городов. С 1932
выступал преим. в концертах. Обладал голосом широкого диапазона, большим
сценич. темпераментом и высокой общей и муз. культурой. Созданные певцом
сценич. образы отличались тщательностью отделки, продуманностью,
филигранностью деталей. Партии: Грязной; Кочубей ("Мазепа" Чайковского);
Онегин, Демон, Эскамильо, Риголетто; Фигаро ("Се-вильский
цирюльник"), Бекмессер ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера) и др.
Лит.: ШампаньерА. (сост. и изд.), Русский театр. [Киев, 1905], с.
53-54.
БОЧАРОВ, Михаил Ильич [1831 (1832?) - 13(25). VII. 1895 J - русский
театральный художник и пейзажист. Академик пейзажной живописи (1863).
Учился в моек. Уч-ще живописи, ваяния и зодчества, затем в петерб.
Академии художеств у М. Н. Воробь„ва (окончил в 1858). С 1864 (св. 30
лет) был декоратором императорских (каз„нных) т-ров; заведовал
декорационными мастерскими в т-рах Петербурга. Б. создал декорации к
пьесам "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого (1867), "Борис Годунов"
(1870), операм "Вражья сила" Серова (1871), "Кузнец Вакула" Чайковского
(1877), "Руслан и Людмила" (1866), "Снегурочка", "Ночь перед Рождеством"
(1895) и др. Художник реалистич. направления, Б. способствовал развитию
нац. декорационного иск-ва. Знание археологии и истории, использование
возможностей сценич. освещения, перспективной живописи помогали
художнику создавать на сцене атмосферу реальной жизни, способствовали
глубокому раскрытию образов спектакля.
Лит.: С ы р к и н а Ф., Русское театрально-декорационное искусство
2-й пол. XIX в., М., 1956. АН. Ш.
БОШАН (Beauchamps), Пьер (1636 - ок. 1719) - французский артист
балета, балетмейстер. Сын танцовщика и музыканта Л. Бошана (1597- ок.
1666). В сер. 50-х гг. Б. выступал и ставил спектакли при дворе короля
Людовика XIV. Принимал участие в создании франц. Академии танца (1661),
был е„ директором. В 1666 специально для Б. было установлено звание
"суперинтенданта балетов короля", т. е. придворного балетмейстера. Много
работал совместно с композитором Ж. Б. Люллй, Мольером. Б. были
поставлены танцы в комедиях-балетах: "Докучные" (1664), "Господин де
Пурсоньяк" (1669), "Мещанин во дворянстве" (1670) Мольера, муз. Люлли и
др. Ставил также танцы в спектаклях Академии музыки (открылась в 1671).
Среди пост.: "Дворец Флоры" (1689), "Комеддя фей" (1699) Лаланда и др.
Выступал как танцовщик в партиях: Полександра, Плутона ("Алкидиан",
"Рождение Венеры" Люлли) и др.
Б. приписывается установление пяти позиций в классич. танце, к-рые
помогли танцовщикам сделать танец более выразительным и технически
совершенным. Позиции, предложенные Б., легли в основу совр. классич.
танца и сохранились до наст. времени. Существует предположение о том,
что Б. работал также и над системой записи танца, но рукописи не
сохранились. Е. С.
БОШКОВА (BoSkova), Мария (р. 2.V. 1925) - югославская (македонская)
актриса. В 1944 начала сце-нич. деятельность в Македонском нар. т-ре в
Скопле (Скопье). С 1957 работает в Нар. т-ре в Белграде. Роли:
Живка ("Госпожа министерша" Нушича), баронесса Кастелли-Глембай
("Господа Глембаевы" Крлежи), Виола и Себастьян ("Двенадцатая ночь"),
Дездемона;
Мурзавецкая ("Волки и овцы"), Настя ("На дне") и др. Актрисе присущи
большой темперамент, эмоциональность. Аг. М.
БОЭРО (Воего), Фелипе (1.V. 1884-8.1. 1958) - аргентинский
композитор. Один из основоположников аргентинской оперы. Музыке обучался
в Буэнос-Айресе у П. Берутти; совершенствовался в Парижской
консерватории (1912-14) у П. Видаля. Композиторскую деятельность начал в
1900-х годах. В своих произв. широко использует мелодии и ритмы нац.
муз. фольклора. Отличительные черты опер Б.- драматич. напряж„нность
сюжета и муз.-выразительных средств, наличие значит, оркестровых
эпизодов. Одноактная лирич. опера Б. "Тукуман" (1918, т-р "Колон",
Буэнос-Айрес), посвящ„нная провозглашению независимости провинции
Тукуман (в 1812), была первой оперой, исполнявшейся в т-ре "Колон" на
исп. языке. Б. принадлежат также оперы: "Ариадна и Дионис" (1920),
"Ракела" (1925) на сюжет из жизни аргентинских крестьян, "Разбойник"
(1929) по драматической легенде из жизни гаучо, "Цинкали" (не пост.),
лирическая муз. драма "Сирипо" (1937), муз. сцена "Вакханки" по Еврипиду
(1925) и др. Все эти произв. ставились в Буэнос-Айресе. Б. написал также
ряд др. соч. в различных жанрах. Был видным обществ, деятелем,
основателем творч. организации аргент. композиторов.
Лит.: Criordano A.. Musicos argentinos, в кн.: Cien musicos America,
В. Aires, fl946]. Ал. Р.
БОЯДЖИЕВ, Григорий Нерсесович [р. 1(14).IIL 1909]-советский театровед
и театральный критик.Доктор искусствоведения. В 1930 окончил Ростовский
ун-т (лит. отделение педагогич. ф-та). Лит. деятельность начал в 1929.
Занимается историей зап.-европ. т-ра (цреим. французского) и сов. т-ра.
Ученик проф. А. К. Дживелегова. В соавторстве с ним написал "Историю
западноевропейского театра от его возникновения до 1789 года" (1941;
переведена на исп. яз.,2-е изд. 1957). Является редактором 1-го т. и
автором ряда глав в 1-м и 2-м томах "Истории западноевропейского театра"
(т. 1, 1956; т. 2, 1957). Написал предисловие к собранию соч. Мольера в
2 тт. (1957). В. принадлежит большое количество научных и кри-тич.
статей в периодич. печати. Автор ряда глав в 1-ми 2-м томах "Очерков
истории русского советского драматического театра" (1954, 1960). Вед„т
педагогич. работу (с 1932 в ГИТИСе). Профессор.
Соч.: Предисловие к Собранию соч. Мольера, т. 3, Л., 1939; Расин и
его "Федра", предисловие к изд.: Р а с и н Ж., Федра, пер. В. Брюсова,
М.-Л., 1940; Жозеф Тальма, "Литературный критик", 1935, ј 3;
Театральность и правда, М.- Л., 1945; Борьба миров (о спектакле "Отелло"
в т-ре им. Руставели в Тбилиси), в кн.: Шекспировский сборник 1947, М.,
[1948], с. 41-56; В. П. Марецкая, М., 1954; У истоков французской
реалистической драматургии (XIII в.), в кн.: Ежегодник Института истории
искусств. 1955. Театр. М., 1955;
Любить человека, "Искусство кино", 1957, ј 1, с. 29; Эдуарде де
Филиппе и его герои, "Театр", 1957, ј 2, с. 58-72;
Молодой Мольер, "Сообщения Института истории искусств", 1957, ј
10-11; Первая французская ренессансная комедия ("Евгений" Э. Жоделя),
"Ученые записки Государственного научно-исследов. ин-та театра и
музыки", т. 1. Сектор театра,
Л., 1958, с. 401-428; Мольер -теоретик высокой комедии, "Театр",
1959, ј 2; Театральный Париж сегодня, М., 1960;
Поэзия театра, М., 19GO. ff Лит
Обратно в раздел культурология

Список тегов:
могучая кучка 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.