Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Театральная Энциклопедия

ОГЛАВЛЕНИЕ

Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства - драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актера, режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены, организации театрального производства, архитектуры и устройства театральных зданий, театральной печати, образования, научно-исследовательской работы в области театра.

БУЛВЕР-ЛИТТОН (Bulwer-Lytton), Эдуард Джордж (25.V.1803,
Лондон,18.1.1873, там же)- английский писатель и драматург, политич.
деятель. На сюжет историч. романа Б.-Л. "Риенци" (1835) Р. Вагнер создал
в 1840 одноименную оперу. В своих драм. произведениях, так же как и в
романах, Б.-Л. развивал идею о том, что право на власть дается лишь
высокой добродетелью. Историч. драмы Б.-Л. мелодраматичны, отмечены
стремлением к внешним эффектам, сентиментальностью, в них отсутствует
подлинная историчность. Первая пьеса Б.-Л.-"Герцогиня де Лавальер"
(1836)-успеха не имела, но последующие историч. драмы - "Лионская
красавица" (1838) и "Ри-шелье" (1839)-благодаря политич. злободневности,
занимательности сюжета и сценичности пользовались успехом. "Лионская
красавица", впервые пост. У. Ч.Макрели (с его участием) в Т-ре
"Ковент-Гарден" в 1838, не раз возобновлялась и впоследствии (среди
лучших исполнителей -Ч. Кин, Г. Ирвинг, Э. Терри). "Ришелье" впервые
пост. Макреди, 4 раза возобновлялась Г. Ирвингом в т-ре "Лицеум". Пьеса
эта шла в 40-60-х гг. и в России, загл. роль исполняли В. В. Самойлов и
Н. К. Милославский. Комедии Б.-Л. "Мы не так плохи, как кажемся" и
"Деньги" (1840) рисуют нравы англ. бурж. об-ва. Пьесы эти неглубоки, но
содержат реалистич. тенденции. Пьеса "Деньги" много лет сохранялась в
репертуаре англ. т-ров (в 1911 пост. в "Друри-Лейн").
С о ч. в рус. пер.: "Норман - морской капитан", "Пантеон", СПБ, 1840,
ј 8; Лионская красавица. П., 1888; Ришелье, или Заговор, пер. П.
Козлова, Полное собр.соч. П. Козлова, т. 4, М., 1896; Пьесы. Вступ.
статья Ю. Кагарлиц-кого М., 1960.
Лит.: Cooke P. J., Burwer-Lytton's plays, [L.I, 1894. Э. Г.
БУЛГАКОВ, Александр Сергеевич (1888-1953)- русский советский
театровед. В 1922-25 учился в Гос. ин-те истории иск-в в Ленинграде
(позднее Гос. академия искусствознания); работал здесь до 1935. Б. -
автор работ по истории англ. т-ра. Занимался также историей советского и
старинного рус. т-ров.
Соч.: Английский театр при пуританах, в сб.: О театре, вып. 1, Л.,
1927; Театр и театральная общественность Лондона эпохи расцвета
торгового капитализма, [Л.], 1929;
Раннее знакомство с Шекспиром в России, в сб.: Театральное наследие,
сб. 1, [Л.], 1934, с. 47-118; Комедия о Тамерлане и Баязете, в кн.:
Старинный спектакль в России. Сб. статей, вып. 2, Л., 1928;
Государственный Агитационный театр в Ленинграде, М.- Л., 1931 (совм. с
С. С. Даниловым). АН. А.
БУЛГАКОВ, Алексей Дмитриевич [12(24). III. 1872 - 14.1. 1954] -
русский советский артист балета, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР
(1949). Учился в Петерб. балетном уч-ще у педагогов П. А. Гердта и М. И.
Петипа. В 1897 по окончании уч-ща был принят в Мариинский театр. где
проработал до 1909. С 1911 - артист балета и режиссер, в 1913-17 - гл.
режиссер балетной труппы Большого т-ра. Б. участвовал в "Русских сезонах
за границей" (1909-14). В 1909-11 преподавал пластику и мимику в Театр.
школе им. А. С. Суворина, в 1926-29- мимику в хорео-графич. уч-ще при
Большом т-ре. Среди партий Б.: Людоед, Ротбарт {"Спящая красавица",
"Лебединое озеро"), Капитан 1"Красный мак" ("Красный цветок")]"
Коппелиус ("Коппелия"), Степан Разин ("Стенька Разин" Глазунова), Маркиз
де Борсгар ("Пламя Парижа" Асафьева), Лоренцо ("Ромео и Джульетта") и
др. Л. 77.
БУЛГАКОВ, Михаил Афанасьевич [2(14).V.1891- 10.III.1940]-русский
советский драматург. Окончил медицинский ф-т Киевского ун-та, до 1919
был земским врачом, затем журналистом. Печататься начал в 1919. Первая
пьеса Б.-"Дни Турбиных" (1926, МХАТ, реж. Станиславский и Судаков;
Алексей Турбин - Хмелев, Мышлаевский - Добронравов, Ла-риосик - Яншин,
Елена - Соколова), написанная по мотивам его романа "Белая гвардия",
отражала признание историч. закономерности и справедливости Октябрьской
революции русской интеллигенцией. В пьесе "Бег" (соч. 1928, Сталингр.
т-р, 1957) Б. раскрыл внутренний кризис лагеря контрреволюции; пользуясь
приемом тратич. гротеска, дал сатирич. характеристику белогвардейцев и
белоэмигрантов. Менее удачной была пьеса Б. "Зойкина квартира" (1926,
Т-р им.' Вахтангова), в к-рой нэпманский разгул и мошенничество
изображались с добродушным, снисходительным юмором. Резкой критике в
печати подверглась пьеса Б. "Багровый остров" (1928, Камерный т-р). В
1930-36 Б. работал режиссером-ассистентом в МХАТе. Б. - автор
инсценировок:
"Мертвые души" по Гоголю (1932, МХАТ), "Дон Кихот" по Сервантесу
(1941, Т-р им. Вахтангова). Пьесы Б. "Мольер" (1936, МХАТ) и "Последние
дни" ("Пушкин", 1943, МХАТ) посвящены теме трагич. конфликта между
великим художником-гуманистом и тиранией. Драматургия Б. характеризуется
динамичностью развития конфликтов, легкостью диалога, тонкостью и
ясностью психологич. разработки характеров, использованием приемов
контраста.
Соч.: Дни Турбиных. Последние дни, М., 1955. Лит.: Аскольдов А.,
Восемь снов, "Театр", 1957,. .ј 8; Каверин В., Заметки о драматургии
Булгакова". "Театр", 1956, ј 10. К. Р.
БУЛГАКОВА, Зоя Федоровна (р. 24.XII.1914)- русская советская актриса.
Засл. арт. РСФСР (1945). Член КПСС с 1942. Окончила студию при
Новосибирском ТЮЗе (1932). В труппе этого т-ра с 1930. Одна и"
создательниц образов детей на сов. сцене. Роли: Красная Шапочка, Герда
("Красная шапочка" и "Снежная королева" Шварца), Кот ("Кот в сапогах"
Макарьева), Панюшка ("Единая боевая" Бруштейн), Королева,
Горе-злосчастье ("Двенадцать месяцев" и "Горя бояться - счастья не
видать" Маршака), Саша Бутузов и Вова Пестиков ("Я хочу домой" и
"Сомбреро" С. Михалкова).
Лит.: Григорьев Л., Подростки, "Огонек", 1952, 44. Д. Ш.
БУЛЛА (Bulla), Эльма (р. 1910) - венгерская актриса. В 1928 окончила
театр. школу в Вене. Сценич. деятельность начала в конце 20-х гг. в т-ре
М. Рейнхардта в Вене (роль Пэка - "Сон в летнюю ночь" Шекспира). С 1934
занимала ведущее положение вт-ре"Бель-вароши" в Будапеште. Среди ролей в
этом т-ре: Жанна ("Святая Иоанна" Шоу), Ирина ("Московский характер"
Софронова). С 1951 Б. работает в театре "Вигсинхаз" (Будапешт), создала
лирические, проникновенные образы матери ("Мать" Чапека), Моники ("Это
было в Пеште" Мештерхази), остро гротесковый образ Марты Барланги
("Паюсная икра" Чики). Снимается в кино. А. Н. БУЛЛЬ (Bull),
СверреХагеруп (р. 17.VIII.1892)-норвежский композитор,
музыкально-общественный деятель, критик. Музыке обучался в Париже в
1919- 1923. Творч. деятельность начал в 1924. Автор оперетт:
"Дон Карамбо" (1924), "Королева на день" (1935), "Робин Гуд" (1945,
совм. с И. Йенсеном), музыки к спектаклям и др. соч. (нек-рые написаны
под псевд. Финн Хелле). Как муз. критик сотрудничал в 1924-30 в газетах
"Тиденс тайн" и "Моргенбладет", в 1930- 1939-в газете "Дагбладет". Б.
был председателем союза театр. и муз. критиков (1945-47), членом
правления союза композиторов (1932-37 и 1948-51) Норвегии. С 1951
Б.редактор журнала "И мусиккенс верден". В 1930-32 Б. опубликовал книгу
"Музыка и музыканты" (в 2 тт.). В. Ц. БУЛЛЬ (Bull), Уле (5.II.1810,
Берген,- 17.VIII. 1880, Лисе, близ Бергена) - норвежский скрипач,
композитор и театральный деятель. Один из основоположников нац. муз.
школы. Музыке обучался у Г. Пауль-сена, М. Лундхольма, Л. Шпора. С
успехом гастролировал в Европе (в т. ч. в России), исполняя гл. обр.
собств. произведения, в к-рых широко использовал нар. норв. мелодии. В
1850 на свои средства основал совм. с художником Ф. Йенсеном в Бергене
первый в Норвегии нац. т-р "Национальная сцена"; т-р открылся пост.
пьесы "Непостоянные" Хольберга, вторая постановка - пьеса "Горная
хижина" Вергеланда, музыка к к-рой была создана Б. В 1850-51, 1857-58
(совм. с Б. Бьернсоном) возглавлял этот т-р (в 1851-52 и в 1857 -
художеств. руководитель т-ра).
Лит.: В l a n с Т. H., Nordens forste nationale scene. Bergen.
1850-1863, Cristiania, 1884; B.j о г n d а 1 A., Ole Bull, og Norsk
folkemusik, Bergen, 1940. A. M.
БУЛФИНСКИЙ (Bulfinski), Ромалд (22.XL1878- 13.1. 1953) - румынский
актер. В 1902 впервые вы' ступил на сцене т-ра в Крайове (Микеда-"Влайку
Воде" Давиды). В течение ряда лет выступал в этом т-ре в опереточном
репертуаре. В 1906 был приглашен в Нац. т-р (Яссы); в 1909-12 играл в
спек' таклях драм. труппы А. Давиды. Затем снова выступал в т-ре в
Крайове, был ведущим актером Нац. т-ра в Бухаресте. В 1936 оставил
сцену, выступал периодически в различных т-рах Бухареста. В 1947 был
назначен директором Нац. т-ра в Крайове. Лучшие сценич. образы создал в
комедиях Шекспира: сэр Тоби ("Двенадцатая ночь"), Петруччио ("Укрощение
строптивой"), Фальстаф ("Виндзорские проказницы") и др. Успешно выступал
также в пьесах Шоу, Горького и др.
Лит.: Almanahul teatrului rominesc. Bue., 1943; А 1-t e r e s с u S.
si T o r n e a F., Teatrul national "I. L. Cara-giale", Bue., 1955, c.
165, 198. ff p
БУЛХУУ, Доржийн (p. 10.XI.1926)-монгольский артист балета. Член МНРП
с 1952. Образование получил в балетной студии Улан-Баторского театр.
муз. уч-ща (1943-45). В 1945 был принят в балетную группу Монгольского
муз.-драм. т-ра. Творчество Б. отмечено большим внутр. темпераментом,
драматич. силой, ему присущи выразительность мимики и жеста. Партии:
Охотник (танцевальный этюд "Охотник и Д зерна" Дамдинсурэна), Пастух
("Наше объединение" Джамьяна), Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Шурале
(о. п. Яруллина) и др. Г. У.
БУЛЬВАРНЫЕ ТЕАТРЫ - см. Театры бульваров.
БУЛЬТХАУПТ (Bulthaupfc), Генрих (26.X.1849- 20. VI 11. 1905) -
немецкий драматург, теоретик драмы, оперный либреттист. Лит.
деятельность начал в 1871. Среди пьес Б. выделяется социальная драма
"Рабочие" (1876). Им написаны тексты к операм "Кетхен из Хейль-бронна"
К. Рейнтхалера (1881, Франкфуртский т-р), "Каин" Э. д'Альбера (1900,
Берлинский оперный т-р) и др. Наиболее известная теоретич. работа
Б."Принципы драматургии" (1880-1901), в к-рой он рассматривает развитие
нем. драматургии. В своих драм. произведениях и теоретических трудах Б.
являлся сторонником реализма. В книге "Шекспир и натурализм" (1893) Б.
рассматривал творчество Шекспира как родоначальника реализма (который Б.
называет натурализмом). Автор труда "Драматургия оперы" (1887).
С о ч.: Dramaturgie des Schauspiels, Bd 1-4, Lpz., 1880- 1901;
Dramaturgie der Oper, Bd l-2, 3 Aufl., Lpz., 1925; в рус. пер.- Шекспир
и натурализм. Речь на годичном собр. нем. Шекспировского об-ва 23 апр.
1893 г., "Артист", 1894, ј 41, с. 65-75; Литературно-сценические
характеристики (Опыт разбора основных пьес современного репертуара), М.,
1912 (Б-ка "Театра и искусства", JST? 1-12). Э. I\
БУЛЮЛЮ (bu lulu) - название бродячего актера в Испании 16 в.
Странствуя по деревням, Б. разыгрывали примитивные представления,
состоявшие из комедии, в к-рой Б. исполнял все роли, и несколько "лоа"
(loa -похвала зрителям, пролог). С. И.
"БУНГАКУДЗА" ("Литературный театр") - японский театр жанра "сингэки"
("современная драма"). Создан в 1937 в Токио. Деятельность т-ра носит
по-лупроф. характер, актеры работают бесплатно. Т-р стремится к созданию
художественно-значит. репертуара. Здесь были пост. спектакли: "Гамлет";
"Сирано де Бержерак" Ростана; "Дядя Ваня", "На дне"; "Заколдованные
лисицей" Ясиро Сэйити; "Почтительная проститутка" Сартра; "Трамвай,
называемый желание" Уильямса и др. При "Б." организовано Об-во
любительского т-ра, объединяющее 3000 членов. В труппе т-ра (1959):
актеры Тамура Акико, Нака-мура Нобуо, Сугимура Харуко, Мицуда Кэн, Араки
Митико, реж. и актер Фукуда Цунэари и др. Л. Гр.
БУНИАТЯН, Ори (наст. имя - Израэл) Авакович [р.15(27).
XII.1895]-армянский советский актер.Нар. арт. Арм. ССР (1950). Член КПСС
с 1942. С 1922 - актер 1-го Гос. т-ра Армении в Ереване (ныне
Т-рим.Сун-дукяна). Б. принадлежит к старшему поколению Т-ра им.
Сундукяна, развивает в своем творчестве традиции нац. реалистич. школы
актерского иск-ва. Играет характерные роли: Саак ("Утес" Папазяна), Михо
("На. заре" Гулакяна), Земляника ("Ревизор"), Клещ ("На дне"), Кимбаев
("Страх" Афиногенова), Вурм ("Коварство и любовь") и др. Б. А.
БУНИЯТЗАДЕ, Ага Баба Бала Ага оглы (р. 19.VII. 1915) - азербайджанский
советский артист оперы (баритон). Нар. арт. Азерб. ССР (1955). В 1940
окончил оперную студию в Баку; учился также в Моск. консерватории.
Сценич. деятельность начал в 1938 в Т-ре оперы и балета им. Ахундова
(Баку). Партии: Шах Аслан ("Шах Йсмаил" Магомае-ва), Гасан-хан
("Кер-оглы" У. Гад-жибекова), Шах Велад ("Шахсе-нем" Глиэра), Атакиши
("Севиль" Амирова), Демон (о. п. Рубинштейна), Валентин, Фигаро,
Эс-камильо и др. Выступает как концертный певец. К. Кае.
"БУНРАКУДЗА" - японский кукольный театр. Открыт в 1872 в Осака.
Развивает традиции исполнительского иск-ва, заложенные т-ром
"Такэмотодза" и основанные на слиянии нар. устного сказа (дзерури) и
кукольных представлений. Куклы в "Б." управляются по способу
"саннин-дзукаи" (каждая - тремя кукловодами). Словесную часть спектакля
ведет сказитель (гидаю) под аккомпанемент муз. инструмента сямисена. В
наст. время лучшим гидаю является художеств. руководитель т-ра Тоетакэ
Ямасироно-седзе. Большой популярностью пользуется кукловод Бунгоро
Есида, к-рый управляет куклами, изображающими женщин. Л. Г.
БУНСТЕР (Bunster), Энрике (р. 1912) - чилийский драматург. Лит.
деятельность начал в 1937 пьесой "Парусник выходит из порта" (1938, т-р
"Эль Пуэбло", Буэнос-Айрес; 1943, "Экспериментальный т-р" Чилийского
ун-та, Сантьяго). В 1940 Б. написал пьесу "Остров пиратов" (1950,
"Экспериментальный т-р") - сатиру на людей, одержимых алчностью. Пьеса
пользовалась успехом в Чили и за рубежом. Среди пьес Б.: "Сумасшедший
дом", "Товарный поезд", "После своих дней", "Человек и его
воспоминания". Л. X.
БУНЦ (Buntz), Бьярне Юхан-нес (р. 2. IX. 1901) - норвежский артист
оперы (тенор). Пению обучался в Бергене, Осло и Берлине. Впервые
выступил на оперной сцене в Бергене в 1933. Пел во мн. городах Норвегии;
гастролировал в Стокгольме, Копенгагене, Гамбурге, Берлине и Париже. В
1947-49 Б. гастролировал в США. Партии: Альфред, Герцог, Рудольф, Хозе,
Канио, Ленский и др. Выступает также в оперетте; лучшая роль - Росильон
("Веселая вдова" Легара). Много концертирует. Заместитель председателя
"Оперного союза" Норвегии. В. Ц.
БУОНТАЛЕНТИ (Buontalenti), Бернардо (1536- 1608) - итальянский
архитектор, живописец и театральный декоратор. Ученик художников Ф.
Сальвиа-ти, А. Бронзино и Дж. Вазари. В 1556 поступил на службу к
герцогу Альба в Неаполе. Построил около Флоренции ряд дворцов и вилл,
отличавшихся утонченностью и причудливостью форм. Увлечение
декоративностью в архитектуре отразилось в работах Б., связанных с
т-ром. В 1585 при постройке театр. зала и сцены во дворце герцога
Тосканского (палаццо
Уффици во Флоренции) Б. ввел новые театр. приспособления для смены
декораций - теларии, представлявшие собой рамы, смонтированные в виде
пяти пар вращающихся призм, затянутых холстом. При помощи телариев
осуществлялась смена декораций незаметно для зрителей. Этот прием смены
декораций был использован нем. архитектором 17 в. И. Фуртен-бахом. В
1589 Б. оформил интермедию "Пилигримка" Баргальи (пост. на празднестве,
устроенном по поводу свадьбы герцога Фердинанда и Христины Лоренской).
При постройке театрального зала в Уффици Б. заменил ровный пол сцены
наклонным, чтобы обеспечить хорошую видимость для зрителей отдаленных
рядов.
Лит.: Гвоздев А. А., Иосиф Фуртенбах и оформление спектакля на рубеже
XVI-XVII веков, в кн.: О театре. Сборник статей, вып. 3, Л., 1929; В e p
м а н К., История искусств всех времен и народов, т. 3, СПБ, 1913; Г а р
т м а н К. С., История архитектуры, т. 2, М., 1938; Живопись и живописцы
главнейших европейских школ. Сост. А. Н. Андреевым, СПБ, 1857; Ni esse n
C., Das Buhnenbild. Ein Kulturgeschicht-licher Atlas, Lfg 3-5, Bonn,
1927; tab. 25, 26; Nicoli A., The development of the theatre, 4 ed., L.,
1958. В. Мюл.
БУРАКОВСКИЙ, Александр Захарович [27. II (10JII). 184416(29).VI.1910]
- русский артист оперетты. В 1858-67 выступал в Петербурге в т-ре
"Пассаж", затем в опереточных труппах Ростова-на-Дону, Царицына и др.
городов России. В 1878 играл в драме, после чего вернулся в оперетту.
Создал многочисл. комич. образы в классич. и соврем, опереттах. Обладал
ярким комич. талантом, был известен как блестящий мастер диалога.
Соч.: Воспоминания артиста... Закулисная жизнь артистов.,., ч. 1-4,
СПБ, 1906.
БУР-БУНЧУК, Екатерина Осиповна (р. 3.XI. 1895) - русская советская
актриса. Нар. арт. Латв. ССР (1955). Окончила театр. студию А. П.
Петровского в Харькове. В 1916 дебютировала в Харьковском т-ре Н. Н.
Синельникова. В 1916-23 играла в т-рах Москвы, Петрограда, Ростова. С
1924 - актриса рижского рус. т-ра. Роли: Гедда Габлер (о. п. Ибсена),
Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Кручи-нина, Лидия ("Без вины
виноватые", "Бешеные деньги"), Маша ("Живой труп"); позднее играла роли:
Полины Бардиной ("Враги"), фру Альвинг ("Привидения"), Беллы
("Глубокие корни" Гоу и д'Юссо), мадам
Ксидиас ("Интервенция" Славина), г-жи Стессель ("Порт Артур"
Степанова и Попова). В. Руд,
БУР BAH РЕЙК (Boer van Rijk), Эстер де (29.VII. 1854-7. IX.
1937)голландская актриса. Сценич. деятельность начала в 1873 в труппе И.
С. Гра, В. ван Зейлена, Я. Хаспелса (Роттердам). В 1893 участвовала в
создании труппы "Нидерландского сценич об-ва" в Амстердаме, затем в
течение десяти лет играла в труппе Г. Хейерманса; приобрела известность
как одна из лучших исполнительниц ролей в пьесах Хейерманса. Наибольшей
популярностью пользовалась в роли Книртье ["В надежде на счастье"
("Гибель "Надежды"") Хейерманса], к-рую впервые сыграла в 1900; в
дальнейшем выступала в этой роли на сценах многих голландских т-ров. В
1933 организовала собств. труппу. Роли: Беатриче ("Испанский брабантец"
Бредеро), Алтье ("Горькая пилюля" Маурика)., Соня ("Преступление и
наказание" по Достоевскому), барышня и Бетье ван дер Коой ("Сахарная
барышня" и "Аристократы из тропиков" ван Вермескеркена). Написала
мемуары.
Соч.: Ik kiyk terug, Amst., 1934. A. Bue.
БУРГОС (Burgos), Хоронима де (г. рожд. неизв.-- ум. 1641) - испанская
актриса. В 1622-27 работала в труппе своего мужа Педро де Вальдеса.
Особенной популярностью пользовалась в пьесах Л one де В era, к-рый
написал для нее одну из лучших своих комедий - "Дурочка" (1613). Я. Г.
"БУРГТЕАТР" (Burgtheater) - крупнейший австрийский театр. Открыт 14
марта 1741 в Вене под названием "Королевский т-р при дворце" или "Б.".
Первое время существовал гл. обр. для развлечения дворцовой
аристократии. В т-ре шли оперы и балеты, в к-рых участвовали итал. и
франц. актеры. В 1751 здесь впервые выступила австр. драм. труппа из
предместья Вены, постепенно вытеснившая иностр. гастролеров. В 1776 т-р
переименован в "Придворный и национальный т-р". С этого времени стал
центром театр. культуры Австрии. Первым руководителем "Б." был актер И.
Ф. ДОКЛАД", способствовавший повышению сценич. культуры т-ра и его
обществ, значения. В нач. 19 в. т-ром руководил журналист и режиссер И.
Шрейфо-гелъ, собравший крупных актеров, среди которых были-С. Шредер, М.
Корн, Л. Леве, Г. АН-тюц, К. Фихтнер и др. Шрейфогель ввел в репертуар
"E." произв. Шекспира, Шиллера, Гете, добился снятия цензурных запретов
с ряда пьес Шиллера, Лессинга. В 1808 впервые в "Б." пост. "Коварство и
любовь", в 1809 - "Дон Карлос", в 1819 - "Натан Мудрый". Постановки
Шекспира и нем. классиков в условиях реакц. меттерниховского режима
явились выражением прогрессивной антифеод. направленности "Б.". Большое
значение для развития австр. нац. театр. иск-ва имела пост. на сцене
"Б." пьес Ф. Грильпарцера: "Праматерь" (1824), "Сафо" (1817), "Золотое
руно" (1822). В 1849-67 "Б." возглавлял Г. Лаубе. В этот период "Б." был
одним из наиболее значительных т-ров Европы. Во 2-й пол. 19 в. здесь
работали актеры А. Зоцненталъ, И. Левинский, Ш. Воль' тер, Ф. Крастелъ,
Ф. Миттербурцер, Г. Тимиг и др. Коллектив т-ра объединяло стремление к
правдивости, естественности игры, глубокому раскрытию характеров,
мастерству речи и сценич. движения. В 1870-81 в период руководства
режиссера Ф. Дингелъгитедпга на сцене "Б." осуществляются постановки
трагедий Шекспира, пьес Л. Анценгрубера и Г. Ибсена. Повышенное внимание
Дингельштедта к декоративному и муз. оформлению привело к преобладанию в
его спектаклях зрелищных эффектов за счет раскрытия идейного содержания
драм. произведения. В 1883 т-р начал работать в новом специально
построенном здании. В нач. 20 в. большое значение для "Б." имела
деятельность выдающегося актера И. Кайнца, в иск-ве к-рого звучал
протест против бурж. действительности (в трактовке Гамлета, Освальда). В
нач. 20 в. и после 1-й мировой войны, в годы распространения модернизма,
деятели "Б." стремились отстаивать, хотя и не всегда достаточно
последовательно, традиции реали-стич. иск-ва. Основу репертуара "Б."
составляли клас-сич. произведения. Большое внимание уделялось пост.
произв. Л. Толстого ("Живой труп", 1928, "Анна Каренина", 1929). Пьесы
совр. авторов ставились гл. обр. на сцене филиала "Б." - в
"Академитеатре" (Akademietheater). Среди крупнейших актеров, работавших
в "Б." в нач. 30-40-х гг.,-М. Девриент, Г. Рей-мерс, А. Хейне, Р. Аслан,
Э.Балъзер, М. Эйс, X. Блейб-трей, О. Треслер, Э. Вольгемут, Р.
Альбах-Ретти.
В 1945 во время 2-й мировой войны здание "Б." было разрушено в
результате бомбардировки. После освобождения Австрии т-р продолжал
работу в помещении б. варьете "Ронахер". Крупными событиями в жизни "Б."
явились осуществленные в 1946 спектакли "Горе от ума"; "Натан Мудрый"
Лессинга, "Калипсо" Чокора. 25окт.1955 состоялось открытие
восстановленного здания "Б." (спектакль "Счастье и гибель короля
Оттокара" Грильпарпера). Крупнейшие деятели "Б." во главе с Э. Бальзером
активно отстаивают реалистич. традиции австр. т-ра, обращаясь к лучшим
произв. мировой драматургии. Наиболее значительные спектакля 5 Ох гг.
"Мария Стюарт" (1956, реж. Л. Линдт-берг), "Нора" (1956, реж. Э.
Бальзер), "Фауст" Гете (1958, реж. А. Ротт), цикл пьес Грильпарцера
(1958, реж. Э. Л отар и Л. Линдтберг). В труппе т-ра (I960):
А. С кода, П. Вессели,А. Хербигер, А. Шмид, К. Гольд, К. Дорш, А.
Геснер, Герман Тимиг, В. Кова и др.
Лит.: (т г е g о г J., Weltgeschichte des Theaters, W., 1933; L o t h
a r В., Das Wiener Burgtheater, B.- Lpz., 1904;
T e u b е г 0., Das K. K. Hof burgt heater..., W., 1896 (Die Theater
Wien's Bd 3); Laube H., Das Burgtheater, Lpz., 1868;
A l t h M., Unser Burgtheater, W., 1955; Herterich Fr., Das
Burgtheater und seine Sendung, W., 1948; Игнатове., История
западно-европейского театра нового времени, М.- Л., 1940. Л. Лоб.
"БУРГУНДСКИЙ ОТЕЛЬ" (Hotel de Bourgogne) - старейший драматический
театр в Париже. Основан в 1548. Владельцы здания - члены "Братства
страстей господних", имевшие с 1402 монопольное право на представление
мистерий в Париже, показывали в "Б. о." светские мистерии, фарсы,
моралите, сотй, а с 1578 сдавали помещение проф. труппам (франц. и
итал.). С 1599 в "Б. о." играла труппа В. Леконта, создавшего первый
стационарный проф. т-р в Париже. В ее репертуар входили трагедии,
трагикомедии и пасторали А. Арди, а в 30-е гг. 17 в. - пьесы Ж. Ротру,
Ж. Скюдери, П. Дюрийе, Б. Баро и др. В пьесах пре-циозного,
аристократич. направления наибольший успех имел актер П. Белъроз.
Традиции народного фарсового театра развивали актеры Готье-Гаргилъ,
Гро-Гильом и Тюрлюпен. В 40-е гг. 17 в. "Б. о." становится осн. т-ром
классицист, направления, на его сцене ставятся трагедии П. Корнеля и Ж.
Расина. Ведущим исполнителем классицист, трагедии был Флоридор - актер,
продолжавший традиции Мондори (т-р "Маре"). В творчестве актеров 3.
Монфлери, М. Шанмеле определяются принципы условной,
приподнято-декламационной игры. В 1680 в результате объединения труппы
"Б. о." с ранее слившимися бывшей труппой Мольера и труппой т-ра "Маре"
был создан театр "Номеди Франсез", а здание "Б. о." отдано т-ру "Комеди
Итальенн", к-рый с перерывом (в 1697-1716) играл здесь до 1783. Позднее
здание "Б. о." использовалось как торговое помещение; в 1866 оно было
снесено.
Лит.: F о u r n е 1 V., Les contemporains de Moliere, v. 1-2,
P.,1863-66; M a n t z i u s K., Moliere, P.,1908. Е.Ф.
БУPГXAУЗEP(Burghauser), Ярмил(р. 21.X.1921)- чехословацкий композитор
и дирижер. Музыке обучался первоначально у Я. Кржички и О. Йеремиаша,
затем - в Пражской консерватории. Изучал также теорию музыки и
психологию на философском ф-те Пражского ун-та. В 1946-53 Б. работал
хормейстером и дирижером Нац. т-ра в Праге. Автор опер "Аладина и
Паломид" (1944), "Каралинка и лжец" (1953), "Скупой" (1955, Оломоуп),
балетов "Иван и дьявол" (1954, Острава), "Слуга двух господ" (1957, там
же), мелодрамы "Миска дяди" (1937), симф., вок. и др. соч.
БУРДА (Burda), Йосеф (р. 1883)-чехословацкий театр. деятель,
режиссер, актер. Участвовал в спектаклях пражских любительских кружков,
с 1905 -проф. передвижных т-ров. В 1915-25 возглавлял собственную
труппу, в 1925-28 - гор. т-р в Кладно, подняв в короткий срок художеств.
уровень спектаклей этого т-ра. В ознаменование десятилетия Октябрьской
революции в СССР в т-ре Кладно была осуществлена пост. спектакля
"Цемент" (по Ф. Гладкову). В 1928-38 Б. руководил вновь организованной
им труппой, в 1940- 1945 Среднечешской драм. труппой, в 1945 - режиссер
и худ. рук. т-ра им. Тыла в Кутна-Горе, с 1946 возглавлял т-р в
Карлови-Вари. В 1949-52 был административным директором Нац. т-ра в
Праге. Деятельность Б. характеризуется последовательной борьбой за нац.
сценич. культуру. Он ввел в репертуар руководимых им. т-ров пьесы
отечественной (Тыл, Врхлицкий, Ирасек и др.) и зарубежной классич.
драматургии. Б. - автор книги "Чтобы не забылось" ("Abuse nezapomnelo",
Praha, 1958), в к-рой он рассказывает о своей работе и о путях чешского
т-ра за пятьдесят лет. Л. Сол.
БУРДЖАЛОВ (наст. фам.- Б у р д ж а л я н), Георгий Сергеевич
(14.IV.1869-10.XII. 1924) - русский советский актер. Брат А. С.
Бурджаляна. Будучи студентом Высшего технич. училища, участвовал в
спектаклях Общества искусства и литературы. С 1898 - в труппе MX Т. Б. -
яркий характерный актер, мастер преимущественно эпизодических ролей.
Представитель актерской школы МХТ, Б. создал на сцене этого т-ра ряд
образов, отличающихся точностью и строгостью сценич. рисунка, тщательной
отделкой мельчайших деталей. Роли: Костылев ("На дне"), Василий Шуйский
("Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого), Маркиз ("Хозяйка гостиницы"
Гольдони), Чучельник ("У врат царства" Гамсуна), пастор Коллин
("Одинокие" Гаупт-мана), Доврский дед ("Пер Гюнт" Ибсена) и др. Б. был
руководителем 4-й студии МХАТа (1921). Один из основателей музея МХАТа.
77. М.
БУРДЖАЛЯН, Аркадий Сергеевич [26.ХЩ7.1). 1879-4. IX. 1946] -
армянский советский режиссер. Заслуженный деятель искусств Арм. ССР
(1934). Род. в Астрахани в семье винодела. В 1896 вступил в Общество
искусства и лит-ры, организованное К. С. Станиславским. С 1908 - актер и
режиссер т-ра миниатюр "Летучая мышь". В 1913-17 работал в т-ре Корша
актером и режиссером. В 1919-21 - режиссер т-ра в Ростове-на-Дону. В
начале 20-х гг. руководил арм. драм. студией, затем арм.'т-ром в
Тбилиси. В 1924-27 - режиссер 1-го Гос. т-ра Армении в Ереване (ныне т-р
им. Г. Сундукяна), в 1940-43 - Ленинаканско-го т-ра им. А. Мравяна.
Б.один из основателей арм. т-ра оперы и балета в Ереване, где долгие
годы был гл. режиссером. Для истории арм. сов. т-ра этапное значение
приобрели пост. Б. "Мнимый больной" (1923), "Ревизор" (1923); "Собака
садовника" Лoпe де Вeгa (1925), "Венецианский купец" (1926), "Гамлет"
(1924) и "Отелло" (1926); "Кум Моргана" Ширванзаде(1927). На арм. сцене
Б. пост. первые сов. пьесы:"0свобожденный Дон Кихот","Красная маска"
Луначарского (1924), "Человек с портфелем" Файко
(1928). Своей деятельностью способствовал развитию нац. драматургии.
Б. был подлинным реформатором арм. режиссуры, одним из первых ввел в
художеств. практику арм. т-ра работу над спектаклем по системе
Станиславского, боролся за утверждение принципа целостного художеств.
ансамбля. Лучшие спектакли Б. отличаются высокой сценич. культурой,
выразительной формой, красочной театральностью, талантливым раскрытием
содержания драматич. произведения. С. Р.
БУРДИН, Федор Алексеевич [11(23).IV.1827-24.11 (8.III). 1887] -
русский актер и переводчик. В 1841 поступил в моек. Малый т-р на
должность суфлера. Через два года был принят в труппу т-ра; исполнял
второстепенные бытовые комич. роли. В 1846-47 служил в Тифлисском т-ре.
В 1847-83 - актер Алек-сандринского т-ра (Петербург). Выдвинулся
исполне' нием ролей Бородкина (1853) и Мити (1854) в пьесах Островского
"Не в свои сани не садись" и "Бедность не порок". С этого момента
началось сближение Б. с Островским, к-рый отдавал Б. для бенефисов свод
новые пьесы (13 пьес). Б. исполнил в пьесах Остров-ского 30 ролей (в т.
ч. Барабошев - "Правда хоро' шо, а счастье лучше", Брусков - "Тяжелые
дни", Болыпов - "Свои люди - сочтемся"). Б. не обладал ярким артистич.
талантом, но был образованным человеком, страстно любящим т-р и
прекрасно знающим сцену. С успехом играл бытовые роли. Героич. и
драматич. роли Б. не удавались. Он играл их с ложным пафосом. Исполнение
этих ролей Б. вызывало резкую критику Д. В. Аверкиева и Ап. Григорьева
(Григорьев называл ложную, напыщенную игру "бур-динизмом"). Б. издал в
1876 2 тт. переведенных и переделанных им иностр. пьес (гл. обр.
франц.)-"Сборник театральных пьес".
Соч.: Краткая азбука драматического искусства, М., 1886; Из
воспоминаний об А. Н. Островском, "Вестник Европы", П., 1886, декабрь,
с. 667-78.
Лит.: Островский А. Н.и БурдинФ. А..Неизданные письма..., М.- П.,
1923; Нильский А., Воспоминания, "Исторический вестник", П., 1893, т.
54, октябрь, с. 121-147; ноябрь, с. 435-442. А Цл
БУРЕНИН, Виктор Петрович (псевдонимы - Выборгский пустынник, Г.раф
Алексис Жасминов и др.) (7. III. 1841-15.VIII. 1926) - русский
публицист, критик и драматург. Выступления Б. раннего периода были
окрашены ли' берализмом, но уже в статьях 70-х гг. Б. проявил себя как
крайний реакционер. Состоя с 1876 членом редакции газеты "Новое время",
Б. возглавлял ре акционное лит. направление "нововременцев". Б.
принадлежат статьи описателях, певцах и актерах (о Ду-зе, Далматове и
др.). Писал также пьесы (преим. псевдоисторич. и на античные сюжеты),
имевшие успех благодаря участию в них выдающихся актеров, в т. ч.
Ермоловой, Федотовой, Савиной и др. Наиболее известная пьеса Б. "Комедия
о княжне Забаве Путятошне и боярыне Василисе Микулиштге (1889,
Александрийский т-р). Написал также драмы: "Медея" (совм. с А. С.
Сувориным, 1883, Малый т-р, Александрийский т-р), "Смерть Агриппины"
(1887, Александрийский т-р), "Мессалина" (1885, Малый т-р) и др. Перевел
ряд пьес.
Соч.: Сочинения, т. 1-5, СПБ, 1912-17.
БУРЖ‚ (Bourget), Поль (2.IX.1852-25.XII.1935)- французский писатель,
драматург, критик. Лит. деятельность начал с 70-х гг. В конце 19 - нач.
20 вв. пользовался известностью как автор психологич. романов и пьес,
посвященных проблеме совр. морали. В своих пьесах, проникнутых реакц.
идеями, Б. стремился очернить демократию: пьеса "Эмигрант" (1908, т-р
"Ренессанс", Париж) прославляет старого аристократа как хранителя
благородных традиций, чувства чести; "Баррикада" (1910, т-р "Водевиль")
призывает к борьбе против пролетариата; "Кризис" (совм. с А. Бонье,
1912, т-р "Порт-Сен-Мартен") рисует человека, вышедшего из низов,
карьеристом, бесчестным политиком. Большое место в пьесах Б. занимают
вопросы семьи, освещаемые им с консервативных позиций: "Развод" (совм. с
А. Кюри, 1908, "Водевиль"), "Трибун" (1911, "Водевиль"). А. А.
Луначарский считал Б. одним из представителей бурж. реакции во франц.
драматургии. В. Г.
БУРИАН (Burian), Карел (1870-1924) - чехословацкий артист оперы
(драматич. тенор). Учился на факультете права Пражского ун-та;
самостоятельно за-йимался пением. Впервые выступил на оперной сцене в
1891 в Брно. В 1891-92 работал в частных оперных т-рах Европы и Америки,
с 1892- в оперной труппе Национального т-ра в Праге. Обладал обширным
репертуаром (ок. 114 партий); был одним из лучших исполнителей опер
Сметаны и др. композиторов. Партии: E ник, Далибор, Лукаш ("Проданная
невеста", "Далибор", "Поцелуй" Сметаны), Ян Козина ("Псоглавцы"
Коваржовица), Тангейзер (о. п. Вагнера), Фра-Дьяволо (о. п. Обера) и др.
Выступал в концертах. Л. Г., Е. 77.
БУРИАН (Burian), Эмиль Франтишек (11.VI. 1904- 9.VIII. 1959) -
чехословацкий режиссер, композитор, писатель, драматург. Род. в Пльзене.
Сын Э. Буриана и племянник К. Буриана - оперных певцов. Творч.
деятельность как композитор начал в 1923. С 1926 работал актером в
различных т-рах. В 1927 окончил мастерскую при Пражской консерватории по
классу композиции И. Б. Ферстера. Б.-автор опер "Аладина и Паломид"
(1923) на сюжет Метерлинка, "Перед заходом солнца" (1924, по Гауптману),
"Бубу с Монпар-наса" (1929), "Мариша" (1938, на сюжет одноим. драмы бр.
Мрштик), балета "Фагот и флейта" (1925),музыки к спектаклям, фильмам,
симф., камерно-инструмент. и др. соч. В 1929 начал режиссерскую
деятельность в драм. т-ре. В 1933 основал в Праге т-р "Д-4", в к-ром
выступал как режиссер,композитор, драматург и автор инсценировок. Б.
провозгласил целью театр. иск-ва служение рабочему классу. Занимая
критич. позицию по отношению к политич. режиму в Чехословакии 30-х гг.,
Б. стремился придать своим спектаклям политически-актуальную, сатирич.
направленность. В созданном им т-ре Б. ставил разнообразные по жанрам,
ярко театральные спектакли, уделяя большое внимание поискам новых
выразительных средств. Среди спектаклей, осуществленных Б.:
"Егор Булычев и другие" (1934, первая зарубежная пост. этой пьесы),
"Аристократы" (1935); "Влюбленные из киоска" Незвала (1935), "Севильский
цирюльник" Бомарше (1936), "Долг перед Родиной" Клиц-перы (1936). В годы
фашистской оккупации (1941) т-р "Д-34" был закрыт, а Б. заключен в
концентрационный лагерь. Т-р возобновил свою деятельность только в 1945,
после установления народно-демокра-тич. строя в Чехословакии. В 40-50-е
гг. Б. пост. в этом т-ре спектакли: "Бригада шлифовальщика Кар-гана"
Кани (1949), "На дне" (1951), "Человек с ружьем" (1953); "Клоп"
Маяковского (1956), "Швейк" по Гашеку, "Опера нищих" Гея - Брехта и др.
В комедийных спектаклях Б. пародия и стилизация сочетаются с
использованием традиций чешского нар. т-ра, венской оперетты и т. д.
Большое значение Б. придавал "музыкальности" представления, под к-рой он
понимал подчинение жестов, движений актера определенному муз. ритму. Это
стремление режиссера и последовательно осуществлявшийся им принцип
"иронической условности" вызвали нек-рый отход от реализма как в
актерском исполнении, так и в постановочных замыслах.
Б. написал пьесы: "Зачем живешь, Вацлав Ржига?" (1958), "Дали"
(1959), переработал для сцены и осуществил пост. спектаклей
"Война"(1935, антивоенная сюита из чеш. нар. песен), "Вера Лукашева"
(1938, по роману Б. Бенешевой), "Париж играет первую скрипку" (1938, по
Ф. Вийону), "Крысолов" (1939, по В. Дыку), "Евгений Онегин" (по Пушкину)
и др. Автор статей о т-ре и музыке. В 1934, 1952 и 1958 (во время
гастролей "Д-34") приезжал в СССР. Соч.: О nove divadlo. 1930-1940,
Praha, 1946. Лит.: Kocova Z., Kronika Armadniho umeleckeho divadla,
Praha, 1955; Б a ч ел и с Т..Театр Э. Буриана, "Театр".
1958. ј 8; К а р а г а н о в А., Художник-борец, "Театр",
1959. ј 10.
БУРИМЕ (франц. bouts rimes - рифмованные концы) - эстрадный жанр.
Произошел из игры, состоящей в составлении стихов (обычно шуточных) на
неожиданные и не связанные между собой внутренним смыслом рифмы (иногда
указывается тема). Изобретателем игры, получившей широкое
распространение во Франции в 17 в., считают поэта Дюло. В середине 19 в.
эту игру пытался воскресить в Париже А. Дюма, объявивший в 1864 конкурс
на стихи на определенные рифмы. В России иск-вом писать Б. славились В.
Л. Пушкин, Д. Д. Минаев, А. А. Голенищев-Кутузов. Б. применяется в
эстрадных концертах. Жанр Б. развивал на советской эстраде Г. Б.
Немчинский.
БУРКХАРД (Burkhard), Вилли (17.IV. 1900-18. Vi. 1955) - швейцарский
композитор. Музыке обучался в Берне (1916-20), совершенствовался в
Лейпциге, Мюнхене, Париже (1920-24). Композиторскую деятельность начал в
1922. Автор оперы "Черный паук" (1949, Цюрих) по одноименному рассказу
Е. Гот-хельфа, музыки к радиопостановке "Лаупешипиль" (1939) - к
60-летию сражения при Лаупене, музыки к пьесе "Царь Эдип" Софокла (1944)
и др. соч. В музыке Б. получили отражение мотивы муз. нар. эпоса и
сказочной фантастики. На творчество композитора оказали влияние, с одной
стороны, полифонич. хоровая музыка эпохи Возрождения, с другой - совр.
композиторы Б. Барток, И. Ф. Стравинский, .П. Хиндемит и др. Осн. мотивы
соч. Б. - изображение борьбы добра и зла, любовь к природе. С 1942 Б.
преподавал композицию в Цюрихской консерватории. Награжден
композиторской премией Швейц. муз. об-ва (1950).
Лит.: Mohr E., Willy Burkhard. Leben und Werk, l Zurich, 1957]. JJ.
M.
БУРКХАРД (Burckhard), Макс (14.VII.1854-16. III. 1912) - австрийский
театральный деятель, драматург и теоретик иск-ва. В 1890-1906 был
директором венского "Бургтеатра". Ввел в репертуар пьесы Ибсена и
Гауптмана, привлек видных актеров Ф. Миттер-вурцера и И. Кайнца. Автор
пьес: "Котенок" (1898), "Готфрид Чудесный" (1906), "Проклятые женщины"
(1909), "Иене Асра" (1910) на темы нар. австр. сказок (нек-рые из них
ставились в "Бургтеатре"). Большой интерес представляют теоретич. работы
Б. по вопросам т-ра и литературы. В них Б. выступает с позиции критич.
реализма.
Соч.: Das Recht der Schauspieler, W., 1896; то же, 1906;
Ein osterreichisches Theaterrecht, W., 1903; Das Theater. Kritiken,
Vortrage und Aufsatze, W., 1905; Das Theater, W., 1907.
Лит.: Herterich Fr., Das Burgtheater und seine Sendung, W., 1948. Э.
Г.
БУРКХАРД (Burkhard), Пауль (р. 21. Vlil. 1911)- швейцарский
композитор и дирижер. Музыке обучался в консерватории в Цюрихе. В
1932-34- дирижер Муниципального т-ра в Берне; в 1939-44- оркестра драм.
т-ра в Цюрихе; с 1944 - оркестра Радио в Б е-ромюнстере. Композиторскую
деятельность начал в
1935. Автор сценич. произв., пользующихся успехом на мн. европ.
сценах. Среди них - комич. оперы "Казакова в Швейцарии" (1943) и
"Зеркало, кошечка" (1956), оперетты "Хопса" (1935), "З Х Жорж" (1936),
"Рай женщин" (1938), "Черная щука" (1939) (новый вариант-"Фейерверк",
1950), "Тик-так" (1945), балет "Мельница женщин" (1951). Б. принадлежит
также музыка к спектаклям и ряд др. соч. Сценич. произв. Б., посвященные
в основном совр. бытовой тематике, отличаются занимательностью сюжета,
мелодичностью и изобретательностью в выборе муз.-выра-зпт. средств.
Однако по художеств. качествам они невысоки. Л. М.
БУРЛАК (наст. фам. - Стрельцов), Иван Павлович [р. 6 (18). I. 1893 J
- русский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. РСФСР (1951).
Музыке обучался на Высших муз.-драм. курсах в Москве и в Моск.
консерватории. Творч. деятельность начал в оперной труппе в Харькове в
1920. С 1921 Б.- артист Большого т-ра. Партии: Онегин; Елецкий ("Пиковая
дама"), Шакловитый ("Хованщина"), Поярок ("Сказание о невидимом граде
Китеже и деве Февро-нии" Римского-Корсакова), Фигаро ("Севильский
цирюльник"), Риголетто, Эскамильои др. Исполнял также драматич., лирич.
и характерные партии во мн. операх др. композиторов. О. В.
БУРЛЕСК (франц. burlesgue, от итал. burlesco - насмешливый, шутливый)
- один из жанров комедийного театра. Отличался вычурно-комическим
изображением событий, пародийностью. В Б. "возвышенная" тема излагалась
"низменным" языком, буффонными театр. приемами. Б. был направлен на
разрушение канонических застывших форм театр. представлений. В лит.
комедии жанр Б. был развита сер. 17 в. франц. писателем П. Скарроном,
писавшим свои комедии преим. для буффонного комика Жодле. Б. усиленно
культивировался франц. ярмарочным т-ром 17-18 вв., боровшимся против
"высокого" стиля привилегированного т-ра "Комеди Франсез". В Австрии Б.
использовался в импровизированных спектаклях бродячих трупп,
направленных против "правильной" трагедии и комедии, насаждавшихся
"Бургтеатром" в конце 18 - нач. 19 вв., и т. п.
БУРЛЕТТА (итал. burletta, от burla - шутка) - термин, применявшийся в
Англии в 1-й пол. 19 в. к спектаклям, сочетавшим элементы оперы,
бурлеска и пантомимы. В Б. текст сопровождался музыкой или заменялся
пантомимической игрой. Впервые термин "Б." (также бурла, бурлеттина)
встречается в 1720 в письме певца итал. комич. оперы Ф. Бели-сани при
обозначении пост. оперы-сериа со вставками между действиями (комич.
интермеццо). Б. проникла в Англию через Францию, развившись в жанр,
промежуточный между комич. и балладной оперой. Первая англ. Б. "Мидас"
К. 0'Хара была пост. в Дублине в 1762 в т-ре "Кроу-стрит". В спектакле
было много вставных муз. номеров и куплетов с музыкой, близкой к нар.
песням. Этот спектакль почти 70 лет не сходил со сцен Англии и Ирландии,
в конце 18 в. был пост. во Франции. При тех затруднениях, к-рые
испытывали т-ры "малых форм" Лондона во время существовавшей до 1843
монополии т-ров "Дру-ри-Лейн" и "Ковент-Гарден" на постановку трагедии и
"высокой комедии", лондонские т-ры зачастую пользовались Б. как формой
для исполнения запрещенных этим т-рам пьес классич. репертуара. В конце
19 в. Б. получила большое распространение и популярность в браз. т-ре.
Тексты Б. писали крупные браз. драматурги: Ж. Франса Жуниор, М.Сампаю,
В. Ма-гальяинс, К. Беттенкур. Вл. О.
БУРМЕЙСТЕР. Владимир Павлович [р. 2(15). VII. 1904] - русский
советский артист балета и балетмейстер. Засл. деятель иск-в РСФСР
(1954). В 1925-29 учился в Театр. техникуме им. Луначарского в Москве у
педагогов Е. И. Долинской, В. И. Шелепиной, В. Г. Семенова, совмещая
учебу с работой в Т-ре миниатюр (1927) и в Драматическом балете под
руководством Н. С. Греминой. С 1930 работал в Моск. художеств. т-ре
балета, возглавляемом В. В. Кригер. В первые годы творч. деятельности Б.
исполнял разнохарактерные партии: Людовик XVI ("Карманьола" Фемилиди),
Никер ("Соперницы" Гертеля),
Ли Шан-фу ["Красный мак" ("Красный цветок") ],Алеко ("Цыганы"
Василенко), Кум ("Ночь перед рождеством" Асафьева) и др. Танец Б.
отличался точным сценич. рисунком, образностью трактовки, тщательной
разработкой деталей. Б. выступал на концертной эстраде, где с особенным
успехом исполнял исп. и венг. танцы. Как балетмейстер дебютировал в
сезон 1931-32 пост. "Корсар" Адана (Моск. художеств. т-р балета). Затем
ставил танцы в опереттах "Прекрасная Елена" (1938, Т-р им.
Немировича-Данченко) и "Перикола" (1940, Т-р им. Немировича-Данченко)
Оффенбаха и др. В 1941-1960 - главный балетмейстер Т-ра им.
Станиславского и Немировича-Данченко. В этом т-ре Б. пост. балеты:
"Виндзорские проказницы" Оранского (1942), "Лола" Василенко (1943,
Ст.'пр. 1946), "Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова (1944,
Ст. пр. 1946), "Карнавал" на муз. Шумана (1946) - разнообразные по
своему сценич. решению, поэтичные, художественно правдивые. Для
балетмейстерской дея-тельности Б. характерны богатство творческой
фантазии, умение органически соединять в спектакле танцевальные и
пантомимные сцены, классич. и народно-характерные танцы, утверждение
реалистич. принципов в балетном иск-ве. Стремление Б. воплотить в балете
тему современности и героики осуществлено в пост. "Берег счастья"
Спадавеккиа (1956) и "Жанна д'Арк" Пейко (1958). В пост. классич.
балетов "Эсме-ральда" (1950), "Лебединое озеро" (1953) Б. нашел яркое
оригинальное, самостоятельное толкование. Осуществил пост. балетов в
т-рах: "Эстония" (Таллин) - "Шопениана"; "Болеро" на муз. Равеля,
"Штраусиана" (1959); "Вальс" на муз. Равеля (1960);
"Гранд-Опера" (Париж) - "Лебединое озеро" (1960).
Лит.; Рославлева Н.П., "Виндзорские кумушки", "ТР;.,ТР", М., 1954, ј
7, с. 169-70; Суриц E., По Чайковскому, "Театр", М., 1953, .ј 8, с.
49-62. Л. Я.
БУРНАЧИНИ (Burnacini) - семья итальянских архитекторов и театр.
художников 17 - нач. 18 вв.
Джованни (нач. 17 в.- 21. VII. 1655,Вена). В 4639 построил первый в
Вене 3-ярусный т-р с кулисной сценой. В 1653-54 сконструировал в
Регенсбурге (Бавария) разборное театр. здание, перевозившееся по Дунаю.
Д. был крупным театр. художником, декорации к-рого конкурировали с
декорациями Торелли.
Лодовико Оттавио (ок. 1636, Мантуя, - 12. XII. 1707, Вена). Сын
Джованни Б. В 1650 работал театральным художником в Мантуе, в 1652 - в
Вене, где вскоре стал ведущим художником и архитектором при дворе
Леопольда I. В Вене оформил св. 100 оперно-балетных спектаклей, развил
сценич. технику машины, создал образцы декорационной живописи,
исполненной фантазии и бурного движения. В 1667 совм. с Торелли выстроил
для празднования бракосочетания Леопольда I с Маргаритой Испанской
деревянный трехъярусный т-р ("Театр на Кор-тине"), вмещавший 5 000
зрителей (сгорел в 1699). В этом т-ре среди др. многочисленных номеров
праздничной программы была пост. опера Чести "Золотое яблоко", в к-рой
Б. пост. и оформил две поразившие воображение современников феерические
картины:
"Огнедышащая голова чудовища" и "Буря у скалистого берега моря".
Среди театр. живописных работ Б. выделяются также занавес с изображением
"борьбы гигантов" к опере Драги "Торжествующая латинская монархия"
(1678) и последняя его работа - декорации к опере Бонончини и Хоффера
"Турно Арчино" (1707).
Лит.: Извеков Н. П., Техника сцены, Л.- М., 1940;
Опера 17 и 1в веков. Сборник либретто, М.- Л., 1939; В e p-м а н К.,
История искусства всех времен и народов, т. 3, СПБ, 1913; Zucker Р., Die
Theaterdekoration des Barock, В., 195; Cr r e g о г J., Wiener szenische
Kunst. Die Theaterdekoration, [Bd] 1-2, W., 1924-25. В. Мюл.
БУРНАШ, Фатхи (наст. имя и фам.-Фатхи Закирович Бурнашев) (13. I. 1898
- янв. 1946)- татарский советский поэт, драматург, театральный деятель.
Член КПСС с 1919. Литературную деятельность начал в 1914. Написал св. 20
пьес: "Тахир и Зухра"(1-я ред. 1918, 2-я - 1939), "Молодые сердца"
(1919), "Судьба" (1919), "Безземельные" (1922), "Старик Камали" (1925),
"Заблудшая девушка" (1920), "Тетя Хатиря" (1929), "Ткачиха Асма" (1932),
"Единоличник Ярулла" (1940) и др. В своем творчестве Б. отразил эпоху
крепостного права, импе-риалистич. и гражданскую войны, показал
строительство социалистич. государства. Пьесы Б. ставились в тат. т-рах
Казани, Астрахани, в башк. т-рах. Сохраняются в репертуаре т-ров Тат.
АССР. В 1927-28 был директором Т-ра им. Камала (Казань). Выступал в
печати по вопросам театр. иск-ва.
С о ч, Сайланма эсэрлэр, т. 1-2, Казан, 1959. X. К,
БУРНОНВИЛЬ (Bournonville), Август (Огюст) (21. VIII. 1805,
Копенгаген,-30. XI. 1879, там же) - датский артист балета и
балетмейстер. Сын Антуана Бурнонвиля. В 1813 дебютировал в детской роли
в балете "Лагерта" Шаля. В 1820 совершенствовал свое иск-во в Париже у
О. Вестриса. В 1824 поступил в школу "Парижской оперы". По окончании
школы в 1826 был принят в труппу этого т-ра. В 1827-28 участвовал в
спектаклях вместе с балериной М. Тальони. В 1829 возврдтился в
Копенгаген и с успехом выступил в пост. им дивертисментах "Поклонение
грациям" и "Солдат и крестьянин". С 1830 Б. в течение 18 лет солист,
балетмейстер и гл. педагог датского Королевского балета. В
1855 - балетмейстер придворного балета в Вене. в 1861-64 - гл.
балетмейстер Королевской оперы в Стокгольме. С 1864 вновь работал в
Копенгагене, где в 1877 окончил свою артистич. деятельность. Б. был
выдающийся танцовщик, иск-во его характеризовалось силой, легкостью и
виртуозностью танца, большой музыкальностью. Пост. св. 50 балетов (ок.
15 балетов Б. сохраняются в репертуаре датского балета до наст.
времени). Среди них: "Сильфида" JL-венскьольда (1836), "Неаполь" (1842)
Паулли, Хель-стеда, Гаде, Момбье, "Народное предание" Гаде и Хартмана
(1854), "Далеко от Дании" Глезера (1860) и др. Пост. балеты: "Вальдемар"
(1835), "Праздник в
Альбано" (1839) Фрелиха, "Из Сибири в Москву" Меллера (1876),
"Валькирия" Хартмана, "Свадебный поезд в Хардангере" Паулли (1853) и
др.Оставаясь последователем школы Вестриса, Б. сумел придать датскому
балету нац. своеобразие: большая мимич. выразительность, высокая
прыжковая техника, энергичность, виртуозность мужского танца. В своих
пост. широко использовал фольклор,вводил характерные и нац. танцы как
своей страны, так и др. стран. Б. был выдающимся педагогом, он создал
школу хореографич. иск-ва, сформулировал метод, именуемый в датском
балете "урок Б.", записанный его учениками и вошедший в балетную
педагогич. практику настоящего времени. В 1874 Б. посетил Россию, дал
высокую оценку петербургскому балету в своих театральных мемуарах.
С о ч.: Mit teaterliv, p. 1-3, Kbh., 1847-77; Det konegliche danske
Theater, Kbh., 1848.
Лит.: Классики хореографии, M.- Л., 1937, с. 225- 327; Beaumont G.,
Supplement to Complete book of ballets, L., 194. p. 21-36: Krah-Jacobsen
S., The Royal Danish ballet, Toronto, 1955. Ham. P.
Обратно в раздел культурология












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.